Изгородь в истории русского сада — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Изгородь в истории русского сада

2019-11-28 245
Изгородь в истории русского сада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НЕМНОГО ИСТОРИИ И СЛОВАРЬ

Стрижка растений и искусственное изменение их естественной формы - дело далеко не новое. Еще в Древнем Риме находилось немало виртуозов, владеющих топиарным искусством. Первые стриженые растения можно было встретить уже в III-I вв. до н.э. (!) (вилла Мистерий и вилла Диомеда, Помпеи). Римляне в подходе к строительству садов совсем не походили на греков. Последние всячески подчеркивали красоту природы, а римляне, напротив, противопоставляли свои сады живописным картинам природы (человек - властитель всего). В частности, регулярную структуру садов, где без стрижек обойтись было просто нельзя. Спрямленные садовые дорожки обсаживали стрижеными деревьями и кустарниками. И эти живые изгороди ничем не отличались от современных.

 

Потом эта область садово-паркового искусства несколько отошла на второй план, обретя свое «второе рождение» лишь в XVI веке, во Франции и Италии, когда умами землевладельцев завладели идеи создания садов регулярного типа. Это был поистине «золотой век» в развитии искусства стрижки, а мастера, им владеющие, ценились как никогда.

 

Регулярные сады со стрижеными растениями ассоциируются в основном с французскими или, если брать шире, европейскими садами. Тем временем, такие сады встречались и в странах Ближнего Востока, и в Индии. Большой след в истории садово-паркового искусства оставил испано-мавританский стиль с регулярными садами «чор бак», мы знакомы сними в основном по испанским садам Альгамбры и Генералифа. Это уже другой менталитет, другая религия, быт и, соответственно, совсем не французские сады. У них отчетливые геометрические планы - по сути, квадрат, разделенный последовательно на квадраты меньших размеров неглубокими каналами со струящейся водой, дорожками и растениями, зачастую стрижеными.

 

В испано-мавританских садах мы встречаем только живые изгороди. В Европе наравне с ними можно увидеть и вычурные фигурные стрижки, своеобразные живые скульптуры. К сожалению, и при Петре, и сейчас в силу небольшого ассортимента растений для стрижки, серьезно ограниченного суровым климатом Средней полосы России, мы можем позволить себе в основном бордюры, изгороди и стены.

 

СЛОВАРЬ

 

Берсо - крытая аллея из формованных особым образом деревьев, с использованием опоры или без нее.

 

Бордюр - низкая и узкая полоса из стриженых или нестриженых растений, высаживаемых по краям дорожек, по контуру газонов, цветников и мощеных площадок.

 

Боскет - участок правильной геометрической формы, обсаженный по периметру стрижеными деревьями или кустарниками, образующими плотную живую изгородь.

 

Живая изгородь - формованная или неформованная линейная посадка деревьев и кустарников.

 

Партер - регулярная плоскостная композиция из растений, инертных материалов, воды. Часто перед фасадами главных зданий.

 

Порослевая культура - способ выращивания древесных растений с применением регулярной посадки на пень.

 

Посадка на пень - радикальная обрезка древесных рстений с оставлением пенька (пеньков) 10-15 см высотой для стимуляции роста порослевых побегов.

 

Огибная дорога - то же, что и берсо.

 

Топиарное искусство - искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников с приданием им неестественной для них формы кроны.

 

Формовка - стрижка растений для придания им неестественной для них формы кроны.

 

Шпалера - ряд плотно посаженных к опоре деревьев, формируемых в стенку. Часто выполнятся из плодовых.

1 Живые изгороди Виллы Д'Эсте.

2 Круглый боскет-кабинет.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

 

Высота изгороди, предназначенной для визуальной изоляции, должна быть как минимум равна человеческому росту. Такая изгородь полностью защитит вас от ненужных взглядов. А изгородь в метр высотой защитит вас от них, только если вы сидите. Ее роль - разделить фрагменты сада структурно. Она не ограничивает свободы вставшего человека, как это происходит с высокой изгородью-стеной. Вы прекрасно видите, что происходит за ее пределами, ведь это всего лишь пространственная, но не визуальная преграда.

