Жизнь оседлых арабов деревень. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Жизнь оседлых арабов деревень.

2019-11-19 227
Жизнь оседлых арабов деревень. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная жизнь

В Аравии и в соседних странах всегда было население, занимающееся сельским хозяйством и живущее в деревнях, расположенных далеко от городов, которое занималось своим делом всегда в одной и той же среде, запертое в узкой сети традиций и обычаев, подвергаясь серьезным изменениям только в случае изменений в их религии. Это та же популяция, которую нужно изучать, чтобы понять источник некоторых институтов, которых содержит Коран.
Среди популяций еще многочисленных, чтобы их можно было взять за образец, я выбрал бы полунезависимых арабов, которые живут в Ауране (Havuran) на пустынной границе Сирии. Они уже очень хорошо изучены г. Ле Рлеем в прекрасном труде среди трудов, посвященных Востоку. И с большим успехом в наших глазах воссоздается картина того, как популяции, интересы и нравы которых также различны, как у оседлых и кочевников, могут жить, когда они живут в контакте, и какие институты могут родиться в результате этого контакта.
Несмотря на то, что популяция, социальную жизнь которой я буду изучать, не живя, вообще говоря, в Арарвии, не является арабской расы. Известно, на самом деле, что Ауран был населен чуть позже Иисуса Христа арабскими племенами (катаниды, следуя Ветитейну), пришедшему с юга Арарвии, которые основали королевство Гасанидов под протекторатом Рима. Один из этих арабов Аурана, Филипп, был даже римским императором в 244г. Известно также, что королевство Гасанидов продолжалось пятьсот лет и перестало существовать только с присоединением к империи, основанной последователями Мухаммеда. Гасанидам приписывают создание гигантских сооружений в стране, в частности, в их старинной столице Басра, там можно еще увидеть надписи с буквами, так называемые славянскими, по разговорному языку, на котором говорили некоторые племена старинной Аравии.
Арабы Аурана, соседствуя с Басра, состояли из кочевников и оседлых. Кочевники появлялись только в хорошее время года и удалялись зимой, чтобы идти в Месопотамию или в долины Иордании.
Оседлые жители сгруппированы в сообщества, составленные из многих поколений родственников, под патриархальным руководством одного из глав семьи. Это здесь, как известно, примитивная организация племени.
Все сообщества - сельскохозяйственные, и так как популяция их немногочисленна по отношению к обрабатываемым землям, каждое из них обрабатывает часть этих земель. Земля обрабатывается сообща всеми обитателями деревни, и урожай делится пропорционально количеству волов, которым обладает каждый. Собранный урожай, прежде всего, идет на корм волам и верблюдам. Излишек продается кочевникам или торговцам Дамаска, или даже караванами отправляется на побережье Сирии, чтобы отправить в Европу.
Вся продукция принадлежит сообществу, за исключением мелких приобретений из различных источников, чем обладают некоторые члены общества и что они используют в своих интересах.
Промышленность этих районов почти нулевая. Жители очень мало занимаются выделкой тканей и покупают или меняют на зерно необходимые им ткани у купцов Дамаска.
Каждое сообщество состоит из множества семей.

" Построение сообщества таково, говорит г.Делбер, собравшего под своей крышей большое множество персон, что одно общее имя не дает возможность отличить индивидуума; к этому имени добавляют имя отца и говорят: такой-то, сын такого-то. Про родителей говорят: такой-то, отец такого-то или такая-то, мать такого-то без произнесения собственного имени того, о ком идет речь. Но если среди детей нет мальчиков, никогда не используют такое обращение, ибо иначе это звучит оскорблением тем, у кого нет детей мужского пола. Именами обладают только те семьи, у которых прославился чем-то один из предков и которым могут гордиться потомки. Это имя обычно дается только главе семьи, несмотря на принадлежность его всем членам."

