депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.

2019-12-17 155
депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И хотя единого взгляда на проблему нет, множество вопросов не разработано еще в полной мере, все же все исследователи без сомнений сходятся в одном, что депривации, переживаемые в детском возрасте, оказывают наиболее мощное патогенное действие.

Детство – особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется в некотором смысле «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит.

Не забыть про Зощенко!!! «Перед восходом солнца»

Мы никогда не знаем, с каким запасом сил приходит в жизнь ребенок, но должны знать, что любая депривация наносит ему ущерб, что любая депривация – это трата жизненных сил, трата витальной энергии. Мы должны хорошо понимать, что вся последующая взрослая жизнь нашего ребенка будет нести на себе следы детских деприваций (суть – история искажений).

Претерпевая депривацию, ребенок испытывает состояние, которое можно сравнить с тем, что испытывает человек, стоящий на краю отвесной скалы, когда его внезапно что-то толкает… И он летит… В абсолютном одиночестве… Что там внизу? Подхватят ли, поймают ли? Быть может, все обойдется благополучно. Но мгновений такого полета достаточно, чтобы претерпеть нечто ужасное. И именно такого рода опыт переживания ужасного в полном одиночестве получает ребенок с особенной силой в ситуациях материнской депривации, которую иначе можно было бы поименовать депривацией любви.

В каких жизненных обстоятельствах происходит материнская депривация? Безусловно, во всех случаях явной потери матери – ситуации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), в ситуациях смерти матери. Но, по сути дела, и особенно для детей младенческого возраста (0-3 года), любая реальная разлука с матерью может оказать сильнейшее депривационное действие:

Скрытая материнская депривация – ситуации, когда нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть явная недостаточность их отношений или определенные нестроения этих отношений.

Материнская депривация не только в младенчестве, но и на всех следующих возрастных этапах развития ребенка не утрачивает калечащую силу своего действия.

Лишение ребенка опыта любви приведет к тому, что он будет неспособен любить сам, что его жизненные сценарии будут лишены возможности «давать» любовь, а будут подчинены принципу «добрать». Всю последующую жизнь он будет смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды, агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования, обесценивания и уничтожения».

Патериальная (отцовская) депривация в детском возрасте также несет серьезную угрозу нормальному развитию ребенка, но она коснется иных аспектов и скажется больше на формировании ролевых жизненных установок и диспозиций и, кроме того, внесет определенные сюжетные содержания в их возможные искажения. Риск патериальной депривации для ребенка особенно велик в ситуациях:

Во всех подобных ситуациях неизбежна патериальная депривация. И ребенок не сможет пройти в полной мере нормально сложнейший путь своей половой идентификации, и, в результате, в своей взрослой жизни он окажется неверно или недостаточно сообразовавшимся со своей онтологической сущностью женского или мужского и будет чрезмерно уязвим, дезориентирован или несостоятелен в пространстве соответствующих отношений и ролей.

Если мы с вами ретроспективно обернемся на свое детство, на детство своих родителей и родителей их родителей, то увидим, что на протяжении последнего столетия (активно простимулировавшего большинство описанных выше ситуаций и закрепившего их в статусе массовых явлений) происходит трагическое родовое накопление деприваций. И каждое следующее поколение становится все более неспособно осуществлять свое родительство.

В действительности, в реальной жизни изученные психологией и медициной виды депривации никогда не наличествуют как отдельные. Разные виды деприваций всегда не только сложно переплетены, но и сложно соподчинены и взаимообусловлены.
На наш взгляд, и сегодня об этом можно уверенно говорить, ядро, структура и вместе с тем предопределяющий вектор всех возможных скрыто и неосознаваемо протекающих видов деприваций становятся уловимыми в свете проблемы эмоционально-стрессового взаимодействия людей.

А так как сложности диалога между людьми разных способов восприятия мира и сложности взаимодействия их друг с другом – это проблема всеобщая и повсеместная, то это сообщает и депривации масштаб всеобщего и повсеместного явления.

