Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-12-17 | 236 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):
- выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное Послание Президента России, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой, политики; подготовку Правительством РФ, Правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов. Кроме того, Правительством и Центральным банком России разрабатываются основные принципы денежно-кредитной политики на предстоящий период;
- законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерации в части федерального устройства (ст. 5 гл.3), социальной, в том числе финансовой, политики (ст. 7, 39, 41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, 74), обязательности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст. 72). Основы денежной политики и независимости в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права и функции в части финансового управления Президента, Федерального Собрания и Правительства. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114).
|
Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: права граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционировании и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду – лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании и др.).
Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой политики на территории России. Бюджетный процесс в Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ. Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимают законы или постановления о бюджете соответствующего уровня, в которых устанавливаются конкретные цифры по доходам и расходам в разрезе статей бюджетной классификации.
Однако для управления бюджетным и налоговым процессом одной даже развернутой законодательной и нормативно-правовой базы недостаточно. Необходимо реальное проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, обеспечение расходования бюджетных средств с наибольшей социальной и экономической отдачей, создание в этой сфере жесткого контроля.
Для устойчивого функционирования системы управления финансами как в стране в целом, так и в отдельных ее звеньях важнейшее значение имеет проведение достаточно жесткой и в то же время гибкой монетарной политики, направленной на стимулирование экономического роста, обеспечение товарного обращения необходимой денежной массой, преодоление инфляции, стабилизацию цен и конъюнктуры фондового рынка.
|
Как показывает опыт функционирования открытой экономики, для макроэкономической стабилизации чрезвычайно важное значение имеет регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации.
II. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:
- формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
- регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополистов;
- формирование, содействие и защита договорно-контрактных отношений между субъектами рынка, в конечном счете обеспечивающих стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой системе;
- использование государственного предпринимательства для воздействия на конъюнктуру товарного и финансового ранка, поддержание уровня и соотношения цен с целью стабильной деятельности и структурной перестройки экономики, формирование эффективных спроса и предложения;
- регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики;
- развитие и содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательского риска, в ряде случаев предоставление государственных гарантий федерального или регионального уровня.
III. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:
- регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента(наркотики, алкоголь и др.), установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;
- управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью;
|
- финансовое дотирование отдельных предприятий и субсидирование производства и реализации, в том числе субсидирование спроса на конкретные, отдельные виды товаров и услуг;
- применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров (наркотики, алкоголь, табачные изделия и некоторые другие);
- целенаправленная социальная финансовая защита малообеспеченных слоев населения и проведение системы мер социальных гарантий;
- проведение экологически направленной финансовой политики в части использования природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен;
- установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйствования;
- применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины.
IV. Прогнозирование экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей:
- долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны, которое имеет главным образом концептуальное значение и разрабатывается целесообразно по укрупненным показателям и в вариантных разрезах;
- разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочный – от 3 до 5 лет) период и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределении;
- прогнозирование мирового политического, социального, экономического развития, изменение мирохозяйственных приоритетов и связей и на этой основе разработка концепции развития финансовых отношений и возможных сценариев формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом взаимодействия с мировым рынком и конкретными зарубежными странами;
- среднесрочное и краткосрочное прогнозирование экономического и социального развития страны и регионов и их финансового обеспечения;
- разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социальных и экономических проблем и их финансовому обеспечению.
|
V. Организация финансового контроля:
Организация финансового контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, а также за соблюдением законодательства во всех сферах финансовой деятельности. В этой области важнейшее значение имеет создание единой государственной системы финансового контроля.
2.2. Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования
Для управления финансовой системой необходим мониторинг (систематическое наблюдение и анализ) основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, регионов, и конечно, важнейших финансовых индикаторов (показателей), имеющих непосредственное значение в системе макроэкономического регулирования экономики и финансовой системы. На основе анализа и прогноза макроэкономических показателей и финансовых индикаторов должна быть получена достаточно полная и объективная характеристика финансового состояния экономики страны и ее регионов, выявлены реальные возможности финансовой стабилизации, создания условий для экономического роста и финансово-экономических предпосылок формирования и расширения налоговой базы.
Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития и финансовые индикаторы разрабатываются в составе Прогноза социально-экономического развития и в расчетах по обоснованию бюджета на соответствующий период. Обычно эти документы содержат следующие основные показатели:
1) Валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в стране и ее регионах за предшествующий период; возможный его рост в прогнозируемый период. Этот показатель имеет чрезвычайно важное значение для управления финансами, поскольку является обобщающим экономическим показателем, выражает совокупную стоимость конечных товаров (продуктов, работ и услуг), созданных в стране, и служит экономической базой для формирования финансовых ресурсов. Использование ВВП характеризует эффективность распределения и использования финансовых ресурсов.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Номинальный, млрд. руб. | 610,7 | 1540,5 | 2145,7 | 2478,6 | 2741,1 | 4766,8 | 7305,7 | 9040,7 | 10863,4 | 13285,2 | 15761,0 |
Номинальный, Млрд. долл. | 272,0 | 337,9 | 411,3 | 428,4 | 279,9 | 193,4 | 259,6 | 309,9 | 345,9 | 431,0 | 459,0 |
Реальный, % к пред. году | -12,8 | -4,0 | -3,5 | 1,0 | -4,9 | 5,3 | 9,1 | 5,0 | 4,3 | 7,3 | 6,8 |
Таблица 2. Валовой внутренний продукт
График 1. Динамика Валового внутреннего продукта
2) Объем продукции промышленности – имеет важное значение для обоснования финансовых показателей и прежде всего формирования доходов бюджета, поскольку за счет промышленности поступает около 2/3 их общей суммы.
|
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Реальный темп роста, % к пред. Году по объему продукции промышленного производства | -20,9 | -3,3 | -4,6 | 2,1 | -5,2 | 11,0 | 11,9 | 4,9 | 3,7 | 7,0 | 6,8 |
Таблица 3. Промышленное производство
График 2. Динамика промышленного производства
3) Объем и динамика розничного товарооборота и услуг для населения – показывают возможности в проектируемом периоде сбалансирования покупательского спроса и предложения товаров и услуг для населения.
График 3. Динамика оборота розничной торговли (01.99 = 100)
4) Денежная масса, обслуживающая обращение товаров во всех их формах (продуктов, работ, услуг). Она представлена в макроэкономических индикаторах конкретными агрегатами денежной массы: М0, М1, М2, М3 и МL, которые охватывают различные масштабы денежной массы в зависимости от выполняемых ими функций. Обычно считается, что агрегат М2 обладает наиболее обобщающей характеристикой состояния денежного обращения.
График 4. Динамика денежной базы и золотовалютных резервов
5) Степень сбалансированности товарной массы (продуктов, услуг, работ) с денежной массой – проявляется в показателях индексов цен, которые рассчитываются в рыночной экономике в виде ряда показателей, к важнейшим из которых относятся: индекс цен на потребительские товары и услуги (рассчитывается за период, например для года, как отношение уровня цен декабря предыдущего года к декабрю предстоящего года).
| К предыдущему месяцу | Среднесуточный прирост цен | Ноябрь 2004г. к декабрю 2003г. | Справочно: ноябрь 2003г. к декабрю 2002г. | ||
октябрь | ноябрь | ноябрь | Справочно: ноябрь 2003г. | |||
Индекс потребительских цен | 101,1 | 101,1 | 0,037 | 0,032 | 110,5 | 110,8 |
В том числе на: | ||||||
Товары | 101,1 | 101,2 | 0,039 | 0,036 | 109,0 | 108,6 |
Продовольственные товары | 101,4 | 101,5 | 0,051 | 0,041 | 110,4 | 108,6 |
Продовольственные товары без плодоовощной продукции | 101,7 | 101,5 | 0,049 | 0,042 | 111,5 | 110,4 |
Непродовольственные товары | 101,7 | 100,7 | 0,022 | 0,028 | 107,0 | 108,6 |
Платные услуги населению | 101,2 | 100,8 | 0,028 | 0,013 | 116,6 | 121,2 |
Таблица 4. Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг на ноябрь 2004г.
