Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы.

2019-12-17 236
Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):

- выработка принципов и концепции, программы экономической политики и методов, мер в регулировании финансовой системы. Эта часть включает ежегодное Послание Президента России, в котором формулируются основные принципы социально-экономической, в том числе финансовой, политики; подготовку Правительством РФ, Правительствами субъектов Федерации, а также местными администрациями проектов бюджетов соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчетов. Кроме того, Правительством и Центральным банком России разрабатываются основные принципы денежно-кредитной политики на предстоящий период;

- законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее регулированию. Управление финансами на территории России регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерации в части федерального устройства (ст. 5 гл.3), социальной, в том числе финансовой, политики (ст. 7, 39, 41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, 74), обязательности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст. 72). Основы денежной политики и независимости в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права и функции в части финансового управления Президента, Федерального Собрания и Правительства. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114).

Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими (хозяйственными) отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: права граждан и юридических лиц, виды юридических лиц и их финансовые отношения при функционировании и в случае реорганизации, управление финансовыми активами (деньги, валютные ценности, ценные бумаги) как объектами гражданского права, регулирует сделки, совершаемые в том числе и с финансовыми активами, а также вытекающие в связи с этим обязательства (при купле-продаже, платежах, аренде, включая финансовую аренду – лизинг, при займе и кредите, банковском вкладе и счете, финансовых расчетах и страховании и др.).

Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой политики на территории России. Бюджетный процесс в Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом РФ. Кроме того, ежегодно на всех уровнях власти принимают законы или постановления о бюджете соответствующего уровня, в которых устанавливаются конкретные цифры по доходам и расходам в разрезе статей бюджетной классификации.

Однако для управления бюджетным и налоговым процессом одной даже развернутой законодательной и нормативно-правовой базы недостаточно. Необходимо реальное проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, обеспечение расходования бюджетных средств с наибольшей социальной и экономической отдачей, создание в этой сфере жесткого контроля.

Для устойчивого функционирования системы управления финансами как в стране в целом, так и в отдельных ее звеньях важнейшее значение имеет проведение достаточно жесткой и в то же время гибкой монетарной политики, направленной на стимулирование экономического роста, обеспечение товарного обращения необходимой денежной массой, преодоление инфляции, стабилизацию цен и конъюнктуры фондового рынка.

Как показывает опыт функционирования открытой экономики, для макроэкономической стабилизации чрезвычайно важное значение имеет регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации.

II. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:

- формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

- регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественных монополистов;

- формирование, содействие и защита договорно-контрактных отношений между субъектами рынка, в конечном счете обеспечивающих стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой системе;

- использование государственного предпринимательства для воздействия на конъюнктуру товарного и финансового ранка, поддержание уровня и соотношения цен с целью стабильной деятельности и структурной перестройки экономики, формирование эффективных спроса и предложения;

- регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики;

- развитие и содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательского риска, в ряде случаев предоставление государственных гарантий федерального или регионального уровня.

III. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:

- регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров исключительного ассортимента(наркотики, алкоголь и др.), установление цен, в ряде случаев предельных, на ограниченную номенклатуру товаров и услуг;

- управление унитарными предприятиями государственной собственности и контроль за их финансовой деятельностью;

- финансовое дотирование отдельных предприятий и субсидирование производства и реализации, в том числе субсидирование спроса на конкретные, отдельные виды товаров и услуг;

- применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров (наркотики, алкоголь, табачные изделия и некоторые другие);

- целенаправленная социальная финансовая защита малообеспеченных слоев населения и проведение системы мер социальных гарантий;

- проведение экологически направленной финансовой политики в части использования природных богатств и охраны окружающей среды, налогов, платежей и цен;

- установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйствования;

- применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе налоговой, дисциплины.

IV. Прогнозирование экономического и социального развития, важнейших финансовых показателей:

- долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны, которое имеет главным образом концептуальное значение и разрабатывается целесообразно по укрупненным показателям и в вариантных разрезах;

- разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочный – от 3 до 5 лет) период и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределении;

- прогнозирование мирового политического, социального, экономического развития, изменение мирохозяйственных приоритетов и связей и на этой основе разработка концепции развития финансовых отношений и возможных сценариев формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом взаимодействия с мировым рынком и конкретными зарубежными странами;

- среднесрочное и краткосрочное прогнозирование экономического и социального развития страны и регионов и их финансового обеспечения;

- разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социальных и экономических проблем и их финансовому обеспечению.

