Наконечники стрел, найденных в Ливенцовской крепости — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наконечники стрел, найденных в Ливенцовской крепости

2019-12-17 198
Наконечники стрел, найденных в Ливенцовской крепости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

По дисциплине: География

На тему: Влияние судоходных каналов на экологию

 

 

Курсанта 1 курса группы:  М-11

Суслин Л.Д.

Научный руководитель:

Преподаватель: Калашникова Д.А.

 

 

Ростов-на-Дону

2019

Глава 1. Ростовская область

Ростовская область — субъект Российской Федерации на юге европейской части России, входит в состав Южного федерального округа. Административный центр — город Ростов-на-Дону.

На востоке Ростовская область граничит с Волгоградской областью, на севере — с Воронежской, на юге — с Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкия, на западе — с Донецкой и Луганской областями Украины.

В 2007 году Банком России была выпущена памятная монета, посвящённая Ростовской области.

                 История Ростовской области

 

Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся сначала у греков Скифией (или Скитией); у римлян Сцитией, нередко Танаисом (по реке Танаису, нынешнему Дону); у римских историков І века — Сарматией; у днепровских руссов — Хазарией; у арабов — Казарией и Газарией; у Константина Багрянородного (X век нашей эры) — южное Подонье (до Кавказа названо Казахией).

По русским летописям ХІV и XV веков край этот назывался «По́лем», нередко «Диким полем», а с половины XVI века московские цари, начиная с Ивана Грозного, все владения казаков называют уже «Доном».

Средняя Азия в I тыс. до н.э.: Скифия, Маргиана, Парфия, Согдиана, Хорасмия

 

До нашей эры

 

Древние люди обживали эти земли вдоль нынешней реки Дон начиная с каменного века. Их стоянки обнаружены почти по всему течению Дона.

К финалу среднего виллафранка (2,1—1,97 млн л. н.) относится фрагмент плюсневой кости верблюда вида Paracamelus alutensis со следами рубки и пиления-резания каменны орудием. Кость была найдена Н. К. Верещагиным в 1954 году в Ливенцовском карьере (местонахождение Ливенцовка) на западной окраине Ростова-на-Дону вместе с другими фаунистическими остатками в хапровской аллювиальной толще, относящейся к русловой фации палео-Дона. В карьере близ Матвеева Кургана найдены расщеплённые кремни в вместе с остатками типичного хапровского фаунистического комплекса: Mastodon arvernensis, Hipparion sp., Archidiskodon meridionalis, Struthio и др. Во время существования хапровского (верхневиллафранкского) комплекса на юге Русской равнины были саванны с мягким тёплым климатом.

Нижнепалеолитические местонахождения Хрящи и Михайловское, расположенные в устье Северского Донца на Нижнем Дону, близки к клектонским индустриям Англии и Германии.

Самые древние археологические памятники ашельской культуры, найденные на территории Ростовской области, относятся к эпохе среднего палеолита (100—150 тысяч лет назад) это единичные находки орудий древнего человека. Они найдены на побережье Таганрогского залива, в устье Северского Донца и в других местностях. Люди в то время занимались охотой и собирательством.

Более многочисленны находки, относящиеся к мустьерской эпохе. Люди мустьерской культуры жили на этой территории за 40—50 тысяч лет до нашей эры. Основным средством их существования была охота. Они могли охотиться на бизонов, лошадей, гигантских оленей, некоторых хищников (лев, медведь), живших в те далёкие времена на территории Донского края. Орудия труда изготавливались в мустьерскую эпоху уже не из массивных кусков кремня, а из тонких отщепов. Это были ножи, скрёбла, остроконечники. На северном побережье Таганрогского залива находится более 25 мустьерских местонахождений (Рожок I—III, Левинсадовка, Беглицкая, Носово I и др.). На многослойной стоянке Рожок 1 (микулинское межледниковье) в IV (мустьерском) слое был найден коренной зуб палеоантропа, в морфологии которого, наряду с архаичными особенностями, выделены и сапиентные.