График 5. Индекс потребительских цен на конец периода, в % к декабрю предыдущего года
График 6. Индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населению на конец периода, в % к декабрю 2003г.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
На конец года, % к пред. году | 215 | 131 | 22 | 11 | 84,4 | 36,5 | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 12,0 | 10,5 |
Средняя за год, % к пред. Году | 323 | 194 | 48 | 15,2 | 28 | 86 | 20,9 | 21,7 | 15,5 | 12,3 | 10,2 |
Таблица 5. Инфляция
6) Объем инвестиций в основной капитал, необходимый для обоснования сумм финансирования инвестиционной активности, а также источников финансирования намечаемых инвестиционных программ.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Валовые инвестиции в основной капитал, % к пред. году | -24 | -10 | -18 | -5 | -12 | 5,1 | 17,5 | 8,6 | 2,7 | 12,5 | 11,6 |
Таблица 6. Динамика Валовых инвестиций в основной капитал
График 7. Динамика инвестиций в основной капитал
Для более детальных расчетов применяются и другие социально-экономические и финансовые индикаторы. Например, Госкомстат Российской Федерации выделяет следующие макроэкономические индикаторы (таб. 7).
Индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. | 7305,7 | 9040,7 | 10863,4 | 13285,2 | 15161,0 |
ВВП в % к предыдущему году | 9,1 | 5,0 | 4,3 | 7,3 | 6,8 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года | 120,2 | 116,3 | 111,5 | 110,8 | 110,5 |
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. | 1121,9 | 1594 | 2202,2 | 2417,8 | 2741,9 |
Доходы, в % к ВВП | 15 | 18 | 20 | 19 | 18 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. | 986,7 | 1321,9 | 2046 | 2345,6 | 2659,4 |
Расходы, в % к ВВП | 14 | 15 | 19 | 18 | 17 |
Профицит (+), дефицит (-), млрд. руб. | 135,2 | 216,1 | 178,3 | 72,2 | 82,5 |
Профицит (+), дефицит (-), в % к ВВП | 2 | 2 | 2 | 1 | 0,5 |
Официальный курс доллара США по отношению к рублю (на конец года, руб./долл. США) | 28,16 | 30,14 | 31,8 | 29,5 | 28,9 |
Ставка рефинансирования (на конец года), % | 28 | 25 | 23 | 18 | 13 |
Золотовалютные резервы (на конец года), долл. | 27,9 | 36,5 | 47,7 | 74,5 | 120,3 |
Таблица 7. Основные макроэкономические индикаторы
В тоже время для текущего управления финансами используется ряд оперативных финансовых индикаторов, наблюдение за которыми позволяет более или менее своевременно обнаруживать отклонения в финансовой сфере, реагировать и вырабатывать конкретные меры по устранению негативных явлений и принимать соответствующие решения. Для оперативного финансового управления на макроуровне используются показатели, наблюдение за которыми осуществляется в течении месяца и квартала, а по некоторым показателям ежедневно (в частности, характеризующим состояние фондового рынка, валютного курса, уровень мировых цен на важнейшие товары экспорта и импорта). Для управления финансами соответствующие индикаторы выделяются на различных уровнях. В совокупности вся система наблюдения за финансовыми индикаторами их анализа составляет финансовый мониторинг.
Для финансового мониторинга важное значение имеет следующие показатели:
- добавленная стоимость товара (продуктов, работ и услуг), произведенных в стране и ее регионах, в совокупности и в отраслевом разрезе;
- балансовая прибыль в целом по экономике, а также в разрезе отраслей хозяйства и регионов;
- сумма налога на добавленную стоимость;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль;
- рентабельность продукции (работ, услуг), исчисленная в виде отношения прибыли к издержкам;
- рентабельность активов хозяйствующих субъектов, исчисленная в виде отношения прибыли к активам (основному и оборотному капиталу);
- основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, облагаемые налогом на имущество;
- совокупный доход, полученный физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме.
Другие показатели, которые необходимы для исчисления и наблюдения за поступлением налогов (земельного налога, арендной платы за землю, плату за воду, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и прочих), также имеют значение, но они большей частью имеют узкое целенаправленное применение. Ввиду большого количества таких показателей учет их даже в АСУ сможет быть осуществлен в процессе решения конкретных задач.