 

Пятерка лучших растений для самых высоких изгородей:

 

1.Ель обыкновенная (Picea abies)

2.Липа мелколистная (Tilia cordata)

3.Боярышник однопестичный (Crataegus monogyna)

4.Туя западная (Thuja occidentalis)

5.Пихта сибирская (Abies sibirica)

 

С помощью изгороди можно визуально изменить размеры сада. В неформованной изгороди из цветущих растений этого можно добиться, меняя цвет. Если попарно расставлять растения, начав с самых светлых и закончив самыми темными, то дорожка будет казаться короче. И наоборот: если начать с темных и закончить светлыми - длиннее.

 

Если с обеих сторон дорожки использовать не параллельные, а сужающиеся бордюры, она будет казаться длиннее. Если расширяющиеся - короче.

 

Если высота изгороди уменьшается при удалении от наблюдателя, конец изгороди зрительно удаляется, если увеличивается - приближается.

 

Изгородь из растений окраски теплых тонов (например, пурпурнолистных сортов барбариса) будет казаться ближе, чем она есть на самом деле. Из растений холодной гаммы цветов (например, сизоватых хвойных) - наоборот, дальше.

11 Сужающиеся и расширяющиеся изгороди.

12 Изменение цвета растений в изгороди.

13 Живые изгороди неравномерной высоты.

ЗАЩИТА ОТ ВЕТРА

 

Доказано, что зеленая стена из стриженых растений значительно лучше защищает от ветра микроклимат той территории, которую она огораживает, чем высокая каменная или деревянная ограда. В русской усадьбе именно для этих целей поначалу сооружали боскеты, внутри которых выращивали довольно редкие в те годы растения, в обычных условиях подмерзающие. Ветер, дующий на сплошную стену, образует спиралевидные завихрения воздушного потока, в результате чего с внутренней стороны такой ограды редко что выживает, находясь под постоянным воздействием сквозняков. А живая изгородь не является абсолютной преградой для ветра и, пропуская через себя, сильно его ослабляет. Не случайно территории питомников и промышленных плодовых садов часто огорожены живыми изгородями.

 

Слишком плотная становится похожей на стену. Скорость ветра при проходе над верхушками такой полосы (через сами кроны он не проходит) снижается на 50%. Но за изгородью его скорость довольно быстро восстанавливается, при этом потоки воздуха завихряются. Это отрицательно сказывается на растениях за изгородью на территории сада. Менее плотную изгородь ветер не будет обтекать, а проникнет сквозь кроны. Расчеты показывают, что для понижения ветра в саду перед домом следует разместить ажурную живую изгородь перпендикулярно ветровому потоку высотой ¼ высоты здания на расстоянии от 2 до 5 высот этого здания. Большинство наших растений для живой изгороди - листопадные. Поздней осенью и зимой, когда мы как раз испытываем необходимость в защите от сквозняков, в безлистном состоянии почти изгороди становятся ажурными.

 

В то же время, участок ни в коем случае не должен быть полностью защищен от ветра. Воздух не должен подолгу застаиваться. Это приводит к самым неблагоприятным последствиям как для человека, так и для растений, может быть иногда даже более губительным, чем сквозняки. Поэтому, защищая - не переусердствуйте.

 

Экспериментальным путем установлено, что живая изгородь, например, из боярышника снижает скорость ветра с 2,3 до 0,4 м/с, двухъярусная изгородь из деревьев с кустарниками с 2,6 до 0,4 м/с, высококронные деревья с оголенными внизу стволами с 2,7 до 2,1 м/с.

 

ЗАЩИТА ОТ ПЫЛИ

 

Лучше всего задерживают пыль растения с липкими, морщинистыми, шершавыми или опущенными листьями. Например, шершавые листья вяза задерживают в 6 раз больше пыли, чем гладкие листья тополя. Рекомендуется время от времени проводить дождевание сильной струей воды из шланга, смывая с листьев пыль с содержащимися в ней токсичными веществами на поверхность земли. С морщинистых листьев пыль смывается легче, чем с опущенных. Клейкие листья (например, тополей) проявляют это свойство чаще всего лишь весной в начале разворачивания. А хвойные деревья могут задерживать пыль круглый год, хотя зимой это не так актуально, как летом. Информация о поверхности листа того или иного вида растения вполне доступна в соответствующей литературе.