V. Организация финансового контроля:

 Организация финансового контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, а также за соблюдением законодательства во всех сферах финансовой деятельности. В этой области важнейшее значение имеет создание единой государственной системы финансового контроля.

2.2. Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования

Для управления финансовой системой необходим мониторинг (систематическое наблюдение и анализ) основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, регионов, и конечно, важнейших финансовых индикаторов (показателей), имеющих непосредственное значение в системе макроэкономического регулирования экономики и финансовой системы. На основе анализа и прогноза макроэкономических показателей и финансовых индикаторов должна быть получена достаточно полная и объективная характеристика финансового состояния экономики страны и ее регионов, выявлены реальные возможности финансовой стабилизации, создания условий для экономического роста и финансово-экономических предпосылок формирования и расширения налоговой базы.

Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития и финансовые индикаторы разрабатываются в составе Прогноза социально-экономического развития и в расчетах по обоснованию бюджета на соответствующий период. Обычно эти документы содержат следующие основные показатели:

1) Валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в стране и ее регионах за предшествующий период; возможный его рост в прогнозируемый период. Этот показатель имеет чрезвычайно важное значение для управления финансами, поскольку является обобщающим экономическим показателем, выражает совокупную стоимость конечных товаров (продуктов, работ и услуг), созданных в стране, и служит экономической базой для формирования финансовых ресурсов. Использование ВВП характеризует эффективность распределения и использования финансовых ресурсов.

 

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Номинальный, млрд. руб. 610,7 1540,5 2145,7 2478,6 2741,1 4766,8 7305,7 9040,7 10863,4 13285,2 15761,0
Номинальный, Млрд. долл. 272,0 337,9 411,3 428,4 279,9 193,4 259,6 309,9 345,9 431,0 459,0
Реальный, % к пред. году -12,8 -4,0 -3,5 1,0 -4,9 5,3 9,1 5,0 4,3 7,3 6,8

Таблица 2. Валовой внутренний продукт

 

График 1. Динамика Валового внутреннего продукта

 

 

2) Объем продукции промышленности – имеет важное значение для обоснования финансовых показателей и прежде всего формирования доходов бюджета, поскольку за счет промышленности поступает около 2/3 их общей суммы.

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Реальный темп роста, % к пред. Году по объему продукции промышленного производства -20,9 -3,3 -4,6 2,1 -5,2 11,0 11,9 4,9 3,7 7,0 6,8

Таблица 3. Промышленное производство

 

 

График 2. Динамика промышленного производства

 

 

3) Объем и динамика розничного товарооборота и услуг для населения – показывают возможности в проектируемом периоде сбалансирования покупательского спроса и предложения товаров и услуг для населения.

 

График 3. Динамика оборота розничной торговли (01.99 = 100)

 

4) Денежная масса, обслуживающая обращение товаров во всех их формах (продуктов, работ, услуг). Она представлена в макроэкономических индикаторах конкретными агрегатами денежной массы: М0, М1, М2, М3 и МL, которые охватывают различные масштабы денежной массы в зависимости от выполняемых ими функций. Обычно считается, что агрегат М2 обладает наиболее обобщающей характеристикой состояния денежного обращения.

График 4. Динамика денежной базы и золотовалютных резервов

 

5) Степень сбалансированности товарной массы (продуктов, услуг, работ) с денежной массой – проявляется в показателях индексов цен, которые рассчитываются в рыночной экономике в виде ряда показателей, к важнейшим из которых относятся: индекс цен на потребительские товары и услуги (рассчитывается за период, например для года, как отношение уровня цен декабря предыдущего года к декабрю предстоящего года).

 

 

К предыдущему месяцу

Среднесуточный прирост цен

Ноябрь 2004г. к декабрю 2003г.

Справочно: ноябрь 2003г. к декабрю 2002г.