Люди эпохи верхнего палеолита научились охотиться с помощью загонов и ловчих ям на крупных животных: мамонтов, зубров; наряду с этим занимались и охотой на мелких зверей, рыб и птиц. В связи с охотой на крупных животных люди селились в удобных местах родовыми группами. Люди этого времени умело пользовались огнём, носили разнообразную одежду, сшитую из кож и шкур, освоили технику плетения, резьбу по дереву и кости́.

Около станицы Раздорская находится древнее неолитическое поселение Ракушечный Яр, нижние слои которого датируются второй половиной VII тыс. до нашей эры и стоянка Раздорская 2, датируемая последней четвертью 8 тыс. — первой четвертью 7 тыс. до нашей эры.

Петроглифы из хутора Скельновский были созданы ок. 5 тыс. лет назад.

На могильнике Вертолётное поле в Ростове-на-Дону трепанации черепов были сделаны не с медицинскими, а с ритуальными целями. В энеолитическом кургане 1 в катакомбном погребении 10 найдены фрагменты колеса из дуба со ступицей из берёзы, костяки мужчины и женщины с искусственно деформированными черепами.

 

Гражданская война на Дону

 

Окончательный удар по донским казакам, оставшимся в СССР после Гражданской войны, нанесли расказачивание, раскулачивание и голод 1932−1933 годов.

В 1944 году часть упразднённой Калмыцкой АССР вошла в состав Ростовской области.

Великая Отечественная война

 

Во время войны важное место заняли действия советских войск на Дону. Они продолжались около двух лет — с октября 1941 года по август 1943 года. 30 августа 1943 года, после прорыва Миус-фронта, был освобождён последний город области — Таганрог.

В фашистском плане «Барбаросса» особое значение отводилось овладению южными районами СССР. Немцы считали Ростов-на-Дону «воротами» Кавказа и придавали большое значение его взятию. Особые награды ждали участников этого марша. Гитлером был отдан приказ чеканить бронзовую медаль «За взятие Ростова». В честь командующего 1-й танковой армией намечено было переименовать столицу области в город Клейст-на-Дону.

Для действий на южном направлении немецкое командование выделило крупные силы: 1-ю танковую армию генерала Клейста в составе 2-х моторизованных, 49-го горнострелкового и итальянского экспедиционных корпусов. К 22 октября 1941 года немецкая группировка имела в своём составе 13 дивизий, в том числе три танковые и две СС: «Викинг» и «Адольф Гитлер» и ряд других частей.

За боевые отличия советских войск при освобождении Ростовской области — 11 соединениям и частям были присвоены почётные наименования «Донские». Среди них — 1-й гвардейский Донской танковый корпус (ранее 26-й), 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус (ранее 24-й), 3-й гвардейский Ростов-Донской истребительный авиаполк, 130-я и 416-я Таганрогские стрелковые дивизии, 5-й гвардейский Зимовниковский мехкорпус, 6-я гвардейская Донская истребительная авиадивизия, 6-я гвардейская Таганрогская бомбардировочная авиадивизия, 75-й Донской стрелковый полк.

XXI век

 

После распада СССР на территории России наблюдаются непоследовательные попытки возрождения донского казачества, где существует большое количество различных организаций, частью псевдоказачьих, использующих символикy без какой-либо преемственности.

   

 

Физико-географическая характеристика

 

Расстояние по прямой от Москвы — 756 км.

 

Гидрография

 

На территории области протекает одна из крупнейших рек Европы — Дон (длина 1870 км), расположено Цимлянское водохранилище (объём 24 млрд м³). Судоходны основные притоки Дона — реки Северский Донец и Маныч. Озёра занимают лишь 0,4 % территории области. Часть гидроэнергетического потенциала реализуется на Цимлянской ГЭС в размере 630 млн кВт·ч. На юго-западе область омывается Таганрогским заливом Азовского моря.

 

Геологическое строение и полезные ископаемые

 

Минеральное сырьё включает группу топливно-энергетических ресурсов, среди них — каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности. Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд м³. Имеются также месторождения железной руды, флюсовых известняков, строительных материалов, поваренной соли, природного газа.

