Знакомство участников друг с другом — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Знакомство участников друг с другом

2019-11-19 173
Знакомство участников друг с другом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью и агрессивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью высока, им страдают около 5 % детей школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.

Цель: формирование устойчивого внимания, снижение гипервозбудимости и агрессии у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Задачи:

1) сплочение и формирование товарищеских чувств;

2) снятие психоэмоционального напряжения;

3) развитие внимания, наблюдательности и памяти;

4) развитие произвольности и самоконтроля;

5) развитие координации движений;

6) развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

Категория участников: группа детей из 5-7 человек, младшего школьного возраста.

Время проведения: длительность курса – 3-4 недели, частота – 3-4 занятия в неделю по 1-1,5 часов; занятия можно проводить как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия проводятся под руководством двух тренеров.

Особенность психокоррекционных игр заключается в том, что они содержат приёмы мышечной релаксации, визуализации. Включают элементы самомассажа. Каждое из психокоррекционных занятий содержит игры на развитие внимания, контроля над импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические, дыхательные и телесно-ориентированные упражнения. Необходимость использования приёмов мышечной релаксации, телесно – ориентированных упражнений, объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.

Занятие № 1 «Знакомство»

Цель: налаживание отношений психолога с группой и детей между собой, снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания и воображения, повышение самооценки, развитие эмоционально выразительных движений.

Материалы к занятию: мяч средних размеров, мягкая игрушка, ручки или карандаши, листы белой бумаги.

Представление тренера

Цель: знакомство участников с ведущим, создание доброжелательной атмосферы. Время: 5 мин.

Ведущий в нескольких словах рассказывает о себе и показывает небольшой мяч или мягкую игрушку, объясняет, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч (игрушку). Если у детей есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них.

Знакомство участников друг с другом

Цель: знакомство друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях. Время: 20 мин.

Дети становятся вкруг, тренер передаёт по кругу мяч, и каждый ребенок, держа мяч, называет своё имя. Далее в зависимости от активности детей может быть либо повторено это же задание, либо каждый ребёнок, называя своё имя, повторяет имена одного или двух предыдущих соседей.

Если после этого дети недостаточно хорошо запомнили имена друг друга, можно дополнительно предложить один из следующих вариантов игры-знакомства:

«Как тебя зовут?».

Каждый держащий мяч в руке называет своё имя и бросает мяч тому, чьё имя плохо запомнил или забыл. Получивший мяч продолжает игру таким же образом.

«Кто я?»

Выбирается водящий, который встаёт спиной к группе и считает до трёх. В это время дети меняются местами. Водящий поворачивается и называет имя каждого.

Упражнение «Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Время: 10 мин.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

Упражнение «На занятиях можно… на занятиях нельзя…»

Цель: знакомство с особенностями проведения занятий. Время: 20 мин.

Участники сидят в кругу. Тренер спрашивает детей, знают ли они, для чего они сюда пришли, и что будут делать? Далее тренер объясняет, что их встречи будут связаны с игрой. И детям можно делать в процессе игры всё что угодно. Единственное, что запрещается это наносить вред другим и себе. Затем тренер просит нарисовать то, что больше всего любят делать и рассказать о своём рисунке.

Игра «Похвалилки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, повышение самооценки и статуса детей с СДВГ. Время: 15 мин.

Все участники встают в круг. Тренер выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо…»– называя то действие, которое ему, на его взгляд, удаётся хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперёд и говорит: «И я тоже умею хорошо…».Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!».

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях, причём каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему захочется.

Рекомендации тренеру: как правило, дети с СДВГ сами выходят в круг (иногда не соблюдая очерёдности). Но бывают случаи, когда кто-то из детей стесняется, их не следует принуждать, достаточно только предложить поучаствовать. Очень важно проследить, к чему стремился каждый ребёнок, какая потребность была для него ведущей, оказаться в центре круга и заслужить аплодисменты (тогда он называл качество или действие, которым вряд ли кто-то, кроме него, мог похвастаться) или стать частью общей группы, найти единомышленников (тогда он заведомо называл то, что свойственно многим участникам).

Упражнение «Прогулка в лес»

Цель: развитие эмоционально– выразительных движений. Время: 10 мин.