Каждая семья сообщества состоит примерно из тридцати человек и находятся под началом самого старого человека. Женщины исключительно занимаются только семьей и отношение к ним нежное, но их поведение находится под строгим контролем. Когда девушка совершает ошибку, что случается очень редко, ее присуждают к смерти ее же родственники.
С точки зрения закона эти оседлые арабы следуют Корану и обычаям; разногласия решаются шейхом. В случае убийства может быть принята денежная компенсация; но чаще родственники жертвы предпочитают возмездие. В результате одна смерть вовлекает другую, и так кровная месть продолжается в жизни множества поколений. Даже кочевники во время своих набегов уважают человеческую жизнь, боясь последовательных убийств из поколения в поколение. Кровная месть, на первый взгляд кажется варварской, но на деле - прогрессивной. Так как очевидный результат мешает некоторым действиям, которые бы совершились при более мягких законах. У примитивных народностей закон "око за око, зуб за зуб" всегда был лучшим из законов, так как он был единственно эффективным.
Никакие правила не обязывают жить индивидуума в сообществе, но превыше всех правил - необходимость. У народов, которые не могут рассчитывать на поддержку никакого правительства, одинокая личность и без поддержки была бы такой слабой, что была бы обречена на исчезновение. Это объясняет нам, почему везде арабы группируются под началом вождя. Эти маленькие группы в реальности являются только необходимыми объединениями для поддержки существования составляющих их личностей. Организация кочевых племен бедуинов опирается на эту же необходимость; и их условия существования, будучи неизменными, эта организация не узнает изменений. К тому же, вероятно, во всех странах, где наблюдаются эти организации, первопричиной является - слабость отдельной личности вне солидной организации. Они исчезают и имеют тенденцию к исчезновению, как только центральное правительство может заменить организации и предложить поддержку личности, которую до этого оказывала только организация.
Кроме членов семьи, составляющих сообщество, которые делят прибыль, есть еще некоторое количество слуг из иностранцев, ищущих заработок или из членов другого сообщества, которые поссорились со своими, или их сообщество разорилось, или по другим причинам. Эти слуги используются на сельскохозяйственных работах и, в действительности, являются компаньонами. Их заработок зависит от продукции, вырабатываемой ими и, обычно составляет одну четверть. К тому же, их считают частью семьи делящий общий стол. Часто можно видеть случаи, когда дочь из семьи выходит замуж за слугу. Обычно оговаривается, что такие слуги будут работать на протяжении многих лет, работать только за еду и одежду, не получая заработок. Такой контракт напоминает тот, который заключил Яков с Либеном, чтобы жениться на Рахиль. Такого типа договоры нам показывают, как мало изменились обычаи оседлых арабов с библейских времен. Иногда случается, что по истечении срока контракта тесть объявляет о продлении услуг оказываемых зятем.
Пусть слуга женился на дочери хозяина или собрал достаточно денег для женитьбы, чтобы купить несколько голов скота, чтобы войти в семью и заняться чем-нибудь в своих интересах, он, у примитивных народностей, все равно остается в промежуточном состоянии на пути к лучшим условиям.
Как у всех восточных народностей, народности, о которых мы говорили, полигамны. Их полигамия - следствие необходимости, о которой мы поговорим в другой главе. Необходимость такая, что жены сами толкают на это мужей.
Получилось, что как во всех районах, соседних с пустыней, то есть в большей части Аравии, оседлые жители Аурана находились в контакте с кочевниками, которые будучи не в состоянии жить только за счет производимой ими продукции и за счет выращивания лошадей и верблюдов, вынуждены заниматься грабежами.
Интересы кочевников и оседлых противоположны, как у охотника и дичи; первый имеет очевидный интерес съесть второго, а второй не менее очевидный не быть съеденным первым. Но необходимость, вечный и мощный фактор всех человеческих институтов, привела к согласованию этих противоречивых интересов, по крайней мере, у арабов. Оседлые покупают покровительство у кочевников за счет годового оброка, кочевники защищают оседлых, чтобы быть уверенными в получении этой подати. Для первых это означает, что они жертвуют частью урожая, чтобы сохранить остальное, то есть это то, что делает цивилизованный человек - дает страховой компании некоторую часть своей прибыли, чтобы гарантировать ее сохранность, другую часть правительству, чтобы поддерживать жандармов, судей и других функционеров, обязанных его защищать. Арабы, о которых я говорю, не имея правительство, способное содержать полицию и армию, которая способна помешать грабителям, предпочитают содержать самих грабителей. Результат такой же, и расходы не больше.
В обмен на подати, получаемой от каждой деревни, кочевники становятся их союзниками и готовы защищать их от нападения других племен, но это случается редко, ни одно племя не осмеливается нападать на деревню, защищаемую другим племенем из-за возможности возникновения войны между кочевыми племенами.
Жилище оседлых Аурана примерно такое же как в Сирии. Каждый дом состоит из части, предназначенной для семьи, и части для гостей, разные хозяйственные постройки, двора, конюшни и т.д. Кровля обычно простирается над террасой, остов деревянный, стены глинобитные. Постелью служат циновки.

Условия жизни

Оставляя в стороне то, что касается социальной жизни арабов, которую я привел как пример, я скажу несколько слов, касающихся домашней жизни: жилище, питание, одежда и т.д.; оседлых арабов деревень различных местностей.
Дома среднего и низшего класса везде очень просты и сильно отличаются от богатых домов состоятельных арабов, которых мы опишем в следующей главе.
Их расположение одинаковое во всем Востоке, но в странах, где чувствуется влияние европейцев, они потеряли примитивный стиль. Нужно побывать в некоторых деревнях Сирии, Алжира и Марокко, чтобы найти эти белые дома, окруженные террасами, имеющих кубические формы, с узкими входами и которые, когда они окружены пальмами, имеют такой характерный восточный колорит.
Элементы конструкции этих жилищ: камень, известь и т.д. - меняются в зависимости от наличия того или иного материала в конкретной местности. Так, например, все арабские дома на берегу Нила построены из ила этой реки. они построены из брикетов, сделанных из соломы и ила и просушенных на солнце. Их высота редко превышает три метра, вход очень узкий. Дома самых бедных феллахов имеют только одну дверь. Дома состоятельных людей состоят из нескольких камней, даже из нескольких отдельных построений: жилой дом, хлев, голубятня и т.д., окруженных глиняной стеной, побеленной известью. Циновки, редко диван - вся меблировка. Одежда висит на стене. Циновки и покрывала свернуты и уложены на полках, сделанных в стенах. Над домом обычно строится терраса.
Мимоходом я заметил, что все жилища арабов Египта и, в частности, голубятни, имеют удивительную схожесть с построениями фараонских времен, и я часто издалека принимал этих голубятен, больших как европейские дома, и окружающие их построения за руины некоторого храма. Голубятни имеют форму пилона, и дома имеют тенденцию быть пирамидальными, что похоже на архитектонику древнего Египта. Впрочем, это единственный пример, когда можно указать на влияние последней на архитектуру мусульман. Но этот пример теряет все свое значение, если известно, что население берегов Нила - это скорее потомки древних жителей Египта, чем арабов.

