Национальная экономика как наука.Методология исследования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Национальная экономика как наука.Методология исследования

2019-11-28 178
Национальная экономика как наука.Методология исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальная экономика как наука.Методология исследования

Национальная экономика - это социально- экономическая система страны, объединенная общей территорией, гос. строем, правовыми институтами, единым рынком, культурой, национальной спецификой и идеей суверенности и независимости.

Объект науки - национальная экономическая система страны.

Предмет науки - соуиально- экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития национальной экономики, структурно-функциональные элементы, потенциалы, механизмы.

Задачи изучения дисциплины: Получение системных знаний: о современной нац экономике; о процессах и механизмах ее функционирования; об экономическом потенциале и хозяйственных комплексах; о системе, способах и механизме гос регулирования экономики РБ; о направлениях инновационного развития нац экон, повышения эффективности и устойчивости ее функционирования в условиях рыночной конкуренции; о проблемах управления экон безопасности страны и мерах по их решению.

Цели изучения дисциплины для студентов, им неоходимо знать:-реальные соц-экон процессы, происходящие в хоз ситеме РБ;- нац экономику РБ как соц-экон систему в ее воспроизводственном, отраслевом, технологическом и региональном структурных аспектах;-систему, механизмы, формы и методы гос регулирования экономики;- соц-экон политику государства;-современную систему прогнозирования и программирования соц- экон развития РБ;- перспективную модель нац экон страны,основные черты и этапы ее построения

2 Нац экон как хозяйственная система страны и ее черты.

Национальная экономика - это социально- экономическая система страны, объединенная общей территорией, гос.строем, правовыми институтами, единым рынком, культурой, национальной спецификой и идеей суверенности и независимости.

Черты нац экон:- национальный суверенитет;-территориальная целостность;- единство экономического и правового пронстранства;-общность хозяйственных институтов;-наличие единого платежного средства;-целостность фин системы;-развитый внутренний рынок;-стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;-гарантии независимого использования национального богатства в интересах роста благосостояния населения страны.

Цели национальной экономики:-обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;-обеспечить экономическую и социальную эффективность производства в условиях ограниченности ресурсов;- обеспечить стабильность цен в рыночной экономике;-обеспечить высокий уровень занятости;-гарантировать справедливое распределение доходов;-обеспечить защиту окружающей среды;-поддерживать активный внешнеторговый баланс.

 

Понятие экон роста. Рост нац экон и его типы.Факторы экон роста.

Любая экономика характеризуется процессом воспроизводства, под которой понимают непрерывно происходящий процесс производства тов и услуг.

Оно предпологает:-воспроизводство материальных благ;-воспр факторов производства;-воспр общественных отношений (собственность, распределение доходов;-Воспр окружающей среды.

Воспроизводство бывает:-простое;-убывающая (объем производства сокращается);-возрастающая (возрастающий (объем производства увеличивается).

Расширенное воспроизв означ экономический рост.

Экон рост можно рассм, как увеличение объема ВВП за определенный период времени.

Экон рост бывает 2-х типов:1-экстенсивный-объем производства увеличивается за счет увеличения кол-ва использ-х факторов производства;2-Интенсивный-объем использованных факторов не меняется, но увеличивается производительность используемых факторов производства.

В настоящее время преобладает интенсивный тип экон роста.

Лесной комплекс

 Представляет собой совокупность п/п, к-е занимаются воспроизводством, охраной лесов, заготовкой древесины, механической и химической перераб древесного сырья. Частью лесного комплекса явл лесопромышленного комплекс.Это совокупность п/п, к-е занимаются перераб древесного сырья. Внем выдел 4 блока:1Лесозаготовительная промышленность;2Деревообрабат промышл, в кот выделяют:лесопильную,мебельную,спичечную, фанерную, произ-во строительных деталей из издерева;3Лесохимическая;4Целлюлозно-бумажная промыщл.В РБ более 60п/п, к-е подчиняются Беллесгумпром.

В рамках нац стратегии устойчивого развития ставится задача модернизации произв-ва, расширен ассортимента, повышение конкурентоспос.

Легкая промышленность

Это совокупность п/п перераб-х сельскохозяйственное и хим сырье д/ производства ткани, одежды и др предметов потребеления. В рамках ОКЭД выделяют:1Текстильное и швейное производство;2Произв кожи и изделий из нее, произв обуви.

Ведущую роль в РБ занимает швейное произв-во,это40% легкой промышленности. В РБ более 300 п/п, из них 30% подчиняется концерну Беллегпром. В ЛП выделяют 4 осн. Проблемы:1Сырье;2Старение населения;3Недостаточная конкурентоспостоваров по качеству и цене;4Кадровая проблема.

