Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-11-19 | 280 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Краткая характеристика шкалы
Настоящая шкала тревожности была разработана нами в 1980—1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют, выделить области действительности, вызывающие тревогу и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т. е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную отработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 г. (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е. И. Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании»1, а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980—1982 гг. и соответственно не может быть использован в настоящее время. Публикуемый в данной книге вариант методики прошел всестороннюю отработку и апробацию в 1995—1998 гг2. Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании,
243
когда в одном классе могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали около 1400 человек.
|
Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическую), поскольку она оказалась очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.
Описание методики
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10—12 лет, форма «Б» — для учащихся 13—16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Инструкция (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается).
244
Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
|
Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.
(Далее следует текст методики).
Форма «А»1
Нет
Немного
Достаточно
Значительно
Очень
Пример. Перейти в новую школу
0
1
2
3
4
1.
Отвечать у доски
0
1
2
3
4
2.
Оказаться среди незнакомых ребят
0
1
2
3
4
3.
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
0
1
2
3
4
4.
Слышать заклятия
0
1
2
3
4
5.
Разговаривать с директором школы
0
1
2
3
4
6.
Сравнивать себя с другими
0
1
2
3
4
7.
Учитель смотрит по журналу, кого спросит
0
1
2
3
4
8.
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
0
1
2
3
4
9.
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
0
1
2
3
4
10.
Видеть плохие сны
0
1
2
3
4
11.
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
0
1
2
3
4
12.
После контрольной, теста — учитель называет отметки
0
1
2
3
4
13.
У тебя что-то не получается
0
1
2
3
4
14.
Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
0
1
2
3
4
15.
На тебя не обращают внимания
0
1
2
3
4
16.
Ждешь родителей с родительского собрания
0
1
2
3
4
17.
Тебе грозит неуспех, провал
0
1
2
3
4
18.
Слышать смех за своей спиной.
0
1
2
3
4
245
Нет
Немного
Достаточно
Значительно
Очень
Пример. Перейти в новую школу
0
1
2
3
4
19.
Не понимать объяснений учителя
0
1
2
3
4
20.
Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
0
1
2
3
4
21.
Слышать предсказания о космических катастрофах
0
1
2
3
4
22.
Выступать перед зрителями
0
1
2
3
4
23.
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
0
1
2
3
4
24.
С тобой не хотят играть
0
1
2
3
4
25.
Проверяются твои способности
0
1
2
3
4
26.
На тебя смотрят как на маленького
0
1
2
3
4
27.
На экзамене тебе достался 13-й билет
0
1
2
3
4
28.
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
0
1
2
3
4
29.
Оценивается твоя работа
0
1
2
3
4
30.
Не можешь справиться с домашним заданием
0
1
2
3
4
31.
Засыпать в темной комнате
0
1
2
3
4
32.
Не соглашаешься с родителями
0
1
2
3
4
33.
Берешься за новое дело
0
1
2
3
4
34
Разговаривать со школьным психологом
0
1
2
3
4
35
Думать о том, что тебя могут «сглазить»
|
0
1
2
3
4
36
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
0
1
2
3
4
37
Слушать страшные истории
0
1
2
3
4
38
Спорить со своим другом (подругой)
0
1
2
3
4
39
Думать о своей внешности
0
1
2
3
4
40
Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах
0
1
2
3
4
246
Форма «Б»1
Нет
Немного
Достаточно
Значительно
Очень
Пример. Перейти в новую школу
0
1
2
3
4
1.
Отвечать у доски
0
1
2
3
4
2.
Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку
0
1
2
3
4
3.
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
0
1
2
3
4
4.
Слышать заклятия
0
1
2
3
4
5.
Разговаривать с директором школы
0
1
2
3
4
6.
Сравнивать себя с другими
0
1
2
3
4
7.
Учитель делает тебе замечание
0
1
2
3
4
8.
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
0
1
2
3
4
9.
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
0
1
2
3
4
10.
Видеть плохие или «вещие» сны
0
1
2
3
4
11.
