Реформирование налоговой системы РК на современном этапе — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Реформирование налоговой системы РК на современном этапе

2019-12-17 151
Реформирование налоговой системы РК на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:

- устойчивость и сбалансированность бюджета;

- формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;

- обеспечение широкомасштабных инвестиций;

- всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Этот исходный посыл мог бы быть развернут рядом конкретных положений:

1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач

2. Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику

3. Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы

4. Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно

5. Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания

6. Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса

7. Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.

8. Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов

9. Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

Казахстанская экономика существует в двух измерениях: в официальном, где подавляющая доля ВВП, налоговых и таможенных платежей производится ограниченным кругом крупных предприятий, и в теневом, где вращаются миллиарды долларов, не закреплены права участников рынка и не платятся официальные платежи.

Сложившаяся налоговая система не стимулирует предприятия обрабатывающего сектора промышленности, поддерживая в то же время строительную и сырьевую отрасли экономики. Также налоговая система не стимулирует зарплатоемкие производства с высокой добавленной стоимостью, более того, налоговый пресс на данные отрасли выше, чем на сырьевые. Это стало одной из причин, по которой доля ведущих отраслей обрабатывающего сектора в промышленности (текстильная и швейная, обувная и кожевенная, пищевая отрасли, машиностроение и металлообработка) снизилась в три раза: с 48 до 14%.

Большинство действующих предприятий показывают в отчетности убытки. Для некоторых из них это действительно отражает трудности ведения дел, но многие предпочитают проводить свои операции в тени. Ассоциация таможенных брокеров подтверждает эту ситуацию конкретными цифрами. «Мы обратились в таможенные органы сопредельных стран, – рассказывает председатель ассоциации Геннадий Шестаков. – И выяснили, что ввоз различных товаров в Казахстан на 4 млрд долларов превышает данные, предоставляемые нашей статистикой. Например, только из Китая ежегодно ввозится на 1,5 млрд долларов неучтенных товаров». И это только цены на границе Казахстана, а если считать по ценам «на прилавке», теневой неучтенный оборот составит не менее 8 млрд долларов ежегодно.

При теневом импорте на импортируемые товары не оплачивается НДС, являющийся источником возмещения НДС из государственного бюджета для экспортеров, в первую очередь сырьевиков. Скажем, для теневого импорта из Китая неоплаченный НДС достигает не менее 29 млрд тенге ежегодно. В результате долги бюджета по невозмещенному НДС выросли за пять лет в пять раз и достигли 100 млрд тенге в 2005 году, хотя государственный бюджет в прошлом году возместил НДС экспортерам на сумму около 140 млрд тенге. Складывается парадоксальная ситуация, когда потребители и предприятия несырьевого сектора фактически платят через госбюджет все более возрастающие суммы экспортерам сырья в форме возмещения НДС по нулевой ставке и при этом еще остаются должниками. [13]

 Необходимо изменить размер доли добавленной стоимости до 25%, предоставлять льготы всем предприятиям, внедрившим стандарты качества ISO, а не только лауреатам страновых конкурсов качества. Количество лауреатов ограничено единицами, реальная потребность в росте качества продукции казахстанских предприятий является массовой, тем более в свете новой, экспортно-ориентированной стратегии развития бизнеса.

В развитых странах мира ставки налогообложения малого и среднего бизнеса намного ниже, чем в крупных фирмах, так как кроме важной экономической функции малый бизнес несет социальную функцию по созданию занятости и формированию стабильного среднего класса. Предусмотрены также многочисленные налоговые льготы для поддержки экспорта, инвестиционные льготы, открытие производств в депрессивных регионах, льготы по налогообложению доходов, полученных за рубежом. Одновременно с ослаблением налогового бремени по приоритетным направлениям практикуется жесткое администрирование по сбору налогов. Уклонение от налогообложения считается одним из наиболее тяжелых экономических преступлений. Поэтому, например, японская якудза является единственной в мире мафией, платящей налоги, так как наказание за неуплату налогов по любым видам доходов гораздо суровее наказания по выявлению преступной деятельности – любопытный парадокс японской правовой системы.

Казалось бы, в Налоговом кодексе уже заложены механизмы работы по упрощенной декларации, предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса. Однако данный механизм не пользуется особой популярностью. Так, из 40 тыс. предприятий, имеющих ежеквартальный доход до 25 млн тенге, в 2004 году упрощенной декларацией воспользовалось всего 8 тыс. юридических лиц. Бизнесмены, проведя сравнение двух режимов – общеустановленного и упрощенного, выбирают обычный режим, пусть даже и сопряженный со сложной бухгалтерией, так как при этом они платят меньший процент от выручки, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3–7% от выручки. Если же введут единую ставку налогообложения для малого бизнеса, например 5%, то для многих юридических лиц, пользующихся режимом «упрощенки», произойдет увеличение нагрузки, так как большинство из них сегодня облагается по нижней ставке в 3%. А для индивидуальных предпринимателей – физических лиц нагрузка вырастет однозначно, так как сегодня они платят налоги по ставке от 3 до 5%. Очевидно, следуя общей логике Послания президента, необходимо принять единую ставку налогообложения для предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, равную 2–3%.

