Трудоёмкость программы: 12 часов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Трудоёмкость программы: 12 часов

2019-11-19 169
Трудоёмкость программы: 12 часов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возраст учащихся: 7-10 лет

Трудоёмкость программы: 12 часов

                                                                                           

                                                                             

                                                                                       

                                                                                  

                                                                                   

 

                                                        Автор - составитель: Свенцицкая Инна Францевна,

                                                 педагог дополнительного образования

 

                                                             

 

 

п. Ростовка - 2019 г.

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Кукольный театр » является программой художественной направленности,  по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - групповой, по времени реализации – краткосрочной.

Актуальность программы

В настоящее время возникает потребность продуктивного использования каникулярного времени в интересах творческого, интеллектуального, физического, эмоционального развития личности ребенка. Каждый человек в жизни стремится раскрыть себя, богатство своей личности в отношениях с людьми, с окружающим миром, стать неповторимым, оригинальным, востребованным. Знакомство с театром кукол и постановка мини-спектаклей адаптированных русских народных сказок может стать одним из интереснейших способов познания мира для ребенка младшего школьного возраста и одной из наиболее эффективных форм, позволяющей реализовать методы обучения, ориентированные на ненавязчивое «погружение» детей в творческую, познавательную и учебную деятельность.

В программе «Кукольный театр» запланирована тематическая краткосрочная творческая деятельность кукольного театра для организации отдыха и оздоровления детей на время каникул в условиях летней оздоровительной площадки.

Кукольный театр доставляет детям много радости и создаёт у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение. Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Адресат программы

Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Оптимальное количество обучающихся в группе: 12-15 человек.

Режим занятий.

Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа, итого 12 часов.

Формы обучения

Для развития мотивации и организации полноценного досуга предполагается целесообразное использование форм работы с обучающимися в соответствии с их возрастными особенностями. Для младшего школьного возраста наиболее актуальной формой является игра. Использование театральных игр даёт возможность для максимального раскрепощения, проявления своей индивидуальности, способствует лучшему усвоению знаний и общему развитию обучающихся. Кроме того, в программе используются:

- виртуальная экскурсия, на которой младшие школьники познакомятся с историей кукольного театра;

- творческая мастерская по изготовлению декораций и кукольных персонажей;

- тренинг, на котором обучающиеся тренируют голос, речь, выполняют речевую и дыхательную гимнастику;

- репетиция пьесы - специфическая форма работы для данного вида деятельности, кропотливая подготовка к публичному выступлению.

Использование разнообразных форм даёт возможность сделать образовательный процесс интересным и познавательным.

Условия набора детей в группу: особых условий и требований для посещения занятий нет, поэтому принимаются все дети, которые проявляют интерес.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, создание атмосферы позитивного сотрудничества средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

  1. Расширить и обогатить представления младших школьников о кукольном театре, сформировать общие понятия.
  2. Познакомить с различными видами кукол, их конструкцией и способами управления.
  3. Формировать коммуникативную и речевую культуру детей посредством включения их в совместную продуктивную деятельность.
  4. Развивать познавательный интерес и мотивацию обучающихся к театральному кукольному искусству и кукле как к совершенно особой форме художественно – образного мышления.
  5. Развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, память, внимание в процессе игрового взаимодействия.
  6. Создать условия для развития творческих способностей обучающихся и формирования навыков творческой деятельности.
  7. Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, чувства ответственности, эмоциональной отзывчивости при изготовлении кукольных персонажей, декораций и подготовке к постановке пьесы.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявят интерес к кукольному театральному искусству;

- проявят активность, доброжелательность, ответственность во время сотрудничества со сверстниками в различных видах творческой и игровой деятельности.

Метапредметные:

- смогут   последовательно  осуществлять свои действия  в соответствии с поставленной задачей и плану работы:

- смогут контролировать  и оценивать процесс и  результат своей деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- смогут применять красивую, правильную, чёткую, звучную речь как средство полноценного общения и при постановке кукольного спектакля;

- смогут выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях;

- смогут осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения творческих заданий;

Предметные:

- узнают основные сведения об истории появления кукольного театра, различных видах кукол и технологию их изготовления;

- смогут изготавливать пальчиковые и перчаточные куклы, управлять ими за ширмой, изготавливать декорации к спектаклю;

- получат  опыт работы над сценической речью, развивая умения  управлять голосом и дикцией в процессе исполнения роли и выполнения речевых и дыхательных упражнений.