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
0
1
2
3
4
12.
После контрольной, теста учитель называет отметки
0
1
2
3
4
13.
У тебя что-то не получается
0
1
2
3
4
14.
Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил
0
1
2
3
4
15.
На тебя не обращают внимания
0
1
2
3
4
16.
Ждешь родителей с родительского собрания
0
1
2
3
4
17.
Тебе грозит неуспех, провал
0
1
2
3
4
18.
Слышать смех за своей спиной
0
1
2
3
4
247
Нет
Немного
Достаточно
Значительно
Очень
Пример. Перейти в новую школу
0
1
2
3
4
19.
Не понимать объяснений учителя
0
1
2
3
4
20.
Думаешь о своем будущем
0
1
2
3
4
21.
Слышать предсказания о космических катастрофах
0
1
2
3
4
22.
Выступать перед большой аудиторией
0
1
2
3
4
23.
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
0
1
2
3
4
24.
Ссориться с родителями
0
1
2
3
4
25.
Участвовать в психологическом эксперименте
0
1
2
3
4
26.
На тебя смотрят, как на маленького
0
1
2
3
4
27.
На экзамене тебе достался 13-й билет
0
1
2
3
4
28.
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
0
1
2
3
4
29.
Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)
|
0
1
2
3
4
30.
Не можешь справиться с домашним заданием
0
1
2
3
4
31.
Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи
0
1
2
3
4
32.
Не соглашаешься с родителями
0
1
2
3
4
33.
Берешься за новое дело
0
1
2
3
4
34.
Разговаривать со школьным психологом
0
1
2
3
4
35.
Думать о том, что тебя могут «сглазить»
0
1
2
3
4
36.
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
0
1
2
3
4
37.
Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса
0
1
2
3
4
38.
Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях
0
1
2
3
4
248
Нет
Немного
Достаточно
Значительно
Очень
Пример. Перейти в новую школу
0
1
2
3
4
39.
Смотреться в зеркало
0
1
2
3
4
40.
Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого
0
1
2
3
4
Обработка результатов
Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1. Ключ является общим для обеих форм.
Таблица 1
Ключ к шкале личностной тревожности1
Субшкала
Пункты шкалы
Школьная тревожность
1 5 7 11 12 16 19 28 30 34
Самооценочная тревожность
3 6 8 13 17 20 25 29 33 39
Межличностная тревожность
2 9 15 18 22 24 26 32 36 38
Магическая тревожность
4 10 14 21 23 27 31 35 37 40
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблицы 2—6). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности,
249
по отдельным субшкалам — отдельных видов тревожности.
Перевод «сырых» баллов в стандартные оценки (стены)
Таблица 2
Общая тревожность
Половозрастные группы (результаты в баллах)
10—11 лет
12 лет
13—14 лет
15—16 лет
Стены
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девуш.
юноши
1
0—33
0—26
0—34
0—26
0—34
0—37
0—33
0—27
2
34—40
27—32
35—43
27—32
35—43
38—45
34—39
28—34
3
41—48
33—39
44—50
33—38
44—52
46—53
40—46
35—41
4
49—55
40—45
51—58
39—44
53—61
54—61
47—53
42—47
5
56—62
46—52
59—66
45—50
62—70
62—69
54—60
48—54
6
63—70
53—58
67—74
51—56
71—80
70—77
61—67
55—61
7
71—77
59—65
75—81
57—62
81—88
78—85
68—74
62—68
8
78—84
66—71
82—89
63—67
89—98
86—93
75—80
69—75
9
85—92
72—77
90—97
68—73
99—107
94—101
81—87
76—82
10
93 и более
78 и более
98 и более
74 и более
108 и более
102 и более
88 и более
83 и более
|
Таблица 3
Школьная тревожность
Половозрастные группы (результаты в баллах)
10—11 лет
12 лет
13—14 лет
15—16 лет
Стены
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девуш.