В рамках развития ЛП требуется создание условий д/повышения эффективности производства конкурентоспос прод-ии, удовлетворяющей потребности населения, гос-во и субъектов хозяйствов.

Д/ решения дан проблемы предусм решение след задач:1Повышение технического уровня произв-ва, модернизации;2Снижение материало-энергоемкости прод-ии;3Расширение внутреотраслевых коопераций;4Структурная перестройка произв-ва с учетом потребнлсти рынка;5Расширение рынка сбыта за пределами РБ;6Решение проблем кадрового обеспечения.

Агропромышленный комплекс

АПК- совокупность п/п занятых произв-ом и переработкой сельхоз сырья, насыщением внутр рынка продовольствием.Главн задачей АПК явл обеспечение продовольственной безопасности. В соответствии с Бел нормами продовольственной безопасностидостигается, если 80%спроса на ………удовлетворяется отечественными п/п, при этом по важным видам прод-ии (мясо, яйцо, молоко) 100% за счет местного произв-ва. Импортпродовольствия не должен превышать 15-20%.

АПК сост из 4-х компонентов:1Произв-во ср-в производства сельского хаз-ва(тракторостороение, пр-во удобрений);2Сельское хоз-во;3Отрасли перерабатывающие продукцию сельского хоз-ва;4Отрасли произв-ой и соц-ой инфраструктуры.

Управление АПК осуществляет Минсельхозяства и продовольствия Мин промышленности(Белгоспищепром).

АПК возникает в результате процессов интеграции.выделяют горизонтальную, когда объединяются п/п занимающиеся одинаковой деятельностью, вертикальн интеграции, объедин п/п занятыми различными этапамитехнологической стадии произв-ва.В настоящее время стоит задача совершенствования структуры агропром-го комплекса. Предполагается внедрение в с/х прогрессивных технологий; Фин оздоровление п/п; Стимулирование экспорта сельхоз продукции;Разраб и реализ гос программ,развитие АПК.

Здравоохранение

Здравоохранение –это система организаций,занимющаяся сохранением и укреплением здоровья, профилактикой и лечением заболеваний.

В рамках здравоохр выделяют след виды деятнльности:-Лечебно- профилактич (поликлиники, стационар, мед помощь, кожвен);-Охрана здоровья матери и ребенка;-Санаторно-курортное;-Санитарноэпидемиологическое;-Обеспечение лекарствами и мед товарами;-Мед экперта;-Мед наука.

Управление осуществляет Мин здравоохранения. Задачи:-Проведение идейной гос политики;-Организация оказания мед помощи населению;-Организация лекарственым обеспечением;-Координация деятельности учреждений медицинских;Привлечение инвестиций;-Организация производства мед препоратов и защита экон интересов производителей этих аппаратов.

Гос политика в области здравоохранения, осущ на следующих принципах:-Профилактическая направленность мед обслуживания;-Доступность мед обслуживания;-Приоритетное обслуживание детей и матерей;-Гражданская ответственность за укрепление своего здоровья и его сохраниение;-Экономическая заинтересованность юр и физ лиц в охране сохранения здоровья.

В здравоохранении наблюдаются след тенденции:-Увеличение затрат на здравоохран;-Рост количества врачей;-Сокращение количества больниц и больничных коек;-Увеличение кол-ва операций;-Неравномерное распределение финансовых ресурсов.

В области здравоохранения в качестве стратегических задач формируется:-Сокращение разрыва в показателях здоровья м/ РБ и западной Европой;-Увеличенеие продолжительности численности населения;-Предполагается низкий уровень заболеваемости

 

 

Культура и искусство

Куль тура и искусство-совокупность организаций, учреждений и предприятий, государственных общественных органов,творческих союзов, непосредственно связаных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Цель культуры и искусства-сохранение, развитие и распространение культуры.

Классификация культуры и искусства:

-по содержанию деятельности: культурно-просветительные, театрально-зрелищные;

-по основной цели деятельности:коммерческие, некоммерческого;

-по типам:библеотеки, музеи, клубные и театрально-зрелищные учреждения, киноискусство

Основные задачи Минкультуры

1Осуществление гос политики в сфере культуры, которая обеспечивает развитие прав граждан РБ на свободу художественной творчасти, удел в культурной жизни и доступ к культурным ценностям

2 Сотрудничество с органами местного самоуправления в сфере культуры.

