Декларация независимости США — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Декларация независимости США

2019-11-18 125
Декларация независимости США 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Памятники права

Законы Хаммурапи

 

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности,

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку.

Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети, урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной.

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако, замужняя женщина не была бесправна.

Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.

Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона. Основными видами наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам, Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Значение:

§ Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).

§ Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.

§ Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

 

Законы Ману

1-е столетие до н.э. – составлены законы Ману. Это свод этико – религиозн. предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Написаны в виде двустиший в 1-2 вв. до н.э.

1) Описано деление общества на варны и обязанности варн

Дваждырожденные:

Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.

Брахманы — самая старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники. Обладали исключительными привилегиями, освобождались от всех повинностей и телесных наказаний.

Кшатрии — вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.

Обязанность: охранять подданных, совершать жертвоприношение, изучать веды.

Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.

Обязанность: пасти скот, разбираться в стоимости товаров, преумножать свою собственность.

Шудры — слуги, наёмные рабочие.

Обязанность: обслуживать высшие варны.

2) Способы приобретения имущества (7):

-для всех – наследование, дар, покупка;

- для кшатриев – завоевание;

- для вайшьи – растовщичество, исполнение работы;

- для брахманов – получение приношений.

3) Семейные отношения: муж обладал исключительной властью, мог инициировать развод, взять в дом вторую жену (наложницу), если жена была бездетна.

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

4) Основной вид собственности – земля. Собственник мог: продать, подарить,заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – Рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность – отнесено к наихудшему их пороков. Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак – х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества».

5) Уголовное право – разные санкции для разных варн. Не только в земной, но и в загробной жизни.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

Царю предписывается использование следующих видов наказаний:

заточение (ниродхана),

заковывание в цепи (бандха) и

различные виды телесных наказаний (вадха).

К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Если преступление совершено против представителя высшей варны, то наказание – членовредительство, если низшей – штраф.

6) Суд и процесс

Судоразбирательство производилось от имени царя. сущ. высший суд, в котор. входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в низших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показ –я. Суд имел состязательн. хар–р, истец должен был сам привести ответчика. К показ–ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии

Свидетели имели разную «цену»: представителю высшей варны судья должен был больше верить.

Значение: законы позволяли брахманам переделать форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в деспотизм, опирающийся на войско и духовенство.

 

3. Законы ΧΙΙ таблиц

 

Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали

сферу семейных и

наследственных отношений,

содержали нормы, относящиеся к займовым операциям,

к уголовным преступлениям.

Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима.

 

Законы двенадцати таблиц сохранились только в отрывках.

Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистраты-патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено.

1. В "Законах XII таблиц" было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 и 1/3 процента в год. Однако патриции добились включения в текст законов ряда пунктов, ущемляющих права плебеев: их браки с патрициями запрещались, закреплялся институт клиентелы, выгодный прежде всего патрицианским родам.

1) Все вещи в Риме делились на

манципируемые - res mancipi и

неманципируемые - res пес mancipi.

К первым относились земля, здания, рабочий скот, рабы, те вещи, которые составляли самую основу хозяйствования (средства труда и орудия производства).

Ко второй категории были отнесены все остальные вещи.

Так для отчуждения (продажи, дарения, залога) вещей res mancipi нужно было совершить сложную процедуру- манципацию (от слова манус - рука, господство над вещью).

Если вещь res mancipi приобретена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то право собственности оставалось у продавца. Последний мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собственности, востребовать вещь обратно.

2) Сервитут - право на чужую вещь. Собственники земельных участков вынуждены были терпеть прогон через участок соседского скота на водопой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.

3) Обязательственное право.

Самым распространенным договором был договор займа. Он заключался через манципацию (5 свидетелей, весодержатель, произнесение формул). Необходимость манципации по договору займа объясняется тем, что право собственности на занимаемые вещи всегда переходят к займополучателю (должнику), так как вещи в этом договоре всегда определены родовыми признаками (деньги, зерно, мука и др.).