Питание

Пища бедных слоев арабов ограничивается тонкими галетами и некоторыми овощами и фруктами. В частности, бананами, инжирами, финиками. В более состоятельных классах она разнообразнее, и часть содержит и мясо. Национальное блюдо египтян - плов, куски курятины с рисом. В Алжире это кускус - гранулированное тесто из пшеничной муки, смешанное с кусками мяса, чаще с бараниной.
Самый бедный араб, даже простой кочевник, делает большие расходы, чтобы принять гостя. Обильное кушанье, уложенное на медном подносе, устанавливается посередине, и все рассаживаются вокруг на корточках. Так как нет ни ложек, ни вилок, каждый погружает руку в таз и вынимает что сможет. Обычно мясо разрезается на куски заранее и ладошками рук скатываются в шарики. Считается большой вежливостью предлагать эти шарики гостю, и не менее большой невежливостью отказаться от этого предложения. Однако, я сознаюсь, что когда этот шарик был приготовлен бедуином, мало уважающим предписания Корана относительно омовения, они представляли неудобоваримые пилюли. По окончании обеда каждого обходят с посудой с водой для мытья рук.
Арабская кухня достаточно проста; однако у меня были случаи, когда я участвовал на обедах у арабов, где я замечал множество блюд, абсолютно мне незнакомых, и которые не портили бы европейский стол. В частности, различные очень хорошо приготовленные пирожные и кремы. Впрочем, арабы очень ловки делать сладости, конфитюры и тому подобное.
Обычное питье арабов - вода; но часто на Востоке, не особенно прячась, пьют раки, сорт водки из финика, смешанного с мастиком. Нет необходимости добавлять, что мужчины и женщины едят отдельно. Когда арабы одни дома, отец семейства почтительно обслуживается женами и дочерьми, которые садятся за еду только тогда, когда он закончит.

Одежда

Когда следишь в журнале мод за изменениями в одежде, только в Европе на протяжении века, замечаешь изменения, которые дают особое мнение о быстром изменении европейских идей и причудливых альтернативных идей, к которым приводят вкусы в данный момент. Если мы изучим изменение одежды у арабов на протяжении двенадцати веков, мы встретим однообразность, которая, даже с учетом некоторых отклонений, показывает наблюдателю силу традиций у этой расы. Несомненно, одежда магометан далека от идентичности во всех частях Африки, Египта, Сирии и Аравии; но в разных вариантах формы узнается родственность. Одежда всегда состоит из платья и халата. Последнее голубое или черное в Египте, белое в Алжире, черно-белое в Сирии и т.д.
Шапка может быть более разнообразной в зависимости от региона. В Египте встречаем феску и тюрбан, в Сирии куффи, платок яркого цвета вокруг головы с веревкой из верблюжьей шерсти, в Алжире белая вуаль, фиксированная веревкой той же природы.
Одежда женщин имеет некоторое разнообразие только у состоятельных. У бедных слоев она состоит обычно из длинного платья, сшитого из плотной ткани с поясом, и вуали, закрывающей лицо, кроме глаз. Платье в Египте - это простая голубая туника из хлопка без следов корсета или подобных элементов. Эта хитрость неизвестна и без надобности во всем Востоке. Крестьянка берегов Нила, несмотря на простоту и общность одежды, имеет гордую королевскую походку, которая приводит в памяти походку греческих богинь и поражает их артистичности. Когда видишь их, важно идущих, с выпяченной грудью, незаметными плечами, грациозно несущими кувшин на голове, невольно задумываешься, что наши самые искусные портные не могли бы, даже применяя всякие украшения, придать европейке такую походку.
Чтобы не возвращаться к вопросам одежды, когда я буду рассматривать жизнь городов арабов, я добавил бы, что в более состоятельных классах одежда вышита золотом, широкие брюки и т.д. Когда женщина выходит на улицу, корпус всегда закрыт длинным плащом или пальто, а лицо вуалью.
Впрочем, не стоит больше распространяться об одежде арабов. Многочисленные иллюстрации в этой книге лучше всяких объяснений.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.