Этапы осуществления содержательной части учебного занятия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Этапы осуществления содержательной части учебного занятия

2019-12-17 118
Этапы осуществления содержательной части учебного занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание учебного занятия

«Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать»

Гёте

 

Что следует изменить в структуре, содержании учебных занятий педагога для достижения цели образования – формирование компетенций учащихся?

Создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения для решения учебных проблемных ситуаций.

Как важно, чтобы ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.

 

II этап

Частично-поисковое исследование

Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Данный вид исследований проводятся на уроках, начиная с 9 класса, на занятиях кружка.

Например, при изучении темы «Плотность веществ», дети самостоятельно составляют таблицу плотностей предложенных им веществ, не пользуясь физическими справочниками.

Изучение качественных реакций органических веществ. 10 класс.

Ситуация частично-поискового исследования используется при решении нестандартных задач повышенной трудности на факультативных занятиях.

III этап

Поисковая исследовательская деятельность

Это исследование с неопределённым содержанием. Преподаватель умело владеет методикой научного исследования, но они с учеником не знают, ни пути поиска (исследования), ни итога исследования. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ученика.

Такой вид деятельности целесообразнее проводить во внеурочное время, с одарёнными детьми, в частности при подготовке к олимпиадам по химии, на занятиях в предметном кружке.

IV этап

Научно-исследовательская деятельность

На этой ступени учащийся сам определяет степень готовности к этой ступени, самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению. Этим видом деятельности занимаются учащиеся, которые входят в состав научного общества старшеклассников или ребята, тяготеющие к данному виду деятельности.

Примерные темы исследований:

- Проблемы клонирования;

-Реально ли бессмертие человека;

-Влияние катализаторов на химические реакции.

Использование компьютерных технологий

Проблемно-исследовательская деятельность осуществляется, в том числе с использованием возможности компьютерных технологий.

Исходя из особенностей химии как науки, компьютер применяется в следующих случаях:1. Моделирование химических процессов и явлений, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории. (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира)2. Контроль и обработка данных химического эксперимента. Программа Мicrosoft Excel позволяет достаточно быстро это сделать.3. Программная поддержка курса.· справочные пособия по конкретным темам;· решения расчетных и экспериментальных задач;· организация и проведение лабораторных работ;· контроль и оценка знаний.· Тренажёры по ЕГЭ

Учебно-методическое обеспечение

На сегодняшний день школа имеет полный учебно-методический комплекс по предмету. В кабинете химии имеется компьютерное оборудование, интерактивные таблицы, полный набор школьного химического инструментария, химических реактивов. Есть оборудование, которое позволяет вести научно-исследовательскую деятельность. Имеется оборудование для проведения лабораторно- компьютерных исследований, имеется достаточно большой материал на электронных и бумажных носителях, что позволяет давать детям знания на современном уровне.

Результаты работы учителя:

· Стабильное качество знаний учащихся по химии (за пять лет средний показатель 47%).

· Успешное участие учащихся в централизованном тестировании и ЕГЭ по химии (от 27% до 50% качество знаний).

· Успешное поступление выпускников школы по химическому профилю.

· Успешное участие учащихся в районных и областных олимпиадах:

 

Призёры районных олимпиад

 

Год Предмет Класс Занятое место
2004-2005 Химия 10 класс 2 место

2005-2006

Химия 11 класс 3 место
Экология 11 класс 3 место

2006-2007

Химия 9 класс 1, 2 места
Экология 11 класс 3 место

2007-2008

Химия 10 класс 1, 3 места
Экология 10 класс 3 место

Победитель областной олимпиады:

2006-2007 год. 9 класс.

Модуль 3. Цели педагогического процесса

ЦЕЛЬ:

Формирование образовательных компетенций учащихся на уроках химии через проблемно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха;

- способствовать формированию навыков решения проблемных ситуаций;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- способствовать формированию устойчивой рефлексии своей деятельности;

- формировать ключевые компетенции.


Содержание учебного занятия

«Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать»

Гёте

 

Что следует изменить в структуре, содержании учебных занятий педагога для достижения цели образования – формирование компетенций учащихся?

Создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения для решения учебных проблемных ситуаций.

Как важно, чтобы ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.

 

Этапы осуществления содержательной части учебного занятия

 

1. Подготовка к восприятию проблемы. Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации выполняет две задачи: усиливает мотивацию - интерес школьников к учебному содержанию и актуализирует мышление школьников. Но актуализация, начало мышления возможны, если актуализированы знания, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему, т.к. при отсутствии необходимой подготовки они не могут приступить к решению. Например, если поставить перед учащимися 8-го класса вопрос, почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами, эта важнейшая химическая проблема не вызовет потребность её решать, т.к. их знаний пока недостаточно.