 

Экспериментальным путем было установлено, какую общую площадь листовой поверхности имеет тот или иной вид растения во взрослом состоянии (в кв.м). Учитывая эти данные и характер поверхности листа, было рассчитано количество пыли (в кг), которое задерживает каждое растение при условии выращивания в неформованном виде. Мы приводим эти растения по мере уменьшения количества задерживаемой пыли:

 

- ива (древовидные виды),

- тополь,

- ясень,

- вяз шершавый,

- клен полевой,

- вяз перистоветвистый,

- робиния лжеакация,

- лох узколистный,

- сирень (кроме карликовых сортов),

- бересклет (кроме карликовых видов и сортов),

- бузина,

- спирея (кроме карликовых видов и сортов),

- карагана кустарниковая.

 

ЗАЩИТА ОТ ШУМА

 

Звуки (звуковые волны), встречая в качестве преграды листья, ветви и стволы, отражаются, рассеиваются или поглощаются. Кроны лиственных растений поглощают около 25% проходящих через них звуковых волн. Однако, эти же лиственные с высоко поднятыми кронами звуков не поглощают - под кронами образуется звуковой коридор. Куда лучший эффект дает использование двух- или трехъярусных насаждений. Почти все хвойные эффективнее снижают уровень шума, чем лиственные при тех же параметрах изгороди. По мере ухудшения звузоизоляционных свойств их можно расположить следующим образом:

 

сосна (лучше всего),

ель,

лиственные кустарники,

лиственные деревья (хуже всего).

 

Деревья, высаженные в шахматном порядке, с кустарником в подлеске снижают шум эффективнее, чем растения в рядовой посадке с теми же характеристиками и размерами полос.

 

ЗАЩИТА ОТ НЕПРОШЕНЫХ ГОСТЕЙ

 

Пятерка самых колючих растений для изгороди:

 

1.Барбарис обыкновенный (Berberis vulgaris)

2.Боярышник крупноколючковый (Crataegus macracantha)

3.Роза колючейшая (Rosa pimpinellifolia)

4.Крыжовник европейский (Grossularia reclinata)

5.Хеномелес японский (Chaenomeles japonica)

14 Защита от ветра.

15 Защита от шума.

БОСКЕТЫ, ШПАЛЕРЫ И БЕРСО

 

Боскеты - это замкнутые участки правильной формы, обсаженные стрижеными деревьями и кустарниками в виде плотной живой изгороди.

Этот тип парковых насаждений появился в России не одну сотню лет назад. Достаточно вспомнить Летний сад в Санкт-Петербурге, 1704-1725 гг.

 

В суровом русском климате в усадьбах внутри боскетов выращивали экзотические растения, которые в открытом грунте не росли. Живая изгородь надежно защищала их от непогоды. Возможно, они пришли в Россию как некая дань моде, но оказались очень даже ко двору. В Летнем саду геометрически правильные изгороди высотой 2-3 метра из стриженых деревьев и кустарников были основой. Сначала Петр I стал привозить в Санкт-Петербург самшиты из Голландии (тогда их называли буксусами) и лавры с юга, но достаточно быстро их пришлось заменить на местные виды: ель, можжевельник, рябину, черемуху, липу, карагану, вяз.

 

Эти виды актуальны и для современного садового дизайна. Часто хозяин участка хочет, чтобы разные фрагменты сада были решены в различной стилистике, при этом желая создать конкуренцию ближайшему ботаническому саду по ассортименту растений. И не всегда ландшафтному архитектору удается убедить заказчика в несовместимости этих желаний на одном отдельно взятом участке. А Петр I в восемнадцатом веке при строительстве Летнего сада решил эту проблему. Внутри еловых и липовых боскетов были разбиты самые разнообразные по своему назначению сады. В одном можно было отдохнуть в беседке на берегу небольшого пруда с островом, в другом будоражили воображение пышные фонтаны и скульптуры, в третьем располагался целый зверинец с птичьими домиками. Современный заказчик может взять этот исторический опыт себе на заметку. Однако, в совсем маленьком саду «зеленые комнаты» не решат проблемы, так как сами будут довольно малы и слишком темны.

