Применение музыкальным руководителем технологии исследова-ния в своей работе. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Применение музыкальным руководителем технологии исследова-ния в своей работе.

2019-11-19 363
Применение музыкальным руководителем технологии исследова-ния в своей работе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Сегодня основным социальным требованием общества является по-требность в качестве образования. Основным средством изучения ка-чества образования является мониторинг, система инструментария кото-рого способна оценить эффективность образовательного процесса и пре-дусмотреть его дальнейшее развитие.

Однако оценить качество музыкального образования детей - задача весьма непростая. Ну, как измерить развитие интереса детей к музыкальной деятельности? Как определить, на 15 % или на 20% ребёнок стал эмоциона-льнее  воспринимать музыкальные произведения? Как понять, на сколько процентов или баллов у воспитанника развилось ассоциативное мышление или увеличилась музыкальная память? Как определить, в результате овла-дения какой парциальной программой или под воздействием какой техноло-гии  у ребёнка развились те или иные музыкальные способности? 

Кажется, облегчённо вздохнув, не так давно мы отказались от обяза-тельных мониторинга и диагностики, перейдя к «целевым ориентирам»,  но проценты и баллы в начале и в конце учебного года почему-то остались… Конечно, чтобы грамотно выстроить педагогический процесс в конкретной группе, педагогическая  диагностика необходима, особенно в коррекцион-ных группах, но не в процентах и баллах, а в других измерительных инструментах.

  Должны быть и чёткие критерии, которые и будут определять эти уро-вни. Некоторые практики вообще считают, что чётко определять пока-затели музыкального развития для каждого возраста не совсем кор-ректно, т.к. разброс возможностей в этой области достаточно велик.

    К оценке развития ребёнка, и тем более определению таких тонких процессов, как развитие музыкальности, креативности, нужно подходить особенно осторожно и ответственно.

Если рассматривать логическую цепочку требований проведения мониторинга результатов освоения программы «Цель-средства-результат», то, честно говоря, можно увидеть следующую ситуацию: средства про-ведения мониторинга музыкального развития дошкольников  (раз-личные методы диагностики, адекватные его целям и задачам, а также возрасту детей), с одной стороны, недостаточно разработаны учёны-ми, с другой -не освоены практиками. Другими словами, сегодня пра-ктики в большинстве случаев не владеют технологией проведения мо-ниторинга и поэтому не могут дать объективную оценку качеству музы-кального развития ребёнка. Таким образом, получаемый результат являя-ется не объективным, а чаще - формальным.

 Для проведения мониторинга в планах отводят специальное время: в начале и в конце года, а иногда -и в середине. И снова возникает во-

прос: а нужно ли специально отводить время для того, чтобы выя-вить уровень  музыкального развития детей? Может, лучше просто с ни-ми поиграть, попеть, потанцевать, провести развлечение и доставить ра-дость, ничего не выявляя и не оценивая?

 Скорее всего, многие практики дружно это поддержат. Ведь на самом деле, в процессе работы с детьми постоянно проводится естественный «профессиональный мониторинг», то есть интерпретация наблюдаемых фактов и явлений, в которых проявляются все тонкости педагогичес-кого процесса, возможности каждого ребёнка в заданной ситуации. Чаще всего педагог интуитивно реагирует на действия детей, видя их затруднения и подбирая адекватный музыкальный материал и способы его освоения. Изо дня в день, музыкальный руководитель, наблюдая  за детьми в процессе различных видов музыкальной деятельности, замечает и фиксирует (чаще -для себя) реальное продвижение каждого ребёнка и на этом строит дальнейшие планы развития детей, их участия на праздниках, выступлениях на конкурсах.

   Понимая, что для педагога крайне нежелательно ведение большого объёма документации, важно предложить универсальную и простую систему мониторинга, не требующую дополнительного времени.

  В связи с введением ФГОС ДО в настоящее время перед дошколь-ными педагогами стоит задача по разработке новой диагностики. Основная задача этой диагностики - выявить индивидуальные особен-ности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индии-видуальный маршрут образовательной работы для максимального рас-крытия потенциала детской личности.

 

 

Изучение литературы

Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его проблема разработана в научной литературе.

Для этого он изучает:

- труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы;

- современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы;

- периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу;

- учебники и методические пособия и т.д.

Иначе говоря, исследователь изучает историю вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобще-ния, определяет свое отношение к решению проблемы, выясняет, какие вопросы еще не решены.

Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением лите-ратуры и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, исследователь  составляет библиографию – список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.

Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника источника; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов – кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.

Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его глав-ных идей и положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т.д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Метод моделирования

Нередко исследователь применяет и метод моделирования – наглядно-образную характеристику изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т.п. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие связи и факторы.

Метод наблюдения

-это  «относительно длительное целенаправленное и планомерное вос-приятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».

Умение наблюдать — качество, которое в первую очередь необходимо педагогу-исследователю. Проводя исследование, он учится наблюдать за организацией процесса музыкального воспитания в детском саду в целом, за процессом проведения музыкальных занятий, за поведением, реакция-ми группы детей или одного ребенка и т. д.

Технология  наблюдения включает алгоритм следующих действий:

- определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность, сос-тояние, уровень, характер педагогического явления);

- выбор объекта, предмета и ситуации  (что наблюдать, когда и при каких условиях);

- выбор способа наблюдения (открытое или скрытое, в деятельности или вне её, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.);

- выбор способа фиксации  результатов наблюдения (протокол, карты, бланки, видеозапись;

- обработка и интерпретация полученной информации –экспертная оце-нка.

Педагогический эксперимент

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент (от лат. experiment – проба, опыт).

Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях». Он используется для изучения конкретных фактов, определенных зависи-мостей между педагогическими воздействиями, специально создаваемы-ми  исследователем. Чаще всего ставится цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (содержания, методов, приемов музыкального воспитания и обучения, организационных форм работы с детьми). С помощью эксперимента апробируется и совершенствуется разработанная исследователем методика, определяющая те условия, при которых данная система дает лучшие результаты.

Педагогический эксперимент является комплексным методом научного познания и включает в себя целенаправленные наблюдения, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и др. Успешное его проведение требует понимания сущности его целей, задач, владения определенной суммой теоретических знаний, а также педагогического мастерства, организаторских способностей, владения различными методиками работы с испытуемыми.

В педагогических исследованиях применяются два вида экспериме-нта: естественный и лабораторный (клинический). Естественный про-водится в форме обычных занятий. Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных усло-виях с небольшой группой испытуемых или с одним из них.

Чаще всего педагогический эксперимент включает в себя три этапа:

Заключение

Поиски рациональных методик диагностик музыкального развития дошкольников продолжаются, и точку в этом вопросе поставить пока не удастся.

Так, анонс ещё не вышедшего на данный момент журнала «Справоч-ник музыкального руководителя» №4/2019 содержит актуальную для нас статью   «Новые критерии оценки качества музыкального воспитания детей»…

   Выражаю надежду, что данная работа в своём теоретическом и практическом аспектах окажется полезной моим коллегам.

 

Список литературы и интеренет-ресурсов:

 

1) Алиев Ю.Б. Диагностика уровня музыкальности детей.-«Методика музыкального воспитания детей от детского сада-к начальной школе»-Воронеж, 1998.

2) Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа.-  Волгоград: Учитель, 2016.

3) Буренина А.И. «Музыкальная палитра» 2013 №4 стр. 2-3.

4) Глуменко Н. И., Иванова Е. А., Прокофичева Л. Н., Федченко В. О. Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14460

5) Диагностика развития музыкальности на основе оценки интегративных качеств личности дошкольника. Автор-составитель Равчеева И.П.-Волгоград «Учитель» 2013.

6) Капитунова Т. В."Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ". - Альманах педагога: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21001

7) Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг музыкальной деятельности детей 4-5 лет. Ничепорчук Т.П. - Волгоград «Учитель» 2017.

8) Мониторинг образовательных областей в ДОУ. Методическое пособие. Ред. Микляева Н.В.- Издательство «Аркти» 2016 г.

Введение

 

Сегодня основным социальным требованием общества является по-требность в качестве образования. Основным средством изучения ка-чества образования является мониторинг, система инструментария кото-рого способна оценить эффективность образовательного процесса и пре-дусмотреть его дальнейшее развитие.

Однако оценить качество музыкального образования детей - задача весьма непростая. Ну, как измерить развитие интереса детей к музыкальной деятельности? Как определить, на 15 % или на 20% ребёнок стал эмоциона-льнее  воспринимать музыкальные произведения? Как понять, на сколько процентов или баллов у воспитанника развилось ассоциативное мышление или увеличилась музыкальная память? Как определить, в результате овла-дения какой парциальной программой или под воздействием какой техноло-гии  у ребёнка развились те или иные музыкальные способности? 