3. Разработка и осуществление мер по стимулированию творческой активности населения.

4. Содействие сохранению, развитию и совершенствованию профессионального искусства, народного творчества, кинематографии, кинофикации, киновидеообслуживания населения, досуговой деятельности, художественных промыслов и ремесел.

5. Осуществление государственного управления и контроля в области сохранения, использования, популяризации объектов, культурного наследия, а также государственной охраны объектов культурного наследия.

6. Формирование и обеспечение функционирования системы начального, среднего специального и высшего профессионального образования в сфере культуры.

7. Осуществление функций государственного заказчика по разработке комплексных программ в области национально-культурного развития, сохранения и развития культуры и искусства народов Республики Башкортостан, организация их выполнения.

 

43 Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности. Целями социального обслуживания являются: • оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей; • прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций; • активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем. Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает: • центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании • социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); • социальные приюты; и др. Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью явл обеспеч-е устойч повыш-я кач-ва жизни социально уязвимых групп населения. Выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов. В соответствии с мероприятиями Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006 – 2010 годы проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и принимаются меры по решению их проблем. Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероприятий данной Программы Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и социальной зашиты. С целью предупреждения и снижения уровня инвалидности, а также создания и развития системы профессиональной, трудовой и социальной реабилитации с октября 2006 года начала выполняться Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 – 2010 годы

 

Региональные комплексы.

Регион можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплекс развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой.

В нац эк выделяются региональные социально-эк комплексы,формирование которых обусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов развития производительны х си л определенных территорий. Региональный социально-экономический комплекс — слож­на я динамично развивающаяся система, представляющая со­бой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основ у жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов.Формирование социально-экономического комплекса Минской области тесно связано с социально-экономическим потенциалом Минска, однако экономические показатели по городу и области статистикой рассматриваются раздельно, так как они являются самостоятельными административно-территориальными единицами одного уровня.

Минская область, занимая центральную часть страны, не имеет границ с другими государствами, но граничит со всеми областями Беларуси.     

Промышленность области имеет многоотраслевую структуру и тесные производственные связи с индустриальным комплексом Минска.

В Минской области сосредоточено все республиканское производство не только калийных удобрений, но и музыкальных инструментов, более половины прицепов к легковым автомобилям, труб и деталей трубопроводов из термопластов, трикотажных изделий, сахара и макаронных изделий.

Регион располагает достаточными земельным и трудовым потенциалами для развития сельского хозяйства

Потенциал социальной инфраструктуры обеспечивается устойчивым развитием здравоохранения, образования, культуры жилищно-коммунального хозяйства.

Гомельская область как по размерам, так и по численности населения превосходит все другие области страны. На ее территории находится 65 месторождений нефти, из которых эксплуатируются 42, что обеспечивает ежегодную добычу нефти уровне 1,8 млн т. Имеются практически неограниченные запасы каменной и калийных солей, а также богатые запасы силикатных, стекольных формовочных песков. Повсеместно распространены месторождения торфа, строительных песков, песчано-гравийного материала, глины, мела, мергеля, минера ной воды. Выявлены месторождения горючих сланцев, бурых углей, каолинов, гипса и др.

Область является индустриальным регионом страны.Гомельская область имеет развитый научно-технический потенциал, уступая по количеству организаций и численности занятых в науке и научном обслуживании только Минску.

Развитие агропромышленного комплекса области во многом сдерживается радиоактивным загрязнением земель в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

Витебская область, имея практически одинаковые paзмеры территории с Минской и Гомельской областями, значите но уступает им по численности населения.

Во внутриреспубликанском разделении труда Витебская область выделяется как индустриальный регион.

Основными минерально-сырьевыми ресурсами, имеют промышленное значение, являются торф, доломиты, строительные пески, глины, песчано-гравийный материал, сапропели, минеральные воды.

Развитая транспортная сеть и достаточная обеспеченность водными ресурсами (первое место в стране) определили размещение в регионе предприятий водоемких отраслей: топливной, электроэнергетики, химической и нефтехимической.

Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, льноводстве; в районах вокруг Витебска, Орши, Полоцка, Новополоцка развиты птицеводство, выращивание овощей и фруктов.

В Витебской области функционируют 5 высших и 28 сред них специальных учебных заведений.

В регионе имеются благоприятные условия для организации туризма и отдыха, так как он расположен в Белорусском поозерье.

Из восточных регионов Беларуси наименьшим экономическим потенциалом располагает Могилевская область, которая я

по размерам территории, и по численности населения превосходит только Гродненскую область.

