История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-11-28 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные конфликты в туристской группе случаются:
• между отдельными участниками;
• между участником и руководителем;
• между группой и руководителем.
В туристской группе, как и в любом другом неформальном объединении людей, устанавливаются свои социальные связи между всеми участниками. Это сложные в психологическом плане отношения неформального и формального лидерства и подчинения Это
58
59
взаимоотношения уважения ' и " безразличия, покровительства " и наставничества, терпимости и противоречия и т.д. - всей гаммы психологических связей.
Все участники туристского коллектива как бы располагаются на ступеньках социальной лестницы - кто выше, кто ниже. Причем, в течение суток возможно перемещение по этим ступенькам вверх-вниз. Например, днем парень хуже всех стоит на лыжах, а вечером - мастер — "золотые руки". Из ничего может отремонтировать или сделать вещь. Или еще: у человека мал туристский опыт, зато вечером во время отдыха все смотрят ему в рот, он признанный лидер досуга. Перемещение по социальной лестнице происходит в течение всего похода. В походе "встречают по словам, ценят по делу". В конце концов, хотим мы этого или не хотим, каждый занимает свою ступеньку в зависимости от своего туристского и жизненного опыта, характера и здоровья, отнощения к товарищам по группе и всего остального, из чего складывается человеческая личность. У сложенной группы все эти связи устоялись, каждый знает; -кто есть кто. Люди в такой психологически устойчивой группе терпимы к недостаткам друг друга, и поход проходит без эксцессов.
Основы психологической устойчивости группы закладываются во время подготовки к походу. А чем она основательнее, тем лучше участники узнают друг друга, тем лучше притираются их характеры. Поэтому чаще всего конфликты возникают в туристских группах, сколоченных наспех, из людей малознакомых.
|
Конфликты между участниками возникают при их (грубо говоря) борьбе эа>места на социальной ступеньке, когда сложившийся социальный статус конфликтующих в группе примерно одинаков. Если это проявилось в резкой форме во время подготовки к походу, одного из них брать с собой нельзя. При выявившемся антагонизме двух участников руководителю или одному из авторитетных туристов следует поговорить наедине с недовольными друг другом товарищами. Необходимо убедить их, что эта неприязнь друг к другу плохо сказывается на всем коллективе группы, вредит походу, и призвать враждующих к терпимости. После этого сделать так, чтобы конфликтующие по возможности держались подальше друг от друга. Например, чтобы спали в разных спальных мешках или в разных концах палатки, не дежурили вместе, не делали совместной работы по заготовке дров или установке палатки и т.д.
Часто бывает, что туристская группа настраивается против одного человека. Обычно этот человек с психологией лидера, но не имеющий достаточного туристского опыта и особых умений, пытается захватить лидерство среди участников туристской группы, всех подчиняет, пытается командовать и распоряжаться. Это заканчивается тем, что к нему начинают относиться с пренебрежением и усмешкой. Но к этому он не привык, для него это оскорбительно. Такой человек с подавленным настроением уходит в себя или начинает обвинять всех и все. Не следует устраивать разбор
поведения такого участника всей группой. Это не принесет пользы. Надо объяснить обиженному, что никто из участников не желает ему зла, что в группе есть 'руководитель и опытные туристы, которые имеют моральное право давать указания другим. А ему следует поменьше советовать и пытаться завоевывать уважение товарищей делами и старанием.
|
Конфликты у руководителя возникают с человеком, не обладающим достаточным опытом, но с большим самомнением. Обычно это случается в учебно-тренировочных походах, при проведений шкЬл и семинаров, когда взрослый человек, имеющий за плечами опыт руководства, становится участником группы. Раньше всегда учил он, а здесь выясняется, что учиться и переучиваться надо ему. Никто в группе не относится с подобающим уважением, а руководитель или инструктор постоянно делает замечания и заставляет делать по-своему. Из-за ущемленного самолюбия возникает неприязнь к руководителю похода, которая может привести к конфликту.
В этом случае, руководитель похода должен задуматься. Он, видимо, вел себя раздражительно и недостаточно тактично с этим участником. Следует впредь постараться оставить его в покое от своих неудачных попыток чему-то научить. Попытаться, чтобы обиженный участник все походные работы проводил с самым опытным туристом.
Более сложная ситуация возникает, когда разгорается конфликт между руководителем и самым опытным участником группы. Много повидавший турист, с опытом руководства, но при отсутствии элементарных^ психологических знаний, начинает навязывать группе свое лидерство и входит в свое естественное состояние - руководителя. Если официальный руководитель моложе новоявленного лидера по возрасту и опыту, он отходит от руководства и проходит Поход простым участником, но в подавленном состоянии и уязвленном самолюбии. Если же руководитель группы показывает свою несомненную компетентность и ставит рвущегося в лидеры на место, между ними возникает конфликт Руководителю группы не стоит вдаваться в выяснение отношений. Это бесполезно. Поставить точку в этом споре должна сама группа. Допустим, на вечернем разборе пройденного дня и планировании следующего.
Если недовольство друг другом между двумя туристами можно погасить или притушить, то антагонизм между руководителем и всей группой приводит к кризису или срыву похода. Это одна из серьезнейших экстремальных ситуаций в туристском путешествии.
Конфликт между руководителем группы и ее участниками возникает чаще всего тогда, когда группа оформилась наспех, незадолго до похода Участники такого путешествия не знают как следует ни друг друга, ни руководителя. В походе выясняется, что руководитель, несмотря на наличие официального опыта, обладает недостаточным фактическим. Назначенный лидер постоянно делает ошибки, группа бессмысленно
|
60
61
тратит лишние силы и время. Начинается пререкания, авторитет руководителя падает. Группа становится вялой и апатичной. Все ждут, когда же закончится этот поход. Рано или поздно начинаются стычки с руководителем. Против руководителя объединяется в оппозицию.вся группа или большая ее часть. Дело может дойти до бойкота или игнорирования любых, даже разумных решений.
