Формирование и становление македонской государственности. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Формирование и становление македонской государственности.

2019-12-17 148
Формирование и становление македонской государственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплекс проблем, обусловленных отсутствием значимого исторического опыта собственной государственности (Македония впервые получила ее лишь после 1945 года в составе югославской федерации), был значительно усугублен этническим конфликтом в западных областях страны. Стремительно растущее демографически и проявляющее все более серьезные экономические и политические амбиции, албанское меньшинство своими действиями практически дезорганизовало процесс становления национальной государственности. Военно-политическое присутствие НАТО, утвердившееся здесь под предлогом гарантий обеспечения внутреннего мира, не только ограничивает сферу деятельности национальных органов государственной власти, но и подрывает дееспособность последней, фактически выводя целые функциональные сегменты и территории из области ее компетенции[6].

Процесс оформления самостоятельности Македонии начался в январе 1991 г. с принятием Декларации о суверенитете Социалистической Республики Македония (СРМ) и был завершен 17 ноября 1991 г., когда была принята новая Конституция Республики Македония, провозгласившая Республику суверенным демократическим государством. Отделение Македонии, в отличие от других республик, проходило мирным путем, обосновывалось законодательным путем и волеизъявлением народа, обусловливалось Договором о выводе войск Югославской народной армии с территории Республики от 21 февраля 1992 г.

В Македонии была выбрана смешанная парламентско-президентская модель организации государственной власти. Радость Македонии от достижения суверенитета омрачалась проблемой ее признания со стороны международных организаций. 17 декабря 1991 г. на заседании министров иностранных дел стран-членов ЕС были разработаны критерии признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе: уважение Устава ООН и других международных документов по вопросам правового государства, гарантия прав этнических и национальных групп и меньшинств, уважение нерушимости границ, которые могут быть изменены только мирным путем, признание международных обязательств по разоружению, безопасности и региональной стабильности, решение проблем правового наследия и региональных споров путем переговоров.

20 декабря 1991 г. министр иностранных дел Македонии обратился к государствам-членам ЕС с просьбой признать Республику. Как отмечал Президент Республики Македония К.Глигоров, «в отличие от документально обоснованной позиции Арбитражной комиссии двенадцать приняли политическое решение признать пока только Словению и Хорватию». Однако объяснения тому были. Во-первых, Македония не имела посредников и покровителей среди сильных европейских государств, как, например, Германия, открыто отстаивавшая интересы Хорватии. Во-вторых, препятствием стала особая позиция Греции как члена ЕС.

Греция решительно протестовала против названия республики «Македония» (ибо так называется область в Северной Греции), против использования исторической греческой атрибутики в официальной македонской символике, настаивала на определенных гарантиях со стороны Македонии, что та не имеет территориальных претензий к соседним государствам. Правительство Греции заявляло, что никогда не согласится, чтобы в названии соседней республики были «греческое» слово «Македония» или «производные от него».

2 мая 1992 г. ЕС согласилось признать Македонию только в том случае, если будет найдено приемлемое для всех название нового государства.

В апреле 1993 г., согласно Резолюции № 817, Республика принята в ООН под временным именем «Бывшая Югославская Республика Македония» (БЮРМ) до урегулирования разногласий, возникших в связи с названием этого государства. В условиях разгоравшихся военных действий в Хорватии и Боснии и Герцеговине мир в Македонии казался ее руководителям хрупким. Поэтому они обратились с просьбой в ООН направить отряд «голубых касок» в Македонию. Ограниченный контингент ООН (700 человек) получил зимой 1993 г. мандат на размещение в Македонии для оперативного информирования и предотвращения возможных провокаций на границе с Сербией. В июле того же года к ним присоединились 300 американских солдат. В декабре 1993 г. Собрание Республики Македония принимает решение просить о присоединении к НАТО. Все политические партии страны без исключения поддерживают это решение. 15 ноября 1995 г. Республика присоединилась к программе «Партнерство во имя мира».

Экономическое положение Македонии после приобретения самостоятельности было крайне тяжелым. Прервались традиционно тесные хозяйственные связи со всеми бывшими республиками СФРЮ. А переход Республики к рыночным отношениям совпал с введением санкций против Югославии. Проблемы в греко-македонских отношениях затруднили и их экономические связи. По официальным данным, Македония потеряла в результате осложнений в отношениях с соседними странами свыше 3 млрд. долларов. Валовой внутренний продукт с 1991 по 1993 г. сократился на 30%, уровень безработицы приблизился к 40%, объем промышленного производства упал на 50%.

Македония - страна, в которой кроме титульной нации проживают и другие народы. Согласно переписи 1994 г. население страны составляло 2 млн. 75 тыс. человек, из которых 1 млн. 378 тыс. - македонцы, 478 тыс. - албанцы, 39 тыс. - сербы, 47 тыс. - цыгане. Большинство населения (66,66%) - православные, мусульмане составляют 30,06%, католики - 0,49%. К национальным меньшинствам в Македонии относят 22,9% албанцев, 4% турок, 2,3% цыган, 2% сербов и 0,8% влахов.

Несмотря на усилия руководства, одной из серьезных проблем, которые переживала в эти годы Македония, являются взаимоотношения с албанским населением. Постоянно предпринимались попытки сохранить этнический мир и построить демократическое государство, руководствуясь идеями гражданственности. Политические албанские партии представлены в парламенте и активно участвуют в политической жизни. Конституцией предусмотрено параллельное употребление албанского языка (или языка любой другой национальности) как служебного в тех общинах, где численность албанского населения (или другого национального меньшинства) превышает 20% от общего числа жителей. Однако албанцы, численность которых в Республике составляет около 23%, выступают за расширение своих прав, открытие албанского университета, более представительного участия (на уровне 30%) во всех государственных структурах, а радикальное крыло албанского меньшинства требует автономии для районов Западной Македонии, отстаивая идею создания независимого государства для албанцев.

Политика К.Глигорова, направленная на установление добрососедских отношений со всеми государствами полуострова, используя мирные средства, переговоры и компромиссы, принесла свой результат. 12 октября 1995 г. Македония становится членом ОБСЕ, а 8 ноября - 38-м членом Совета Европы. В сентябре 1995 г. после четырехлетних острых споров Македония и Греция подписали в Нью-Йорке соглашение о нормализации отношений. Греция согласилась признать Македонию как суверенное государство, снять экономическое эмбарго, а Скопье отказалось от эмблемы - шестнадцатиконечной звезды - на своем национальном флаге. Македония заявила также, что не имеет территориальных претензий к Греции.

В апреле 1996 г. был подписан договор о нормализации отношений между Македонией и Югославией. Республика Македония признала государственную правопреемственность Союзной Республики Югославии, а СРЮ признала своего южного соседа под именем Республика Македония. В результате договоренностей была создана таможенная уния двух государств, началось свободное передвижение людей и товаров через границу, созданы благоприятные условия для взаимовыгодной торговли.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.