Его рот - брахманы, руки - кшатрии, бедра - вайшьи, а шудры появляются на свет из Его ног. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Его рот - брахманы, руки - кшатрии, бедра - вайшьи, а шудры появляются на свет из Его ног.

2019-11-19 160
Его рот - брахманы, руки - кшатрии, бедра - вайшьи, а шудры появляются на свет из Его ног. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОММЕНТАРИЙ: Все живые существа считаются неотъемлемыми частицами Верховного Господа, а какими именно - объясняет данный стих. Четыре сословия человеческого общества: сословие разумных людей (брахманы), сословие правителей (кшатрии), коммерческое сословие (вайшьи) и рабочий класс (шудры)

- занимают различные части тела Господа. В этом смысле все они неотличны от Господа. И рот и ноги - части одного тела, но рот или голова в качественном отношении более важны для тела, нежели ноги. В то же время все вместе - рот, ноги, руки и бедра - являются частями единого тела. Все члены тела Господа призваны служить полному целому. Рот нужен для того, чтобы говорить и есть, руки - чтобы защищать тело, ноги - чтобы носить тело, а средняя часть тела - чтобы поддерживать его существование. Поэтому люди, принадлежащие к интеллектуальному сословию общества, должны говорить от имени всего тела и принимать пищу, чтобы утолить его голод. Голод Господа - это Его желание вкушать плоды жертвоприношений, поэтому брахманы, то есть те, кто принадлежит к интеллектуальному сословию, должны в совершенстве знать, как следует проводить жертвоприношения, а подчиненные классы обязаны принимать участие в них. Говорить от имени Верховного Господа - значит прославлять Его, распространяя подлинное знание о Нем, описывая истинную природу Господа и истинное положение всех остальных частей Его тела. Поэтому брахманы должны хорошо знать Веды - первоисточник всех знаний. Веда значит «знание», а анта - его вершина. Согласно «Бхагавад-гите», Господь является источником всего сущего (ахам сарвасйа прабхавах), поэтому кульминация процесса познания (веданта) - постичь Господа, наши взаимоотношения с Ним и действовать строго в соответствии с этими отношениями. Части тела неразрывно связаны с телом, следовательно, живое существо также должно знать, в каких взаимоотношениях оно находится с Господом. Именно в этом и заключается смысл человеческой жизни - постичь истинные отношения, связывающие каждое живое существо с Господом. Жизнь человека, не познавшего их, прожита напрасно. Поэтому на сословии разумных людей (брахманов) лежит особая ответственность за то, чтобы распространять знание о наших взаимоотношениях с Господом и направлять людей на истинный путь. Правящее сословие должно защищать живых существ, чтобы дать им возможность осуществить эту цель; сословие вайшьев призвано производить зерно и обеспечивать им все человеческое общество, чтобы люди в обществе могли жить в достатке и исполнять обязанности, которые налагает на них человеческая жизнь. Кроме того, вайшьям надлежит заботиться о коровах, чтобы у людей было вдоволь молока и молочных продуктов, без которых у человека не может быть ни здоровья, ни разума, необходимых для поддержания в обществе культуры, предоставляющей каждому его члену возможность познать высшую истину. Представители же рабочего класса, не обладающие ни особым разумом, ни силой, могут помогать высшим сословиям своим физическим трудом и извлекать пользу из такого сотрудничества. Связанная такими отношениями с Господом вселенная представляет собой единое целое, тогда как в обществе, где утрачены подобные отношения с Господом, воцаряется хаос, и в таком обществе не может быть ни мира, ни благополучия. Подтверждение тому можно найти

также в Ведах: брахмано 'сйа мукхам асид, баху раджанйах критах. ТЕКСТ 38

бхурлоках калпитах падбхйам бхуварлоко 'сйа набхитах хрида сварлока ураса махарлоко махатманах

бхух - низшие планетные системы, вплоть до уровня Земли; локах - планеты; калпитах - представляются, или о них говорится; падбхйам - из ног; бхувах - высшие; локах - планетные системы; асйа - Его (Господа); набхитах - из пупка; хрида - сердцем; сварлоках - планетная система, в которых обитают полубоги; ураса - грудью; махарлоках - планетная система, в которой обитают великие мудрецы и святые; маха-атманах - Верховной Личности Бога.