Тренер приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения тренера: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растёт крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутом через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Рекомендации тренеру: можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

Обсуждение итогов занятия

Цель: подведение итогов занятия. Время: 10 мин.

Дети садятся в круг, тренер просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая, друг другу мяч, по очереди делятся своими впечатлениями.

Приветствие

Цель: вспомнить имена всех участников занятия. Время: 10 мин.

Перед началом упражнения группа садится в круг, и тренер объясняет участникам, как они будут приветствовать друг друга. Для этого всем надо встать и начать ходить в свободном направлении по комнате, здороваться с каждым участникам группы за руку и произнося слова «Здравствуй, Серёжа!» или «Здравствуй, Таня!».

Если кто-то из участников забудет чьё-нибудь имя, прежде чем поздороваться, он может спросить: «Как тебя зовут?» или «Напомни, пожалуйста, своё имя». Обязательно надо поздороваться с каждым и каждого назвать по имени.

Упражнение «Умельцы»

Цель: продолжение знакомства участников, формирование внимательного отношения к окружающим людям, развитие внимания. Время: 10 мин.

Ведущий называет качество или действие и просит встать (похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть) всех, кто считает, что это относится к нему. Причём присоединится, может любой ребёнок, даже тот, кто на прошлом занятии не признавался в данном умении.

Приветствие

Цель: формирование положительного настроя на занятие. Время: 5 мин.

Участники ходят или бегают по аудитории и здороваются друг с другом за руку. Как только тренер хлопнет в ладоши, все прячут руки за спину и здороваются друг с другом кивком головы.

Игра «Послушай тишину»

Цель: развитие внимания в слуховой модальности. Время: 20 мин.

По хлопку, данному тренером, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кричать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходит кругом. По третьему сигналу участники возвращаются на свои места, и вместе с тренером обсуждают, что они услышали. Игра повторяется несколько раз.

Игра по желанию участников

Цель: создание хорошего настроения, активизация участников группы. Время: 15 мин. Тренер спрашивает у детей, в какую игру они хотели бы поиграть. Выбирается игра, в которую хочет играть большинство.

Упражнение «Слушай хлопки»

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Время: 15 мин.

Все дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановится и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если тренер хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Упражнение «Шалтай-болтай»

Цель: тренировка внимания и воображения, развитие произвольности в движениях. Время: 10 мин.

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и лево. Руки при этом болтаются вдоль тела.

Тренер произносит:

Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай зашагал во сне.

Дети приседают и начинают передвигаться на четвереньках.

Приветствие

Цель: создание положительного рабочего настроения участников. Время: 5 мин.

Каждый участник передвигается по комнате и здоровается друг с другом сначала руками, затем подошвами ног, затем плечами, при этом говорят «Привет» и называют имя ребенка, с которым здороваются.

Игра «Кто последний»

Цель: тренировка навыков саморегуляции, внимания. Время: 15 мин.

Тренер загадывает загадки. Участники, которые знают ответ, поднимают руку (тот, кто выкрикнул ответ, не подняв предварительно руку, штрафуется: выходит из круга и теряет право отвечать на следующий вопрос). Ведущий же спрашивает того, кто последним поднял р ук у.

Упражнение «Говори»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Время: 20 мин.

Тренер говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?». Тренер делает паузу… «Говори… Какого цвета занавески в вашем классе? Говори… Какой сегодня день недели? Говори…»

Сначала игра проходит в кругу, затем – в диадах. Дети по очереди задают друг другу вопросы и подают сигнал «Говори». После упражнения тренер узнаёт у детей, понравилась ли им игра, и какие трудности возникали при выполнении в парах.

Упражнение «Черепахи»

Цель: научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого. Время: 20 мин.

Участники встают по одну сторону, тренер стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придёт последним. Стоять на одном месте нельзя.

После выполнения тренер обсуждает с детьми упражнение. В процессе обсуждения дети рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.

Упражнение «Самолёты»

Цель: развитие согласованности и самоконтроля движений. Время: 10 мин.

Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолёт на аэродроме».

Тренер говорит:

– Самолёты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом всё громче, поднимаются и начинают бегать по комнате, разведя руки в стороны.

– Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды тренера. Так делается несколько раз. В конце игры дети «прилетают к морю» – дети садятся на стульчики.

Приветствие

Цель: формирование положительного настроя на занятие. Время: 10 мин.

Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки, предварительно поздоровавшись с другим участником. Каждый может изменить направление движения хлопков.

Упражнение «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Время: 20 мин.

Участникам даётся следующая инструкция: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее оговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты …морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать соседу что-то приятное, например: «А ты…солнышко!».

Рекомендации тренеру: игру следует проводить в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Упражнение «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребёнку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Время: 20 мин.

Тренер разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг – другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звук «Бе-е-е».

Рекомендации тренеру: Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Упражнение «Глаза в глаза»

Цель: развитие в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. Время: 15 мин.

Тренер: Ребята, встаньте парами, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки попробуйте, молча передать разные состояния: «я грущу», «я рассержен», «мне весело, давай играть», «не хочу» ни с кем разговаривать» и т.д.

Рекомендации тренеру: после игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Приветствие

Цель: создание положительного рабочего настроения участников. Время: 5 мин. Тренер хлопает ритм. Задача детей – повторить ритмический рисунок, подхватывая ритм, друг за другом.

Игра «Изобрази явление»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, развитие эмоционально -выразительных движений. Время: 20 мин.

Тренер и дети перечисляют приметы весны: дует ветер, качаются деревья, тает снег, образуются лужи, светит солнце.

Тренер показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» – дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» – покачивает, вытянув вверх руками.

«Тает снег» – обтирает руками тело.

«Появляются лужи» – смыкает руки в кольцо перед собой.

«Светит солнце» – одна рука находится вверху, другая внизу, затем руки интенсивно меняются местами.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовёт тренер. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

Игра «Сделай так»

Цель: развитие мышечного контроля. Время: 20 мин.

На столе у тренера разложены карточки c изображением человечков, выполняющих различные движения. Тренер показывает участникам карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем тренер даёт инструкцию: «По моему сигналу все должны подойти к столу и взять по одной карточке. Я буду считать от одного до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмёт карточку с сидящей на стуле фигуркой. Должен сесть на стул. Кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать… На счёт «десять» все заканчивают выполнение задания и садятся в круг». Игра повторяется несколько раз, после чего проводится обсуждение упражнения в кругу.

Упражнение «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, общей и мелкой моторики. Время: 15 мин.

Дети сидят в кругу. Тренер договаривается с детьми, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» – вытянуть руки вперёд, «воздух» – поднять руки вверх, «огонь» – повернуться вокруг себя.

Приветствие

Цель: создание положительного рабочего настроения участников. Время: 10 мин.

Участники движутся по комнате и здороваются друг с другом необычным способом. Затем по команде тренера они должны вспомнить любой способ, которым с ним поздоровались участники, и поздороваться этим же способом.

Игра «Бездомный заяц»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов. Время: 10 мин.

Дети становятся в круг, считалкой выбирают «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети (зайцы) встают в обручи (домики), выложенные по кругу. По команде «раз – два – три – охотник лови» охотник бегает за бездомным зайцем вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

Приветствие

Цель: установление оптимального контакта для работы в группе. Время: 10 мин.

Участники ходят или бегают по аудитории и здороваются друг с другом за руку. Как только тренер хлопнет в ладоши, все прячут руки за спину и здороваются друг с другом кивком головы, затем тренер хлопает ещё один раз и дети здороваются носами.

Упражнение «Огонь и лёд»

Цель: развитие общей и мелкой моторики, формирование умения контролировать свои движения, развитие внимания. Время: 10 мин.

Дети стоят в кругу. По команде «огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «лёд!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела всё тело.

Упражнение «Клешня краба»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие внимания. Время: 10 мин.

Средний палей накладывается и зажимает указательный, безымянный кладётся на средний, мизинец – на безымянный. Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же – левой, а затем – двумя руками одновременно.

Приветствие

Цель: установление оптимального контакта для работы в группе. Время: 10 мин. Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза. Тренер: Вот мы проснулись, сладко потянулись.

Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.

