Критические идеи исторической школы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Критические идеи исторической школы

2019-12-17 114
Критические идеи исторической школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нельзя было бы ожидать полного совпадения взгля дов среди столь разнообразных умов. Но в целом немецкая историческая школа начала с критики классической экономии.

Хотя критические идеи исторической школы были уже сфор мулированы Книсом, Гильдебрандом и Рошером, однако они вы звали основательную дискуссию довольно поздно, когда "моло дая историческая школа" была уже в полном расцвете. Карл Менгер, венский профессор, своей - благодаря стилю и проникновен ной мысли - поистине классической книгой, выпущенной в свет в 1883 году под названием «Untersuchurgen uber die Methode der Socialwissenschaften» ("Исследования о методе социальных наук, и в частности политической экономии"), открыл эру полемики, кото рая потом принимала иногда весьма пламенный характер. Это за мечательное произведение, в котором автор защищал права чис той политической экономии против нападок немецкой историче ской школы, было принято некоторыми представителями этой школы немного холодно и в течение последующих лет вызвало не что вроде общего пересмотра сознания.

Экономисты-историки делали классической экономии три глав ных упрека, ставя ей в вину: а) ее "универсализм"; б) ее рудимен тарную, основанную на эгоизме психологию; в) злоупотребление дедуктивным методом.

Рассмотрим последовательно все эти упреки.

1 Экономисты-историки менее всего прощают Смиту и его по следователям их, как говорит Гильдебранд, "универсализм", или их, как говорит Книс, "абсолютизм или перпетуализм". Англо- французская школа, говорят они, думала, что сформулированные ею экономические законы реализуются во всяком месте и во всякое время. Она также воображала, что основанная ею на этих законах экономическая политика имеет универсальное и повсеместное применение. На место этого абсолютизма, говорят экономисты-ис торики, нужно отныне поставить релятивизм (относительность) как в практике, так и в теории.

И в практике, прежде всего. Однообразное экономическое зако нодательство невозможно было бы применять одинаково во все эпохи и во всех странах. Оно должно приспособляться к изменчи вым условиям места и времени. Искусство государственного чело века состоит в умении применять принципы к новым потребно стям, находить оригинальные решения для новых проблем. Менгер признает, что этот общий принцип, провозгла шаемый в течение веков, столь очевиден, что он, без всякого со мнения, встретил бы сочувствие со стороны Смита, Сэя или даже самого Рикардо, хотя они иногда забывали его, вынося слишком строгий приговор об институтах прошлого времени или превознося «laissez faire» в качестве универсального средства.

Но - и этой второй идее историческая школа придает наиболь шее значение - экономическая теория и сформулированные ею экономические законы имеют совершенно относительную цен ность. Вот истина, которая до сих пор не признавалась. Законы фи зики или химии, с которыми классики охотно сравнивают эконо мические законы, с необходимостью реализуются всегда и повсю ду. Не то происходит с экономическими законами. Книс особенно настаивал на этому пункте. «Подобно условиям экономической жизни, - говорит он, - и экономическая теория, каковы бы ни бы ли ее формы и содержание, ее аргументы и выводы, есть продукт исторического развития... она заимствует основу своей аргумента ции у исторической жизни и должна придать своим выводам ха рактер исторического решения; точно так же "общие законы" эко номии - не что иное, как историческое объяснение и последова тельное обнаружение истины; на каждом этапе они представляют ся обобщением истин, ставших известными до известного пункта развития; их нельзя признать окончательными ни в смысле их ко личества, ни в смысле формулировки».

