История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-12-17 | 221 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Когда социологи предполагают наличие взаимосвязи между переменными, они формулируют гипотезу.
ГИПОТЕЗА - предположение о связи переменных |
: На профессию юриста ориентируют своих детей преимущественно: родители с высшим образованием, родители с высоким уровнем дохода. Предполагается, что между местом проживания семьи (областной центр, районный центр, деревня) и ориентацией родителями детей на профессию юриста значимой связи нет. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в результате исследования.
Создание инструментария исследования. Если это анкета, то исследовательские вопросы, гипотезы и переменные предстают в виде конкретных вопросов, которые задаются респондентам (людям, отвечающим на вопросы).
Проведение пилотажного исследования
Перед «выходом в поле» необходимо провести пилотажное исследование – т.е проверить инструментарий на небольшом числе респондентов (5-10% от всей выборочной совокупности). Проба необходима для проверки плана опроса, уточнения вопросов, их формулировки и расположения.
Вопрос 2/ Методы социологических исследований
ОПРОС
Существует два больших класса опросных методов: анкетные опросы и интервью.
Анкетным называется опрос, в ходе которого респондент сам заполняет анкету. Интервью предполагает, что вопросы задает интервьюер.
Проводимый опрос должен отвечать ряду требований. Приведем некоторые из них.
· Он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов.
· Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.
· Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.
· Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему.
· Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). В анкете поставлен вопрос: «Каков размер Вашего месячного заработка?». О чем здесь идет речь? Только о заработке или о доходе? О заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные?
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме.
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию.
По форме вопросы делятся на три основные группы: 1) открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные.
1) Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?»
Вопрос закрытого типа: «Что Вам нравится в Вашей работе? Просим отметить те из перечисленных ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) разнообразная работа; 2) работа, требующая смекалки; 3) не вызывает физического переутомления; 4) хороший заработок». Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т. д.). Укажите, какие именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что-то свое.
2) Вторая группа вопросов по форме — прямые и косвенные. Прямой — это вопрос как бы «в лоб»: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?». Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, прямой вопрос следует заменить косвенным : «Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?».
3) Третья группа вопросов по форме — личные «Как Вы считаете…» и безличные «Некоторые полагают, что…».
Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.
Проверка и контроль достоверности данных опроса осуществляются контрольными вопросами.
Рабочему предлагается вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) работой вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5) совершенно недоволен; 6) не могу сказать».
Для того чтобы проконтролировать ответ: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?! (да, нет, не знаю)»,
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга.
Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.
Интервью представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом.
При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).
Различают несколько видов интервью: от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса.
Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не интервьюеры, а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т. д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.
Особенность глубинного интервью в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.
Цель фокусированного (направленного) интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.
Стандартизированное интервью - наиболее распространенное из всех перечисленных видов интервью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.
Требования к интервьюеру
§ не допускать своей интерпретации формулировки вопросов;
§ не допускать своего толкования ответа на вопрос;
§ задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;
§ исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, кроме специально оговоренных.
НАБЛЮДЕНИЕ
Один из методов социологического исследования - наблюдение, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.
Виды наблюдений:
1 ) По положению наблюдателя: включенные (когда исследователь является участником событий (например, журналист, социолог меняет место работы, становясь грузчиком и т. д.) и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события.
2) По формализации: контролируемые (по плану) и неконтролируемые (известен только объект)
3) По месту и условиям наблюдения: полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные (эксперимент).
При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах) у него есть немало слабых мест.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении театров, концертов и т. д.
По форме фиксации информация делится на:
· письменные документы (в них сведения изложены в форме текста);
· статистические данные (цифровая форма изложения);
· иконографическая документация (кино-, фотодокументация).
Методы анализа документов являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).
Традиционный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа.
На основании изменений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, можно судить о тех или иных тенденциях, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институтов, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.
Сущность контент-анализа заключается в подсчете того, как отражены в некотором информационном массиве (тексте, микрофонном материале и т. п.) интересующие исследователя смысловые единицы.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!