 

Растительность

 

Лесной фонд области незначителен (2,4 % территории области) и большей частью представлен искусственными лесами, выполняющими водоохранные и защитные функции (70 % от общей площади земель лесного фонда).

 

 

Административно-территориальное деление

 

Согласно Закону «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области», субъект РФ включает:

· 55 административно-территориальных образований:

· 12 городских округов

· 43 муниципальных районов

· 408 административно-территориальных единиц:

· 18 городских поселений

· 390 сельских поселений.

Они в рамках административно-территориального устройства включают населённые пункты и районы в городе.

Административным центром Ростовской области является город Ростов-на-Дону.

Город Ростов-на-Дону состоит из 8 районов:

· Ворошиловский район

· Железнодорожный район

· Кировский район

· Ленинский район

· Октябрьский район

· Первомайский район

· Пролетарский район

· Советский район

В рамках муниципального устройства области, в границах административно-территориальных образований и административно-территориальных единиц области были образованы 463 муниципальных образования:

· 12 городских округов

· 43 муниципальных районов

· 18 городских поселений

· 390 сельских поселений

·

        Население Ростовской области

 

 

Численность населения

1959[19] 1970[20] 1979[21] 1987[22] 1989[23] 1990[24] 1991[24] 3 311 747 ↗3 831 262 ↗4 080 647 ↗4 290 000 ↗4 308 654 ↘4 307 956 ↗4 344 528 1992[24] 1993[24] 1994[24] 1995[24] 1996[24] 1997[24] 1998[24] ↗4 370 389 ↗4 404 578 ↗4 438 295 ↗4 481 882 ↗4 490 759 ↗4 495 520 ↘4 487 864 1999[24] 2000[24] 2001[24] 2002[25] 2003[24] 2004[24] 2005[24] ↘4 475 367 ↘4 454 446 ↘4 439 314 ↘4 404 013 ↘4 396 672 ↘4 365 594 ↘4 334 353 2006[24] 2007[24] 2008[24] 2009[24] 2010[26] 2011[24] 2012[27] ↘4 303 546 ↘4 275 978 ↘4 254 421 ↘4 241 821 ↗4 277 976 ↘4 275 223 ↘4 260 643 2013[28] 2014[29] 2015[30] 2016[31] 2017[18] 2018[32] 2019[8] ↘4 254 613 ↘4 245 532 ↘4 242 080 ↘4 236 000 ↘4 231 355 ↘4 220 452 ↘4 202 320

 

 

 

Численность населения области по данным Росстата составляет 4 202 320 чел. (2019). Плотность населения — 41,62 чел./км2 (2019). Городское население — 68,33 % (2018).

Урбанизация

 

Доля городского населения по данным всесоюзных и всероссийских переписей:

 

 

 

 

                            Экономика

 

В 2011 году в итоговом рейтинге социально-экономического развития минэкономразвития Российской Федерации Ростовская область занимала 39-е место, переместившись на 8 позиций вверх по сравнению с 2010 годом.

По данным Ростовстата, в январе-ноябре 2011 года индекс производства в Ростовской области составил 109,4 %, в то время как средний общероссийский показатель слегка превышает 105 %. 108,7 % составил индекс производства обрабатывающего сектора. Показатели объёма ввода многоквартирного жилищного строительства увеличились на 22 % по отношению к периоду января-ноября 2010 года. По итогам года в регионе произведено сельхозпродукции на 140 млрд рублей, индекс производства составил 111,5 %.

В 2011 году к 2010 году ВРП в области вырос на 7,2 %. Индекс промпроизводства области в 2011 году составил 110,3 % к предыдущему.

Ростовская область планирует в 2012 году увеличить объём валового регионального продукта по сравнению с 2011 годом на 6,4 %. В сфере сельского хозяйства область намерена достичь прироста валовой продукции не менее чем на 2,5 %.

Доходная часть бюджета на 2012—112 млрд 48,4 млн рублей, расходная — 119 млрд 775,2 млн рублей. Таким образом, дефицит бюджета-2012 составил 7 млрд 726,8 млн рублей, или 6,5 % от расходов.

В 2012 году были газифицированы все районы области. Последним районом, куда пришёл природный газ, стал Заветинский район.