октябрь ноябрь ноябрь Справочно: ноябрь 2003г.
Индекс потребительских цен 101,1 101,1 0,037 0,032 110,5 110,8
В том числе на:            
Товары 101,1 101,2 0,039 0,036 109,0 108,6
Продовольственные товары 101,4 101,5 0,051 0,041 110,4 108,6
Продовольственные товары без плодоовощной продукции 101,7 101,5 0,049 0,042 111,5 110,4
Непродовольственные товары 101,7 100,7 0,022 0,028 107,0 108,6
Платные услуги населению 101,2 100,8 0,028 0,013 116,6 121,2

Таблица 4. Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг на ноябрь 2004г.

График 5. Индекс потребительских цен на конец периода, в % к декабрю предыдущего года

График 6. Индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги населению на конец периода, в % к декабрю 2003г.

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
На конец года, % к пред. году 215 131 22 11 84,4 36,5 20,2 18,6 15,1 12,0 10,5
Средняя за год, % к пред. Году 323 194 48 15,2 28 86 20,9 21,7 15,5 12,3 10,2

Таблица 5. Инфляция

6) Объем инвестиций в основной капитал, необходимый для обоснования сумм финансирования инвестиционной активности, а также источников финансирования намечаемых инвестиционных программ.

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Валовые инвестиции в основной капитал, % к пред. году -24 -10 -18 -5 -12 5,1 17,5 8,6 2,7 12,5 11,6

Таблица 6. Динамика Валовых инвестиций в основной капитал

 

График 7. Динамика инвестиций в основной капитал

 

Для более детальных расчетов применяются и другие социально-экономические и финансовые индикаторы. Например, Госкомстат Российской Федерации выделяет следующие макроэкономические индикаторы (таб. 7).

 

Индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 7305,7 9040,7 10863,4 13285,2 15161,0
ВВП в % к предыдущему году 9,1 5,0 4,3 7,3 6,8
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года 120,2 116,3 111,5 110,8 110,5
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. 1121,9 1594 2202,2 2417,8 2741,9
Доходы, в % к ВВП 15 18 20 19 18
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 986,7 1321,9 2046 2345,6 2659,4
Расходы, в % к ВВП 14 15 19 18 17
Профицит (+), дефицит (-), млрд. руб. 135,2 216,1 178,3 72,2 82,5
Профицит (+), дефицит (-), в % к ВВП 2 2 2 1 0,5
Официальный курс доллара США по отношению к рублю (на конец года, руб./долл. США) 28,16 30,14 31,8 29,5 28,9
Ставка рефинансирования (на конец года), % 28 25 23 18 13
Золотовалютные резервы (на конец года), долл. 27,9 36,5 47,7 74,5 120,3

Таблица 7. Основные макроэкономические индикаторы

 

В тоже время для текущего управления финансами используется ряд оперативных финансовых индикаторов, наблюдение за которыми позволяет более или менее своевременно обнаруживать отклонения в финансовой сфере, реагировать и вырабатывать конкретные меры по устранению негативных явлений и принимать соответствующие решения. Для оперативного финансового управления на макроуровне используются показатели, наблюдение за которыми осуществляется в течении месяца и квартала, а по некоторым показателям ежедневно (в частности, характеризующим состояние фондового рынка, валютного курса, уровень мировых цен на важнейшие товары экспорта и импорта). Для управления финансами соответствующие индикаторы выделяются на различных уровнях. В совокупности вся система наблюдения за финансовыми индикаторами их анализа составляет финансовый мониторинг.

Для финансового мониторинга важное значение имеет следующие показатели:

- добавленная стоимость товара (продуктов, работ и услуг), произведенных в стране и ее регионах, в совокупности и в отраслевом разрезе;

- балансовая прибыль в целом по экономике, а также в разрезе отраслей хозяйства и регионов;

- сумма налога на добавленную стоимость;

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль;

- рентабельность продукции (работ, услуг), исчисленная в виде отношения прибыли к издержкам;

- рентабельность активов хозяйствующих субъектов, исчисленная в виде отношения прибыли к активам (основному и оборотному капиталу);

- основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, облагаемые налогом на имущество;

- совокупный доход, полученный физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме.