 

И шпалеры, и берсо - исторические садовые элементы. При этом интерес к шпалерам в Европе и сейчас довольно высок, но уже не как к плодовым, как это было изначально, а как к декоративным элементам сада. В отечественном садоводстве шпалера - вещь слегка подзабытая, хотя далеко и не новая. Ни одна старинная русская книга по садоводству не обходилась без статьи о том, как сделать плодовую шпалеру - изгородь, с которой по осени можно снимать еще и ароматные яблоки и груши. Такой «плоский сад», решая несколько задач, заметно экономит место.

 

Берсо также не «съедает» много места, так как расположена в саду над дорожками. В России их часто называли «огибными дорогами». Этот садовый элемент представляет собой аллеи на опорах с переплетенными верхними ветвями, образующими «свод». В России для этих целей часто использовали липу: хорошо гнется, прекрасно стрижется. Как правило, сначала сооружали деревянную или металлическую опору, а потом с обеих сторон к ней вплотную подсаживали растения. По мере роста их подвязывали к опоре и стригли, повторяя ее форму. Интересно, что в Европе опора обычно не несла эстетической нагрузки, выполняя лишь функцию механической поддержки растения. Это и понятно: европейские виды, используемые в берсо, образовывали настолько плотные своды, что спустя несколько лет после посадки опоры уже не было видно. У нас все по-другому: даже окончательно сформированные липы все же довольно сквозисты. Поэтому наши опоры (например, в Верхнем Саду Петродворца) - в первую очередь украшение сада, а растения служат лишь удачным дополнением.

Вьющиеся растения на опорах

Их также можно считать частным вариантом живой изгороди. Этот элемент сада может быть решен по-разному. Опора может выходить на первый план, поражая своей эффектностью, а растения лишь изящно дополнят ее. Или растения станут основной массой, а опора будет незаметной поддержкой для плетей и лиан.

 

В зависимости от этого подбирают вид растения. Например, опора, увитая девичьим виноградом пятилисточковым, будет полностью скрыта, а у опоры с жимолостью каприфоль будет закрыта лишь верхняя часть. Основная ее поверхность будет перед вашими глазами. Не все лианы достигают той длины, которая требуется, чтобы увить опору целиком. И наоборот, слишком длинные лианы на невысоких опорах создают не стену, а сноп из переплетенных побегов. Актинидия коломикта без подвязки не двинется с места, а девичий виноград пятилисточковый 'Engelmanii' цепляется присочками даже за стекло. И, наконец, лианы могут быть многолетними и однолетними. Количество видов, форм и сортов, которое сейчас предлагает рынок посадочного материала, может удовлетворить самый взыскательный вкус. Можно подобрать вид и сорт, подходящий вам не только по эстетическим соображениям, но и по экологическим требованиям.

 

С помощью лиан на опорах, как и с помощью живых изгородей, можно визуально и структурно изолировать пространство. Из вьющихся растений можно создать живые стены значительно быстрее, чем из стриженых, и это находка для тех, кто не может или не хочет ждать. Кроме того, опоры можно расположить не только в вертикальной, но и в наклонной и горизонтальной плоскостях.

 

В 1930-1950 годы в озеленении советских городов можно было встретить интересный прием структурного разграничения пространства. Это гирлянды из вьющихся, которые, по сути, были бордюрами. Вдоль дорожки устанавливали столбики, часто весьма декоративные, с рельефным орнаментом. Между ними ровно посередине высаживали вьющееся растение, и от места посадки к верхушкам столбиков протягивали цепочки, по которым это растение и вилось. Создавалось ощущение не растущей из земли лианы, а подвешенной зеленой гирлянды.

 

Сейчас в некоторых европейских питомниках появились в продаже переносные (мобильные) живые изгороди, зачастую из вьющихся однолетних и многолетних лиан. Это деревянные или пластиковые короба облегченной конструкции с ручками по бокам и опорой посередине. В них уже посажены лианы, увивающие опору. Два человека, взявшись за ручки по бокам короба, могут поставить эту изгородь туда, куда им требуется. Ландшафтные фирмы сдают такие изгороди в аренду летним кафе, осуществляя сезонный уход за растениями.

 

49 Гирлянды из вьющихся растений.

50 Мобильная живая изгородь.

51 Альтернативная изгородь из травянистых растений на каркасе.