В 2015 году ВРП достиг 1 триллиона 135 миллиардов рублей.

 

Промышленность

 

На территории области развиты аграрная промышленность, пищевая-перерабатывающая промышленность, тяжёлое и сельскохозяйственное машиностроение, угольная промышленность, автомобилестроение.

 

Крупные промышленные предприятия (Объём реализации (выручка), млн рублей, 2011)

 

· Таганрогский металлургический завод (25 724,20)

· Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик», принадлежит ОАО «Эмальянс» (с февраля 2012 входит в ОАО «Силовые машины») (11 978,90)

· ТАНТК им. Бериева

· Новочеркасский электровозостроительный завод (17 146,10)

· Атоммаш

· Ростовский электрометаллургический завод (8 879,50)

· Роствертол (19 986,00)

· Ростсельмаш (16 154,80)

· Ростовская АЭС

· Цимлянская ГЭС

· Новочеркасская ГРЭС

· Новочеркасский электродный завод (5 491,00)

· Новошахтинский завод нефтепродуктов (53 952,00) — вторая по размеру выручки компания в области, 5-я в ЮФО (принадлежит группе компаний «Юг Руси») и 126-е в России.

· ОАО «АСТОН» (пищевая промышленность) (17 627,00)

· ОАО «Донской Табак» (9 830,30)

· АО «Клевер»

· ООО «Сальсксельмаш»

Лёгкая промышленность

 

· ОАО «Цимлянская ковровая фабрика»

· ОАО «Глория Джинс» (15 075,70)

· ООО «Донской Пух» (Каменская пухо-перовая фабрика)

· ООО «Донецкая Мануфактура М» (принадлежит группе «Мегаполис»)

 

Крупные предприятия

· ООО НПП «Вибробит»

 

Энергетика

 

Теплоэнергетика

 

В регионе расположена крупнейшая электростанция Южного федерального округа, входящая в состав ОГК-6:

· Новочеркасская ГРЭС — 2112 МВт

Также в Ростовской области действуют тепловые станции, входящие в ООО «Лукойл-Ростовэнерго»

· Волгодонская ТЭЦ-2 — 420 МВт

· Каменская ТЭЦ — 34 МВт

· Ростовская ТЭЦ — 160 МВт

· Шахтинская ГТЭС — 100 МВт

Кроме того, в г. Красный Сулин функционирует Экспериментальная ТЭС (105 МВт).

Гидроэнергетика

В городе Цимлянске находится Цимлянская ГЭС — 211,5 МВт, входящая в ООО «Лукойл-Экоэнерго».

Атомная энергетика

В городе Волгодонске работает Ростовская АЭС — 3100 МВт.

 

Транспорт

 

Автомобильный

Железнодорожный

 

В Ростовской области находятся железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Северо-Кавказской железной дороге. Через область проходят железнодорожные маршруты, ведущие из запада, центра страны, Сибири, Урала, Поволжья и других регионов на юг России — в регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (к морским портам Азовского, Чёрного и Каспийского морей), а также в курортные зоны Черноморского побережья Кавказа, Кавказских Минеральных Вод и другие.

Крупнейшими железнодорожными узлами Ростовской области являются Ростов-Главный, Батайск, Сальск и Лихая.

Главный железнодорожный вокзал станции Ростов-Главный имеет самый высокий пассажиропоток в Южном федеральном округе — более 3 млн пассажиров в год.

Водный

 

Основные водные артерии области — реки Дон и Северский Донец. Имеют статус морских портов Азовского моря и наибольший грузооборот Таганрог (2,4 млн тонн), Азов (6,6 млн тонн) и Ростов-на-Дону(12,9 млн тонн). Крупнейшим инфраструктурным проектом в низовьях реки Дон является строительство Ростовского универсального порта, на 2016 год построены его 1-й и 2-й грузовые районы. Проектируемая общая пропускная способность РУПа — 16 миллионов тонн грузов в год. Разработан по инициативе ГК «Азово-Донское пароходство».

