Разъяснение учения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Разъяснение учения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

2019-11-28 259
Разъяснение учения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


По-видимому, одним из наиболее выдающихся посланий шейха, разъясняющих его доктрину, может служить послание, направленное им жителям Эль-Касима и содержащее ответ на вопрос о его убеждениях. В силу особой значимости этого мы приводим ниже его текст:

«Спросили шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба жители Эль-Касима о его доктрине, на что он (да пребудет с ним милость Аллаха) ответил им:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!


Доктрина людей Сунны и согласия

Призываю в свидетели Аллаха, ангелов, являвшихся ко мне *, и вас, что я исповедую то, что исповедует спасшаяся община, люди Сунны и согласия: веру в Аллаха, Его ангелов, его Писания и посланников, в воскрешение после смерти, веру в предопределенность как хорошего, так и дурного.

 

*[Здесь имеются в виду ангелы, которые являются к каждому человеку, чтобы записывать его добрые и дурные дела, на что имеются соответствующие указания в Коране и Сунне. Так, например, в Коране сказано: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж» («Каф», 18).

Кроме того, в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех (из них), что находятся среди вас днем, встречаются же они друг с другом во время утренних и послеполуденных молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и Аллах, знающий о (положении людей) лучше (ангелов), спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих” - на что они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”» Известно множество и других указаний такого рода].

 


Атрибуты Аллаха.

К вере в Аллаха относится вера в те атрибуты, которыми описывает Он Себя Сам в Своем Писании, переданном через Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) без искажения (тахриф) и порчи (та‘тыль). Я убежден, что Всевышний Аллах (хвала Ему!) не похож ни на что. Он – Слышащий, Видящий. Я не отрицаю ни одного из тех атрибутов, посредством которых Он Сам характеризовал Себя, и не изменяю местоположения ни единого слова. Я не отступаю от веры в Его Имена и знамения, ничего не меняя в них. Я не уподобляю атрибуты Всевышнего свойствам сотворенного Им, ибо нет Всевышнему ни подобного, ни равного, и о Нем нельзя судить по Его творению. Он (слава Ему!) лучше всех знает и о Себе, и обо всех остальных. Он – самый правдивый в Слове Своем и самый прекрасный в Речении Своем. Он отринул от Себя атрибуты, коими наделяют Его уподобляющие Его тварному миру из числа приспосабливающих (такйиф) и уподобляющих (тамсиль), равно как и то, что отрицается искажающими (тахриф) и отрицающими наличие у Него атрибутов (та‘тыль). Потому речет Он: "Слава Господу твоему, Господу Величия и Могущества – превыше Он всего, что ни приписывалось бы Ему! Мир Посланникам! Хвала Аллаху – Господу миров!" [Коран, Сура 37 – "Стоящие в ряд", аяты 180-182].

 


Приверженцы сунны занимают место посредине.

Спасшаяся община является срединной между кадаритами и джабритами в вопросе о деяниях Всевышнего [1]. Между мурджиитами и ваидитами в вопросе об “обещании и угрозе” Аллаха [2]; между харуритами и мутазилитами [3] и между мурджиитами и джахмитами в вопросе о вере и религии”; между рафидитами и хариджитами в вопросе о сподвижниках Посланника. [4]

 

[1] [Кадариты – прозвище, которым обозначились мусульманские мыслители, поддерживавшие, в противоположность джабритам, тезис о том, что человек является творцом (халик) своих деяний].


[2] [Мурджииты – общее название последователей различных догматических школ ислама, исходивших, в противоположность ваидитам, из представления о том, что решения о грешниках откладываются до Судного дня].


[3] [Мутазилиты («обособившиеся») – религиозные мыслители, придер-живающиеся рационалистических взглядов на вопросы веры; они разработали теорию о сотворенности Корана, противоречившую учению о предвечности Священной Книги.