По мнению председателя Налогового комитета Министерства финансов Казахстана Нурлана Рахметова, основной задачей на данном этапе развития налоговой системы является дальнейшее улучшение электронного администрирования: доработка программного обеспечения, дальнейшая компьютеризация налоговых органов, рост пропускной способности каналов связи. Только переход к высоким технологиям, по мнению главного налоговика страны, позволит добиться прозрачности и повышения производительности налоговых органов. Вопрос низкой оплаты труда также актуален – средняя зарплата работника налоговых органов составляет около 23 тыс. тенге.

Однако, согласно опросу, проведенному Sertum International Sistem по заказу Министерства индустрии и торговли, для предприятий малого бизнеса основными проблемами налоговой системы являются трудность оспаривания неправомерных действий налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности. Таким образом, малый и средний бизнес в Казахстане и официальные налоговые органы все еще живут в разных измерениях, пересекаясь только отчасти.

Инициативы, изложенные в Послании президента – снижение налогового бремени, упрощение отчетности, амнистия выведенных из-под налогообложения капиталов, создают возможность формирования нового взаимовыгодного для государства и предпринимателей формата налоговых отношений. Если, конечно, Налоговый комитет сможет его создать, обратив внимание не только на задачи автоматизации деятельности налоговых органов, но и на конструктивные предложения со стороны предпринимателей.

Законодательным проектом предусмотрены нормы, которые направлены на противодействие незаконному предпринимательству, а также на совершенствование процедур возврата налога на добавленную стоимость (НДС) по экспортным операциям. Говорится в них и об акцизной политике, о теневой экономике.

Правительство предлагает внести изменения по снижению налогового бремени и усилению администрирования.

Авторами дополнительно к изложенным мерам предлагаются изменения, связанные с общим укреплением администрирования. А именно: предоставить право налоговому комитету требовать представления консолидированной отчетности, в частности, по дочерним предприятиям, находящимся за рубежом. Это позволит эффективно устранять схемы уклонения от налогообложения с применением оффшорных юрисдикций. Предлагается публиковать в средствах массовой информации списки недобросовестных работодателей, которые имеют задолженность по обязательным пенсионным взносам. Это позволит, заверяют разработчики нововведений, работникам контролировать действия работодателя.

Правительство обращает внимание, что в предлагаемых Мажилису поправках уточняются понятия «служебная командировка» и «право требования». Порядок выдачи разовых талонов местными исполнительными органами будет согласовываться с налоговым комитетом. Это унифицирует процедуру и сделает ее понятной населению. Устанавливается порядок применения конвенций об избежании двойного налогообложения (конвенции) резидентами. Разработчиком предлагается конкретизировать и прочие нормы налогового законодательства с целью их однозначного толкования. Такой шаг сделает, утверждает Правительство, ведение предпринимательской деятельности в Республике Казахстан более предсказуемым.

В настоящее время, отмечают авторы поправок, представители налоговых органов имеют возможность выбирать размер налагаемого штрафа произвольно в пределах, установленных в Кодексе об административных правонарушениях. Такая практика вызывала нарекания налогоплательщиков, потому что создавала условия для проявления коррупции. Поправками предполагается заменить минимальные и максимальные размеры административных штрафов едиными ставками. Эти проекты, по замыслу их авторов, должны упростить многие административные процедуры. Вместе с широким применением информационных технологий это позволит снизить время налогоплательщика, затраченное на общение с представителями налоговых органов.

Наряду с этим, проектом предлагается расширить освобождение операций по финансовому лизингу от НДС на сублизинг и предоставить льготу по корпоративному подоходному налогу организациям, осуществляющим первую передачу активов сублизингодателю. Это сделает лизинг более доступным для малых форм предпринимательства, не способных самостоятельно работать с лизинговыми компаниями.

В правительственных нововведениях предлагается уточнить льготную норму по отнесению на вычет расходов на обучение физических лиц, с которыми не заключены трудовые договора. Вычету будет подлежать не только оплата обучение, но и расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно при окончании, проживание и питание обучаемого лица. Эта мера сделает, утверждают авторы, ранее установленную норму комплексной. Это расширит, в свою очередь, количество организаций, желающих создать кадровый резерв, а, следовательно, повысить профессиональный уровень персонала. Намечается привести нормы режима налогообложения аффинированных драгоценных металлов в соответствие с режимом обложения финансовых инструментов. Это видится через освобождение оборотов аффинированного золота и платины от НДС, а также применение нулевой ставки при реализации производителями аффинированного золота. Это станет стимулом для развития рынка драгоценных металлов в Казахстане. А финансовым организациям, в том числе пенсионным фондам, позволит диверсифицировать свои активы и снизить риски финансового сектора.