Если у должника оказалось несколько кредиторов, то закон предписывал должника разрубить на части. «Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину», - говорили Законы XII таблиц.

Законы XII таблиц знали обязательства, вытекающие не только из договоров, но и правонарушений - деликтов. Деликты могли быть направлены как против личности (причинение телесных повреждений), так и против имущества лица (вещь уничтожена или повреждена). Потерпевший от деликта и правонарушитель становятся сторонами в гражданском процессе. Одна из сторон имеет право требовать от другой возместить причиненный ущерб. Закон предоставлял им возможность помириться.

Кража в Риме не была уголовно наказуемым деянием, а рассматривалась как деликт. Такой деликт назывался «фортумом» (fortum). Законы XII таблиц разрешали потерпевшему убить всякого ночного вора и вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор избивался и отдавался потерпевшему в рабство.

4) Семейное право.

Во главе многочисленной римской семьи находился домовладыка (pater famileas). Семья звучала по-латински «фамилия», и домовладыка имел над всеми членами семьи право жизни и смерти, т.е. ту же власть, что и над вещами.

По воле мужа жена обязана была покинуть дом и брачные отношения прекращались. В действительности рядом с домовладыкой чуть ли не на равной степени уважения в семье была мать семейства (mater famileas). На ней лежало управление всем домом. Отец, распоряжавшийся детьми и рабами как домашней утварью, имевший право над жизнью и смертью новорожденного, преклонялся перед могущественной властью материнской любви. Брачная жизнь охранялась законом. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья какое бы общественное положение они ни занимали, не имели никакой собственности. Все совершенные им сделки считались законными, если они совершены с согласия домовладыки и в его интересах.

Все лица, живущие под властью pater famileas (жена, сыновья, снохи, внуки, правнуки, братья) объединялись общим названием агнаты. Эта связь была больше юридической, чем кровной.

Все другие родственники, ушедшие из-под власти домовладыки, а это главным образом, вышедшие замуж дочери, внучки, назывались когнатами. Всякая юридическая связь между ними прекращалась. Ущедшие из-под власти домовладыки теряли право на наследство.

В древности существовало две формы заключения брака. Брак совершался путем религиозного обряда в присутствии жреца, свидетелей и сопровождался церемонией вкушения брачащимися особых лепешек.

Вторая форма заключения брака представляла собой покупку невесты с соблюдением всех формальностей, предусмотренных при покупке вещи res mancipi (манципация).

Обе эти формы влекли за собой брак сит тапи («кум ману») при полной власти мужа над женой. Все ее имущество переходит в распоряжение мужа.

Большее распространение в Риме получила новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство супругов. Такой брак назывался sine manu («сине ману») и в нем не было власти мужа над женой в юридическом смысле. Каждый из супругов мог прервать брачные узы. Такой брак следовало возобновлять ежегодно, а для этого жена должна была уходить от мужа на трое суток. В противном случае брак превращался в cum manu. Все расходы по содержанию семьи лежали на муже.

Развод (divortium) в Риме был явлением обыкновенным и не преследовался законом. Жена при разводе получала свое приданое.

5) Наследственное право. В случае отсутствия завещания все сыновья, состоявшие под властью отца, получали равную долю имущества. А если сын умирал, то его доля переходила его сыновьям, т.е. внукам наследодателя. Наследовали только агнаты. Когда же их не было, то все имущество переходило к брату умершего. А если не было наследников, то имущество считалось вымороченным, общей собственностью всех граждан.

Развитие имущественных отношений привело к необходимости наряду с законной формой завещания установить и наследование по завещанию.

6) Уголовное право. Законы XII таблиц содержали сравнительно малый перечень уголовно наказуемых деяний.