Мутазилизм получил официальную поддержку аббасидского халифа аль-Мамуна в 827 г.; один из крупнейших суннитских богословов того времени Ахмад ибн Ханбал был подвергнут бичеванию и заключению в тюрьму из-за своего отказа признать мутазилитские идеи. Именно в ходе борьбы с рационалистами была выработана ханбалитская правовая школа, основной пафос которой был направлен против порочных нововведений мутазилитов.

Если харуриты (одно из наименований хариджитов) считали, что мусульманин, совершивший тяжкий грех, перестает быть верующим, то мутазилиты выдвинули тезис о том, что такой человек находится в «промежуточном» состоянии: он выходит из состояния верующего, но не становится неверующим].


[4] [Рафидиты (шииты) заблудшая секта которые не признавали халифат абу Бакра и Умара, более того в наше время они считаю кафирами этих двух сподвижников и так же считают большинство сподвижников кафиров. Более того эта секта считает что Аиша жена пророка Мухаммада саля Ллаху алейхи уа салам, была прелюбодейкой только этого достаточно чтобы считать эту секту кафирами. Некоторые из этих рафидитов считают, что пророком должен был быть Али. Так же они считают безгрешными своих 12 имамов и считают их выше пророков и еще много неверия у этой секты].

 


Коран.

Я убежден, что Коран – это Слово Аллаха, ниспосланное, несотворенное, от Него истекающее и к Нему возвращающееся; что через него изрекает Он истину, и что ниспослал Он его рабу Своему и Посланнику, Пророку нашему Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), которому доверил Свое Откровение и направил его к людям.

 


Предопределение.

Я верую, что Всевышний Аллах делает, что пожелает, и ничего не бывает без Его воления, ничто не выходит за пределы желания Его. Нет ничего в мире, на что Он не был бы способен, и все происходит лишь по Его устроению. И не избежит никто предопределенного ему – того, что предначертано ему на Скрижали.

 


Воскресение и Воздаяние.

Верую во все, что сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что будет после смерти. Верую в испытание и блаженство могилы, в то, что души будут возвращены в тела, и предстанут люди пред Господом миров босыми, нагими и необрезанными, и солнце приблизится к ним, и будут установлены Весы, на которых станут взвешивать дела рабов. "И у кого тяжелы будут его весы – те счастливые, а у кого легки его весы – это те, которые нанесли убыток самим себе, в геенне пребудут вечно». [Коран, Сура 23 – “Верующие”, аяты 102-103].
Раскрыты будут свитки, и кто-то возьмет запись дел своих правой рукой, а кто-то - левой.

 


Водоем Пророка и его заступничество.

Я верую в водоем Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на месте Воскресения, вода коего белее молока и слаще меда, на берегах его будет столько сосудов, сколько звезд на небе, а тот, кто раз выпьет из него один глоток, никогда не будет уже испытывать жажду. И верую я в заступничество Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который первым обратится с заступничеством, которому первому будет позволено сделать это, и заступничество которого не будет отвергнуто, однако не за тех, кто придерживался порочных новшеств либо отошел от пути истинного. Заступничество возможно лишь с соизволения и согласия Аллаха, ибо сказано Всевышним: "И не заступятся они, кроме как за тех, кому благоволит Он" [Коран, Сура 21 – “Пророки”, аят 28];

"Кто заступится пред Ним, иначе как с Его соизволения?" [Коран, Сура 2 – “Корова”, аят 255];

"Сколько же ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит, если только не соизволит Аллах (заступиться) за тех, за кого Он пожелает и кому благоволит!" [Коран, Сура 53 – “Звезда”, аят 26].

А Он не благоволит ничему, кроме единобожия, и не позволит заступиться ни за кого, кроме исповедовавших единобожие. Что же до многобожников, то нет им доли в заступничестве, потому как говорит Всевышний: "И не поможет им заступничество заступников".

[Коран, Сура 74 – “Завернувшийся”, аят 48].

 


Сират, рай, ад и лицезрение Аллаха.

[Сират – мост, что “тоньше волоса и острее меча”, служащий для испытания верующих. Проходя по нему, праведники попадают в рай, грешники же сваливаются с него в ад].