 

 

 

 

Сельское хозяйство

 

Ростовская область — крупный производитель сельхозпродукции (4,6 % российского производства, второе место после Краснодарского края). Главное богатство области — её почвенные ресурсы. В общей структуре земли чернозёмы составляют почти 65 %.

Более 60 % валовой продукции сельского хозяйства области производится в отраслях растениеводства. Первостепенное значение в его структуре имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. По валовому сбору зерна Ростовская область занимает третье место в России после Краснодарского и Ставропольского краев (6617 тысяч тонн в 2014 году). Главная зерновая культура — озимая пшеница. Широко распространены посевы кукурузы, риса, проса, гречихи и других крупяных культур, сои.

Ведущей технической культурой является подсолнечник. По сбору семян подсолнечника область занимает четвёртое место в стране (814 тысяч тонн в 2014 году). Крупные сборы в области сахарной свеклы — 490 тысяч тонн в 2014 году. Большие площади заняты под овощеводство. По сборам овощей область занимает пятое место в РФ. На промышленной основе создано садоводство и виноградарство. По сборам плодов и ягод область занимает шестое место в России.

 

Посевные площади:

год 1959 1990 1995 2000 2005 2010 2015
тыс. гектар 5937 5224,0 4621,7 3858,1 4180,1 4351,4 4467,8

 

В животноводстве хозяйства области специализируются по следующим направлениям — молочному и мясному скотоводству, овцеводству, коневодству и птицеводству. По поголовью крупного рогатого скота Ростовская область занимает 6-е место в России, овец и коз — 7-е место, свиней — 12-е место, по производству скота и птицы на убой — 10-е место, молока 5-е место, яиц — второе место после Ленинградской области, шерсти — 5-е место, мёда — 5-е место, риса — 3-е место.

В Ростове-на-Дону

· Южный федеральный университет (ЮФУ)

· Южный научный центр РАН (ЮНЦ РАН)

· Ростовский государственный медицинский университет (РГМУ)

· Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова (РГК)

· Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)

· Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ)

· Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Южно-Российский институт управления). Бывший СКАГС

· Донской государственный технический университет (ДГТУ)

· Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ, РИНХ)

· Ростовский юридический институт МВД России

· Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова филиал ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»

· Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (ВГУЮ)

· Частное образовательное учреждение высшего образования «Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)»

· Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя»

· Частное учреждение высшего образования «Южно-Российский гуманитарный институт»

В прочих городах области

· Южно-Российский государственный политехнический университет (ЮРГПУ, Новочеркасск)

· Донской государственный аграрный университет (ДонГАУ, Персиановский)

· Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова — филиал ДонГАУ

· Технологический институт ЮФУ в городе Таганроге (ТТИ ЮФУ, Таганрог)

· Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал Донского государственного технического университета в городе Шахты)

· Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики»

· Донецкий Институт управления бизнеса и права частного образовательного учреждения высшего образования «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)» (Донецк)

· Сальский Институт управления, бизнеса и права частного образовательного учреждения высшего образования «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)» (Сальск)

Филиалы

· Ростовский-на-Дону филиал Всероссийского Государственного Института Кинематографии имени Сергея Апполинариевича Герасимова

· Ростовский филиал Московского государственного университета технологий и управления

· Ростовский филиал Российской Академии Правосудия

· Ростовский филиал Российского торгово-экономического университета

· Ростовский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

· Ростовский филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

· Ростовский филиал Российской таможенной академии

· Ростовский филиал Московской Финакадемии

· Волгодонский инженерно-технический институт (филиал) Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (МИФИ)

· Донской казачий государственный институт пищевых технологий и бизнеса (филиал МГУТУ)

 

 

               Достопримечательности

 

На территории области находится 8057 объектов археологического наследия федерального значения. К ним относятся Нижне-Гниловское городище и некрополь, Фрагменты стены Генуэзской крепости XIV в., археологический музей-заповедник «Танаис», множество Курганных могильников и некрополей.

С 2002 года в Ростовской области проходят единственные в стране гонки на тракторах «Бизон-Трек-Шоу». В уникальных соревнованиях принимают участие механизаторы сельхозпредприятий из России и зарубежья. За минувшее время гонки на тракторах стали настоящим спортивным праздником работников сельского хозяйства.