В этом месте, довольно, впрочем, темном и расплывчатом, как вообще весь язык Книса, выражается та верная идея, которую дру гие экономисты сформулировали более определенным образом, а именно, что экономические законы являются и временными, и ус ловными. Временными в том смысле, что ход истории, выдвигая новые факты, которые не обнимаются существующими теориями, постоянно заставляет экономиста изменять формулы, которыми он довольствовался до тех пор. Условными в том смысле, что эко номические законы оправдываются в действительности лишь при том условии, если не наступают некоторые другие обстоятельства, которые нарушают их действие; так что история, модифицируя эти обстоятельства, может на время устранить или прикрыть след ствия, которые обыкновенно вытекали из известных причин. Было бы, может быть, небесполезно напомнить об этом, по крайней мере, тем экономистам, которые представляли свою теорию чем-то вро де окончательного откровения или предполагали основать на ней абсолютно непогрешимые предсказания.

Но Книс сильно преувеличивает, думая, что таким образом оп ределенный релятивизм экономических законов ставит резкое раз личие между ними и другими научными законами. Физические и химические теории, как это правильно подметил Маршалл, тоже модифицируются в зависимости от того, как новые факты делают негодными старые формулы. Они тоже временны. Они в то же время и условны в том смысле, что они оправдываются лишь при отсутствии противодействующих причин, способных модифици ровать условия опыта. Естественные законы суть простые краткие формулы, которыми выражаются констати руемые между феноменами взаимоотношения; и между различ ными, созданными таким образом человеческим умом "законами" различия выражаются только в большей или меньшей степени констатированной между явлениями зависимости.

Если физические или химические законы по своей прочности и достоверности выше сформулированных доныне экономических законов, то это просто потому, что условия, в которых они приме няются, реализуются в несравненно большем масштабе, и в то же время потому, что, поскольку действие их измеримо, они могут быть посредством дедукции сведены к общим законам математи ки.

Книс не только преувеличивал последствия релятивизма эконо мических законов, но и был неправ в тот момент, когда он писал, адресуя своим предшественникам упрек в непризнании их. Стюарт Милль, ко торый к этому моменту уже издал свои "Основания политической экономии", в своей опубликованной в 1842 году "Логике", многочис ленные издания которой повторялись до 1853 года, в момент, когда писал Книс, точно определяет характер экономических законов: "Они, - говорит он, - основаны на предположении определенной совокупности обстоятельств и объясняют, как данная причина дей ствовала бы среди этих обстоятельств при условии, если бы не бы ло никаких других обстоятельств, стоящих в связи с данными. Ес ли предположенные обстоятельства - точная копия обстоятельств с данного существующего общества, то выводы будут правильны для него при условии, если действие этих обстоятельств не моди фицируется другими, не принятыми в расчет". Поэтому социоло гия, ветвью которой является, по его мнению, политическая эко номия, "не может быть знанием положительных предвидений, а только знанием тенденций". Нельзя, пожалуй, яснее выразить всю "относительную" (релятивную) ценность экономических законов.

Как бы ни было, а современные экономисты считали критику экономистов-историков достаточно обоснованной, чтобы зани маться поисками более точных определений во избежание подо бных упреков.

Со своей стороны основатели чистой экономии, метод которых самым определенным образом расходится с методом экономи стов-историков, приняли те же меры предосторожности. Они оп ределенно и смело основывают свои выводы на известном чис ле предварительных гипотез. "Чистая экономия, - говорит Вальрас, - должна позаимствовать у опыта типы обмена, предложения, спроса, капиталов, доходов, услуг производителей, продуктов. Из этих реальных типов она должна абстрактным путем вывести иде альные типы и размышлять по поводу этих последних, возвраща ясь к действительности только ради применения их". Например, чистая экономия будет изучать действия конкуренции не в той ее несовершенной форме, в какой она представляется нам в действи тельности, а в той, в какой она функционирует на гипотетическом рынке, где все договаривающиеся стороны, точно зная свои истин ные интересы, могут преследовать их вполне свободно и при свете полной гласности; с помощью концепций такого ограниченного поля зрения можно, как через увеличительное стекло, изучить следствия данной гипотезы, которых действительность никогда не представит нам в совершенно чистом виде.

