Встреча с евангелистом: вера в святые мощи привела к научной сенсации — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Встреча с евангелистом: вера в святые мощи привела к научной сенсации

2019-11-28 160
Встреча с евангелистом: вера в святые мощи привела к научной сенсации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На останки, благоговейно хранящиеся в роскошном итальянском саркофаге, ученые долго смотрели скептически, однако датировка и анализ ДНК развеяли их сомнения. Скорее всего, это действительно кости одного из евангелистов — святого Луки.

 

Это был старик, низенький и плотно сложенный. Возможно, согбенный годами — позвонки демонстрируют признаки артрита и остеопороза. Дышал он с трудом: кривизна ребер наводит на мысль об эмфиземе. С 1177 года его останки покоятся в богато украшенном свинцовом гробу в базилике Санта-Джустина в итальянском городе Падуя. Говорят, что это мощи святого Луки-евангелиста.

Для верующих вопроса о подлинности и даже чудотворности таких реликвий не возникает. Для скептиков это просто кости сомнительного происхождения. Однако и добрые христиане, и убежденные атеисты были потрясены, когда в 2001 году ученые авторитетно заявили: останки в базилике Санта-Джустина почти наверняка принадлежат тому, «кому надо». Скорее всего, это кости именно Луки, святого покровителя врачей и художников, «писца Христовой кротости» (scriba mansuetudinis Christi), говоря словами Данте. Для верующих вывод ученых стал торжеством их веры, для остальных — интереснейшим историческим открытием.

 

О ком речь?

Что известно о евангелисте Луке? Родом он из Антиохии (ныне Антакья на юге Турции). Был врачом и эрудитом. Написал третье, наиболее подробное Евангелие Нового Завета и Деяния святых апостолов. Фактически это единое сочинение — рассказ, адресованный некоему Феофилу, которого многие комментаторы считают высокопоставленным римским чиновником. Исторических сведений о жившем в начале нашей эры писателе немного. В составленном во второй половине II века предисловии к его Евангелию сказано, что автор —«Лука, сириец из Антиохии». Около 170 года лионский епископ Иреней упоминает «товарища Павла Луку, записавшего в книге Благую весть». (с. 296)

Лука был другом и спутником в странствиях Павла из Тарса (Тарсуса), который называет его «врачом возлюбленным» (Колоссянам 4:14) и своим «сотрудником» (Филимону 23).

Евангелие от Луки следует тому же плану, что и сочинение Марка, но лиричнее по стилю и богаче устными свидетельствами, собранными, по мнению комментаторов, самим автором, описывая события от предсказания о рождении Иоанна Крестителя и Благовещения до Вознесения Христа. Деяния святых апостолов продолжают изложение событий от Вознесения, описывая, как апостолы исполнились Духом Святым, этапы создания в разных городах христианских общин. Евангелист все время был рядом с Павлом. Сам Павел сообщает в письме:

 

«Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною». (2-е Тимофею 4:10).

 

Драгоценная реликвия

В годы после мученической смерти Павла Лука много путешествовал, продолжая его миссионерскую деятельность. Большинство источников утверждает, что он умер 84-летним около 150. Согласно святому Ипполиту, его распяли в Элее на Пелопоннесе, а по мнению некоторых греков, повесили на маслине. Беда Достопочтенный пишет просто: пострадал за веру и умер в глубокой старости в Малой Азии.

В любом случае принято считать, что Луку похоронили в Фивах в Греции. В 1992 году греческая православная церковь даже потребовала передачи ей падуанских костей. Но как они вообще оказались в Италии?

В 330 году честолюбивый римский император Константин, признав христианство, возвел в своей новой столице Константинополе церковь Святых апостолов, приказав построить в ней крестообразную гробницу для себя самого, а рядом еще 12 для мощей учеников Христа.

По свидетельству богослова IV века святого Иеронима (ок. 340—420 г.), туда были перенесены мощи апостола Андрея из Ахайи (Греция), Тимофея из Эфеса (ныне в Турции) и Луки из Фив. Кости последнего могли отправить в Падую, чтобы сберечь во время событий 361—363 годов. Тогда на римском престоле утвердился провозглашенный в 360 году императором легионами в Галлии Юлиан по прозвищу Апостат (Отступник). Во время своего короткого правления он написал трактат «Против христиан», лишил христианский клир всех льгот, сделал попытку вернуть язычеству прежнее значение, укрепив его путем объединения старых культов, возвратив (с. 297) из ссылки  языческих жрецов и вернув конфискованное имущество языческим храмам. Юлиан погиб в бою во время похода на Иран, и все вернулось на круги своя.