 

                                Театры

 

· Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького

· Ростовский государственный музыкальный театр

· Ростовский государственный театр кукол

· Ростовский областной академический молодёжный театр (бывший Ростовский театр юного зрителя)

· Волгодонский молодёжный драматический театр

· Таганрогский ордена Почёта драматический театр имени А. П. Чехова

· Донской театр драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) г. Новочеркасск

· Шахтинский драматический театр, г. Шахты

· Новошахтинский драматический театр, г. Новошахтинск

 

                                 Музеи

В Ростове-на-Дону

· Ростовский областной музей краеведения

· Ростовский областной музей изобразительных искусств

· Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской

· Музей русско-армянской дружбы

· Музей Северо-Кавказской железной дороги

· Центр современного искусства «Табачная фабрика»

В других городах области

· Археологический музей-заповедник «Танаис», хутор Недвиговка

· Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, город Таганрог

· Новочеркасский музей истории Донского казачества, город Новочеркасск

· Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, город Азов

· Сальский художественный музей имени народного художника В. К. Нечитайло, город Сальск

· Волгодонский художественный музей, город Волгодонск

· Волгодонский эколого-исторический музей, город Волгодонск

· Гуковский музей шахтёрского труда, город Гуково

· Раздорский этнографический музей-заповедник, станица Раздорская

· Дом-музей С. М. Будённого, станица Буденновская

· Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, станица Вёшенская

· Аксайский военно-исторический музей, город Аксай

· Шахтинский краеведческий музей, город Шахты

 

Глава 2. Багаевский гидроузел. Необходимость строительства.

Река Дон, являющаяся одной из важнейших судоходных рек России, берет начало на восточных склонах Среднерусской возвышенности на высоте 180 м вблизи г. Новомосковска Тульской области. Протекает по территории Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областей, впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Почти 1000 км Дон протекает по засушливой степной зоне, где летних осадков очень мало. Поэтому до строительства Цимлянского гидроузла Дон характеризовался высоким половодьем и длительной низкой меженью с незначительными глубинами: 50-70 см на Верхнем Дону и 70-80 см на Нижнем Дону, что было значительным тормозом в развитии судоходства. В начале XIX в.по инициативе купцов и судовладельцев на Дону началось организованное судоходство. Сначала занимались промерами глубин и выставлением судоходной обстановки, а в дальнейшем приступили к увеличению глубин, для чего использовались бороны, волокуши и струги, с помощью которых песок на гребне перекатов взмучивался и уносился речным потоком. Однако такие меры позволяли увеличить глубины не более чем на 20 см и носили кратковременный характер. В конце XIX в. для увеличения глубин стали применять водостеснительные выправительные сооружения и землечерпание. Однако этого было также не достаточно, поскольку глубины не превышали 110-120 см. В 1920 г. для улучшения судоходных условий был введен в эксплуатацию Кочетовский гидроузел, что увеличило судоходные глубины до устья р. Северский Донец и обеспечило свободный выход судов в Дон с Северско-Донецкой шлюзованной системы. Выше устья р. Северский Донец глубины по-прежнему не превышали 120 см и лимитировали судоходство. 27.02.1948 вышло постановление Совета Министров СССР № 480-183с «О строительстве Волго-Донского водного пути и комплексном использовании водных ресурсов Нижнего Дона». В соответствии с данным постановлением до строительства гидроузлов на Нижнем Дону транзитная глубина должна была составлять 240-260 см. После строительства гидроузлов глубина должна была быть доведена до проектной величины 365 см. После введения в 1952 г. Волго-Донского судоходного канала для обеспечения заданных глубин ниже Цимлянского гидроузла началось проведение крупномасштабных дноуглубительных работ, которые с каждым годом увеличивались и в навигацию 1968 г. составили 7,1 млн м3. В 1967 г. вышло постановление Минречфлота РСФСР об увеличении гарантированной глубины с 365 см до 400 см, в связи с чем объемы дноуглубления еще больше увеличились и в навигацию 1974 г. составляли уже около 10 млн м3. В результате к 1969 г. гарантированная глубина на участке устье р. Северский Донец — Ростов была доведена до 340 см, а к 1975 г. — до 350 см. Вместе с тем дальнейшее дноуглубление уже не давало необходимого результата и в сочетании с действием осветвленной воды, сбрасываемой в нижний бьеф Цимлянского и Кочетовского гидроузлов, вело к просадке уровней воды в реке.