 

Я верую, что Сират будет воздвигнут над краем геенны, и люди станут проходить по нему сообразно своим делам. Верую, что рай и ад сотворены, что существуют они ныне и не исчезнут вовсе. Верую, что верующие воочию узрят Господа своего в День воскресения, подобно тому, как видят луну в ночь полнолуния, и не будут обделенными в лицезрении Его.

 


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники.

Я верую, что Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является Печатью пророков и посланников, а вера человека действительна лишь тогда, когда он верит в Миссию его и свидетельствует о его пророчестве.

Верую, что лучшие из его общины – Абу Бакр ас-Сиддик, затем – Умар аль-Фарук, затем - Усман Зи-н-Нурайн, затем Али аль-Муртада, затем – оставшиеся из десятерых [Имеются в виду хадис Пророка, в котором он пообещал десяти своим сподвижникам Рай еще при их жизни], затем – люди Бадра*, затем – люди, давшие присягу у дерева или присягнувшие в Пресветлой Медине, а затем – остальные сподвижники, да будет доволен ими Аллах!

*[Т.е. те мусульмане, которые были в рядах Пророка Мухаммада в его первом крупном и победоносном сражении с язычниками-мекканцами, произошедшем 15 или 17 марта 624 г. р.х. у колодцев Бадр (в 150 км к юго-западу от Медины)].

 

Я следую по пути сподвижников Посланника Аллаха, поминаю их добродетели, прошу Аллаха быть довольным ими, прошу для них прощения, воздерживаюсь от упоминания их недостатков, молчу о том, что произошло между ними, и убежден в их достоинстве, потому как сказано Всевышним: "Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и нашим братьям, что опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь кроток Ты, милостив!” [Коран, Сура 59 – “Собрание”, аят 10].

 


Достоинство святых.

И я прошу Аллаха быть довольным матерями верующих [«Матери верующих» - почетный эпитет жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует], непричастными ко злу. Я признаю достоинство святых и то, что обнаружилось от них, однако же, они недостойны того, право на что принадлежит только Аллаху Всевышнему, и не испрашивается у них того, на что способен один лишь Аллах.

 


Я не обвиняю в неверии мусульманина за совершение греха.

Я не предрекаю ни для одного мусульманина ни рая, ни ада, кроме тех, кому предрек сие Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако же я прошу за добродетельного и опасаюсь за порочного. И не обвиняю я в неверии ни одного мусульманина за совершение греха и не отрицаю за ним принадлежность к исламу.

 


Непрерывность джихада.

Я полагаю, что джихад продолжается при всяком имаме – будь он благочестив или порочен – под предводительством которого возможна пятничная молитва. Джихад не прекращается с момента ниспослания Аллахом Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и будет продолжаться вплоть до момента, пока последний из этой Уммы не убьет Даджжаля. Не отменяет джихада ни произвол, ни справедливость.

 


Повиновение имамам.

Я считаю, что надлежит слушаться и повиноваться имамам мусульман – как праведным, так и порочным – если только не приказывают они быть непокорными Аллаху. Должно подчиняться тому, кто получил Халифат и вокруг кого сплотились люди – либо добровольно, либо подчинившись силе его меча, благодаря чему он стал халифом. В любом случае выступление против него запретно.

 


Сторонники недозволенных новшеств.

Я полагаю, что следует прекращать отношения со сторонниками недозволенных новшеств, пока они не раскаются. Суждение о них выносится по их явным делам, скрытые же их помыслы оставляются Аллаху. И я убежден, что любое нововведение в религии – это недозволенное новшество.

 


Ответвления веры.

Я убежден, что вера – это слово, дело и убеждение. Она возрастает с повиновением Аллаху и уменьшается с непокорностью Ему. Бывает семьдесят с лишним ответвлений веры, высшим из которых является свидетельство о том, что нет иного бога, кроме Аллаха, а низшим – расчистка дороги от препятствий.

 


Повеление совершать одобряемое.

