Отличия профессионального психолога и психолога–любителя. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Отличия профессионального психолога и психолога–любителя.

2019-12-17 240
Отличия профессионального психолога и психолога–любителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поскольку речь идет не только о выборе психологиче­ской науки, а именно – о выборе профессии психолог, пра­вомерно задать вопрос: чем принципиально отличается психолог-профессионал от «психолога-любителя»?

Условно можно выделить следующие принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут бытьдостаточно обширные психологические знания. Однако огромное количество многообразных, но не систематизированных знаний можно сравнить с «кучей мусора», которым сложно пользоваться в понимании окружающих жизненных проблем. Даже отдельное, конкретное психологическое знание часто остается непонятым до конца, пока оно не будет соотнесено с другими знаниями. Поэтому специалист-психолог должен иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообраз­ных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без ме­тода научного познания психолог, даже обладающий мно­гообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что-либо понять впроблемах окружа­ющего мира.

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средствметодик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение опреде­ленной цели – научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Если любитель в основном опирается на свои имеющиеся таланты (обаяние, опыт и т.п.), то специалист, в случае необходимо­сти, как бы компенсирует возможное отсутствие у себя неко­торых талантов удачно выбранной методикой. Конечно, и «любитель» может использовать различные методики, взятые из доступных книг, но часто эти ме­тодики используются «любителем» необоснованно (неадекватно решаемым практическим или исследовательским задачам). Для специалиста важно выбирать методики, адекватные поставленным задачам, но для этого он дол­жен ориентироваться во всем многообразии имеющихся психолого-педагогических средств работы с разными группами клиентов.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Если «любитель», помогая своим знакомым, обычно берет всю ответственность «на себя» (и многим людям это нравится, так как снимает ответственность с них самих), то задача профессионала более сложная – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов.

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами (с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т.п.). Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмени­ваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные кон­такты, наконец, просто получать морально-эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких-то неудач и трудностей. Естествен­но, всего этого лишен психолог-«любитель».

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании. Несмотря на то, что это отличие, казалось бы, формально, но для большинства клиентов очень небезразлично, кто их консультирует, «настоящий» психолог или «не настоящий»... Кроме того, в большинстве случаев получение диплома все-таки предполагает определенные усилия от студента, то есть диплом служит знаком профессионализма.

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала. «Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре перебивает другого человека и, главное, лишает его права са­мостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» – «Будь спокоен! Положись на меня!... «Но и не мешай, не перечь мне!»..). Задача же хорошего психолога – создать условия для самостоятель­ного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его вообще обходиться без психолога.

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала. Конечно, и «любитель» может ходить по книжным магазинам, покупать и читать книги о психологии и т.п., но, как уже отмечалось, его саморазвитие часто носит бессистемный характер, хотя усердия и желания может быть достаточно много. А вот психолог-профессионал должен уметь не просто мобилизовываться для самостоятельного освоения какого-то знания или новой методики, но делать это осмысленно и, главное, систематизировано. Опыт показывает, что лучшим условием подлинного профессионального саморазвития является увлеченность какой-то идеей.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» обычно не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, ведь это не явля­ется основным делом «любителя», и он просто не успевает истощиться эмоционально и психически (хотя и у «любителей» бывают исключения). А психолог иногда за одну полуторачасовую консультацию может истощиться так, что на восстановление сил потребуются несколько часов. К сожалению, в самой психологии (и в медицине) вопро­сам сохранения психического здоровья психологов уделя­ется пока еще недостаточно внимания; поэтому сам пси­холог-профессионал просто вынужден быть психотерапевтом для самого себя, иначе есть риск самому оказаться «пациентом» соответствующих учреждений.

Добавим, что речь идет не только о психическом здоровье, но и о физическом. Отношение психолога к своему здоровью в целом чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устой­чивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «моделью оптимального человека»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувствовать ответственность и в этом плане.

10. Важная характеристика психолога-профессионала – осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам, претендующим зачастую на то, чтобы считаться психологическими, но при этом базирующихся на системах представ­лений, существующих в астрологии, хиромантии и т.п. Мы говорим не о том, что эти направления недостойны внимания психолога; напротив, знать основы на­званных (и многих других) подходов нужно – хотя бы по­тому, что они составляют значительную часть современной мифологии и часто входят в индивидуальные пред­ставления и язык клиентов. Кроме того, в практике эзоте­рических и мистических направлений возникают явления, нуждающиеся в психологическом объяснении, но пока что его не находящие – не случайно многие психологи уделяют серьезное внимание так называемым «особым состояниям сознания».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.