 


Учебно-тематическое планирование

№ п/п                Тема Кол-во часов   Формы аттестации (контроля)
1. Знакомство с кукольным театром. 1 Викторина.
2. Устройство ширмы  и изготовление декораций к спектаклям по сказкам «Теремок», «Лиса и петух». 1 Презентация творческих работ.
3. Конструирование  пальчиковых кукол. 2 Защита творческой работы. Выставка.
4. Технология изготовления перчаточной куклы. 2 Защита творческой работы.
5. Особенности работы кукловода, приемы кукловождения. 1 Пластический этюд для рук на свободную тему.
6. Распределение и пробы ролей по сценарию. 2 Конкурс на лучшую кукольную роль.
7. Речевая гимнастика. 2 Марафон скороговорок.
8. Заключительное занятие. Генеральная репетиция. Постановка спектакля для зрителей. 1 Презентация кукольных спектаклей.
                   Всего: 12  

 

Содержание программы

Тема 1. Знакомство с кукольным театром. (1 ч.)

Форма занятия: виртуальная экскурсия.

С помощью слайдовой презентации и организации пространства кабинета детям предоставляется возможность окунуться в мир кукольного театра. Дети знакомятся с видами театров (драматический, оперы и балета, сатиры и т. д.), историей кукольного театра. В процессе кукольного театрального действия происходит знакомство с традиционным в России кукольным персонажем Петрушкой, различными видами кукол (верховые, низовые, средние, перчаточные, пальчиковые, марионетки, тростевые).

Знакомство с понятиями: «кукловод», «художник - кукольник», «художник –декоратор», «пищик».

Практическая работа: Театральная проба. Обучающиеся в процессе групповой работы проявляют себя в роли кукловода и художника – кукольника, осуществляют пробное изготовление простейшей куклы из готовых частей, обучаются технике движения куклы на руке.

Рефлексия: Викторина, оценка деятельности, призы.

 

Тема 2. Устройство ширмы и изготовление декораций к спектаклям по сказкам «Теремок», «Лиса и петух». (1 ч.)

Форма занятия: творческая мастерская.

Демонстрация различных вариантов конструкций ширм (для домашнего пальчикового театра и театра кукол больших конструкций), просмотр иллюстраций, слайдов, сравнение с оригинальной конструкцией. Знакомство с понятием «декорация», «реквизит» различие между плоскостными и объёмными декорациями, демонстрация вариантов декораций.

Практическая работа: Деление обучающихся на две группы, установка ширмы, знакомство с текстом сценария, обсуждение возможных вариантов оформления, составление плана работы, выбор материалов, распределение ролей в группах и изготовление декораций к сказкам «Теремок», «Лиса и петух».

Рефлексия: Презентация творческих работ, оценка и взаимооценка групповой деятельности.

Тема 3. Конструирование  пальчиковых кукол. (2 ч.)

Форма занятия: творческая мастерская.

Демонстрация образцов пальчиковых кукол из бумаги, ткани, фетра, просмотр иллюстраций. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол, вариантами соединения деталей, изготовлением мелких частей. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практическая работа: Деление на микрогруппы, выбор кукольных персонажей, изготовление пальчиковых кукол из фетра и бумаги по совместно составленному последовательному плану.

Рефлексия: Выставка и защита работ.

 

Тема 4. Технология изготовления перчаточной куклы. (2 ч.)

Форма занятия: творческая мастерская.

Демонстрация образцов перчаточной куклы, просмотр иллюстраций с различными вариантами изготовления, крепления и оформления верхней части куклы-головы. Знакомство с технологией изготовления выкройки – перчатки, соединением деталей. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практическая работа: Деление на 2 группы. Изготовление кукольных персонажей в группах по предложенному последовательному плану и технологической карте с распределением обязанностей между обучающимися.

Рефлексия: Защита творческих работ.    

Тема 5. Особенности работы кукловода, приемы кукловождения. (1 ч.)

Форма занятия: Игровая мастерская.

Практическая работа: Демонстрация разнообразных вариантов движений различных частей пальчиковых и перчаточных кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке и в глубине ширмы. Игры на пластику рук: «Изобрази бабочку», «Птица», «Трепещущий лист». Упражнения «Оживи образ», «Изобрази действие куклы», бег, танец и т. д.

Рефлексия: Пластический этюд для рук на свободную тему.  (Ребята по очереди надевают цветную перчатку и демонстрируют за ширмой под музыку движение руки на любую тему. Например, «Радость и грусть», «Пробуждение». Оценка и взаимооценка деятельности.