Вообще, хорошо бы родителю, узнав самого себя, как можно раньше познакомиться со своим ребенком (– кто это? – каков он? – как он видит? – что он видит? – чего он хочет? – как он мыслит? – где и в чем источники его удовольствия, энергии и комфорта?), а не считать априори ребенка своей копией, тиражом самого себя и не проецировать на него свой опыт и свои представления, что весьма распространенно. Данное различение выявило бы множество депривационных рисков.

Лишь обозначив данным эскизом проблему диалогической депривации как проблему всеобщую и повсеместную, мы, казалось бы, вывели ее к контексту, где остается лишь сокрушенно отчаиваться. Но этого не должно происходить. Напротив, обретая некоторую ясность в отношении какого-либо явления своей жизни, жизни вообще, мы должны начать думать, как и что следовало бы начать стараться не допускать, менять, исправлять, преодолевать, в общем – исцелять.

И видя теперь в свете изложенного, следствием каких непростых путей каких депривационных воздействий могло явиться сегодняшнее неблагополучие ребенка, мы должны понимать, что для компенсации нанесенного ущерба нам потребуется соответствующей же сложности вся огромность нашего усилия.

Какого бы уровня не коснулись депривационные последствия у ребенка, их необходимо лечить (подхватывать и компенсировать как можно скорее).

Кроме того, понимая, что пределом чаяний всех родителей является задача не просто вырастить ребенка, но вырастить личность, отметим, что понятие личность – это понятие, о котором уместнее рассуждать в богословии, нежели в психологии. Слово личность встроено в семантический ряд лик-личность-личина и тем самым предполагает векторность: личность существует лишь в динамике приближения к Богу, в динамике восстановления целостности человеческой природы (становясь ликом). И если лик поистине неповторим и уникален, то личина как путь удаления от Бога, путь утраты целостности человеческой природы, ее ущерба, будет иметь совершенно типические проявления.

Предельно упростив, можно сказать, что вся эта возможная, типичная «механика» человека в его «модуле», в его «статике» – удел наук психологии, психиатрии, педагогики. (Искажения, коснувшиеся соматического, психического и психологического статуса человека не могут быть сняты на духовном уровне). В то время как «вектор» принадлежит пространству догматики, а также аскетики и богословия. И поэтому, если мы в христианской культуре – необходим священник.

Протоиерей Алексей Уминский:

Психиатр, психолог, педагог, священник – все эти так часто смешиваемые или противопоставляемые в обыденном сознании роли, на самом деле, являются взаимодополняющими сторонами помощи ребенку и его родителям. Здесь не может быть автономных, взаимоисключающих подходов (или только психиатр, или только священник), но должна быть реализована своего рода соборность, дополнительность, чего, к сожалению, на практике мы наблюдаем не часто, но это то, к чему следует стремиться.

И когда психолог или психиатр, вооруженный современными знаниями и методиками, смотрит на тебя и твоего ребенка христианскими глазами и, понимая, что он как специалист без помощи Божией, без Таинств Церкви, без погружения в Евангельскую жизнь, без выправления себя по Евангелию, сделать ничего не может, тогда союз врача и священника, союз психолога или психиатра и священника начинает приносить очень хороший результат.

Священнику необходимо знать и замечать сложные проблемные вещи в семьях, которые находятся под его окормлением в его приходе. И священнику необходимы сотрудники в этой области, которым он бы мог доверять.

Когда в лице психолога и психиатра священник встречает христианина, когда эти люди готовы вместе сотрудничать, получается удивительно плодотворный союз. И в течение уже очень многих лет Оксана Борисовна – моя помощница, а я – ее помощник. Я вижу детей в гимназии, семьи в приходе, которые нуждаются в серьезной психологической опеке. А с другой стороны Оксана видит тех, кто приходит к ней, и понимает, что они нуждаются в настоящей духовной опеке. И тогда происходит исцеление, тогда происходит помощь, наступает полнота, недостающая человеку в результате депривационных процессов.