Другие показатели, которые необходимы для исчисления и наблюдения за поступлением налогов (земельного налога, арендной платы за землю, плату за воду, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и прочих), также имеют значение, но они большей частью имеют узкое целенаправленное применение. Ввиду большого количества таких показателей учет их даже в АСУ сможет быть осуществлен в процессе решения конкретных задач.

В целях управления финансовыми ресурсами, из распределением и использованием в Российской Федерации, раскрытия доходов и расходов по укрупненным статьям и обоснования федерального бюджета, а также консолидированного бюджета по территории Российской Федерации Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с другими ведомствами разрабатывают сводный финансовый баланс. Форма сводного финансового баланса, разработанного по территории России в прогнозе на 2004 год, представлена в таблице 8.

 

  2004 г. Прогноз
ДОХОДЫ  
Прибыль 1697,0
в процентах к ВВП 11,1
Амортизация 845,0
в процентах к ВВП 5,5
Налоговые доходы 3047,4
в процентах к ВВП 19,9
из них:  
Налог на добавленную стоимость 988,4
в процентах к ВВП 6,5
Акцизы 243,3
в процентах к ВВП 1,6
Налог на доходы физических лиц 532,7
в процентах к ВВП 3,5
Налоги на имущество 184,0
в процентах к ВВП 1,2
Налог на добычу полезных ископаемых 320,9
в процентах к ВВП 2,1
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 532,5
в процентах к ВВП 3,5
Неналоговые доходы 392,2
в процентах к ВВП 2,6
Средства целевых бюджетных фондов 14,1
в процентах к ВВП 0,1
Средства государственных внебюджетных фондов 844,4
в процентах к ВВП 5,5
Единый социальный налог 438,2
в процентах к ВВП   2,9
ИТОГО ДОХОДОВ 7278,3
в процентах к ВВП   47,6
РАСХОДЫ  
Средства, остающиеся в распоряжении организаций 1889,9
в процентах к ВВП 12,4
Затраты на государственные инвестиции 235,7
в процентах к ВВП 1,5
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 48,6
в процентах к ВВП 0,3
Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые из бюджета, включая средства государственных внебюджетных фондов 2591,5
в процентах к ВВП 16,9
Расходы на национальную оборону 411,5
в процентах к ВВП 2,7
Расходы на проведение военной реформы 7,2
в процентах к ВВП 0,05
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 369,2
в процентах к ВВП 2,4
Расходы на судебную власть 37,3
в процентах к ВВП 0,2
Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление 188,4
в процентах к ВВП 1,2
Расходы по международной деятельности 45,1
в процентах к ВВП 0,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 314,7
в процентах к ВВП 2,1
Целевые бюджетные фонды 144,3
в процентах к ВВП 0,9
Прочие расходы 662,6
в процентах к ВВП 4,33
  ВСЕГО РАСХОДОВ 6946,0
в процентах к ВВП 45,4
Превышение доходов над расходами 332,3
в процентах к ВВП 2,2
Справочно: ВВП 15300

Таблица 8. Сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации

(прогноз на 2004 год)

 

Сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации показывает общий объем образующихся на территории России финансовых ресурсов и важнейшие направления их распределения. Как видно из приведенного сводного финансового баланса, по прогнозу на 2004 год общий объем финансовых ресурсов был рассчитан в сумме 7278,3 млрд. руб. Расходование этих финансовых ресурсов намечалось в сумме 6946,0 млрд. руб., и предусматривалось превышение доходов над расходами в размере 332,3 млрд. руб. или 24,6% к сумме всех доходов, что по отношению е ВВП должно составить 2,2%. Объемы сводных финансовых ресурсов позволяют оценить возможные ресурсы фондов денежных средств, которые могут быть использованы для формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных органов власти, иметь направления их использования, оценить эффективность воздействия на субъектов хозяйствования, наконец, выработать необходимые решения стратегии и тактики управления финансами.

Главная часть финансовых ресурсов формируется в сфере производства материальных и нематериальных благ, в сфере финансовых организаций и институтов. По данным представленного баланса, это прежде всего прибыль – 23,3% от общей суммы финансовых ресурсов, амортизационные отчисления – 11,6%, налог на добавленную стоимость – 13,6%, акцизы – 3,3%, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции – 7,3% и некоторые другие.