2 Второй упрек, адресуемый экономистами-историками пер вым экономистам, - следующий: узость и недостаточность их пси хологии. По мнению Адама Смита, Сэя, Рикардо, человек руковод ствуется исключительно интересом. Они представляют его всецело поглощенным погоней за барышом. Но, говорят экономисты-исто рики, даже в экономической области интерес далеко не единствен ный двигатель человека. Здесь, как и в других областях, человек подчиняется самым разнообразным мотивам: честолюбию, стра сти к славе, жажде деятельности, чувству долга, милосердия, добро желательству, любви к ближнему или просто обычаю. "Представ лять человека, - говорит Книс, - движимым в своей экономической деятельности повсеместно и неизменно чисто эгоистически ми двигателями - значит отрицать во всяком предприятии налич ность всякого лучшего или более возвышенного мотива или утвер ждать, что у человека имеется целый ряд центров психической де ятельности, функционирующих независимо один от другого".

Никто не будет отрицать, что классики видели в личном инте ресе (а не в эгоизме, как говорит Книс, придавая этому выражению худший смысл) основное начало и объяснение экономических яв лений. Но экономисты-историки, по-видимому, ошибаются в этом случае, придавая своему наблюдению слишком большое значение. Стремясь охватить реальность во всей ее сложности, гоняясь боль ше за особенным и характерным, чем за общим и универсальным, экономисты-историки забыли, что политическая экономия как на ука рассматривает экономические явления, взятые в массе. Класси ческие экономисты старались изучать общее, а не индивидуальное. Вагнер полагал, что, оставляя в стороне отдельные исключения, которые в неко торых случаях могут быть вызваны личным предрасположением того или другого агента, в экономическом мире наиболее постоянным двигателем деятельности является именно эго истическое желание наживы или барыша. Он с большой прозорливостью изучал различные двигатели, направляющие человека в его экономической жизни, и сделал вывод, что из всех них "эгоистический" двигатель есть един ственный действительно прочный и постоянный. "Это обстоятель ство, - говорит он, - объясняет и оправдывает выбор этого двига теля в качестве исходного пункта дедуктивного метода в политиче ской экономии".

В таком случае можно частично согласиться с Книсом. Класси ческие экономисты не отрицали, как он говорит, а слишком пре небрегали теми изменениями, которые накладывали на эгоистиче ское поведение людей влияние других факторов. В этом они иног да заходили так далеко, что превращали, по-видимому, политиче скую экономию в простую, как говорит Гильдебранд, "естественную историю эгоизма".

В то время, когда Книс формулировал свои крити ческие замечания, они уже совершенно не имели никакого значе ния. В самом деле, Стюарт Милль в своей "Логике" уже более чем за десять лет до того привлек внимание к этому пункту. "Англий ский экономист, - говорил он, - подобно всем своим соотечест венникам не знает, что вполне допустимо, что люди, занимающие ся продажей товаров, заботятся больше о своих удобствах или о своем тщеславии, чем о барыше". Со своей стороны он утверждал, "что в жизни человека нет, может быть, ни одного действия, кото рое не было бы источником для какого-нибудь непосредственного или отдаленного импульса, не совпадающего с жаждой наживы".

Таким образом, уже Стюарт Милль не видит в эгоистическом двигателе и в погоне за барышом "универсального и неизменного" стимула деятельности человека. Больше того, у Стюарта Милля эгоизм, или интерес, вмещает в себя, по самому своему определению, альтруизм.

Но и тут упреки экономистов-историков, несмотря на их пре увеличения, вынудили даже экономистов других школ точнее оп ределить свою точку зрения в этом отношении. Ныне Маршалл утверждает, что экономисты "занимаются человеком таким, как он есть; не абстрактным или экономическим человеком, а человеком из плоти и крови". И если, говорит Маршалл, из всех мотивов, ко торым подчиняется человек, экономист в особенности изучает по гоню за барышом, то это происходит не потому, что он хочет све сти политическую экономию к "естественной истории эгоизма", а просто потому, что, будучи весьма часто измеримыми в деньгах, действия этого двигателя легче поддаются научному изучению, чем другие двигатели, например, стремление к благотворительно сти, тщеславие или чувство долга.