Тема 6. Распределение и пробы ролей по сценарию. (2 ч.)

Форма занятия: Театральный кастинг.

Обучающиеся располагаются за столом по кругу. Раздаются тексты сценариев по сказкам «Теремок», «Лиса и петух». Детям предлагается выбрать себе роль, прочитать текст сценария вслух, попробовать перевоплотиться в образ персонажа, озвучить разные роли. Обучающиеся фиксируют наиболее удачный вариант выступлений участников театрального кастинга. Педагог направляет и демонстрирует различные варианты изменения тембра голоса, интонации, передачи чувств, настроения, повадки персонажа.  Разучивание ролей, репетиция за ширмой. Каждому предоставляется возможность осуществить голосование и аргументировать свой выбор на самое удачное озвучивание кукольной роли.

Рефлексия: Конкурс на лучшую кукольную роль. Взаимооценка, вручение призов.

Тема 7. Речевая гимнастика. (2 ч.)

Форма занятия: Игровой тренинг.

Обучающимся предлагается выразительное чтение текстов с прямой речью, речью автора,  различными голосами персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых, различных зверей), сравнить и объяснить, что происходит с голосом. В процессе анализа акцентировать внимание на важности участия голоса и дикции в профессии актёра – кукольника. Знакомство с понятиями «артикуляция» - работа произносительных органов (губ, языка голосовых связок, мягкого нёба) Артикулировать – правильно произносить звуки. Познакомить с речевой гимнастикой (артикуляционная, дыхательная, голосовая).

Практическая работа: Работа в микрогруппах, использование игр и  тренировочных упражнений на отработку правильного произношения звуков, развития дыхания, дикции, интонации. Использование карточек с текстами упражнений речевой гимнастики.

Рефлексия: Марафон скороговорок (лучшее произношение звуков в процессе прочтения скороговорок и  чистоговорок.

 

Тема 8. Заключительное занятие. Генеральная репетиция. Постановка спектакля для зрителей. (1ч.)

Форма занятия: Репетиция и постановка спектакля.

Практическая работа: Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы для размещения всех исполнителей актёров-кукловодов, размещение декораций, создание атмосферы зрительного зала, выбор состава жюри, изготовление жетонов для голосования, разработка критериев для вручения призов на лучшую роль актёра – кукловода и на лучшего художника – кукольника. Изготовление пригласительных для всех отрядов летней школьной оздоровительной площадки. 

Проведение генеральной репетиции, отработка взаимодействия действующих лиц за ширмой, отработка движений куклами, чёткое голосовое озвучивание.

Рефлексия: Презентация кукольного спектакля, оценка зрителями участников спектакля, определение лучшей роли, награждение.

 

Формы контроля

  Для выявления результативности освоения программы используются следующие формы контроля:

· Текущий контроль

· Промежуточный и итоговый контроль.

 

Текущий контроль осуществляется на протяжении всего периода обучения и проводится в счет аудиторного времени. На каждом занятии проводится рефлексия и является обязательной частью обучающего процесса.

Варианты приёмов рефлексии, используемых на занятии: «Смайлики», «Лестница успеха», «Цветущая поляна», «Дерево с плодами».

 В процессе промежуточной оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестирование, викторины,  защита творческих работ, наблюдение).

В качестве итогового контроля выступает успешная постановка кукольного спектакля для участников школьной оздоровительной площадки.

В системе оценивания личностного развития и сформированности метапредметных  результатов у обучающихся используется диагностический инструментарий:

Методика Г.А. Цукерман "Рукавички"

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 7- 8 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу рисования;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

 

Лист наблюдения

 

Критерии

Пары   Продуктив- ность совместной деятельности Умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности Взаимопомощь по ходу рисования Эмоциональное отношение к совместной деятельности Уровень Коммуникативных навыков.              

 

Рефлексивное оценивание

«Лестница успеха» помогает обучающимся определить, на какой ступеньке он находится.  Лестница изображена на доске, ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку.

1 ступень – не понял новое знание, ничего не запомнил, много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился.

2,3 ступень – остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.

4 ступень – хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе допустил незначительную ошибку.

5 ступень – хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

 

«Дерево творчества». У детей в корзине цветы, плоды, зеленые и желтые листики. В конце занятия обучающиеся прикрепляют их на дерево:

плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

цветы – получилось почти все, дело прошло неплохо;

зеленые листики - не все получилось, но я старался;

желтые листики – не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

 

«Смайлики»

Педагог должен подготовить изображения смайликов, которые раздаются каждому ребенку. Это упражнение может иметь несколько видов.