Однако все усилия Церкви, государства и общества будут тщетными, если каждый из нас не поймет, что слабость современной семьи – прежде всего результат нашей собственной неготовности к браку, стереотипов и иллюзий, которые определяют, чего мы ожидаем от современной жизни. Многие принятые в современной культуре представления относительно человеческих отношений, пола, брака не только совершенно ложны, но и обрекают тех, кто им следует, на неизбежное несчастье. Самая главная и вредная иллюзия современного человека является убежденность в том, что можно стать счастливым через удовлетворение своих эгоистических желаний и потребностей. («Бери от жизни все», «Надо пробовать и выбирать» - эти лозунги молодого поколения можно вывешивать перед входом в супермаркет.) Возникает отношение к браку, как к чему-то пробному, а к другому человеку, как к вещи: подошло –не подошло, жмет –не жмет, нравится – надоело. Культура вседозволенности, провозглашая свободные отношения, воспринимает семью как новое развлечение. Тайна брака, связывающего двух людей в вечности перед лицом Господа, подменяется фантазиями и мимолетными эмоциями, самопожертвование и любовь – стремлением получить наибольшие выгоду или удовольствие от брачной сделки. Неудивительно, что игра в семью продолжается недолго. А счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми.

Использованная литература: Книги:

 Беседы о браке. Святитель Иоанн Златоуст.

Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. Святитель Иоанн Златоуст. М. 1999

Любовь, брак, семья. Алексей Осипов. Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. М. 2017

Малая Церковь. Жизнь семьи в современном мире. Протоиерей Павел Гумеров. Издательство Сретенского монастыря М. 2017

Начертание Христианского нравоучения. Святитель Феофан Затворник.

О браке. Святитель Филарет (Дроздов)

Основы православной педагогической культуры. С.Ю. Дивногорцева Издательство ПСТГУ М. 2017

Православное воспитание. Игумен Киприан (Ященко) «Покров» М. 2018

Путь духовного обновления. И.А, Ильин СПб., 2006

Ребёнок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере. Протоиерей Алексей Уминский М. «Никея» 2016

Страх возводит стены. Любовь строит мосты. Диакон Илья Кокин. «Никея» 2018

Статьи из интернета:

Всероссийский форум «Пироговская хирургическая неделя» Заболеваемость и смертность населения. Е.Е. Ачкасов Оздоровление нации через духовное здоровье. Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова

Духовно-нравственное воспитание ребёнка в современной семье. Л.П. Вечкилева Электронный журнал «Образование Ямала

Духовные ценности в семейном воспитании Я.В. Бацына «Исторические науки и археология» №6 (68) 2016

Здоровье призывников из разных регионов России. И.Н. Сахарова, Л.В. Ефремова Известия ПГПУ «Естественные науки» №5(9) 2007 год

Международный мужской день? Андрей Горбачёв «Рассуждения в неделю о расслабленом» Православие. Ru

«Святость отцовства. Исполнение Божественного призвания как смысл жизни мужчины» Архимандрит Георгий (Шестун) Декабрь 29, 2018

Семья и будущее России. О.М. Попова, Т.И. Лаврова ГБПОУ «КТСиТ»

Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников. О.К. Трунина. Вестник ПСТГУ Вып. 1(40) 2016

Формирование нравственности ребёнка в условиях семейного воспитания. Н.Ю. Ерёмина Самарский научный вестник №1 (2) 2013

Ценность семейной жизни. Митрополит Калужский и Боровский Климент. «Вечерняя Москва»

 

 

 


 

[2] Святитель Филарет (Дроздов). О браке // Пространный христианский катехизис (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij /prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_18).

[3] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке (URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake/).

[4] Там же.

[5] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о браке...


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.