Прежде всего считалось преступным деяние, направленное против государства и общественного строя. Произвол был велик при выборе наказания. Государственные преступления, такие как измена, трусость на поле боя, оказание помощи врагу и др. наиболее тяжкие воинские преступления карались смертной казнью.

Весьма суровы нормы XII таблиц, которые касаются посягательств на частную собственность. Если будет доказано, что преступление совершено по неосторожности, виновный обязан возместить ущерб. Уже во времена Законов XII таблиц римское право знало юридические категории умысла и неосторожности, связывая с тем и другим различные степени ответственности.

Право предоставляло преступнику апеллировать в центуриатные собрания. Ему предоставляли возможность избежать наказания добровольным изгнанием. Он мог покинуть Рим до того, как выскажется последняя центурия. Покидая Рим, он терял права гражданина и все свое имущество.

Жизнь рабов находилась во власти их господ. Однако совершенное рабом преступление впоследствии стали рассматривать римские суды, и они выносили наказание. Раб не имел права на защиту, права обжаловать приговор. Наказание рабов были исключительно жестоки. Там, где свободный человек отделывался ударами палки, раба истязали бичом или заковывали в цепи на всю жизнь. Приговоренного к смерти раба подвергали распятию на кресте.

7) Суд и процесс. Легисакционный процесс: состоял он из двух стадий: «ин юре» (in jure) и «ин юдицио» (in judicio). На первой стадии претензии одной стороны к другой рассматривались претором. К претору сторона обращалась в том случае, когда она не имела права обратиться с иском в суд по причине того, что у нее не было права собственности на оспариваемую вещь. Цель это стадии – определение правового характера возникшего спора.

На второй стадии судья рассматривал дело по существу и объявлял устное решение, которое нельзя было оспорить.

Значение: "Законы XII таблиц" определили дальнейшее развитие римского права и способствовали консолидации римского общества, его экономическому и военному укреплению. Все последующие законы являлись отражением борьбы патрициев и плебеев и результатом компромисса между интересами тех и других.

 

Салическая правда»

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. - последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.

Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе, развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.

По своему типу гос-во франков – раннефеодальная монархия. С элементами старой общинной организации и учреждения племенной демократии. Демокатия, т.к. возникла в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессу разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Хар-но: многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), и незавершенность процесса создание основных кругов феод. общества.

Земля:

- земля (аллод) – всей родовой общине;

- поле, сад, огород – раздельное использование;

- частная собственность на зеслю – дарение, покупка у римлян, захват незанятой земли;

- прекарий 9 аренда земли);

- бенефиций (после реформы Карла Мартелла) – условное держание земли (служба, повинности).

Обязательственное право:

- купля-продажа (кроме земли),

- мена,

- займ (регламентирован порядок истребования долга),

- дарение.

Наследство:

- женщины не могли наследовать землю (только с 7 века);

- нет наследования по завещанию,

- аффатомия (46 титул).

Семейное право:

- согласие родит. на брак;

- свободный + раб – нельзя;

- приданое – собственность жены;

- господство мужа над женой, отца над детьми;

- развод по инициативе мужа без вины жены – оставяет жене и детям все имущество;

- женится на вдове – должен заплатить деньги родным первого мужа.

Уголовное право:

- преступление – действие, наносящее физический, материальный, моральный ущерб;

- субъект – все слои населения (разные наказания);

- групповой субъект;

- субъективная стор. - только за умышленное преступление;

- объект. сторона – наказ. только действие, бездействие ненаказуемо;

- объект преступления – жизнь, здоровье, честь, собственность; порядок управления).

Значение: несмотря на крайнюю фрагментарность правового регулирования, как акт консолидирующего характера оказала значительное влияние на становление немецкого права. Хотя после распада Франкского государства Салическая правда утратила своё значение, закреплённое в ней правило об отстранении женщин от наследования недвижимости сыграло важную роль в разрешении французских династических кризисов XIV века, став юридическим обоснованием салической системы престолонаследия.