Область располагает 77 % всех запасов цементного сырья страны. Имеются месторождения торфа, фосфоритов, известкового сырья, кирпичных глин и суглинков, строительных и силикатных песков, песчано-гравийных материалов, болотных железных руд, трепела, сапропеля, минеральных вод.

Могилевская область является индустриальным регионом.

Здесь сосредоточен весь республиканский объем производства лифтов и шин

Развитие агропромышленного комплекса Могилевской области во многом осложнено из-за загрязнения значительной части ее территории радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, льноводстве. Расширяются посевы зерновых и кормовых культур, картофеля. Вокруг городов интенсивно развиваются птицеводство и овощеводство.

Природно-ресурсный потенциал Брестской области позволяет обеспечить потребности ее экономики в лесных, водных земельных ресурсах и строительных материалах. В регионе сосредоточен весь республиканский объем производства бытовых газовых и электрических плит, электроламп, компрессоров к бытовым холодильникам

Область обладает значительным сельскохозяйственным потенциалом, хотя из-за недостаточного внесения минеральных и органических удобрений происходит ухудшение плодородия почв. Сельское хозяйство специализируется на мясном и молочном животноводстве, картофелеводстве, выращивании зерновых, сахарной свеклы, овощей

  В области функционируют 4 высших и 32 средних специальных учебных заведения. В 2004 г. образован Барановичский государственный университет.

Регион имеет благоприятные условия для рекреационной деятельности и развития туризма. На его территории находиться государственный национальный парк «Беловежская пуща» где широко проводятся научные исследования, цель которых сохранение природного комплекса, уникального не только дляБеларуси, но и Европы.

Гродненская область занимает северо-западную часть Беларуси и является наименьшим как по размерам территории, так и по численности населения регионом.

Область бедна минерально-сырьевыми ресурсами, которые представлены в основном сырьем для производства строительных материалов (мел, глина, пески, песчано-гравийные материалы, керамзитовое сырье) и торфом. Месторождение железных руд разведано в Кореличском.

49. Региональная политика, направления и формы реализации.

Регион можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплекс развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой.

Региональная политика (РП) – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмов их реализации. Региональная экономическая политика является составной частью государственной социально-экономической политики страны, и заключаются в применении высшими органами государственной власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование регионов.
Объектами государственной региональной политики являются административно-территориальные образования (области, г. Минск, административные районы, города, посёлки городского типа, сельские Советы).
Субъектами государственной региональной политики выступают республиканские и местные органы власти и управления и местные органы самоуправления.
Главным направлением государственной региональной политики является деятельность государства по обеспечению сравнительно одинаковых условий жизнедеятельности населения во всех регионах страны, всемерное использование благоприятных и ограничение (устранение) действия негативных региональных факторов для достижения стратегических целей социально-экономического развития, а также на поддержку регионов, решение социально-экономических проблем которых невозможно без его вмешательства.

При выработке основных направлений региональной политики необходимо учитывать ряд важнейших принципов: согласование интересов государства и регионов; дифференцированный подход к возможностям и перспективам развития регионов; разграничение сфер влияния органов общегосударственного и территориальных уровней управления региональным развитием; обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов.
Стратегия государственной региональной политики - обеспечение конкурентоспособности отдельных белорусских регионов и повышении их вклада в укрепление экономического положения страны в мировой экономике путём рационального использования местных экономических условий и преимуществ территориального разделения труда

 

 

Рынок труда

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен.

Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура, предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы.

Согласно предварительным данным, общая численность трудовых ресурсов в 2005 г. увеличилась до 6215—6230 тыс.чел., а число занятых в экономике страны уменьшилось на 300 тыс.чел. (до 4300 тыс.). Эти тенденции ставят сложные задачи в области развития и регулирования рынка труда. Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения

 

Рынок капитала

В экономической теории рынок капитала — это органичная часть рынка факторов производства. И когда речь идет о капитале как факторе производства, то имеют в виду реальный (физический) капитал, включающий созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инвестиционные товары, которые не участвуют непосредственно в удовлетворении потребностей человека (оборудование, здания и сооружения). С этих позиций рынок капитала представляет собой рынок финансового капитала (прежде всего кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооруж.

Капитал в виде средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, без чего рыночная экономика функционировать не в состоянии. И этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала.

Движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками, собственниками и фирмами образует движение капитала в системе финансовых рынков.

