Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-12-17 | 372 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Применительно к научному тексту стилеобразующими чертами можно считать обобщённость, точность, логичность и аргументированность, нейтральную тональность и соответствие стандарту.
Обобщённость свойственна научному стилю, так как предметом речи в нём являются не отдельные явления, а понятия. Кроме того, в научном тексте нередко обобщаются результаты научных исследований, а во вторичных жанрах (например, в обзорном реферате) обобщаются данные, полученные из других текстов. Обобщённость воплощается с помощью следующих языковых средств:
►Абстрактная лексика, в т. ч. отглагольные существительные: появление, упорядочение, запрос, унификация, задание, выпуск, шероховатость и т. д.
►Составные наименования типа населённый пункт, технические средства защиты, средство передвижения, продовольственные товары и т. д.
► Формы ед. числа существительного в обобщённом значении: волк относится к хищным млекопитающимся.
►Формы глагола настоящего времени с абстрактным (обобщённым) значением: Сборка статера производится в порядке, обратном разборке.
►Паралингвистические (невербальные) средства: формулы, схемы, графики и др.
Для научной речи характерна точность, поскольку в нём верно должна быть отражена сущность предметов и явлений, раскрыты не только их отличительные признаки, но и связи, отношения, существующие между ними. На достижение точности такого рода и «работают» разнообразные языковые средства:
► Термины, употреблённые в соответствии с их дефинитивным значением.
► Лексические повторы при ограниченной замене слов/выражений синонимичными.
► Предложения с полной структурой (полные).
► Вставные конструкции, обозначающиеся на письме скобками: Арифметические и логические операции выполняются с восьмиразрядными числами, а также числами двойной длины (16 разрядов).
|
► Отымённые предлоги типа вследствие, по мере, в сфере, на предмет, в целях и т. д.
► «Расщеплённые» сказуемые, синонимичные глаголам: оказывает влияние = влияет; происходит возгорание = загорается и т. д.
► Цитирование чужого текста: По мнению Н.И. Колесниковой, «аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования».
► Ссылки на работы других исследователей: В сжатом виде основные положения алгебры логики изложены в [3] и [4].
Логичность как коммуникативное качество речи именно в научной речи проявляется в полной мере. Дело в том, что важными составляющими логичности являются обоснованность (или аргументированность) и доказательность. Действительно, в любой работе академического подстиля важное место занимает обоснование актуальности темы исследования, новизны подхода к предмету изучения, а также формулирование доказательств, выводов и практической значимости полученных результатов. Наряду со словесными способами аргументации в научном тексте используются и несловесные (невербальные): формулы, уравнения, графики, чертежи, схемы, диаграммы, фотографии, рисунки и т. д.
Главными языковыми способами выражения логичности являются:
► Разнообразные средства, выражающие каузацию (казуальную обусловленность). Каузальная обусловленность - это связь двух ситуаций, одна из которых служит достаточным основанием, причиной, условием, целью для реализации другой. К ним относятся:
▪ каузативные глаголы и фразеологизмы, например: способствует, ограничивает, обуславливает, аннулирует, вводит в заблуждение, пускает в строй;
▪ существительные с каузативной семантикой, например: основание, предопределённость, причина;
▪ каузативные предлоги, например: в связи с, вследствие, для, в соответствии с, в зависимости от;
|
▪ каузативные союзы, например: если, так как, поскольку, так что, чтобы.
► Рубрикация – последовательное выделение в тексте рубрик: раздела, глав, параграфов, пунктов, подпунктов. Одной из разновидностей рубрикации является абзацное членение, осуществляемое в научном тексте по логическим схемам «утверждение → доказательство», «причина → следствие».
► Метатекстовые средства, передающие логику развития мысли: С одной стороны…Из этого следует… В то же время…К тому же…Теперь обратимся к… Причём… и др.
► Использование индуктивных, дедуктивных и других логических способов изложения информации.
Особо следует остановиться на такой общей стилеобразующей черте, как нейтральная тональность. Это качество противоположно (антонимично) таким свойствам речи, как субъективность, выразительность. А применительно к тексту субъективностью называют проявление в нём автора: его оценок, эмоций, особенностей индивидуального стиля.
Она создается с помощью:
► Отсутствие разговорной лексики и фразеологии (точнее говоря, запрет на их употребление в большинстве жанров научного стиля)
► Отсутствие, как правило, языковых средств создания выразительности (исключение составляют научно-популярные тексты).
► Ограниченное употребление слов с оценочной семантикой типа убедительный, всесторонний, негативный, недостаточно, в значительной степени и др.
► Ограниченное употребление личных местоимений 1-го лица для обозначения автора. Местоимение мы употребляется: а) в качестве т. н. авторского мы, используемого вместо обычного я, например: методика, которую мы предлагаем; б) для выражения совместности действия (где мы = автор + читатель), например: мы видим, что эта задача имеет два решения. Местоимение я употреблять не рекомендуется.
►Устранение субъекта из предложения с помощью выражений типа второй способ представляется более оптимальным; можно предположить, что…; следует пересмотреть параметры модели.
► Использование пассивных (страдательных) конструкций типа Выдвинутая автором гипотеза впоследствии была доказана опытным путём; Для организации прерывания текущей программы, выполняемой микропроцессором, используются специальные команды.
► Использование выражений, передающих степень уверенности или неуверенности автора в высказываемой мысли, например: по-видимому, это перспективный путь развития; вряд ли можно согласиться с выводами оппонента; вполне вероятно, что следующие испытания подтвердят наши сомнения.
|
► Именной характер текста (преобладание именных частей над глаголами). Например, в предложении Изменение сопротивления цепи ротора или напряжения при одновременном введении в ротор резисторов обеспечивает регулирование момента двигателя, и механические характеристики оказываются мягкими из 17 знаменательных слов только 2 являются глаголами.
Также для научного стиля характерна стандартизация. Стандартизация и унификация композиционно-речевого оформления характерна для тех научных жанров, которые предусматривают в дальнейшем получение автором научного текста определённого документа: диплома, свидетельства об изобретении и т. д.
Следование стандарту достигается с помощью следующих средств:
► Использование графических сокращений, предусмотренных ГОСТом.
►Употребление терминов в полном соответствии с их дефинитивным значением.
► Употребление научных клише (речевых стереотипов) типа практическая значимость, имеет преимущества, что и требовалось доказать.
_______________________________________________
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!