Заметим, что за период экономических реформ происходили определенные изменения в структуре формирования финансовых ресурсов. Основная часть (до 60%) финансовых ресурсов в стране в 1995-1997 гг. образовывалась за счет прибылей предприятий и организаций, амортизационных отчислений и налога на добавленную стоимость. Однако в последние годы наблюдается резкое снижение удельного веса этих статей в доходах – в прогнозе на 2002 г. на них приходится 54%, а в прогнозе на 2004 г. на них приходится 48,5%. Это является результатом, с одной стороны, перестройки финансовых отношений, а с другой, существенного ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Особенно неблагоприятно экономическая ситуация отражалась на динамике прибыли. При этом сказывалось влияние снижения среднего уровня рентабельности во многих отраслях и роста удельного веса убыточных предприятий. Удельный вес амортизационных отчислений в составе общей суммы перечисленных доходов составляет более половины и имеет тенденцию к повышению. Заметим, что за 2000-2004 гг. произошло некоторое улучшение финансового положения сектора реальной экономики.

Другая значительная статья финансового баланса - это средства внебюджетных фондов. Средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда занятости составляют примерно 11- 15% общей суммы финансовых ресурсов, отражаемых в сводном балансе. В представленной форме сводного финансового баланса на эти средства приходится 11.6%

Государственные налоги с населения в финансовых ресурсах России составляют относительно незначительную величину – менее 10%. По прогнозу на 2004 г. составляет 7,3% от общей суммы финансовых ресурсов.

Удельный вес других статей, образующих финансовые ресурсы, незначителен, хотя экономическая роль многих из них по воздействию на хозяйство весьма существенна. В частности, это относится к платежам за природные ресурсы, значение которых для регулирования отношений хозяйства с окружающей средой трудно переоценить. В соответствии с изменениями в законодательстве приняты платежи за добычу полезных ископаемых. Однако в нынешних условиях их значимость еще не так велика. Мизерны доходы от приватизации, то же можно сказать о долгосрочных кредитах на финансирование капитальных вложений.

В расходной части финансового баланса в дореформенные годы наиболее крупной была статья «Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, и за счет самоорганизации». На нее приходилось примерно 2/3 используемых финансовых средств. Между тем в последующие годы наблюдалось существенное сокращение этой статьи расходов. В представленном балансе статья «Средства, остающиеся в распоряжении организаций» составляет в общих финансовых расходах 27,2%. В современных условиях функционирования также обращает на себя внимание тот факт, что затраты на государственные инвестиции (без военного строительства) занимают небольшой удельный вес всего – 3,4%.

Государственные субсидии и субвенции связаны с государственной поддержкой сельского хозяйства (главным образом племенного животноводства и элитного семеноводства), а также с субсидирование угольной промышленности с целью завершения ее реструктуризации.

Невелики бюджетные расходы на науку – менее 1% суммы финансовых расходов, отражаемых в балансе, точнее – 0,7%, или всего 0,3% от ВВП (вместо 3-4% в большинстве развитых стран). Таким образом, остаются нерешенными многие вопросы финансирования не только научно-технических разработок, но и других направлений академической науки в целом.

Важной особенностью сводного финансового баланса на 2004 год является то, что в нем заложены дополнительные затраты на реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающее сокращение численности личного состава и повышения денежного довольствия военнослужащих. Эта тенденция сохранится и в последующие годы. В распределении финансовых ресурсов предусматривается также увеличение расходов в связи с реформированием судебной системы. Эта тенденция сохранится не на один год.

Крупным и постоянно возрастающим направлением использования финансовых ресурсов являются расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств внебюджетных фондов, удельный вес которых в целом достигает 37,3%. В 2002 г. их удельный вес в общем объеме финансовых ресурсов составлял 30,2%, а в 1996-1998 гг. – 22-25%. Между тем, в этой сфере предстоят крупные финансово-экономические реформы. Это прежде всего жилищно-коммунальная реформа, финансирование образования. Социальные расходы в большей мере планируется направлять на развитие и укрепление адресной социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, а также системы социального обслуживания.

