Развитие синтаксической стороны речи. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие синтаксической стороны речи.

2019-12-17 205
Развитие синтаксической стороны речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Проблема синтаксиса речи ребенка по своей сложности и многообразию вызвала немало споров ученых лингвистов, психологов и психо-лингвистов (А.А. Андреев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович, Н. Хомский и др.).

Так, Н. Хомский выдвигает положение о том, что благодаря сравнительно небольшому количеству основных правил и схем процесс усвоения синтаксической стороны речи является «врожденным». Эта идея была опровергнута такими учеными, как А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.Д. Андреев. А.Р. Лурия подчеркивает, что синтаксические структуры языка формируются
в процессе активной деятельности человека, отражающей
реальные отношения объективного мира, включая и те, в которые
человек вступает, активно отражая этот мир.

Овладение синтаксическим строем языка является составной
часть совершенствования связной монологической речи. Для
того, чтобы речь была связной, необходимо использовать различные языковые средства, «нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точные сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложения и перехода от данного предложения к другому». Работа над предложением, в том числе сложном,
является одним из главных звеньев развития связной монологической речи (О.С. Ушакова, Н.Ф. Виноградова).

Формирование синтаксической стороны речи детей особенно
важно в группах старшего дошкольного возраста (6-7 лет), где
главной задачей становится совершенствование связной речи -
разных форм рассказывания, включая творческое рассказывание.

У ребенка шестого года жизни речь в структурном отношении
значительно усложняется не только за счет простых
предложений, но и сложных. Возрастает объем высказываний. К семи годам ребенок все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты.

Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь нужно уметь
анализировать, отбирать основные (для данной ситуации)
свойства и качества, устанавливать причинно-следственные,
временные и другие отношения умело использовать средства.

Такие умения предполагают постоянную целенаправленную
работу над предложением и словосочетанием.

 Предложения и словосочетания являются основными
синтаксическими единицами. Известный лингвист А.Н. Гвоздев
отмечал, что предложение играет огромную роль в развитии речи
детей, так как именно в предложениях формируются как
отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические
категории с их внешним морфологическим выражением.

Основным фондом связной монологической речи являются
сложные предложения.

Г. А. Фомичева отмечает, что значительное место в
упражнениях по развитию синтаксического строя речи старших
дошкольников должны занять упражнения по составлению
сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Назначение упражнений синтаксического характера - научить
детей правильно строить предложения. Актуальность данного
вида заданий вытекает не только из того объективного
положения, что, не научившись правильно строить предложения,
ребенок не овладеет грамматическим строем речи, но из
достаточно большого числа затруднений, которые испытывают
дошкольники при употреблении и конструировании
предложений.

р.И. Тихеева для развития синтаксической стороны речи
старших дошкольников предлагала использовать специальные
упражнения на распространение и дополнение предложений

Дополнение простых нераспространенных предложений - одно
из эффективных упражнений синтаксического характера.
Полезно давать ребенку опору в виде картинки, глядя на которую
он получит возможность подбирать необходимые слова. К
примеру, взрослый показывает ребенку картинку и составляет по
ней простое нераспространенное предложение: «Алеша бежит».
Ребенок должен повторить фразу и добавить к ней 1-2 слова:
«Алеша бежит по футбольному полю». Взрослый добавляет еще
слово, затем ребенок.

Синтезируя с ребенком предложение, целесообразно обращать
внимание на смысловую нагрузку каждого слова, входящего в
него, и их последовательности. Это свойство речи можно
показать дошкольнику с помощью игры «Путаница».
Предварительно читается стихотворение К.Чуковского
«Путаница», выясняется, почему оно имеет такое название. Затем
придумываются путаницы, которые ребенку предлагается
распутать: «Плывет по полю самолет».

Работа организуется в определенной последовательности:
выясняется какие слова надо изменить, какими словами должна быть проведена замена, проверяется правильность получившихся
вариантов. Повторяя эту игру, можно в дальнейшем самому
ребенку предлагать придумывание путаниц, в которых он затем
будет заменять слова.

Дополнение сложных предложений позволяет ребенку
усваивать не только их конструкцию, но и зависимость
конструкции от смыслового содержания.

Эффективной оказывается работа над предложениями
следующего типа: «Начался сильный снег, но...(он не испугал
детей, они продолжали кататься с горки); Троллейбус
остановился там, где...(есть остановка)».

Этому виду работы могут предшествовать более простые
упражнения. К примеру, ребенку предлагаются пары слов, с
которыми он должен составить предложения со значением
противопоставления: сахар - лимон (Сахар сладкий, а лимон
кислый.); незабудки - одуванчик (Незабудки голубые, а
одуванчики желтые.).

Упражнять дошкольников в конструировании сложноподчиненных предложений возможно следующим образом. За основу берется простое предложение, к которому добавляются придаточные: «Кошка взобралась на дерево - какое? – которое растет у дома; почему? - потому что увидела собаку; зачем? - чтобы спастись от собаки; когда? - когда увидела собаку.

Те союзы и союзные слова, употребление которых вызывает у
ребенка затруднения, требуют дополнительных упражнений:
«Маше дали куклу, потому что я...; Стало холодно, потому что
я...» и т.п.

Таким образом, упражнения по анализу и синтезу
предложений тренируют детей в правильном из построении.
Решение вопросов, касающихся методики формирования
синтаксиса направлено на совершенствование речи
дошкольников.

Проводились занятия по составлению описательных рассказов,

рассказов по памяти, по картинке, творческих рассказов, по пересказу литературных произведении.

Данные проведенного исследования приведены в таблице №1:

Форма речевого высказывания

Оценка результатов

    Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Пересказ 85% 10% 5%
Описательные рассказы 80% 20% 0%
Рассказы по сюжетной картине 10% 80% 10%
Рассказы по памяти 5% 15% 80%
Творческие рассказы 2% 13% 85%

 

 

При пересказах и составлении описательных рассказов у
основной массы детей отмечалась четкость изложения,
завершенность высказываний. Дети могли связно, последовательно
передать содержание рассказа без помощи вопросов, использовали
выразительные средства.

При составлении рассказов по картине 80% детей понимали
содержание картины, но возникали трудности с построением зачина
и концовки рассказа. Средняя часть рассказа тоже не была в
достаточной степени развернутой. Только 10% детей могли

рассказать не только о том, что изображено на картинке, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

При составлении рассказов по памяти лишь 5% детей могли
рассказать о своих впечатлениях и чувствах без помощи взрослого.
Да и то часть из них копировали рассказ взрослого или откровенно
фантазировали. У основной же массы детей отвлеченные темы,
например, случай из жизни, интересное приключение, смешной
случай не вызвали необходимых ассоциаций в памяти детей. Детей
затрудняла необходимость анализа своего жизненного опыта.

Наиболее сложным заданием оказалось составление творческих
рассказов на предложенный сюжет. Большие трудности у детей
вызвало придумывание начала, зачина рассказа, как и при
составлении рассказов по сюжетной картинке и по памяти. В
рассказывании дети были склонны к простому перечислению
действий, поступков героев.

Еще раз следует подчеркнуть, что процесс становления
повествовательной речи очень сложен. Особенно сложны формы
речевого высказывания, связанные с развитием мышления. Поэтому
рассказы по памяти и творческие рассказы являются наиболее
сложным видом повествовательной речи.

Таким образом, развитие повествовательной речи детей старшего
дошкольного возраста требует значительной помощи со стороны


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.