Тема 2.6. Мышление как познавательный процесс — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2.6. Мышление как познавательный процесс

2019-11-19 205
Тема 2.6. Мышление как познавательный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2.6. Мышление как познавательный процесс

1. Общая характеристика процессов мышления.

2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления.

3. Индивидуальные различия и стили мышления.

4.  Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

5. Тактическое мышление спортсмена.

 

Общая характеристика процессов мышления

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление связано с внешним миром и является его отражением. Правильность этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мыслительный процесс - процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.

Виды мышления. Логические операции процесса мышления.

Виды мышления Характеристика видов мышления
 

Основная классификация

1 Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. 2 Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Функции: представление ситуаций и изменение, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность-становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. Ситуация преобразуется лишь в плане образа. 3 Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями  

Второстепенная классификация

1 Теоретическое мышление познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения. 2 Практическое мышление подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Особенность - жесткий дефицит времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. 3 Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. 4 Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 5 Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. 6 Аутистическое мышление направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление 7 Продуктивное мышления

основаны на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

8 Репродуктивное 9 Непроизвольное

непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

10 Произвольное

Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные черты, остальные затеняются.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций:

1. Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

2. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

3. Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу.

4. Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

5. Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Основные формы логического мышления (логические операции мышления):

1. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

2. Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

3. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

4. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

5. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

6. Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Вопросы по материалам лекции

1. Перечислите виды мышления.

2. С помощью, каких операций осуществляется мышление?

3. В каких качествах проявляются индивидуальные различия мышления?

4. Как развивается мышление в онтогенезе?

5. Каким образом можно активизировать мыслительную деятельность в учебном процессе?

1. Что такое тактическое мышление спортсмена?

2. Что такое гибкость мышления спортсмена?

3. Какие требования предъявляются к плану тактических действий в спорте?

4. Какие действия необходимы для реализации тактического плана?

 

Тема 2.6. Мышление как познавательный процесс

1. Общая характеристика процессов мышления.

2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления.

3. Индивидуальные различия и стили мышления.

4.  Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

5. Тактическое мышление спортсмена.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.