Говорится, что низшие планетные системы, вплоть до уровня Земли, расположены в Его ногах. Средние планетные системы, начиная с Бхуварлоки, пребывают в Его пупке. А расположенные еще выше планетные системы, на которых обитают полубоги и великие святые и мудрецы, находятся в груди Верховного Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует четырнадцать уровней планетных систем. Низшие системы называют Бхурлокой, средние - Бхуварлокой, а высшие системы, вплоть до Брахмалоки, высшей планетной системы вселенной, - Сварлокой. Все они находятся в теле Господа. Иначе говоря, во вселенной нет никого, кто не был бы связан с Господом. ТЕКСТ 39

гривайам джаналоко 'сйа таполоках стана-двайат мурдхабхих сатйалокас ту брахмалоках санатанах

гривайам - до шеи; джаналоках - планетная система Джаналока; асйа - Его; таполоках - планетная система Таполока; стана-двайат - начиная с груди; мурдхабхих - головой; сатйалоках - планетная система Сатьялока; ту - но; брахмалоках - духовные планеты; санатанах - вечны.

Между грудью вселенской формы Господа и Его шеей располагаются планетные системы Джаналока и Таполока, а высшая планетная система, Сатьялока, находится на голове вселенской формы. Однако духовные планеты вечны.

КОММЕНТАРИЙ: На этих страницах мы уже неоднократно описывали духовные планеты, расположенные за пределами материального неба, и этот стих еще раз подтверждает сказанное ранее. Здесь особого внимания заслуживает слово санатана. Эта идея вечности выражена в «Бхагавад-гите» (8.20), где говорится, что за пределами материального мира простирается духовное небо, где все вечно. Иногда Сатьялоку, планету, на которой обитает Брахма, тоже называют

Брахмалокой, однако Брахмалока, упоминаемая в данном стихе, не имеет никакого отношения к планетной системе Сатьялока. В отличие от Сатьялоки эта Брахмалока вечна. И чтобы подчеркнуть разницу между ними, в данном стихе использовано прилагательное санатана. По мнению Шрилы Дживы Госвами,

Брахмалока, упоминаемая здесь, это лока (обитель) Брахмана, Верховного Господа. Все планеты духовного неба, по сути дела, неотличны от Самого Господа.

Господь полностью духовен, и Его имя, слава, качества, игры и т.д. неотличны от Него, поскольку Он абсолютен. Поэтому планеты в царстве Бога также неотличны от Него. Там не существует разницы между телом и душой. Время, под властью которого мы находимся в материальном мире, не распространяет своего влияния на эти планеты. Неподверженные влиянию времени, планеты Брахмалоки, кроме того, духовны по своей природе и потому не подлежат уничтожению. Все многообразие форм на духовных планетах также неотлично от Господа, и потому ведическая истина экам эвадвитийам применима лишь к вечной (санатана) атмосфере духовного многообразия. Материальный мир - это всего-навсего тень, призрачное отражение духовного царства Господа, и, как тень, этот мир не может быть вечным. Разнообразие материального мира, мира двойственности (духа и материи), не идет ни в какое сравнение с разнообразием духовного мира. По своему невежеству недалекие люди иногда ошибочно полагают, что в призрачном материальном мире такие же условия, как и в духовном, поэтому они принимают Господа за обусловленную душу, а Его игры в материальном мире кажутся им деятельностью обусловленной души. В «Бхагавад-гите» (9.14) Господь осуждает таких недалеких людей:

аваджананти мам мудха манушим танум ашритам парам бхавам аджананто мама бхута-махешварам

Всякий раз, когда Господь воплощается в этом мире, Он приходит сюда в Своей внутренней энергии (атма-майе), но недалекие люди принимают Его за материальное существо. Комментируя этот стих, Шрила Шридхара Свами справедливо замечает, что упомянутая в нем Брахмалока - это Ваикунтха, царство Бога. Оно - санатана (вечное) и потому отличается от описанных выше материальных творений. Вселенская форма Господа вират - это воображаемая форма, предназначенная для материального мира. Она не имеет ничего общего с духовным миром, царством Бога. ТЕКСТЫ 40-41

тат-катйам чаталам клптам урубхйам виталам вибхох джанубхйам суталам шуддхам джангхабхйам ту талаталам