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динам и к и от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Для обеспечения условий экономического роста рыночные инструменты должны не столько обслуживать преимущественно спекулятивные сделки, сколько способствовать трансформации сбережений в инвестиции, осуществляя тем самым свою основную макроэкономическую функцию. Это позволит создать в Беларуси эффективную инвестиционно-инновационную модель развития

 

Инновационная политика

Основным условием обеспечения высокой конкурентоспособности белорусской экономики являются инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширении действующих и создании новых рынков товаров и услуг.

Об этом говорится в проекте О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. В его основу положены такие документы стратегического характера, как Программа социально-экономического развития страны, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического прогресса республики, и Концепция Национальной инновационной системы Беларуси, одобренная правительством.

Основная цель    создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики

Основные задачи создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия)

Главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011–2015 годах должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.

Ожидаемые результаты от реализации:

– модернизация национальной экономики в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности, включая: формирование нового сегмента национальной экономики – высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам; повышение конкурентоспособности белорусских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках

– обеспечение выполнения прогнозных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, включая: увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, (производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 процента); увеличение доли инновационно активных организаций в общем количестве организаций, (производство промышленной продукции, – не менее 40 процентов); рост внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 процента от ВВП; рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США

– совершенствование системы управления и повышение эффективности национальной инновационной системы Республики Беларусь (ее субъектов, условий их взаимодействия и функционирования)

60. Инвестиционная политика: сущность и формы ее реализации в экономике страны.

Инвестиционная политика представляет собой многогранную деятельность государства, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

- выбор приоритетов;

- повышение эффективности инвестиций.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Контролирующую.

 

 

Финансовая система страны

Финансовая система гос-ва состоит из: госбюджет (80-90% прямые и косвенные инв-ии, 10-20% госзаймы); финансы местных органов власти; финансы госпредприятий; спец. гос фонды. Финансовые ресурсы гос-ва хар-ют финансовое состояние эк-ки и явл-ся источником его развития. Формирование финансового плана-прогноза включает в себя расчёт конечных показателей по основным секторам эк-ки. Этапы: разрабатывается базисная программа; рассматривается изменение эконом. политики с учётом политики гос-ва; формирование целей и разработка комплекса мер с учётом внешней конъюнктуры; подготовка прогнозов д/отдельных отраслей эк-ки; анализ целесообр-ти дополнительных ресурсов.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Государст­венный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств.

 

 


Национальная экономика как наука.Методология исследования

Национальная экономика - это социально- экономическая система страны, объединенная общей территорией, гос. строем, правовыми институтами, единым рынком, культурой, национальной спецификой и идеей суверенности и независимости.

Объект науки - национальная экономическая система страны.

Предмет науки - соуиально- экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития национальной экономики, структурно-функциональные элементы, потенциалы, механизмы.

Задачи изучения дисциплины: Получение системных знаний: о современной нац экономике; о процессах и механизмах ее функционирования; об экономическом потенциале и хозяйственных комплексах; о системе, способах и механизме гос регулирования экономики РБ; о направлениях инновационного развития нац экон, повышения эффективности и устойчивости ее функционирования в условиях рыночной конкуренции; о проблемах управления экон безопасности страны и мерах по их решению.

Цели изучения дисциплины для студентов, им неоходимо знать:-реальные соц-экон процессы, происходящие в хоз ситеме РБ;- нац экономику РБ как соц-экон систему в ее воспроизводственном, отраслевом, технологическом и региональном структурных аспектах;-систему, механизмы, формы и методы гос регулирования экономики;- соц-экон политику государства;-современную систему прогнозирования и программирования соц- экон развития РБ;- перспективную модель нац экон страны,основные черты и этапы ее построения

2 Нац экон как хозяйственная система страны и ее черты.

Национальная экономика - это социально- экономическая система страны, объединенная общей территорией, гос.строем, правовыми институтами, единым рынком, культурой, национальной спецификой и идеей суверенности и независимости.

Черты нац экон:- национальный суверенитет;-территориальная целостность;- единство экономического и правового пронстранства;-общность хозяйственных институтов;-наличие единого платежного средства;-целостность фин системы;-развитый внутренний рынок;-стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;-гарантии независимого использования национального богатства в интересах роста благосостояния населения страны.

Цели национальной экономики:-обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;-обеспечить экономическую и социальную эффективность производства в условиях ограниченности ресурсов;- обеспечить стабильность цен в рыночной экономике;-обеспечить высокий уровень занятости;-гарантировать справедливое распределение доходов;-обеспечить защиту окружающей среды;-поддерживать активный внешнеторговый баланс.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.