Тренер: Сладко потянулись, друг другу улыбнулись. Дети встают на ступни, опускают руки вниз.

Упражнение «Лимон»

Цель: развитие тактильных ощущений, снятие мышечного напряжения. Время: 5 мин.

Тренер предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют её.

Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики.

Упражнение «Зеваки»

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакций, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Время: 10 мин.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего, например хлопка в ладоши, дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Рекомендации тренеру: упражнение можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определённое слово песни (оговоренное заранее).

Упражнение «Слушай команду»

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Время: 10 мин.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесённую шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же её выполняют. Затем сова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Игра поможет тренеру сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям – успокоится и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Приветствие

Цель: формирование положительного настроя на занятие. Время: 10 мин. Каждому из участников нужно необычно поздороваться с остальными участниками.

Игра «Море волнуется»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, развитие эмоционально-выразительных движений. Время: 10 мин.

Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Тренер говорит:

– Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура – замри!

Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри». Тренер ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребёнка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

Упражнение «Кораблик»

Цель: развитие умения произвольности и самоконтроля. Время: 15 мин. Дети встают в круг. Тренер:

• Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

• Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только её носком.

• Ветер утих – выпрямитесь, расслабьтесь.

• Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону – прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.

• Море успокоилось – выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

Приветствие

Цель: формирование положительного настроя на занятие. Время: 10 мин.

Дети встают в круг. Тренер, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передаёт его следующему ребенку.

Упражнение «Раз, два, три – говори!»

Цель: развитие внимания и произвольного поведения. Время: 20 мин.

Дети сидят на стульях. Перед ними лежит рисунок, на котором тренер рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, ещё одну птицу и т.п.). Лист переворачивается, вызванный ребёнок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Тренер просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать её, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три – говори!». Картина дополняется поочередно всеми детьми.

Упражнение «Гвалт»

Цель: развитие концентрации внимания. Время: 20 мин.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.

Рекомендации тренеру: Желательно, чтобы до того как войдёт водящий, каждый ребёнок повторил вслух доставшееся ему слово.

Упражнение «Расставь посты»

Цель: Развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определённом сигнале. Время: 15 мин.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идёт командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребёнок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Упражнение «Король сказал»

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Время: 15 мин.

Все участники упражнения вместе с тренером становятся в круг. Тренер говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибётся, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Вместо слова «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

Приветствие

Цель: формирование положительного настроя на занятие. Время: 10 мин.

Дети ходят по комнате, в которой звучит спокойная музыка.

Тренер говорит: Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку – медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестанет звучать, берите за руку того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда скажу «Стоп», нужно сраз

у же остановиться и поздороваться

Упражнение «Не спеши»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля. Время: 10 мин.

Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул. Дети поочерёдно подходят (не подбегают!) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на своё место.

После того как каждый обогнёт стул, даётся задание идти спиной.

Игра «Цирковые артисты»

Цель: развитие координации движений, развитие произвольности и самоконтроля. Время: 15 мин.

Рекомендации тренеру: после каждого выступления тренер выдерживает паузу в 5-8 секунд.

Дети ставят стульчики вдоль стены.

Тренер с помощью ленты или верёвки выкладывает на полу большой круг и говорит: Вы были ловкими, словно цирковые артисты. А теперь будьте внимательны и сосредоточены, как артисты перед выступлением. Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждёте своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите своё имя, необходимо приготовится и, досчитав про себя до трёх, выйти на арену и кого-нибудь изобразить – жонглёра, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных.

Приветствие

Цель: формирование положительного настроя на занятие. Время: 10 мин.

Дети ходят по комнате, стараясь не задеть друг друга. Услышав команду тренера «Закрыть глаза», дети закрывают глаза и медленно идут в центр зала. Когда дети приближаются друг к другу, тренер произносит: раз, два, три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай.

Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.

Упражнение «Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Время: 10 мин.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Упражнение «Жужа»

 

Пояснительная записка

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью и агрессивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью высока, им страдают около 5 % детей школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.