махаталам ту гулпхабхйам прападабхйам расаталам паталам пада-талата ити локамайах пуман тат - в Его; катйам - талии; ча - также; аталам - первая планетная система ниже Земли; клптам - расположена; урубхйам - на бедрах; виталам - вторая планетная система ниже Земли; вибхох - Господа; джанубхйам - на коленях; суталам - третья планетная система; шуддхам - очищенная; джангхабхйам - на голенях; ту - но; талаталам - четвертая планетная система; махаталам - пятая планетная система; ту - но; гулпхабхйам - расположенная на икрах; прападабхйам - на верхней части стоп; расаталам - шестая планетная система; паталам - седьмая планетная система; пада-талатах - на подошве стоп; ити - таким образом; лока-майах - полна планетных систем; пуман - Господь.

Мой дорогой сын Нарада, знай же, что семь из четырнадцати планетных систем – низшие. Первая из них, Атала, расположена на талии Господа, вторая (Витала) - на Его бедрах, третья (Сутала) - на коленях. Четвертая планетная система (Талатала) расположена на Его икрах, пятая (Махатала) - на лодыжках, шестая (Расатала) - на верхней части стоп, а седьмая (Патала) - на Его подошвах. Таким образом, форма Господа вират включает в себя все планетные системы.

КОММЕНТАРИЙ: Современные покорители космоса, прочитав «Шримад-

Бхагаватам», узнают, что существует четырнадцать уровней планетных систем.

Точкой отсчета является планетная система земного типа, называемая Бхурлокой. Над ней расположена Бхуварлока. Высшая планетная система вселенной носит название Сатьялоки. Таковы семь высших лок, планетных систем. Кроме того, существует еще семь низших планетных систем (лок): Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Эти планетные системы рассеяны по всей вселенной, которая занимает площадь 2 000 000 000 х 2 000 000 000 квадратных километров. Современные космонавты могут отрываться лишь на несколько тысяч километров от Земли и потому в своих попытках путешествовать по небу похожи на детей, играющих на берегу бескрайнего океана. Луна входит в состав высшей планетной системы третьего уровня. Из Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» мы узнаем, что планетные системы, разбросанные в материальном небе, находятся на огромном расстоянии друг от друга. Помимо нашей вселенной существует бесчисленное множество других материальных вселенных, и все они вместе взятые занимают лишь незначительную часть духовного неба, которое в предыдущем стихе называют вечной (санатана) Брахмалокой. В «Бхагавад-гите» (8.16) милосердный Верховный Господь призывает всех разумных людей вернуться домой, обратно к Богу:

абрахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате

Все планеты, начиная с Сатьялоки, высшей планеты вселенной, которая, как уже говорилось, находится непосредственно под вечной Брахмалокой, материальны, и на какой бы из материальных планет ни находилось живое существо, на него распространяются законы материальной природы: законы рождения, смерти, старости и болезней. Однако от материальных страданий можно полностью избавиться, попав в мир санатаны, на вечную Брахмалоку, царство Бога.

Следовательно, освобождения, о котором мечтают мистики и философы-эмпирики, можно достичь, только став преданным Господа. Непреданным закрыт доступ в царство Бога. Попасть в царство Бога может только тот, кто развил в себе стремление служить Господу в трансцендентном мире. Поэтому, если спекулятивные философы и мистики действительно хотят обрести освобождение, они должны встать на путь преданного служения. ТЕКСТ 42

бхурлоках калпитах падбхйам бхуварлоко 'сйа набхитах сварлоках калпито мурдхна ити ва лока-калпана

бхурлоках - все планетные системы от Паталы до Земли; калпитах - представляют; падбхйам - расположенной на ногах; бхуварлоках - планетная система Бхуварлока; асйа - вселенской формы Господа; набхитах - из пупочной области живота; сварлоках - высшие планетные системы, начиная с райских планет; калпитах - представляют себе; мурдхна - от груди до головы; ити - таким образом; ва - либо; лока - планетные системы; калпана - воображение.

Согласно другим представлениям, вся система планет вселенной делится на три части: низшие планеты, расположенные на ногах Господа [вплоть до Земли], средние, находящиеся на Его пупке, и высшие [Сварлока], занимающие пространство от груди Верховной Личности до Его головы.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь говорится о трех уровнях планетных систем вселенной, однако другие ученые, как описывалось выше, говорят о существовании четырнадцати уровней планетных систем.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к пятой главе Второй песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Причина всех причин».

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.