В первом случае, используется изображение лиц, выражающих различные эмоции: радость, недовольство, грусть, удивление, восхищение. Дети должны выбрать тот смайлик, который будет отражать их ощущение от занятия или выполненного задания, оценивать участие в ходе изучения материала.

Второй вариант данного упражнения предполагает использование изображения лица, на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Каждому ребенку предлагается дорисовать эти элементы таким образом, чтобы выразить  эмоцию, отражающую ощущение от занятия, выполненной работы.

 

Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемые УУД: познавательные универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники.

На столах у детей лежат перевернутые листочки с рисунками. Объясняется задача: найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V). По команде педагога листочки переворачиваются и дети работают в течение 1 минуты. После команды стоп, работа прекращается, листочки переворачиваются обратно.

Оценка результатов теста:

Высокий уровень - 8-10 отличий найдено

Средний уровень – 5-7 отличий найдено

Низкий уровень - 0-4 отличий найдено.

 

Методика «Ковёр» (Овчарова Р.)

Возраст: начальная школа

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и регулятивные

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  собственной;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

 

Педагог делит детей на произвольные команды по 4 человека, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один общий ковѐр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для детей являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме заранее).

Инструкция: Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо работать дружно и слаженно. Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут организоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково. По окончании работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один оцениваемый признак;

2. Средний уровень: на ковре присутствуют два из оцениваемых признаков.

3. Высокий уровень: наличие трѐх из оцениваемых признаков.

 

Таблица сформированности личностных и метапредметных результатов

№ уч-ся

 

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Высок уров. Средн уров Низк уров Высок уров.

Средн

уров

Низк уров Высок уров. Средн уров Низк уров Высок уров. Средн уров Низк уров
           

 

           
           

 

           
           

 

           
                           

 

 

Театральный кроссворд -2.

              Вопросы.

             По горизонтали:

        Что отдаляет зрителей от кулис? 

        Главный герой кукольного театра России.

         Профессия человека, работающего над куклой.

         Приспособление для управления куклами-марионетками.

           Что по Станиславскому является продолжением вешалки?

               По вертикали:                                                         

          Главный герой итальянского кукольного театра.

          Какой герой сказки А.Толстого продал «Азбуку» и купил билет в  

          кукольный театр?

          Как называются куклы, управляемые на веревках?

Перечень основных терминов

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Актер - деятельный, действующий (акт- действие).

Афиша- объявление о представлении.

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих (посуда, оружие, украшение)

Декоратор - занимается оформлением спектакля. Рисует декорации. Декорации - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене.

Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.

Зритель - тот, кто наблюдает происходящее со стороны.

Импровизация - это умение без подготовки говорить на любую тему.

Кукловод - актер кукольного театра, управляющий куклами.

Кукольный театр - театр, в котором ставят спектакли при помощи кукол. Перчаточная кукла- это самая простая кукла. Основа куклы-перчатка. Головку куклы делают из разных материалов: папье-маше, поролона, пенопласта, пластилина, бумажных цилиндров и другого материала. Кисти рук - очень важная деталь, их делают из такого же материала, что и головку.

К перчатке крепятся головка и руки.

Режиссер- управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актеру по ходу действия спектакля.

Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля.

Репертуар - пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени. Роль - образ актера в спектакле.

Спектакль- произведение сценического искусства.

Сцена - часть театра, место основного театрального действия.

Сценарист- человек, который пишет сценарий для спектакля, расписывает роли.

Театр – место для зрелищ.

Ширма - перегородка, за которой находятся кукловоды.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

 

 

Приложение 2

Театральные игры-имитации

Насос и мяч

Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разбиваются на пары. Один из пары исполняет роль Насоса, а другой — Мяча. Мяч перед началом упражнения сидит на коленях, с опущенными руками и головой, выглядит обмякшим, вялым (сдутым). Насос начинает имитировать надувание Мяча, который наполняется воздухом и постепенно встает с колен, расправляя руки и поднимая голову. Одновременно меняется и выражение его лица (от крайне грустного до веселого). Далее дети могут поменяться ролями.