Кажется, облегчённо вздохнув, не так давно мы отказались от обяза-тельных мониторинга и диагностики, перейдя к «целевым ориентирам»,  но проценты и баллы в начале и в конце учебного года почему-то остались… Конечно, чтобы грамотно выстроить педагогический процесс в конкретной группе, педагогическая  диагностика необходима, особенно в коррекцион-ных группах, но не в процентах и баллах, а в других измерительных инструментах.

  Должны быть и чёткие критерии, которые и будут определять эти уро-вни. Некоторые практики вообще считают, что чётко определять пока-затели музыкального развития для каждого возраста не совсем кор-ректно, т.к. разброс возможностей в этой области достаточно велик.

    К оценке развития ребёнка, и тем более определению таких тонких процессов, как развитие музыкальности, креативности, нужно подходить особенно осторожно и ответственно.

Если рассматривать логическую цепочку требований проведения мониторинга результатов освоения программы «Цель-средства-результат», то, честно говоря, можно увидеть следующую ситуацию: средства про-ведения мониторинга музыкального развития дошкольников  (раз-личные методы диагностики, адекватные его целям и задачам, а также возрасту детей), с одной стороны, недостаточно разработаны учёны-ми, с другой -не освоены практиками. Другими словами, сегодня пра-ктики в большинстве случаев не владеют технологией проведения мо-ниторинга и поэтому не могут дать объективную оценку качеству музы-кального развития ребёнка. Таким образом, получаемый результат являя-ется не объективным, а чаще - формальным.

 Для проведения мониторинга в планах отводят специальное время: в начале и в конце года, а иногда -и в середине. И снова возникает во-

прос: а нужно ли специально отводить время для того, чтобы выя-вить уровень  музыкального развития детей? Может, лучше просто с ни-ми поиграть, попеть, потанцевать, провести развлечение и доставить ра-дость, ничего не выявляя и не оценивая?

 Скорее всего, многие практики дружно это поддержат. Ведь на самом деле, в процессе работы с детьми постоянно проводится естественный «профессиональный мониторинг», то есть интерпретация наблюдаемых фактов и явлений, в которых проявляются все тонкости педагогичес-кого процесса, возможности каждого ребёнка в заданной ситуации. Чаще всего педагог интуитивно реагирует на действия детей, видя их затруднения и подбирая адекватный музыкальный материал и способы его освоения. Изо дня в день, музыкальный руководитель, наблюдая  за детьми в процессе различных видов музыкальной деятельности, замечает и фиксирует (чаще -для себя) реальное продвижение каждого ребёнка и на этом строит дальнейшие планы развития детей, их участия на праздниках, выступлениях на конкурсах.

   Понимая, что для педагога крайне нежелательно ведение большого объёма документации, важно предложить универсальную и простую систему мониторинга, не требующую дополнительного времени.

  В связи с введением ФГОС ДО в настоящее время перед дошколь-ными педагогами стоит задача по разработке новой диагностики. Основная задача этой диагностики - выявить индивидуальные особен-ности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индии-видуальный маршрут образовательной работы для максимального рас-крытия потенциала детской личности.

 

 

Применение музыкальным руководителем технологии исследова-ния в своей работе.

Новые подходы к музыкальному образованию дошкольников  требуют использования наиболее эффективных современных технологий в  работе музыкального руководителя ДОО.

Педагогическая технология «есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса»  (Б.Т.Лихачёв).

Исследовательский подход в образовательной практике был востре-бован с глубокой древности. Одним из первых учёных, внедрявших в педа-гогическую практику исследовательские методы, был Сократ.

Основные этапы исследования:

-постановка проблемы;

-изучение теории по данной проблеме;

-овладение методикой исследования;

-сбор материала, его анализ;

-выводы по решению данной проблемы.

Методы  исследования — это инструменты, с помощью которых осу-ществляется исследование. Как правило, в педагогических исследованиях   применяются следующие методы.

Рассмотрим выборочно теоретические и  эмпирические и методы по-

дробнее, т.к. именно их я применяла в своём   исследовании.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Изучение литературы

Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его проблема разработана в научной литературе.

Для этого он изучает:

- труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы;

- современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы;

- периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу;

- учебники и методические пособия и т.д.

Иначе говоря, исследователь изучает историю вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобще-ния, определяет свое отношение к решению проблемы, выясняет, какие вопросы еще не решены.

Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением лите-ратуры и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, исследователь  составляет библиографию – список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.

Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника источника; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов – кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.

Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его глав-ных идей и положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т.д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

Метод моделирования

Нередко исследователь применяет и метод моделирования – наглядно-образную характеристику изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т.п. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие связи и факторы.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.