Я полагаю, что повеление совершать одобряемое и запрет на порицаемое является обязанностью, предписываемой чистым исламским шариатом.
Это – краткое изложение доктрины, которое я составил при помощи разума, дабы вы ознакомились с тем, чем я обладаю, а в том, что мы говорим, мы полагаемся на Аллаха».

[Источник]: «Ад-дурар ас-санийя», т.1, стр.28-31].

 


Такова доктрина шейха, как он разъяснил ее сам жителям Эль-Касима. А чтобы пролить больше света на его учение, мы приведем еще ряд высказываний как самого шейха, так и его последователей по этому вопросу.
 
Объясняя сущность своего призыва, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб писал: “Вывел меня Господь мой на прямой путь, к вере истинной – религии Ибрахима, бывшего ханифом*, а не многобожником…. И я (хвала Аллаху!) отнюдь не призываю к учению какого-либо суфия, факиха, мутакаллима или кого-либо из таких великих имамов, как Ибн аль-Кайим, Аз-Захаби или Ибн Касир; но к одному лишь Аллаху (нет у Него сотоварища!) и к Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”. [Источник]: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд», стр.215].

 

*[Ханиф – набожный человек, придерживающийся строгого единобожия. В Священном Коране ханифом назван пророк Ибрахим. Именно восстановление его религии – религии безусловного единобожия – и входило в главную задачу посланнической миссии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует].


Далее шейх пишет: “Наше учение об основах веры – это учение людей Сунны и согласия. Наш путь – путь благочестивых предков – самый правильный, благоразумный и мудрый путь, вопреки тем, кто утверждает, что лучший путь к знаниям лежит через разногласия…”.

Объясняя доктрину, из которой исходит его Призыв, шейх (да пребудет с ним милость Аллаха) говорит: “Я признаю явный смысл аятов и хадисов, связанных с атрибутами Аллаха, и вверяю знание о них Аллаху, принимая их истинность. Ведь имам Малик, бывший одним из ученых времен благочестивых предков, когда спросили его по поводу речения Всевышнего "Всемилосердный – Он вознёсся на Троне" [Коран, Сура – 20 “Та Ха”, аят 5], сказал: “Вознесение на Троне – известно, а способ – неизвестен. Вера в это – обязанность, а вопрос об этом – недозволенное новшество”.

Мы полагаем, что и добро, и зло происходят по соизволению Всевышнего Аллаха, ибо помимо воли Его ничто не совершается в Царствии Его. Раб Божий неспособен творить собственные деяния, он лишь “приобретает” их для себя, в соответствии с чем исчисляется воздаяние в награду или же в заслуженное наказание.

Принадлежа к мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля, мы не порицаем тех, кто следует за тремя другими имамами, но не тех, кто придерживается других мазхабов, поскольку они неточны. Более того, мы не пытаемся дознаваться каждый раз, кто принадлежит к тому или иному мазхабу, и не вступаем с ним в спор, за исключением случаев, когда он опирается на текст, явно противоречащий одному из четырех мазхабов.

[Источник]: Сулейман ибн Самхан. – “Аль-хадйа ас-суннийа ва-т-тухфа аль-ваххабийа ан-надждийа”, стр.38].

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да пребудет с ним милость Аллаха) объясняет в одном из своих посланий иракскому ученому Абдур-Рахману ибн Абдаллаху ас-Сувайди сущность своего призыва следующим образом: “Извещаю тебя, что я (хвала Аллаху!) следую традиции, а не выдумываю недозволенные новшества. Вера и религия, с которыми я обращаюсь к Аллаху, – это учение людей Сунны и согласия, которое разделяется имамами мусульман и в первую очередь четырьмя и их последователями вплоть до Дня воскресения. Вместе с тем я разъяснил людям, что религия принадлежит лишь Аллаху, и запретил им обращаться с мольбами к праведникам, как живым, так и мертвым, запретил поклоняться им так, как поклоняются Аллаху: приносить жертвы, давать обеты, уповать на них, падать перед ними ниц в молитве, – то есть все, право на что принадлежит лишь Аллаху и что не может разделить с Ним ни приближенный ангел, ни направленный к людям пророк. Именно это проповедовали все посланники, от первого до последнего, и этого придерживаются люди Сунны и согласия».