Осложняют историю сразу два черепа, которые приписывают Луке. Церковный историк XVI века кардинал Бароний пишет, что голова евангелиста перевезена святым Григорием из Константинополя в Рим, в церковь при монастыре Святого Андрея. Однако, судя по другим документам, в 1354 году германский император и император Священной Римской империи Карл IV (он же чешский король Карл I) переправил череп Луки из Падуи в собор Святого Вита своей столицы Праги.

 

Слово экспертов

Учитывая ненадежность исторических свидетельств, падуанский епископ Антонио Маттьяццо попросил светских специалистов проверить подлинность находящихся в его ведении мощей. В 1998 году останками в саркофаге в базилике Санта-Джустина занялась международная группа ученых.

Последний раз саркофаг публично вскрывали в 1526 году, после чего опечатали. Через 400 с лишним лет там по-прежнему лежал скелет мужчины ростом 1,6 м, умершего в возрасте 70—85 лет. Черепа, как и ожидалось, в гробу не было.

Дьякон пражского собора Святого Вита пересек несколько границ и привез в Италию находившуюся с 1354 года в Чехии святыню. Ученые проверили, стыкуются ли суставные поверхности черепа с атлантом (верхним шейным позвонком) падуанского скелета. Совпадение оказалось идеальным. Кстати, череп был долихокефальным — вытянутым спереди назад, т.е. типичным для жителей Антиохии в начале нашей эры. Зубы, хранившиеся в падуанском гробу, тоже прекрасно к нему подходили.

Два зуба были исследованы популяционным генетиком и убежденным атеистом доктором Гвидо Барбуяни из Феррарского университета. Он сравнил их ДНК с современными образцами, типичными для греческой и сирийской популяций.

Если бы зубы принадлежали не Луке, то, скорее всего, какому-нибудь греку. Однако, по результатам, полученным Барбуяни, сирийское происхождение их ДНК втрое вероятнее греческого.

Изучена также приставшая к тазовым костям пыльца. Она соответствует растениям Восточного Средиземноморья, т.е. Греции, где, по преданию, был похоронен евангелист.

Итак, все как будто указывало на то, что в Падуе находятся останки именно святого Луки. Епископу Маттьяццо доказательств хватило. В октябре 2000 года он отделил от скелета ближайшее к сердцу ребро и лично отвез его в Фивы — место первоначального захоронения евангелиста. Кость торжественно поместили в пустой свинцовый гроб длиной 1,9 м внутри мраморного саркофага.

«Наши данные полностью соответствуют сирийскому происхождению тела»,— заявил Барбуяни. Как представитель естественных наук, он не мог выразиться определеннее. Слова ученого-атеиста стали лучшим подарком к христианскому празднику: они были сказаны 18 октября, когда католики отмечают день святого Луки (православные — 31 октября, т.е. 18 октября по старому стилю). (с. 298)

 

 

Румынский вампир

Считается, что легенда о Дракуле связана с румынским феодалом XV века. В честь отца по прозвищу Дракул (Черт) его назвали Влад Дракула (Чертенок). Став в 17 лет (в 1448) князем (господарем) Валахии, подчинявшейся тогда туркам-османам, он взбунтовался, бежал, затем вернулся на трон и начал войну с Османской империей. После многих взлетов и падений Влад Цепеш по прозвищу Дракула пал в бою. Повсюду Влад прославился жестокими казнями, в том числе массовыми, заслужив прозвище Колосажателя (любимый им вид казни).

Впрочем, кроме имени, писатель Брам Стокер, сочинивший в 1897 году классический роман ужасов «Дракула», почти ничего от реального господаря Валахии не позаимствовал. Все прочее — продукт переработки балканских преданий об упырях и более ранних сочинений на ту же тему. Стокер наткнулся на имя Дракула в исторической книге, прочтя там, что это «по-валашски дьявол», и назвал так своего антигероя, бывшего в черновиках просто графом Вампиром.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.