Основные педагогические категории — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные педагогические категории

2019-12-17 108
Основные педагогические категории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном пони-мании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле -как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении, а именно как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание — это целенаправленное "выращивание" личности на основе формирования:

· 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

· 2) мировоззрения;

· 3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие — это объективный процес внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации).

Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество: в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества.

Вершиной воспитания является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизни других людей. Духовное развитие вес более признается ядром становления личности в человеке.

Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. Па самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека происходит его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Категорию "воспитание" используют широко: передавать опыт, следовательно, воспитывать можно в семье, через средства массовой информации, через искусство, через политику, идеологию и т.д. Но среди форм воспитания особенно выделяется образование.

Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляются передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Рассмотрим следующие три компонента образования: обучение, воспитание, развитие (рис. 8.1):

Рис. 8.1. Компоненты образования

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро образования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через сто восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.

Категории "воспитание", "образование", "обучение" можно соотнести по принципу "матрешки". Представьте себе маленькую матрешку — это обучение. Далее идет средняя матрешка — образование и, наконец, большая — воспитание. Увидеть в отдельности каждую из них и описать можно, но нельзя понять одну без другой. Это тот случай, когда внутреннее автономное строение обеспечивает сохранение единой природной целостности.

Вернемся к матрешке. Все ее три составляющие обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то ее воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то повое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Воспитательные отношения направлены на формирование человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания, самообразования, самообучения. В данные отношения могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как "человек — человек", "человек — книга — человек", "человек — техника — человек", "человек — искусство — человек", "человек —природа — человек".

В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект-субъектные отношения.

Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность. Система основных педагогических категорий по В. С. Безруко-вой приведена в табл. 8.2.

Таблица 8.2

РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ САМОВОСПИТАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕ САМООБУЧЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека.

Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. Главная особенность педагогической деятельности состоит в том, что ее объектом и субъектом всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к типу "человек — человек". В педагогической деятельности педагог выполняет гностическую, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, диагностическую, корректирующую и контрольно-оценочную функции.

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических проблем и задач. Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической практике и теории вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека. Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Педагогические задачи делятся на два класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут способствовать либо препятствовать успешному решению задачи.

Педагогическая технология — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Виды педагогической деятельности подразделяются в зависимости от типа педагогической задачи:

· 1) практическая деятельность по обучению и воспитанию человека (цель: передача жизненного, культурного и научного опыта от старшего поколения к младшему; средства достижения цели: методы и приемы обучения и воспитания; результатом педагогического труда является обученный, воспитанный и образованный человек);

· 2) методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки и практики педагогическим работникам различных учреждений (цель: передача передового педагогического опыта и научных открытий педагогам с помощью научно-методических семинаров, конференций, распространения специальной литературы; в результате формируется компетентный и творческий педагог-практик, профессионал, владеющий современными педагогическими технологиями);

· 3) управленческая деятельность руководителей образовательной системы (цель: управление работой педагогов-практиков на основе применения методов управления коллективом, коллективного сотрудничества; в результате формируется творчески работающий педагогический коллектив, обеспечивающий высокое качество образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе);

· 4) научно-педагогическая деятельность (цель: поиск и разработка новых педагогических знаний; средства достижения цели: применение методов научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разработка теорий, новых педагогических технологий). Результатом является новое педагогическое знание в виде законов, принципов, новых систем, технологий, методов и форм организации процессов обучения и воспитания).

Педагогическая деятельность осуществляется в процессе педагогического общения, строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения.

6.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.