Понятие дивидендной политики и основные теории — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие дивидендной политики и основные теории

2019-12-17 210
Понятие дивидендной политики и основные теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибыли применимы не только к АО, но и к предприятиям любой организационно- правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

    Поскольку основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование, то с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.

    Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

    Наиболее распространенными и востребованными теориями дивидендной политики являются:[7]

1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам должны выплачиваться по остаточному принципу[8].

2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущем ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.

3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим дохода собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени.

4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое;8 реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.

5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.

Практическое использование различных теорий привело к разработке 3х основных подходов к формированию дивидендной политики:

1. консервативный,

2. умеренный (компромиссный),

3. агрессивный.

Они позволили сформировать 5 типов дивидендной политики.

Избранный тип характеризуется показателем – коэффициент дивидендных выплат: Кдв = div / EPS, где

Div – дивиденды, выплаченные на 1 акцию,

EPS – ЧП в расчете на 1 акцию


Таблица 3.

Основные типы дивидендной политики

Подход к формированию дивидендной политики Типы дивидендной политики
1. консервативный 1.1 1.1 остаточная политика выплаты дивидендов, 1.2 1.2 политика стабильного размера дивидендных выплат
2. компромиссный 2. политика минимального стабильного размера дивидендных выплат с надбавкой в определенные периоды – политика «экстрадивидендов»
3. агрессивный 3.1 политика стабильного уровня дивидендных выплат по отношению к прибыли 3.2 политика постоянного возрастания размера дивидендных выплат

размер

прибыли

и дивидендов                                                                   прибыль

на 1 обык.

Акцию      

                                                                                3.1

                                 3.2

приб.

 


  3.1

                                                                                    

                                                                                2

   2                                                                           1.1

                                                                                1.2

   1.2

1.1       

              1 2     3 4  5 годы

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм:

1. выплаты дивидендов наличными деньгами, 

2. выплаты акциями. Она интересна для акционеров, ориентированных на рост капитала в предстоящем периоде,

3. автоматическое реинвестирование, т.е. право выбора получить наличные деньги или реинвестировать в дополнительные акции,

4. выкуп акции компании, т.е. на сумму дивидендного фонда фирма выкупает на рынке свободно обращающиеся акции.


Заключение

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия.

Финансовая деятельность включает следующие виды:

1. отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;

2. отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;

3. деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;

4. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;

5. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;

6. деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;

7. деятельность, связанная с формированием различных резервово предприятия;

8. отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;

9. деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;

10. деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;

11. деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.


Список литературы

 

1. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. Практическое пособие. – М.: Бизнес-школа, Интел-синтез, 2004. – 118с.

2. Ковалев А.П. Диагностика банкротства, М. Финстатинформ, 2010.

3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 768с.

4. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки. – М.: ИКЦ ДИС, 2007. – 224с.

5. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 304с.

6. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 400с.

7. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для Вузов/ под ред. Беляева С.Г.-М. Закон и право, 2000.

8. Симачев Ю. Финансовое состояние и финансовая политика предприятий. // Российский экономический журнал. – 2001. – №8. – с.33 – 41.

9. Экономика предприятия. / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 416с.

10. Финансы в управлении предприятием. /Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2005.

 

 


[1] Как правило, термин "хозяйствующий субъект" применяется как собирательный для любой из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: внутригосударственной, международной, в т. ч. транснациональной и т. д. В данном контексте понятие хозяйствующий субъект тождественно как понятию предприятия, так и компании.

[2] Вольнина М. Внутренний анализ внешних инвестиций. Деловой экспресс, 2002.

 

[3] Симачев Ю. Финансовое состояние и финансовая политика предприятий. // Российский экономический журнал. – 2001. – №8. – с.33 – 41.

 

[4] Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 304с.

 

[5] Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 304с.

 

[6] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 768с.

 

[7] Финансы в управлении предприятием. /Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2005.

 

[8] Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 304с.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.