Поступившие в Мажилис налоговые поправки содержат также нормы по совершенствованию акцизной политики. Согласно Налоговому кодексу, подакцизные товары (за исключением виноматериала и пива) подлежат маркировке акцизными марками и/или учетно-контрольными марками. При этом нормы Таможенного кодекса, законов «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» и «О регулировании торговой деятельности» не предусматривают использование маркировки учетно-контрольными марками. В связи с этим, поясняет Правительство, возникает необходимость приведения названных законодательных актов в соответствие с указанной нормой Налогового кодекса. Поправки предусматривают формирование единого информационного банка данных о производстве и обороте подакцизных товаров. Предполагается вместе с этим внедрение прогрессивных методов контроля над оборотом отдельных видов подакцизных товаров через систему учета единицы продукции. Как считают авторы поправок, данные меры позволят защитить легальную продукцию от фальсификации. Они дают возможность определить легальность происхождения посредством использования учетно-контрольных марок и создать экономически благоприятные условия для производства качественной, конкурентоспособной продукции.

По НДС, например, предполагается плавное снижение до уровня около 10% к 2010 году. Кстати, по малому бизнесу предусмотрена программа специальных мер. Например, налоговый режим по упрощенной декларации, но для того чтобы пользоваться этим режимом, существуют определенные ограничения. С 2007 года предполагается сделать единую шкалу по упрощенной декларации для всех – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, предполагается снижение на 1% НДС, а также снижение социального налога на 30% и введение плоской шкалы индивидуального подоходного налога на уровне 10%.

Если сравнить налогооблагаемую базу по действующим ставкам с той, которая будет, то это будут 35 млрд тенге потери по НДС. По социальному налогу, если взять предполагаемый с 2008 года фонд оплаты труда и 30-процентное уменьшение налога, то получится 120 млрд тенге. То есть общая сумма потерь бюджета за 2007–2008 годы от снижения налогов составит около 200 млрд тенге (11% доходной части бюджета образца 2005 года. – «ЭК»).

В 2004 году был введен регрессивный порядок вычисления социального налога.

Максимальные отчисления составляют 20% на 1 работающего при заработной плате до 15 МРП. При оплате труда от 40 до 600 МРП с нарастающим итогом – уже только 7%. На сегодня в среднем по стране общий процент изъятия – 15,8%.

Однако предполагается значительное увеличение фонда оплаты труда. В 2005 году он составлял более 1,3 трлн тенге, в 2006 году ожидаем более 1,6 трлн, в 2007 году, когда произойдет объявленное президентом увеличение зарплаты бюджетников, – 2,2 трлн, а в 2008 году – более 2,5 трлн тенге. Если оставить ставку в среднем 15,5%, то суммы будут тяжелы для работодателей.

Сейчас государство готовиться к введению всеобщего декларирования. Концепция предполагает не одномоментный, а поэтапный переход

То есть перед начислением подоходного налога из доходов граждан бухгалтерия предприятия может вычитать суммы, направленные на погашение вознаграждения по жилищным займам, полученным физическим лицом в ЖСБ на ремонт, приобретение, строительство жилья. А также по накопительному страхованию.

Во всех развитых странах налоговая система является одним из самых эффективных востребованных инструментов воздействия на экономические процессы. В периоды экономического роста государства вводят налоговые льготы для отраслей, которые считаются приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов – вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

В Казахстане в последние годы налоговой реформе уделялось достаточно серьезное внимание. Принят Налоговый кодекс, за последние 5 лет время от времени происходило снижение разного вида налогов (НДС, социального налога, индивидуального подоходного), внедрялись прогрессивные методы их уплаты (регрессивный для расчета социального налога, упрощенный метод для индивидуалов и малого и среднего бизнеса). Применялись налоговые льготы (для нефтехимии, СЭЗ, инвестиционные). Правительство порой обещало бизнесу новые налоговые послабления. Только вот последние тенденции в нашей экономике – замедление промышленного роста на фоне фантастически благоприятной мировой конъюнктуры – заставляют усомниться в том, что с налоговой системой у нас все в порядке. Президент в ежегодном Послании объявил о предстоящих в 2007–2008 годах снижении НДС в целом на 2–3%, социального налога на 30%, введении плоской шкалы индивидуального подоходного налога.