3 Злоупотребление абстракцией и дедукцией. Школа хотела бы на место дедукции поставить в качестве преоб ладающего метода основанную на наблюдении индукцию.

Критика дедуктивного мышления стоит в тесной связи с пред ыдущей критикой. Видя в человеческой деятельности только один двигатель, классические экономисты, по словам экономистов-исто риков, считали возможным из этой единственной тенденции выве сти путем априорных рассуждений все экономические законы. Не достаточность такого приема бросается в глаза, если принять во внимание многочисленность существующих в экономическом ми ре двигателей. С ним школа дала карикатуру действительности, а не точное изображение ее. Только упорное наблюдение, опираю щееся на осторожную индукцию, приведет к созданию экономиче ской теории, охватывающей всю сложность явлений. "В буду щем, - писал Шмоллер в 1883 году в ответ Менгеру, - наступит для политической экономии новая эпоха; но это случится исключи тельно благодаря содействию всех тех исторических, описатель ных и статистических материалов, которые собираются ныне, а не вследствие беспрестанной дистилляции абстрактных предло жений старого догматизма, которые дистиллировались уже сот ни раз".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Критика исторической школы, направленная против классических методов, не была бы, вероятно, такой оживленной, если бы ею не прикрывалось совершенно особое представление о роли и цели по литической экономии. За критикой скрывается более или менее определенно выраженная противоположность принципов. Если "молодая историческая школа" отбросила ныне некоторые из сво их упований, то первые экономисты-историки, наоборот, сильно рассчитывали на них и, как мы видели, мечтали о полном обнов лении науки. В каком смысле и каким образом? Это важно знать. Положительное, выработанное историзмом представление об эко номии еще более интересно для истории экономических доктрин, чем его критическая работа. Ибо в нем отражается оппозиция духа с которой приходится встречаться почти весь период существования нашей науки.

Экономическую жизнь можно рассматривать с двух различных точек зрения: первую точку зрения можно назвать механической, а вторую — органической. На первую точку зрения охотно становятся обобщающие умы, увлекаемые простотой; а вторая естественно свойственна умам, прельщаемым беспрерывными видоизменени ями конкретной действительности.

Старые экономисты в большинстве своем принадлежат к пер вой категории. Из всего разнообразия социальных явлений они ог раничиваются в большинстве случаев изучением тех явлений, ко торые доступны главным образом механическому объяснению. Колебания цен, повышение и понижение нормы процента, зара ботной платы и ренты, приспособление производства к спросу при режиме свободной конкуренции представляются им следст виями почти автоматического действия человеческих молекул, повинующихся повсюду однообразному двигателю личного ин тереса. И простота этой концепции не лишена некоторого ве личия.

Но полученная таким образом картина социальной жизни яв ляется в высшей степени неполной. За пределами ее остается вся безмерная масса явлений громадной важности и интереса. Конк ретное зрелище экономического мира на самом деле чрезвычайно разнообразно и подвижно. Мы различаем в нем всевозможные уч реждения: банки, биржи, ассоциации хозяев и рабочих, коммерче ские общества, кооперативы; мы встречаемся здесь с ожесточенной борьбой между мелкой и крупной промышленностью, между крупной и мелкой торговлей, между крупной и мелкой земельной собственностью, между социальными классами и между отдельны ми индивидами, между государством и частными лицами, между городами и деревнями. Мы наблюдаем, как растет благосостояние государств и как оно потом исчезает; как конкуренция выдвигает их в первые ряды и затем отбрасывает назад; как известный ком мерческий режим расцвел в данной стране и в данную эпоху и как он, наоборот, пришел в упадок в другом месте или в другую эпоху.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.