Барокко. Общая характеристика. Пары основных понятий Вёльфлина. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Барокко. Общая характеристика. Пары основных понятий Вёльфлина.

2019-11-28 252
Барокко. Общая характеристика. Пары основных понятий Вёльфлина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

17 век. Пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира; человек растворён в его многообразии, подчинён среде. Наука и искусство уже не идут рука об руку. Барокко соединило черты повышенной экспрессии с трезвостью и приземлённостью. Барокко имеет определённые специфические черты, выраженную систему изобразительных средств. Интерес к сюжетам чудес и мученичества; гиперболичность, патетика. Величавость и статичность Ренессанса сменяется любовью к динамике. Чувство меры и ясности сменяется любовью к контрастам, асимметрии. Барокко тяготеет к ансамблю. организации пространства: построение на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинение общему декоративному оформлению.

Основные виды искусства — парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная, находящаяся в зависимости от архитектуры живопись и скульптура, парадный портрет. Натюрморт и пейзаж лишь дополняют.

Вёльфлин — основоположник теории барокко.

1. Линейность (р) — живописность (б)

2. Плоскостность — глубинность

3. Тектоничность — атектоничность

4. Множественность — единство

5. Абсолютная и условная ясность

Все пары не взаимозаменяемые, каждое произведение можно охарактеризовать по 5 признакам.

1. Для Ренессанса важны границы между формой и пространством. Наличие контура, сфумато как одна из разновидностей. Нужно написать предмет таким, какой он есть, а не каким кажется. В этом и есть линейность. А импрессионисты, например, живописны. «Экстаз святой Терезы» — образец живописности.

2. «Афинская школа» — плоскостная, потому что на плоскостности акцентируют внимание, стена. Пространство слоистое, слои параллельные. Рубенс «Троица» — глубинность может заключаться в контрасте масштабов. «Охотники на снегу» Брейгель. Северный Ренессанс. Глубинность засчёт панорамности. Веласкес «Менины». Барокко. Глубинность засчёт световых акцентов, а также особого расположения «зрителя» в картине: холст повёрнут к нам задней стороной, на заднем плане, скорее всего, зеркало, ещё и чел открывает дверь. Ещё один пример: «Пряхи, или Миф об Арахне» Веласкеса. Похищение Европы на заднем плане. Неизвестно, это изображение на ковре или актёры перед ковром? Особым построением пространства и световыми акцентами задаётся вектор глубинности.

3. Дюрер «Святой Иероним в келье». У пространства чёткие границы, мы не видим, что за пределами кельи. Слева выступ. Справа подвешенная тыква. Сверху балка. Снизу ступень и животные. Янсенс «Читающая женщина». Окна прозрачны, слева фрагмент стула и вообще много фрагментарности, например, балки не доведены до плоскости сечения. Атектоничная, открытая форма. Вермеер «Улочка в Делфте». Дома изображены частично. Дверь открыта, можно заглянуть.

4. Равноценность персонажей по отношению друг к другу. Всё та же «Афинская школа» — хоть Аристотель и Платон в центре, они не выделены ни светом, ни цветом, ни масштабом. А вот Рубенс, «Снятие с креста»: Христос выделен цветом, светом, положением в композиции. Рубенс «Воздвижение Христа». Вся композиция подчинена ему.

5. Стремление изобразить анатомически верно. Если лиц 13, то рук и ног по 26. «Тайная вечеря». А вот Рембрандт, «Синдики». 6 персон и только 6 кистей. Нет стремления к прояснению структуры — вот тебе и условная ясность. Или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Фигуру видим отчётливо, а лицо в зеркале расплывчато.

13. Архитектура барокко и Ренессанса.

Архитекторы барокко включают в свой ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улиц отмечались какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными памятниками. Принцип Фонтана: трёхлучевая система улиц, расходящихся от площади. В точках схода лучевых проспектов и в их концах поставлены обелиски и фонтаны.

В эпоху раннего барокко был усилен декоративный элемент в архитектуре. Усложнился декор порталов, уделение внимания внутреннему двору и саду.

Со второй трети 17 века более пышным становится архитектурный декор. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада, из парадного вестибюля можно сразу попасть в сад, со стороны главного фасада боковые крылья здания выдвигаются и образуют курдонер. В культовой архитектуре усиливается пластическая выразительность. Скульптура украшает фасады и интерьер всей архитектуры эпохи барокко.

Лоренцо Бернини. Выполнял все основные архитектурные и скульптурные работы Рима. Оформил королевскую лестницу в Ватиканском дворце. Создание кивории в соборе святого Петра, а также множества скульптур, надгробий и статуй. Колоннада собора святого Петра, оформление гигантской площади у собора.

Последняя треть 17 века — усиливается декоративность, динамичность, усложняются ракурсы фигур.

Архитектура Ренессанса:

Храм Темпьетто Браманте. Построен на месте казни святого Петра. Ярко выраженный пример тектоничности. Двор Браманте — принцип множественности, этажи примерно равноценны. Намеренно зауженные интерколонны подчёркнуты слепыми нишами. Устремлённость вверх.

Площадь Капитолия. Зрительное увеличение протяжённости. Трапециевидная (короткая сторона на задней стороне). В центре памятник Марку Аврелию.

Собор св. Петра. Единство фасадов. 2 нижних этажа объединены в один.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.