Однобоко сырьевая экономика, потребность несырьевого сектора в инвестициях, требования президента подталкивают к тому, чтобы действительно снизить налоги и поощрить инвестиции. И ситуация с точки зрения социальных обязательств прекрасная: огромный Нацфонд создает запас прочности, конъюнктура на рынке нефти обещает быть неплохой и дальше. Но ведь и сегодня ставки других основных налогов – НДС, на прибыль, на имущество – соответствуют средним уровням и даже значительно ниже развитых стран, поэтому и они вроде бы не должны вызывать никаких нареканий.

Тем не менее ни один предприниматель, казахстанский или иностранный, реально пытающийся делать бизнес в Казахстане, не назовет наш налоговый климат благоприятным для предпринимательства. Главная проблема не в величине налогов, а в налоговом администрировании и административных барьерах. Отсюда главная цель, которую должно решить правительство – не просто механическое снижение налогов, а создание действительно благоприятного налогового климата для бизнеса. Есть и еще одно обстоятельство – стабильность налогового режима. О нем говорят и сами предприниматели. «Дайте нам возможность спокойно работать. Не трогайте налоговую систему хотя бы года два», – чуть ли не самое распространенное мнение о налоговой реформе в бизнес-среде. Предпринимателей можно понять. В условиях устойчивой налоговой системы бизнес может работать спокойно, четко понимая и приспосабливаясь к правилам игры. При всем этом стабильность системы отнюдь не означает ее незыблемость, а лишь жесткую предсказуемость. К сожалению, у нас автором налоговых инициатив, как правило, выступает президент, оглашая их в своих ежегодных посланиях. Между тем в стране давно сформировались и работают компании, строящие бизнес-планы и стратегии не на один год, а на 5–10 лет. В этой ситуации правительству логично было бы разработать и обнародовать своего рода налоговый меморандум или налоговую хартию, кому как больше нравится, в которой четко указать хотя бы на 5-летний период, каким образом будет формироваться налоговая политика. Например, в 2007 году предполагается снижение НДС на 1%, в 2008-м – на 2, в 2010-м – еще на 2%.

Таким образом, действующее реформирование утвердила приоритетность акцизной политики и политик регулирования НДС, внедрения новых эффективных форм администрирования. Выделяется необходимость налоговых  реформ для создания действительно благоприятного налогового климата для бизнеса.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С удовлетворением можно отметить, что за последние годы Казахстан достиг качественного роста по совершенствованию налоговой системы.

Что можно отнести к достоинствам организации современного налогового процесса в Казахстане? Это, прежде всего, ответственная государственная политика, согласованная с политическими и экономическими реальностями.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Республики Казахстана была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Пересмотр ставок налога (НДС, ИПН, КПН, Социальный налог) в сторону снижения, сокращения их количества, льгот и т. д. несомненно, играет положительную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям. Все это создает благоприятные условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиции в сферу производства и для увеличения в целом налоговой базы.

Новый, недавно принятый, составленный с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый кодекс 2009, разработан Правительством РК. Несомненно, он является прогрессивным законодательным актом, по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, и создал более благоприятный правовой режим для налогоплательщиков. Однако уже с первых дней действия нового Налогового кодекса встал вопрос о внесение в него дополнений и изменений.

Улучшениями в налоговой системе являются такие процедуры, как налогоплательщики имеют возможность представлять всю налоговую отчетность в электронном виде и получать результаты ее приема и обработки в налоговом органе, в том числе:

· заполнить и отправить электронную налоговую отчетность по всем видам налогов за любой налоговый период, не приходя в налоговый орган. Распечатать любую форму налоговой отчетности, как на обычном листе бумаги, так и на стандартном типографском бланке;

· получить электронное уведомление о приеме и обработке налоговой отчетности;

· получить электронное уведомление об исполнении налогового обязательства, выставленное налоговым органом;

· получить информацию о состоянии расчета с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности;

· «заказать» через Web к определенной дате документ, например, справку об отсутствии или наличии задолженности перед бюджетом, а также получить информацию о готовности к выдаче налоговым органом документа;

В данной курсовой работы была достигнута цель ее написания, и рассмотрены основные ее задачи, проведен объективный анализ проведенных реформ 2009 года.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Искакова З.Д. Финансы. Учебно-практическое пособие – Караганда, 2001 год.

2. www.zakon.kz «Ставки налогов на 2010 год».

3. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (по состоянию на 15.09.09.).

4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1 Кн.1 процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1983.

5. Омирбаев С.М. Финансы. – Астана: 2006, 385 с.

6. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане // - Алматы: Lem, 2002. 

7. Мельников В.Д. «Основы финансов», учебник, Алматы, 2006 год, 588 с.

8. Информационный портал www.nur.kz

9. Экономическая газета «Капитал» от 23.11.09г.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.