Актуализация знаний (её формы - проверка д/з, повторение ранее изученного материала, применение собственного опыта учащихся по теме) позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться ребятам более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала.

2. Создание проблемной ситуации. Постановка учебных целей.

Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к её решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет чётко сформулирована проблема.

3. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

А)Формулирование проблемы – это итог возникшей проблемной ситуации.

Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами.

Б) Решение проблемы.

Этап состоит из нескольких ступеней: выдвижения гипотез (возможно использование приёма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы.

Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.

В) Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

Обсудив гипотезы - прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному – эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.

4. Первичное закрепление учебного материала.

На первом уроке изучения нового материала предлагается учащимся, как правило, тест, с последующей проверкой. Затем переходят к 8 этапу – рефлексии.

Если урок второй в теме (комплексного применения знаний), то 4 –й этап проводится в виде организации работы по решению типовых заданий по алгоритму. Решение первого задания демонстрирует учитель, следующее решает у доски ученик с комментарием.

5. Самостоятельная работа.

Используя принцип полного усвоения знаний, систематически практикуются проверочные работы в особых тетрадях, где дети отрабатывают навыки применения умений решать учебные проблемы разного уровня по открытым текстам. Для этого учитель, заранее вычленив определённые элементы (шаги) в структуре действия, определяет наиболее целесообразную последовательность их изменения и намечает систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовывается их выполнение. Задания предлагаются разноуровневые (применение знаний по алгоритму; применение знаний в изменённой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации), носящие прикладной характер.

Во время этого вида деятельности ребёнок может пользоваться помощью учителя, записями лекций, другим справочным материалом.

Что это даёт ребёнку:

1. комфортность психофизического состояния;

2. умение найти информацию, которая поможет справиться с заданием учителя (задания даются непохожие, отличные от примеров учебника и примеров лекций);

3. видение учащегося своих пробелов или успехов в знаниях;

4. возможность хорошо подготовиться к контрольной и практической работам.

Что это даёт учителю:

1. видение успешности или не успешности ребёнка в изучении учебного материала;

2. осуществление своевременной коррекции поурочного планирования;

3. организацию обучения учащегося по индивидуальному плану.

6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение. (Заключительный этап содержательной части учебного занятия)

Рефлексия.

Рефлексия учебного занятия, где формировались образовательные компетенции учащихся, необходима. Она позволяет увидеть, как оценивают учащиеся то, чему, каким действиям и обобщённым умениям они научились или учатся. Без этого учебное занятие оказывается вне сферы формирования компетентности.

Рефлексивно-диагностический этап в деятельности учителя.

После завершения учебного занятия необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придётся совершенствовать повторно. Эту работу проводит сам учитель.

?????Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм процесса познания.

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.

При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Иными словами:

- если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

- если сегодня ребёнок всю работу, даже ту её часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

- если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.

Это можно представить в виде схемы:

 

Сегодня Завтра
 
 
 

 

 Учитель           Ученик

 

Вывод: только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

Потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

I этап

Теоретико-экспериментальное исследование на уроке.

Вводится этот этап в восьмом классе, с первых уроков изучения химии.

Учащимся предлагаются исследовательские задания с доступным и реальным содержанием. Учитель знает направление поиска, предлагает пройти этот путь ученику, зная наверняка искомый результат.

Например, при изучении простых веществ – металлов, дети самостоятельно, через эксперимент обозначают физические свойства металлов:

- простая электрическая цепь (лампочка горит, не горит) – свойство электропроводности;

- магнит (притягивается, не притягивается) и т.д.

При изучении темы «Электролитическая диссоциация». Дистиллированная вода не проводит электрический ток, а обычная водопроводная проводит.

При изучении темы «Смеси и способы их разделения». Занятия проводятся в форме работы лабораторий: «Химчистка на дому», «Отдел криминалистики», «Аптека» и т.д.

Знания, приобретённые при этом достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности. Идёт формирование образовательных компетенций, которые явно имеют практико-ориентированное направление.

II этап

Частично-поисковое исследование

Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Данный вид исследований проводятся на уроках, начиная с 9 класса, на занятиях кружка.

Например, при изучении темы «Плотность веществ», дети самостоятельно составляют таблицу плотностей предложенных им веществ, не пользуясь физическими справочниками.

Изучение качественных реакций органических веществ. 10 класс.

Ситуация частично-поискового исследования используется при решении нестандартных задач повышенной трудности на факультативных занятиях.

III этап


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.