[Источник]: Собрание сочинений Шейха (личная переписка), т.5, стр.36].
 


Таковы некоторые тексты из сочинений и посланий Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, написанных им для разъяснения сущности своего призыва.

 

Ту же задачу вслед за ним решали и его последователи, в частности, его внук шейх Абдуль-Лятыф ибн Абдур-Рахман ибн Хасан (да пребудет с ним милость Аллаха), который писал: “Поистине, шейх аль-ислам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да пребудет с ним милость Аллаха) призывал людей поклоняться Аллаху, Которому нет сотоварища, и ничего не уподоблять Ему. Ни один мусульманин не усомнится, что это и есть религия Аллаха, с которой направлял Он Посланников Своих и ниспосылал Писания Свои”. В послании, направленном в Хиджаз, Мухаммад ибн Абдуль-Лятыф ибн Хасан еще раз останавливается на разъяснении своих воззрений и сути Призыва, которому служил: “Знайте же, что то, в чем мы убеждены, что исповедуем пред Ликом Аллаха, к чему призываем людей и ради чего ведем с ними джихад, – это религия ислама, которую предписал Аллах рабам Своим. В ней заключено Его право над ними, ради нее Он их сотворил, дабы они поклонялись Ему и не уподобляли Ему в своем поклонении никого из Божьих тварей – ни приближенного к Нему ангела, ни посланного Им пророка, не говоря уже об остальных.

 

Мы предписываем разрушать купола гробниц и сносим все, что надстраивается над могилами, ибо могила – это не более чем горсть праха и тому подобного.

 

Мы предписываем совершать коллективную молитву в мечетях и призываем к порядку того, кто оспаривает это, ленясь прийти на нее, и отсутствует в мечети.

 

Мы следуем всем остальным законоустановлениям ислама – таким, как закят, пост, хадж для того, кто способен одолеть его путь, Божье повеление совершать одобряемое и запрещение порицаемого. Мы запрещаем ростовщичество (риба), прелюбодеяние, употребление вина и табака; запрещаем мужчинам носить шелк, запрещаем непослушание родителям и разрыв с родственниками.

В целом же мы повелеваем то, что повелел Аллах в Своей Книге и что повелел Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), запрещая то, что запретили Аллах и он (да благословит его Аллах и приветствует). Мы не запрещаем ничего, что не было бы запрещено Аллахом и не позволяем ничего, что было бы Им не позволено. Вот то, к чему призываем мы тех, чья цель – Истина, кто желает добра. И кто следует упомянутому нами, действует по решению нашему, тому принадлежит все, что принадлежит нам”. [Источник]: Цит. по: Абдель Азиз ибн Абдуль-Лятыф, «Даави ал-мунавиин ли да‘ват аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Призывы противников призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Эр-Рияд, 1412г. Хиджры, стр.23-24].

Вот как подытожил идейные основы учения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба один из его последователей: “Все установления исламского шариата, пришедшие от Аллаха и Его Посланника, и есть наше учение, наше убеждение и наша религия – как те, что мы упомянули и защищали, так и те, что не упоминались и не объявлялись нами.

 

Мы отвергаем все то, что отвергается шариатом. А посему всякий, кто услышит о нас что-либо, должен соотнести услышанное с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и если оно окажется в соответствии с ними, он поймет, что речь идет о нас, о нашем мнении, о нашем учении. Если же услышанное будет противоречить им, то пусть знает всякий, к нам оно отношения не имеет”. [Источник]: Газета «Умм аль-Кура», №130].

Представленные выше тексты сочинений шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей позволяют уяснить доктрину, из которой исходит его призыв, пронизанный идеей максимального следования за благочестивыми предками в убеждениях, поведении и законах.

 

Источником этого Призыва служит Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), а шейх принадлежит к числу следующих им, а отнюдь не к не инициаторам недозволенных новшеств.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.