ЖИВЫЕ ИЗГОРОДИ И ФЭН-ШУЙ

 

Можно по-разному относится к этому течению. Однако, если использовать его принципы при создании живой изгороди, а потом забыть, что это фэн-шуй, получится просто функциональная изгородь с грамотным размещением в пространстве сада. По сути, любая изгородь является ограничителем, позволяющим человеку уединиться. Но в то же время, человек - это часть природы, неразрывно связанный с ней. Он не может просто так взять и отгородится от нее стеной. Но изгородь из растений - это тот самый переходный элемент: вроде бы и стена, и в то же время часть природы. Такая изгородь не отрезает человека от окружающего мира так грубо, как кирпичная стена. Действительно, по фэн-шуй, кирпичная стена просто перекроет сад от внешних энергопотоков, а изгородь из растений - не такая радикальная преграда.

 

Важна и высота изгороди. Для визуальной изоляции сидящего человека достаточно и невысокой изгороди, но когда он встанет, она окажется ниже его глаз, и энергопотоки не будут встречать на своем пути препятствий. Высота изгородей в фэн-шуй также может регулироваться зонами сада, олицетворяющими собой тех или иных небесных животных. Есть, например, зона небесного феникса - птицы, которая нуждается в свободном пространстве. Как правило, это виды, открывающиеся с участка, в идеале на юг. Естественно, высокие изгороди не должны их закрывать. Если в этой зоне необходимо сделать изгородь или поставить забор, нужно разнообразить их, привлекая человека эффектными композициями из растений и малых архитектурных форм на фоне преграды. Важно, чтобы взгляд не натыкался на монотонную голую стену. По теории фэн-шуй это будет сильно подавлять вашу собственную энергетику. Зона черепахи находится за спиной смотрящего на сад человека (в идеале на севере), и здесь требуются высокие изгороди. Если за спиной останется голое пространство, человек не будет чувствовать себя уютно. Есть и еще две зоны: слева и справа от смотрящего на сад человека. Это соответственно зона дракона (в идеале на востоке) и зона тигра (в идеале на западе). Дракон летает в небесах, тигр рыщет по лесам. Со стороны дракона все элементы (не только изгороди) выше и более весомы в пространстве, чем со стороны тигра. В тоже время сторона тигра не может остаться совсем голой.

 

Углы стен и живых изгородей, как их частного случая, должны быть загруглены. Это повышает уровень энергии ци, а по некоторым данным еще и притягивает богатство. При этом совсем не обязательно делать профиль изгороди со сглаженными углами. У обычной изгороди углы можно сгладить посадкой рядом групп растений.

 

Важную роль в обмене энергией играют и отверстия в живых изгородях - разрывы, проходы, окна.

 

Изгородь по фэн-шуй по большому счету ничем не отличается от обычной практичной изгороди. Просто фэн-шуй - иная, иносказательная форма об одном и том же, в нашем случае - об идеальном саде.

 

52 Живые изгороди и фэш-шуй.

НЕМНОГО ИСТОРИИ И СЛОВАРЬ

Стрижка растений и искусственное изменение их естественной формы - дело далеко не новое. Еще в Древнем Риме находилось немало виртуозов, владеющих топиарным искусством. Первые стриженые растения можно было встретить уже в III-I вв. до н.э. (!) (вилла Мистерий и вилла Диомеда, Помпеи). Римляне в подходе к строительству садов совсем не походили на греков. Последние всячески подчеркивали красоту природы, а римляне, напротив, противопоставляли свои сады живописным картинам природы (человек - властитель всего). В частности, регулярную структуру садов, где без стрижек обойтись было просто нельзя. Спрямленные садовые дорожки обсаживали стрижеными деревьями и кустарниками. И эти живые изгороди ничем не отличались от современных.

 

Потом эта область садово-паркового искусства несколько отошла на второй план, обретя свое «второе рождение» лишь в XVI веке, во Франции и Италии, когда умами землевладельцев завладели идеи создания садов регулярного типа. Это был поистине «золотой век» в развитии искусства стрижки, а мастера, им владеющие, ценились как никогда.

