Особенности восприятия музыки детьми с тяжёлым нарушением речи (ТНР) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности восприятия музыки детьми с тяжёлым нарушением речи (ТНР)

2019-11-19 232
Особенности восприятия музыки детьми с тяжёлым нарушением речи (ТНР) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в дошкольное учреждение.

Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту дети с ОНР начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психо-физическое развитие дошкольника.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с ОНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуар музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр., учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и т.д. Обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные-временные качества звуков: темп и ритм.

У дошкольников с нарушениями речи недостаточно развито слуховое восприятие. Как отмечают многие исследователи, дети с ОНР слушают музыку, но фактически её не слышат.

Использование музыки на занятиях по коррекции речи является эмоциональным стимулятором для появления первых слов. Музыкальные занятия имеют большое значение для интеллектуального и нравственного воспитания в целом.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач.

Целевые ориентиры

Слушание музыки:

-различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);

-узнавать пройденные произведения по фрагменту мелодии;

-различать звуки по их регистровой окраске в пределах квинты;

-различать звуки по их тембровой окраске (фортепиано, скрипка, балалайка, баян)


Пение:

 -исполнять песенный репертуар естественным голосом, без напряжения, плавно, легким звуком;

-по возможности стараться интонировать мелодию в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы;

-точно исполнять ритмический рисунок, своевременно начинать и заканчивать песню;

-владеть навыками синхронного исполнения при ансамблевом пении;

-посильно владеть навыками артикуляции и дыхания;

-петь в сопровождении музыкального инструмента и без него.

Песенное творчество:

- импровизировать мелодии на заданный текст;

- сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую;

 

Музыкально-ритмическое движение:

- двигаться и выполнять танцевальные движения в соответствии с характером и темпом музыки;

- слышать сильную долю такта;

- отражать в игровых импровизациях движения и образы животных и птиц;

- точно выполнять движения с предметами;

- выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении);

- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действуя, не подражая другим детям.

 

Танцевально-игровое творчество:

-уметь придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;

-уметь самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, инсценировать песни, хороводы.

 

Игра на детских музыкальных инструментах:

- владеть навыками игры на маракасах, клавесах, металлофоне (ксилофоне), бубне, треугольнике, барабане индивидуально и небольшими группами;

- владеть навыками ритмичного синхронного и поочередного исполнения при ансамблевом музицировании,  соблюдая при этом общую динамику и темп.

Планируемые результаты освоения Программы

       Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию детей с ТНР следует считать:

-сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

-умение передавать выразительные музыкальные образы;

-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности;

Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

-ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;

-становления эстетического отношения к окружающему миру;

-формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;

-сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализации самостоятельной творческой деятельности.

       Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направлении «Музыка»

  Коррекционное направление:

-оздоровление психики, воспитание уверенности в себе, своих силах;

-нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления;

-развитие двигательного аппарата: координации движений, развитие дыхания, мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

-активизация словаря ребенка, исправление речевых недостатков при помощи певческой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.