Баскетболист и мяч

Игра на организацию взаимодействия в парах и развитие актерских качеств. Дети разделяются на пары. Один из пары исполняет роль Баскетболиста, а другой — Мяча. Мяч сидит на корточках. Баскетболист кладет руку на голову сидящему и начинает делать движения, имитирующие ведение баскетбольного мяча. Задача сидящего ребенка: прыгая на корточках, попасть в ритм и такт движения баскетболиста. Игра продолжается одну-две минуты. Далее дети могут поменяться ролями.

Возраст учащихся: 7-10 лет

Трудоёмкость программы: 12 часов

                                                                                           

                                                                             

                                                                                       

                                                                                  

                                                                                   

 

                                                        Автор - составитель: Свенцицкая Инна Францевна,

                                                 педагог дополнительного образования

 

                                                             

 

 

п. Ростовка - 2019 г.

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Кукольный театр » является программой художественной направленности,  по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - групповой, по времени реализации – краткосрочной.

Актуальность программы

В настоящее время возникает потребность продуктивного использования каникулярного времени в интересах творческого, интеллектуального, физического, эмоционального развития личности ребенка. Каждый человек в жизни стремится раскрыть себя, богатство своей личности в отношениях с людьми, с окружающим миром, стать неповторимым, оригинальным, востребованным. Знакомство с театром кукол и постановка мини-спектаклей адаптированных русских народных сказок может стать одним из интереснейших способов познания мира для ребенка младшего школьного возраста и одной из наиболее эффективных форм, позволяющей реализовать методы обучения, ориентированные на ненавязчивое «погружение» детей в творческую, познавательную и учебную деятельность.

В программе «Кукольный театр» запланирована тематическая краткосрочная творческая деятельность кукольного театра для организации отдыха и оздоровления детей на время каникул в условиях летней оздоровительной площадки.

Кукольный театр доставляет детям много радости и создаёт у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение. Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Адресат программы

Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Оптимальное количество обучающихся в группе: 12-15 человек.

Режим занятий.

Занятия проводятся  2 раза в неделю по 2 часа, итого 12 часов.

Формы обучения

Для развития мотивации и организации полноценного досуга предполагается целесообразное использование форм работы с обучающимися в соответствии с их возрастными особенностями. Для младшего школьного возраста наиболее актуальной формой является игра. Использование театральных игр даёт возможность для максимального раскрепощения, проявления своей индивидуальности, способствует лучшему усвоению знаний и общему развитию обучающихся. Кроме того, в программе используются:

- виртуальная экскурсия, на которой младшие школьники познакомятся с историей кукольного театра;

- творческая мастерская по изготовлению декораций и кукольных персонажей;

- тренинг, на котором обучающиеся тренируют голос, речь, выполняют речевую и дыхательную гимнастику;

- репетиция пьесы - специфическая форма работы для данного вида деятельности, кропотливая подготовка к публичному выступлению.

Использование разнообразных форм даёт возможность сделать образовательный процесс интересным и познавательным.

Условия набора детей в группу: особых условий и требований для посещения занятий нет, поэтому принимаются все дети, которые проявляют интерес.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, создание атмосферы позитивного сотрудничества средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

  1. Расширить и обогатить представления младших школьников о кукольном театре, сформировать общие понятия.
  2. Познакомить с различными видами кукол, их конструкцией и способами управления.
  3. Формировать коммуникативную и речевую культуру детей посредством включения их в совместную продуктивную деятельность.
  4. Развивать познавательный интерес и мотивацию обучающихся к театральному кукольному искусству и кукле как к совершенно особой форме художественно – образного мышления.
  5. Развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, память, внимание в процессе игрового взаимодействия.
  6. Создать условия для развития творческих способностей обучающихся и формирования навыков творческой деятельности.
  7. Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, чувства ответственности, эмоциональной отзывчивости при изготовлении кукольных персонажей, декораций и подготовке к постановке пьесы.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявят интерес к кукольному театральному искусству;

- проявят активность, доброжелательность, ответственность во время сотрудничества со сверстниками в различных видах творческой и игровой деятельности.

Метапредметные:

- смогут   последовательно  осуществлять свои действия  в соответствии с поставленной задачей и плану работы:

- смогут контролировать  и оценивать процесс и  результат своей деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- смогут применять красивую, правильную, чёткую, звучную речь как средство полноценного общения и при постановке кукольного спектакля;

- смогут выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях;

- смогут осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения творческих заданий;

Предметные:

- узнают основные сведения об истории появления кукольного театра, различных видах кукол и технологию их изготовления;

- смогут изготавливать пальчиковые и перчаточные куклы, управлять ими за ширм


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.