Диаграммы причин и результатов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Диаграммы причин и результатов

2019-11-19 203
Диаграммы причин и результатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диаграммы причин и результатов

 

Что такое диаграммы причин и результатов

 

Результат процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина – результат. Мы можем определить структуру или характер этих многофакторных отношений благодаря систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, которая представляет собой цель причин и результатов. Диаграмма причин и результатов – средство, позволяющее выразить эти отношения в простой и доступной форме.

В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Считается, что тогда этот подход был применен впервые, но еще раньше сотрудники профессора Исикавы пользовались этим методом для упорядочения факторов в своей научно-исследовательской работе. Когда же диаграмму начали использовать на практике, она оказалась весьма полезной и скоро получила широкое распространение во многих компаниях Японии. Она была включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов – диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.

В настоящее время эта диаграмма используется во всем мире не только применительно к показателям качества продукции, но и в других областях.

 

Как построить диаграмму причин и результатов?

 

Построить диаграмму причин и результатов – непростое дело. С полным правом можно заявить, что те, кто преуспел в решении проблем контроля качества, - это как раз те, кто освоил построение настоящих диаграмм. Существует много способов их построения, но здесь будут рассмотрены два наиболее типичных. Прежде чем приступить к описанию процедуры построения на примере, разъясним их структуру.

 

Структура диаграммы причин и результатов и конкретный пример

 

Диаграмму причин и результатов иначе называют диаграммой "рыбий скелет", поскольку она напоминает скелет рыбы, что видно на рис. Иногда ее также называют "деревом" или диаграммой "речных притоков". Мы же воспользуемся название "рыбий скелет".

 

Структура диаграммы причин и результатов

 

Метод построения диаграмм причин и результатов

для определения причин

 

Процедура

Этап 1

Определите показатель качества.

Этап 2

Выберите один показатель качества и напишите его в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию ("хребет"), а записанный показатель заключите в прямоугольник. Далее напишите главные причины, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с "хребтом" стрелками (в виде) "больших костей хребта".

Этап 3

Напишите причины (вторичные), влияющие на главные причины ("большие кости"), и расположите их в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде "мелких костей", примыкающих к "средним".

Этап 4

Проранжируйте факторы по их значимости и выделите особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

Этап 5

Запишите всю необходимую информацию.

 

Объяснение процедуры

Применяя эту процедуру на практике, вы зачастую можете сталкиваться с трудностями. Наилучший способ в этом случае - рассмотреть проблему с точки зрения "изменчивости". Например, когда вы думаете о "больших костях", порассуждайте об изменениях в показателе качества. Если данные показывают, что изменения существуют, подумайте, почему так происходит. Изменение ре­зультата может обусловливаться изменениями в факторах. Такой поворот мысли весьма эффективен.

Когда вы строите диаграмму причин и результатов применительно к конкретному дефекту, вы, например, можете обнаружить, что число дефектов, допускаемых в разные дни недели, различно. Если обнаружится, что дефекты более часто встречаются в понедельник, чем в другие дни недели, вы можете задаться вопросом: "А почему дефекты в понедельник допускаются чаще, чем в другие дни недели?", "Почему они возникают?". Это заставит вас обратиться к рассмотрению факторов, которые отличают понедельник от других дней недели, что в результате приведет к обнаружению причины дефекта.

Прибегнув к такому способу рассуждения на каждой стадии исследования отношений между показателем качества и "большими костями", между "большими" и "средними", а также между последними и "мелкими костями", возможно логическим путем построить полезную диаграмму причин и результатов.

После того как вы завершили построение диаграммы, следующий шаг - распределение факторов по степени их важности. Не обязательно все факторы, включенные в диаграмму, будут оказывать сильное влияние на показатель качества. Обозначьте те, которые, на ваш взгляд, оказывают наибольшее воздействие.

И, наконец, нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: ее название, наименование изделия, процесса или группы процессов, имена участников процесса, дату и т.д.

Процедура

Этап 1

Решите, какой показатель качества вы будете исследо­вать.

Этап 2

Отыщите как можно большее число причин, которые, возможно, влияют на этот показатель.

Этап 3

Рассмотрите отношения между причинами и постройте диаграмму, сочленяя ее элементы на основе отношений причина - результат с показателем качества.

Этап 4

Установите важность каждого фактора и отметьте основные факторы, которые, на ваш взгляд, оказывают наибольшее воздействие на показатель качества.

Этап 5

Запишите всю необходимую информацию.

 

Объяснение процедуры

Такой подход характеризуется сочетанием двух различных видов деятельности: поиск наибольшего возможного числа причин и их систематизация.

Для поиска причин проведите, в случае необходимости, активное обсуждение. Эффективным методом, применяемым а таком случае, будет "мозговой штурм", придуманный в США А.Ф.Осборном

При построении диаграммы причин и результатов причины лучше систематизировать, рассматривая их в последовательности: от "мелких костей" к "средним" и от "средних" к "большим".

 

И РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Диаграммы причин и результатов

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.