В целях управления финансовыми ресурсами, из распределением и использованием в Российской Федерации, раскрытия доходов и расходов по укрупненным статьям и обоснования федерального бюджета, а также консолидированного бюджета по территории Российской Федерации Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с другими ведомствами разрабатывают сводный финансовый баланс. Форма сводного финансового баланса, разработанного по территории России в прогнозе на 2004 год, представлена в таблице 8.
2004 г. Прогноз | |
ДОХОДЫ | |
Прибыль | 1697,0 |
в процентах к ВВП | 11,1 |
Амортизация | 845,0 |
в процентах к ВВП | 5,5 |
Налоговые доходы | 3047,4 |
в процентах к ВВП | 19,9 |
из них: | |
Налог на добавленную стоимость | 988,4 |
в процентах к ВВП | 6,5 |
Акцизы | 243,3 |
в процентах к ВВП | 1,6 |
Налог на доходы физических лиц | 532,7 |
в процентах к ВВП | 3,5 |
Налоги на имущество | 184,0 |
в процентах к ВВП | 1,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 320,9 |
в процентах к ВВП | 2,1 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 532,5 |
в процентах к ВВП | 3,5 |
Неналоговые доходы | 392,2 |
в процентах к ВВП | 2,6 |
Средства целевых бюджетных фондов | 14,1 |
в процентах к ВВП | 0,1 |
Средства государственных внебюджетных фондов | 844,4 |
в процентах к ВВП | 5,5 |
Единый социальный налог | 438,2 |
в процентах к ВВП | 2,9 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 7278,3 |
в процентах к ВВП | 47,6 |
РАСХОДЫ | |
Средства, остающиеся в распоряжении организаций | 1889,9 |
в процентах к ВВП | 12,4 |
Затраты на государственные инвестиции | 235,7 |
в процентах к ВВП | 1,5 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 48,6 |
в процентах к ВВП | 0,3 |
Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые из бюджета, включая средства государственных внебюджетных фондов | 2591,5 |
в процентах к ВВП | 16,9 |
Расходы на национальную оборону | 411,5 |
в процентах к ВВП | 2,7 |
Расходы на проведение военной реформы | 7,2 |
в процентах к ВВП | 0,05 |
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства | 369,2 |
в процентах к ВВП | 2,4 |
Расходы на судебную власть | 37,3 |
в процентах к ВВП | 0,2 |
Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление | 188,4 |
в процентах к ВВП | 1,2 |
Расходы по международной деятельности | 45,1 |
в процентах к ВВП | 0,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 314,7 |
в процентах к ВВП | 2,1 |
Целевые бюджетные фонды | 144,3 |
в процентах к ВВП | 0,9 |
Прочие расходы | 662,6 |
в процентах к ВВП | 4,33 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 6946,0 |
в процентах к ВВП | 45,4 |
Превышение доходов над расходами | 332,3 |
в процентах к ВВП | 2,2 |
Справочно: ВВП | 15300 |
Таблица 8. Сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации
(прогноз на 2004 год)
Сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации показывает общий объем образующихся на территории России финансовых ресурсов и важнейшие направления их распределения. Как видно из приведенного сводного финансового баланса, по прогнозу на 2004 год общий объем финансовых ресурсов был рассчитан в сумме 7278,3 млрд. руб. Расходование этих финансовых ресурсов намечалось в сумме 6946,0 млрд. руб., и предусматривалось превышение доходов над расходами в размере 332,3 млрд. руб. или 24,6% к сумме всех доходов, что по отношению е ВВП должно составить 2,2%. Объемы сводных финансовых ресурсов позволяют оценить возможные ресурсы фондов денежных средств, которые могут быть использованы для формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных органов власти, иметь направления их использования, оценить эффективность воздействия на субъектов хозяйствования, наконец, выработать необходимые решения стратегии и тактики управления финансами.
Главная часть финансовых ресурсов формируется в сфере производства материальных и нематериальных благ, в сфере финансовых организаций и институтов. По данным представленного баланса, это прежде всего прибыль – 23,3% от общей суммы финансовых ресурсов, амортизационные отчисления – 11,6%, налог на добавленную стоимость – 13,6%, акцизы – 3,3%, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции – 7,3% и некоторые другие.