юноши
1
0—8
0—7
0—2
0—7
0—8
0—7
0—7
0—6
2
9—11
8—10
3—5
8—9
9—10
8—9
8—9
7
3
12—13
11—12
6—7
9—10
11—13
10—12
10—11
8
4
14—16
13—14
8—10
11—12
14—15
13—15
12—13
9
5
17—18
15—16
11—12
13
16—18
16—17
14
10
6
19—20
17—18
13—15
14—15
19—20
18—20
15—16
11
7
21—22
19—20
16—17
16
21—22
21—22
17—18
12—13
8
23—25
21—22
18—20
17—18
23—25
23—25
19—20
14
9
26—27
23—24
21—22
19—20
26—27
26—28
21—22
15
10
28 и более
25 и более
23 и более
21 и более
28 и более
29 и более
23 и более
16 и более
250
Таблица 4
Самооценочная тревожность
Половозрастные группы (результаты в баллах)
10—11 лет
12 лет
13—14 лет
15—16 лет
Стены
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девуш.
юноши
1
0—10
0—7
0—9
0—5
0—8
0—7
0—6
0—7
2
11
8—9
10—11
6—7
9—10
8—10
7—8
8—9
3
12—13
10
12—13
8
11—13
11—13
9—11
10—12
4
14
11—12
14—16
9—10
14—16
14—16
12—13
13—15
5
15—16
13
17—18
11—12
17—18
17—19
14—16
16—17
6
17—18
14—15
19—20
10—11
19—21
20—22
17—18
18—20
7
19
16—17
21—22
13—14
22—24
23—25
19—21
21—23
8
20—21
18
23—24
15
25—26
26—28
22—23
24—25
9
22—23
19—20
25—27
16—17
27—29
29—31
24—26
26—28
10
24 и более
21 и более
28 и более
18 и более
30 и более
32 и более
27 и более
29 и более
Таблица 5
Межличностная тревожность
Половозрастные группы (результаты в баллах)
10—11 лет
12 лет
13—14 лет
15—16 лет
Стены
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девуш.
юноши
1
0—8
0—7
0—8
0—8
0—6
0—8
0—6
0—7
2
9
8
9—10
9
7—9
9—11
7—8
8—9
3
10
9
11—12
10
10—12
12—14
9—11
10—12
4
11
10
13—14
11—12
13—15
15—17
12—13
13—15
5
12—13
11—12
15
13
16—17
18—20
14—15
16—17
6
14
13
16—17
14—15
18—20
21—23
16—18
18—20
7
15
14
18—19
16
21—23
24—26
19—20
21—23
8
16—17
15
20—21
17—18
24—26
27—29
21—23
24—26
9
18
16
22—23
19
27—29
30—32
24—25
27—28
10
19 и более
17 и более
24 и более
20 и более
30 и более
33 и более
26 и более
29 и более
Таблица 6
Магическая тревожность
Половозрастные группы (результаты в баллах)
10—11 лет
12 лет
13—14 лет
15—16 лет
Стены
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девуш.
юноши
1
0—7
0—6
0—7
0—4
0—5
0—6
0—6
0—5
251
Половозрастные группы (результаты в баллах)
10—11 лет
12 лет
13—14 лет
15—16 лет
Стены
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девуш.
юноши
2
8
7
8—9
5—6
6—7
7—8
7—9
6—7
3
9—10
8—9
10—11
8—10
9—10
10—11
8—9
4
4
11—12
10
12—13
8—9
11—13
11—12
12—14
10
5
13—14
11—12
14—15
10
14—15
13—14
15—16
11—12
6
15—16
13
16—17
11—12
16—18
15—16
17—19
13
7
17—18
14
18—20
13
19—21
17—18
20—22
14—15
8
19—20
15—16
21—22
14—15
22—23
19—20
23—24
16—17
9
21—22
17
23—24
16
24—26
21—23
25—27
18
10
23 и более
18 и более
25 и более
17 и более
27 и более
24 и более
28 и более
19 и более
На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого. Для этого может быть использована таблица 4 приложения 1.
252
Приложение 3
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!