 Дон исчерпал свои восстановительные функции, в результате чего чем больше проводилось дноуглубление, тем больше происходила просадка уровня воды и тем хуже становились условия судоходства. Решить задачу достижения глубины 400 см от Цимлянского гидроузла до Кочетовского гидроузла удалось только после введения в эксплуатацию Николаевского (1974 г.) и Константиновского (1982 г.) гидроузлов.

Ниже Кочетовского гидроузла в связи с просадкой уровней воды глубина на пороге шлюза по-прежнему составляла 360-370 см. Больших глубин можно было достичь только увеличением попусков из Цимлянского водохранилища. Однако непродуманная политика Минречфлота в части увеличения гарантированной глубины с 365 см до 400 см подорвала возможности Цимлянского водохранилища. Обеспечивать глубины 400 см оно оказалось не в состоянии. Тем более что Минречфлотом постоянно увеличивалась продолжительность навигации, которая также требовала воды. По проекту Волго-Донского водного пути расчетная продолжительность навигации составляла 200 суток. Но постепенно она была доведена до 240 суток, а в некоторые годы до 260 суток, т.е. увеличена на 20-30%. Обеспечить такие запросы Минречфлота Цимлянское водохранилище никак не могло. Таким образом, вложив огромные средства в реконструкцию внутренних водных путей и нанеся огромный ущерб водным объектам, достичь глубины 400 см Минречфлоту так и не удалось. В результате построенные крупнотоннажные самоходные суда с большой осадкой стали ходить с недогрузом, а мелкотоннажный и среднетоннажный флот потерял в скорости по причине эксплуатации крупнотоннажных судов. Причем это касается не только Дона, но и Волги. Вот уже в течение 30 лет Минречфлот РФ, а затем Минтранс РФ пытаются добиться подъема Чебоксарского водохранилища до 68. Схема шлюзования Нижнего Дона. Цимлянское водохранилище шлюз №14 отметки, надеясь получить глубину 400 см в районе Городца. За это время состарились и списаны суда, рассчитанные на эту глубину, разорились многие судоходные компании, не выдержав конкуренции с железнодорожным транспортом, а Минтранс РФ снова и снова пытается продолжать политику прошлого, повидимому, забыв, что сегодня другая страна и другие условия, в которых необходимо научиться считать не только доходы отдельных судоходных компаний, но и убытки бюджета, ущерб водопользователей, а также вред, наносимый населению и природе. В 2004 г. началось строительство второй нитки Кочетовского шлюза, которая стала первым крупным объектом водного транспорта, построенным после ввода в эксплуатацию в 1994 г. второй нитки Шекснинского шлюза. 15.07.2008 вторая нитка Кочетовского шлюза в торжественной обстановке в присутствии Председателя Правительства РФ была введена в эксплуатацию. В результате грузопропускная способность шлюза стала почти в 3 раза больше, чем Волго-Донского судоходного канала, и уже никак не лимитировала грузопотоки. Через шлюз, при соответствующих мероприятиях в нижнем бьефе, стало возможным пропускать суда с осадкой до 3,6 м. Просадка уровня воды в нижнем бьефе гидроузла практически стабилизировалась, порог нового шлюза осадку судов не ограничивает и уже нет никаких оснований для того, чтобы еще что-то строить.

 

Багаевский гидроузел

Строительство объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Азово-Донского бассейна, III этап (Багаевский гидроузел)» ведется в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", пoдпрограмма "Внутренний водный транспорт". Основным лимитирующим участком для водного транспорта не только в Южном федеральном округе, но и на ЕГС в целом является участок на Нижнем Дону от Кочетовского гидроузла до 3121 км судового хода – границы внутренних водных путей Российской Федерации. Протяженность лимитирующего участка составляет 114 км.