Заметим, что за период экономических реформ происходили определенные изменения в структуре формирования финансовых ресурсов. Основная часть (до 60%) финансовых ресурсов в стране в 1995-1997 гг. образовывалась за счет прибылей предприятий и организаций, амортизационных отчислений и налога на добавленную стоимость. Однако в последние годы наблюдается резкое снижение удельного веса этих статей в доходах – в прогнозе на 2002 г. на них приходится 54%, а в прогнозе на 2004 г. на них приходится 48,5%. Это является результатом, с одной стороны, перестройки финансовых отношений, а с другой, существенного ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Особенно неблагоприятно экономическая ситуация отражалась на динамике прибыли. При этом сказывалось влияние снижения среднего уровня рентабельности во многих отраслях и роста удельного веса убыточных предприятий. Удельный вес амортизационных отчислений в составе общей суммы перечисленных доходов составляет более половины и имеет тенденцию к повышению. Заметим, что за 2000-2004 гг. произошло некоторое улучшение финансового положения сектора реальной экономики.
Другая значительная статья финансового баланса - это средства внебюджетных фондов. Средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда занятости составляют примерно 11- 15% общей суммы финансовых ресурсов, отражаемых в сводном балансе. В представленной форме сводного финансового баланса на эти средства приходится 11.6%
Государственные налоги с населения в финансовых ресурсах России составляют относительно незначительную величину – менее 10%. По прогнозу на 2004 г. составляет 7,3% от общей суммы финансовых ресурсов.
Удельный вес других статей, образующих финансовые ресурсы, незначителен, хотя экономическая роль многих из них по воздействию на хозяйство весьма существенна. В частности, это относится к платежам за природные ресурсы, значение которых для регулирования отношений хозяйства с окружающей средой трудно переоценить. В соответствии с изменениями в законодательстве приняты платежи за добычу полезных ископаемых. Однако в нынешних условиях их значимость еще не так велика. Мизерны доходы от приватизации, то же можно сказать о долгосрочных кредитах на финансирование капитальных вложений.
В расходной части финансового баланса в дореформенные годы наиболее крупной была статья «Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, и за счет самоорганизации». На нее приходилось примерно 2/3 используемых финансовых средств. Между тем в последующие годы наблюдалось существенное сокращение этой статьи расходов. В представленном балансе статья «Средства, остающиеся в распоряжении организаций» составляет в общих финансовых расходах 27,2%. В современных условиях функционирования также обращает на себя внимание тот факт, что затраты на государственные инвестиции (без военного строительства) занимают небольшой удельный вес всего – 3,4%.
Государственные субсидии и субвенции связаны с государственной поддержкой сельского хозяйства (главным образом племенного животноводства и элитного семеноводства), а также с субсидирование угольной промышленности с целью завершения ее реструктуризации.
Невелики бюджетные расходы на науку – менее 1% суммы финансовых расходов, отражаемых в балансе, точнее – 0,7%, или всего 0,3% от ВВП (вместо 3-4% в большинстве развитых стран). Таким образом, остаются нерешенными многие вопросы финансирования не только научно-технических разработок, но и других направлений академической науки в целом.
Важной особенностью сводного финансового баланса на 2004 год является то, что в нем заложены дополнительные затраты на реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающее сокращение численности личного состава и повышения денежного довольствия военнослужащих. Эта тенденция сохранится и в последующие годы. В распределении финансовых ресурсов предусматривается также увеличение расходов в связи с реформированием судебной системы. Эта тенденция сохранится не на один год.
Крупным и постоянно возрастающим направлением использования финансовых ресурсов являются расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств внебюджетных фондов, удельный вес которых в целом достигает 37,3%. В 2002 г. их удельный вес в общем объеме финансовых ресурсов составлял 30,2%, а в 1996-1998 гг. – 22-25%. Между тем, в этой сфере предстоят крупные финансово-экономические реформы. Это прежде всего жилищно-коммунальная реформа, финансирование образования. Социальные расходы в большей мере планируется направлять на развитие и укрепление адресной социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, а также системы социального обслуживания.