,В такой ситуации следует спокойно обсудить создавшуюся обстановку в группе, не опускаясь до упреков и выяснения отношений. Нельзя отстранять руководителя от руководства. Он несет ответственность за поход и за группу. Следует предложить руководителю действовать после принятия коллегиальных решений. Такой вариант наиболее приемлем для руководителя. Опираясь на мнение группы, он уже не получит упреков в своей несостоятельности.
В сложных походах несогласия группы с руководителем могут возникнуть при противоположности позиций в оценке сложности, и проходимости определяющих препятствий на лыжном маршруте. Участники, уверенные в своих силах, уговаривают и убеждают руководителя похода, что они справятся с препятствием легко, что опасения руководителя о недостаточности опыта при усложнении препятствия из-за ухудшения погоды или недостатка времени необоснованны. Бывает наоборот. Руководитель, опираясь только на свои силы и опыт, тянет неготовую технически и психологически группу вперед.
Такие конфликты должны разрешаться с точки зрения здравого смысла и полной уверенности в безопасности прохождения препятствия. Необходимо помнить, что это препятствие и поход не последние в жизни, а здоровье человека - слишком большая цена для чьего-то минутного самоутверждения.
Чтобы сгладить неприятное впечатление от произошедшего в группе конфликта, следует организовать в группе какой-нибудь праздник. Это может быть день рождения участника, вечер песни, дневка и т.п. Это поможет снять психологическое утомление, поднимет настроение группы, сплотит туристский коллектив. А, вробще, каждому туристу следует придерживаться правила: выяснять отношения можно только после похода А после похода чаще всего оказывается, что выяснять-то нечего.
|
Встреча с группой, в которой произошло несчастье.
При встрече с группой, попавшей в аварийную или чрезвычайную ситуацию, необходимо остановиться и выяснить^ что произошло. Следует учитывать, что группа, оказавшаяся в таком положении, растеряна и психологически подавлена. Поэтому руководство и основные действия по выходу из экстремальной ситуации вы должны взять на себя. Нужно
поделиться всем необходимым с пострадавшими, поддержать участием и оказать помощь даже в ущерб себе.
Участие в судьбе бедствующей группы может потребоваться для оказания медицинской и продовольственной помощи, при проведении спасательных работ и транспортировке пострадавшего, при совместном преодолении сложного препятствия.
Если пострадавшая группа не может самостоятельно двигаться и выбраться из района путешествия, следует прервать свой поход и вывести эту группу кратчайшим или запасным маршрутом. Только после этого, если осталось время, продолжить свой поход, хотя бы по сокращенному варианту.
В случае, если встретившаяся группа не в состоянии двигаться, следует выслать в населенный пункт с почтовой связью отряд из 2-3 человек с необходимым снаряжением и инструкциями по действиям для организации спасательных работ и эвакуации пострадавшей группы. Оставшиеся на месте происшествия должны выбрать место и устроить базовый лагерь, где создать по возможности комфортные условия для потерпевших и готовиться к эвакуации. Например, расчистить и обозначить площадку для приема вертолета.
Не бросить попавшего в беду, не пройти мимо, не оставить лишнего пятна на своей совести, остаться порядочными людьми - это намного дороже, чем побывать на вершине какой-то горы или в экзотическом уголке природы. Помните, что сорвавшийся или незаконченный вами поход — не последний' Впереди еще вся жизнь1
Вместо заключения.
Видимо, невозможно дать рекомендации на все случаи жизни, которые могут встретиться в лыжном походе. Пусть этот материал станет еще одним поводом для размышлений и решений сложных проблем зимнего путешествия.
62
63
Оглавление:
Введение................................................................................................................. 3
Пурга. Метель............................................................................ 5
Длительные снегопады............................................................. 16
Затяжное похолодание.............................................................. 17
Оттепель............................................................................................................... 18
|
Ограниченная видимость................................................................................ 20
Ремонт и изготовление лыж в походе.......................................................... 20
Потеря палатки.................................................................................................. 24
Строительство снежной хижины.................................................................. 27
Ремонт обуви........................................................................... 33
Ремонт пил и топоров....................................................................................... 34
Утрата кухонной посуды................................................................................ 35
Отсутствие спичек.................................................................... 36
Отсутствие или недостаток продуктов....................................................... 37
Потеря ориентировки....................................................................................... 38
Утрата карты...................................................................................................... 39
Усложнение препятствий, невозможность пройти намеченный участок
маршрута............................................................................................................. 40
Лавинная опасность.................................................................. 40
Памятка о действиях групп туристов-лыжников в лавиноопасном
районе................................................................................................................... 43
Опаздывание к контрольному сроку......................................... 45
Попадание в воду..................................................................... 45
Встречи с хищными зверями.......................................................................... 46
Разделение группы................................................................... 47
Потеря участника.............................................................................................. 48
Движение в темноте.......................................................................................... 53
Серьезная болезнь или травма участника................................................. 54
Пострадавшая группа с единственным действующим участником 58
Снежная слепота....................................................................... 59
Психологические срывы в походе................................................................. 59
Встреча с группой, в которой произошло несчастье.............................. 62
Вместо заключения................................................................... 63
Рекомендуемая литература........................................................ 64
Оглавление:........................................................................................................ 67
64
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!