За период политических и экономических реформ в России резко возросли расходы на содержание органов государственной власти и управления. Однако главная проблема заключается в том, как создать более эффективную по сравнению с ныне действующей систему государственного управления.

Финансовая помощь бюджетам других уровней в современных условиях все больше направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов при одновременном создании стимулов для проведении не региональном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов.

В управлении финансами на всех уровнях и во всех сферах важнейшее значение имеет проведение глубокого и всестороннего финансового анализа, который в каждой организации имеет свою специфику. Однако имеется и наиболее общие методы его проведения. Методы анализа финансовых результатов имеют большое значение для изучения динамики финансовых показателей, недочетов в той или иной области финансовой сферы или конкретного предприятия. База данных должна обеспечивать применение широкого спектра методов анализа финансовых результатов, имея в виду использование на первых этапах разработки АСУ достаточно простых, традиционных методов с последующим переходом к более сложным, внедрением современных методов анализа и прогнозирования.

1. Элементарные сравнительные методы анализа:

- сопоставление показателей за анализируемый период (дату) с предшествующим периодом (датой) в абсолютном и процентном выражениях;

- вычисление структурных показателей (удельных весов в процентном выражении) по основным показателям финансовых результатов деятельности за отчетный или планируемый период;

- сопоставление структурных показателей (удельных весов в процентном выражении) за анализируемый период (дату) и за предыдущий период (дату) или в сравнении с предшествующим годом (датой).

2. Специальные методы анализа финансовых результатов:

- анализ основных показателей (сводная таблица) эффективности результатов финансовой деятельности, включая показатели формирования доходной базы бюджета субъекта: динамика, вычисление коэффициентов эластичности, структуры;

- проведение комплексной оценки формирования и распределения финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и направлений их использования, включая поступления в доход городского бюджета: динамика и их структура;

- анализ факторов формирования прибыли классификационных групп хозяйствующих субъектов: влияние изменения цен, объема реализации, цен на потребляемые материальные и трудовые ресурсы, транспортных затрат;

- проведение анализа изменения количества убыточных предприятий, их удельного веса в общем количестве и объеме реализации, финансового состояния убыточных предприятий, факторов, обусловивших убыточность;

- анализ сумм налога на добавленную стоимость и акцизов, их динамики и структурных факторов поступления;

- анализ состояния платежеспособности хозяйствующих субъектов по классификационным группам: расчет коэффициентов ликвидности, изменение кредиторской и дебиторской задолженности.

 

 

 

Заключение

 

Для полного представления темы курсовой работы «Особенности функционирования системы управления финансами» мне необходимо было дать описание основных понятий управления объектами, в конкретной области управление финансами. В первой части моей работы представлены основные понятия: главные функции финансов, цель управления финансами, сферы обращения и влияния финансов, методы управления финансами, органы управления финансами. Кратко перечислила объекты управления и показала, что для управления финансами любого объекта необходимо выработать финансовые инструменты или средства управления объектами.

В отдельный раздел курсовой работы поместила описание органов управления финансами, так как наличие данных структур в современных условиях функционирования финансовой системы обязательно. Органы управления финансами на Руси существовали со времен Ивана III, в периоде длительного исторического пути развития органы управления финансам находятся в постоянной динамике, причиной постоянных изменений структуры является смена государственной власти, политического уклада страны и т.д. В этом разделе мною дана информация истории развития органов управления финансами за последние десятилетия Союза Советских Социалистических Республик и государства Российская Федерация. Я постаралась представить современную структуру финансовых органов управления, указала какие задачи сегодня решают эти структуры, какими функциями они наделены, какими методами и средствами они владеют для выполнения своих задач. Особое внимание уделила вопросу государственного регулирования финансов в рыночной экономике.

Основную часть своей работы посвятила рассмотрению методов государственного регулирования, представила описание существующих прямых и косвенных методов регулирования экономикой страны и наиболее полного изложила материал по основным макроэкономическим показателям, финансовым индикаторам, по которым можно сделать прогноз социально-экономического развития страны.

В разделе «Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования» перечислила финансовые индикаторы и показатели экономического развития, которые характеризу


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.