За период политических и экономических реформ в России резко возросли расходы на содержание органов государственной власти и управления. Однако главная проблема заключается в том, как создать более эффективную по сравнению с ныне действующей систему государственного управления.
Финансовая помощь бюджетам других уровней в современных условиях все больше направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов при одновременном создании стимулов для проведении не региональном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов.
В управлении финансами на всех уровнях и во всех сферах важнейшее значение имеет проведение глубокого и всестороннего финансового анализа, который в каждой организации имеет свою специфику. Однако имеется и наиболее общие методы его проведения. Методы анализа финансовых результатов имеют большое значение для изучения динамики финансовых показателей, недочетов в той или иной области финансовой сферы или конкретного предприятия. База данных должна обеспечивать применение широкого спектра методов анализа финансовых результатов, имея в виду использование на первых этапах разработки АСУ достаточно простых, традиционных методов с последующим переходом к более сложным, внедрением современных методов анализа и прогнозирования.
1. Элементарные сравнительные методы анализа:
- сопоставление показателей за анализируемый период (дату) с предшествующим периодом (датой) в абсолютном и процентном выражениях;
- вычисление структурных показателей (удельных весов в процентном выражении) по основным показателям финансовых результатов деятельности за отчетный или планируемый период;
- сопоставление структурных показателей (удельных весов в процентном выражении) за анализируемый период (дату) и за предыдущий период (дату) или в сравнении с предшествующим годом (датой).
2. Специальные методы анализа финансовых результатов:
- анализ основных показателей (сводная таблица) эффективности результатов финансовой деятельности, включая показатели формирования доходной базы бюджета субъекта: динамика, вычисление коэффициентов эластичности, структуры;
- проведение комплексной оценки формирования и распределения финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и направлений их использования, включая поступления в доход городского бюджета: динамика и их структура;
- анализ факторов формирования прибыли классификационных групп хозяйствующих субъектов: влияние изменения цен, объема реализации, цен на потребляемые материальные и трудовые ресурсы, транспортных затрат;
- проведение анализа изменения количества убыточных предприятий, их удельного веса в общем количестве и объеме реализации, финансового состояния убыточных предприятий, факторов, обусловивших убыточность;
- анализ сумм налога на добавленную стоимость и акцизов, их динамики и структурных факторов поступления;
- анализ состояния платежеспособности хозяйствующих субъектов по классификационным группам: расчет коэффициентов ликвидности, изменение кредиторской и дебиторской задолженности.
Заключение
Для полного представления темы курсовой работы «Особенности функционирования системы управления финансами» мне необходимо было дать описание основных понятий управления объектами, в конкретной области управление финансами. В первой части моей работы представлены основные понятия: главные функции финансов, цель управления финансами, сферы обращения и влияния финансов, методы управления финансами, органы управления финансами. Кратко перечислила объекты управления и показала, что для управления финансами любого объекта необходимо выработать финансовые инструменты или средства управления объектами.
В отдельный раздел курсовой работы поместила описание органов управления финансами, так как наличие данных структур в современных условиях функционирования финансовой системы обязательно. Органы управления финансами на Руси существовали со времен Ивана III, в периоде длительного исторического пути развития органы управления финансам находятся в постоянной динамике, причиной постоянных изменений структуры является смена государственной власти, политического уклада страны и т.д. В этом разделе мною дана информация истории развития органов управления финансами за последние десятилетия Союза Советских Социалистических Республик и государства Российская Федерация. Я постаралась представить современную структуру финансовых органов управления, указала какие задачи сегодня решают эти структуры, какими функциями они наделены, какими методами и средствами они владеют для выполнения своих задач. Особое внимание уделила вопросу государственного регулирования финансов в рыночной экономике.
Основную часть своей работы посвятила рассмотрению методов государственного регулирования, представила описание существующих прямых и косвенных методов регулирования экономикой страны и наиболее полного изложила материал по основным макроэкономическим показателям, финансовым индикаторам, по которым можно сделать прогноз социально-экономического развития страны.
В разделе «Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования» перечислила финансовые индикаторы и показатели экономического развития, которые характеризу
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!