Цель: формирование устойчивого внимания, снижение гипервозбудимости и агрессии у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Задачи:

1) сплочение и формирование товарищеских чувств;

2) снятие психоэмоционального напряжения;

3) развитие внимания, наблюдательности и памяти;

4) развитие произвольности и самоконтроля;

5) развитие координации движений;

6) развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

Категория участников: группа детей из 5-7 человек, младшего школьного возраста.

Время проведения: длительность курса – 3-4 недели, частота – 3-4 занятия в неделю по 1-1,5 часов; занятия можно проводить как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия проводятся под руководством двух тренеров.

Особенность психокоррекционных игр заключается в том, что они содержат приёмы мышечной релаксации, визуализации. Включают элементы самомассажа. Каждое из психокоррекционных занятий содержит игры на развитие внимания, контроля над импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические, дыхательные и телесно-ориентированные упражнения. Необходимость использования приёмов мышечной релаксации, телесно – ориентированных упражнений, объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.

Занятие № 1 «Знакомство»

Цель: налаживание отношений психолога с группой и детей между собой, снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольности и самоконтроля, развитие внимания и воображения, повышение самооценки, развитие эмоционально выразительных движений.

Материалы к занятию: мяч средних размеров, мягкая игрушка, ручки или карандаши, листы белой бумаги.

Представление тренера

Цель: знакомство участников с ведущим, создание доброжелательной атмосферы. Время: 5 мин.

Ведущий в нескольких словах рассказывает о себе и показывает небольшой мяч или мягкую игрушку, объясняет, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч (игрушку). Если у детей есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них.

Знакомство участников друг с другом

Цель: знакомство друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях. Время: 20 мин.

Дети становятся вкруг, тренер передаёт по кругу мяч, и каждый ребенок, держа мяч, называет своё имя. Далее в зависимости от активности детей может быть либо повторено это же задание, либо каждый ребёнок, называя своё имя, повторяет имена одного или двух предыдущих соседей.

Если после этого дети недостаточно хорошо запомнили имена друг друга, можно дополнительно предложить один из следующих вариантов игры-знакомства:

«Как тебя зовут?».

Каждый держащий мяч в руке называет своё имя и бросает мяч тому, чьё имя плохо запомнил или забыл. Получивший мяч продолжает игру таким же образом.

«Кто я?»

Выбирается водящий, который встаёт спиной к группе и считает до трёх. В это время дети меняются местами. Водящий поворачивается и называет имя каждого.

Упражнение «Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Время: 10 мин.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

Упражнение «На занятиях можно… на занятиях нельзя…»

Цель: знакомство с особенностями проведения занятий. Время: 20 мин.

Участники сидят в кругу. Тренер спрашивает детей, знают ли они, для чего они сюда пришли, и что будут делать? Далее тренер объясняет, что их встречи будут связаны с игрой. И детям можно делать в процессе игры всё что угодно. Единственное, что запрещается это наносить вред другим и себе. Затем тренер просит нарисовать то, что больше всего любят делать и рассказать о своём рисунке.

Игра «Похвалилки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, повышение самооценки и статуса детей с СДВГ. Время: 15 мин.

Все участники встают в круг. Тренер выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо…»– называя то действие, которое ему, на его взгляд, удаётся хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперёд и говорит: «И я тоже умею хорошо…».Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!».

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях, причём каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему захочется.

Рекомендации тренеру: как правило, дети с СДВГ сами выходят в круг (иногда не соблюдая очерёдности). Но бывают случаи, когда кто-то из детей стесняется, их не следует принуждать, достаточно только предложить поучаствовать. Очень важно проследить, к чему стремился каждый ребёнок, какая потребность была для него ведущей, оказаться в центре круга и заслужить аплодисменты (тогда он называл качество или действие, которым вряд ли кто-то, кроме него, мог похвастаться) или стать частью общей группы, найти единомышленников (тогда он заведомо называл то, что свойственно многим участникам).

Упражнение «Прогулка в лес»

Цель: развитие эмоционально– выразительных движений. Время: 10 мин.

Тренер приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения тренера: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растёт крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутом через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Рекомендации тренеру: можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

Обсуждение итогов занятия

Цель: подведение итогов занятия. Время: 10 мин.

Дети садятся в круг, тренер просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая, друг другу мяч, по очереди делятся своими впечатлениями.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.