 

Регулярные сады со стрижеными растениями ассоциируются в основном с французскими или, если брать шире, европейскими садами. Тем временем, такие сады встречались и в странах Ближнего Востока, и в Индии. Большой след в истории садово-паркового искусства оставил испано-мавританский стиль с регулярными садами «чор бак», мы знакомы сними в основном по испанским садам Альгамбры и Генералифа. Это уже другой менталитет, другая религия, быт и, соответственно, совсем не французские сады. У них отчетливые геометрические планы - по сути, квадрат, разделенный последовательно на квадраты меньших размеров неглубокими каналами со струящейся водой, дорожками и растениями, зачастую стрижеными.

 

В испано-мавританских садах мы встречаем только живые изгороди. В Европе наравне с ними можно увидеть и вычурные фигурные стрижки, своеобразные живые скульптуры. К сожалению, и при Петре, и сейчас в силу небольшого ассортимента растений для стрижки, серьезно ограниченного суровым климатом Средней полосы России, мы можем позволить себе в основном бордюры, изгороди и стены.

 

СЛОВАРЬ

 

Берсо - крытая аллея из формованных особым образом деревьев, с использованием опоры или без нее.

 

Бордюр - низкая и узкая полоса из стриженых или нестриженых растений, высаживаемых по краям дорожек, по контуру газонов, цветников и мощеных площадок.

 

Боскет - участок правильной геометрической формы, обсаженный по периметру стрижеными деревьями или кустарниками, образующими плотную живую изгородь.

 

Живая изгородь - формованная или неформованная линейная посадка деревьев и кустарников.

 

Партер - регулярная плоскостная композиция из растений, инертных материалов, воды. Часто перед фасадами главных зданий.

 

Порослевая культура - способ выращивания древесных растений с применением регулярной посадки на пень.

 

Посадка на пень - радикальная обрезка древесных рстений с оставлением пенька (пеньков) 10-15 см высотой для стимуляции роста порослевых побегов.

 

Огибная дорога - то же, что и берсо.

 

Топиарное искусство - искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников с приданием им неестественной для них формы кроны.

 

Формовка - стрижка растений для придания им неестественной для них формы кроны.

 

Шпалера - ряд плотно посаженных к опоре деревьев, формируемых в стенку. Часто выполнятся из плодовых.

1 Живые изгороди Виллы Д'Эсте.

2 Круглый боскет-кабинет.

ИЗГОРОДЬ В ИСТОРИИ РУССКОГО САДА

 

В загородной резиденции А.Д. Меньшикова в Ораниенбауме (XVIII век) был сад в стиле барокко с цветниками, уже тогда обрамленными стриженым кустарником. В том же веке строится Екатерининский дворец и парк, в нем до сих пор сохранились во всей своей красе роскошные стриженые боскеты.

 

Другие питерские парки также не уступают по красоте европейским. У них особый колорит, которого в европейских садах не встретишь. Пирамиды из елей вместо тиссов, шпалеры из можжевельников вместо самшитов - ничего этого в Европе не было. И все это на фоне русской природы, так не похожей на европейскую. Поначалу Петр задумал полностью скопировать Европу, но климат внес свои коррективы. В ход пошли местные растения: ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха, плодовые деревья и кустарники, брусника и даже зеленый лук в качестве бордюра, и это дало русским садам их неповторимый облик. Так, в строящемся Летнем саду шпалеры до 2-3 м высотой поначалу делались из привозных самшитов и лавров, но по вполне понятным причинам вскоре их сменили карагана и можжевельник, ель и вяз, липа. Зеленые стены были украшены стрижеными шарами, пирамидами, кубами. Отступая и сближаясь, они образовывали анфилады, уходящие в бесконечную перспективу. Шероховатая поверхность шпалер была прекрасным фоном для скульптур из белого мрамора. Это был совсем другой сад: вроде бы европейский, но со своим, истинно российским колоритом.

 

Однако, прообразы живых изгородей можно было встретить в некоторых московских садах задолго до строительства Петербурга. В XVII веке неформованные изгороди встречаются в описании регулярных Потешных садов в Измайлово (1660-ые годы). Описываемый историками Просянский сад-лабиринт (один из Измайловских) помимо многочисленных фонтанов и цветников с внешней стороны был окружен изгородью из высоких кустов смородины, крыжовника, барбариса и даже малины.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.