Обеспечение гарантированной глубины 340 см напрямую зависит от накопленного объема воды в Цимлянском водохранилище и расходов воды через гидроузел в период навигации, а также от сгонно-нагонных явлений при различных направлениях ветров. Через участок проходит грузопоток экспортно-импортных грузов (порядка 12 млн тонн в год), идущий через Волго-Донской судоходный канал с Волги, Каспия в направлении Азово-Черноморского бассейна. Недозагрузка флота из-за отсутствия необходимых глубин для крупнотоннажных судов, которые составляют более 75% единиц флота и обеспечивают около 85% объема перевозок экспортно-импортных грузов, в настоящее время приводит к потере грузооборота по расчетным данным порядка 2 млн тонн в год. По оценке специалистов, в ближайшие 10 лет ожидается значительный рост перевозок на Волго-Донском водном пути, при этом проведенные маркетинговые исследования перспектив развития грузовых перевозок по Нижнему Дону показали, что их объемы могут составить к 2020 г. около 19 млн тонн. Стратегически важным вопросом является обеспечение гарантированных глубин судового хода 4 м на лимитирующем (по осадке эксплуатируемых судов) участке Волго-Донского пути на реке Дон ниже Кочетовского гидроузла. Самым затруднительным участком на Нижнем Дону считается участок от Кочетовского гидроузла до станицы Багаевская. В навигацию 2012 г. была установлена гарантированная глубина судового хода на этом участке – 340 см. В этой связи очевидна необходимость строительства низконапорного гидроузла в данном районе. В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в составе 3-го этапа комплексной реконструкции Азово-Донского бассейна были проведены проектно-изыскательские работы (1 этап) по обоснованию строительства низконапорного гидроузла на реке Дон в Багаевском районе Ростовской области на сумму 51,9 млн руб. Генеральный проектировщик – ЗАО «ОПК ТрансГидроПроект» в 2011-2012 гг. выполнил разработку конструктивно-планировочных решений и обоснования основных технико-экономических характеристик и показателей комплексного низконапорного гидроузла в районе станицы Багаевская Ростовской области. По результатам проведенных проектных работ из двух альтернативных вариантов выбрано место расположения створа нового низконапорного гидроузла – на 3089 км судового хода ЕГС (в районе острова Арпачинский (Белый)) с НПУ верхнего бьефа 2,8 м БС.

В целях недопущения негативных последствий от возможного изменения гидрологических условий в реке Аксай в её истоке предусматривается строительство гидроузла-регулятора, аналогичного водосбросу-регулятору низконапорного Багаевского гидроузла. С помощью этого сооружения в реке Аксай будет создаваться гид равлический режим для водоснабжения Новочеркасской ГРЭС. На основании сводного сметного расчета оценка стоимости строительства комплекса Багаевского гидроузла в ценах 2012 г. составляет 34,3 млрд руб.

 

Реализация данного проекта позволит:

  государству • увеличить поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и создать благоприятную среду для перевозчиков и развития судостроения;

 • способствовать переключению грузопотоков на внутренний водный транспорт, повысить доходы за счет роста грузопотоков и увеличения загрузки судов.

судоходным компаниям • увеличить объем доставки грузов и снизить затраты на их транспортировку.

  потребителям • снизить стоимость товаров и услуг за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукта.

Вместе с тем после ввода в эксплуатацию второй нитки Кочетовского шлюза началось продвижение вопроса о строительстве Багаевского гидроузла. Инициатива, как всегда, идет сверху и без должной научной проработки. Минтранс России объявляет, что строительство нового гидроузла — это хороший инвестиционный проект, в котором внебюджетные средства могут составить 15-20% стоимости объекта. Росморречфлот заказывает проект гидроузла, полагая, что это действительно хороший проект. Согласно проекту "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Азово-Донского бассейна. III этап. Том I. Общая пояснительная записка. 2012г." Багаевский гидроузел будет располагаться на 3089 км судового хода, вблизи хутора Арпачин. В состав гидроузла должны войти водосливная или судоходная плотины, земляная плотина, водосброс-регулятор, судоходный шлюз и рыбопропуск


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.