 

Великая хартия вольностей»

В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но с успехом могли противостоять королевской власти.

При Иоанне Безземельном (1199– 1216)борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны — дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством.

Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Папа Римский отлучил Иона от церкви, что означало отсутствие у него власти. Папа Римский объявил его лишенным престола. Иоанн стал вассалом Папы Римского, а Англия – леном папского престола. Иоанн обязался выплачивать Папе Римскому ежегодную дань – 1000 фунтов.

Недовольство вызывали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям.

В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей.

Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I, однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.

Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших движение.

Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями.

Король не имел права требовать от вступавшего в наследство молодого барона больше установленного в феодальном договоре платежа — рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами.

Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в Королевскую курию.

Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями.

Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь:

- при выкупе короля из плена,

- при посвящении в рыцари его старшего сына,

- в связи со свадьбой старшей дочери от первого брака.

 

Вместе с тем некоторые постановления Хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

В отношении рыцарей в Хартии было предусмотрено обещание баронов не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большем размере, чем тот, который следует по обычаю. Хартия подтверждала древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, вести торговлю без каких-либо стеснений.

В Хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов.

Свободным крестьянам было обещано не обременять их непосильными поборами, не разорять штрафами.

 

6. "Саксонское зерцало"

«Саксонское Зерцало» – старейший правовой сборник Германии. Его составил между 1221 и 1225/1235 годами Эйке фон Репков, т.е. Эйке из Репкова – юрист, принадлежащий к рыцарскому сословию. Труд Эйке должен был, по замыслу автора, зеркально отражать право саксов. «Саксонское Зерцало» – это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии

Основным источником права Германии был обычай. В XIII в. предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются "Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало". "Саксонское зерцало" состояло из 2х частей:

1) земское право, регул. гражд., угол., процессуальные и гос.-правовые отнош. между свободными гражд. шеффенского сословия, и

2) "ленное право", регул. отнош. вассалитета между феодалами. Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Германии.

Характеризуя источники Саксонского зерцала, необходимо выявить в нем следы заимствования римского права, проследив формы взаимодействия последнего с так называемым «Земским правом».

Термин двойной или «расщепленной» собственности. Согласно этой теории единое право собственности было расщеплено на каждой ступени феодальной лестницы между сеньором и вассалом.

Различие, установленное памятником, между благородными (freie Herren) и неблагородными, но юридически свободными.

Ггруппы населения: как чиншевики, арендаторы, министериалы, крестьяне-общинники и пр. Результатом анализа должен стать вывод об опосредовании феодальными отношениями сословной структуры саксонского (германского) общества.

 

Взаимосвязь норм процессуального права с нормами материального права, что в самом памятнике прослеживается достаточно четко.

Судебная власть в условиях феодализма не отделима от владения землей и представляет собой род вещного права. Другая особенность суда заключена в особой структуре судебной власти, копирующей структуру феодального общества, его лестницы.

Опираясь на традиционное уважение к праву и осуждая широкую практику его нарушения грубой силой крупных и мелких феодальных хищников, Эйке проводит в «Саксонском зерцале» идею безусловной нерушимости права, мысль о всеобщей подчиненности праву. Король вслед за избранием должен торжественно присягнуть в том, что он будет верен государству, будет укреплять правду и карать неправду, защ ищ ать интересьі государства, как он только сможет и будет в силах (ЗП III 54 § 2). «Саксонское зерцало» во многих своих положениях решительно настаивает на правовой обязанности короля, князей, графов и всех должностных лиц творить добро для подданных, обеспечивать для них мир, благосостояние и справедливость, разумеется согласно понятиям того времени. Одним из важнейших элементов такого понимания права у Эйке фон Репкова является принципиальное отклонение всякой несвободы.

Другие положения, направленные на ограничение феодального произвола: усиление охраны личности от насилия, грабежа и других форм явной несправедливости, в том числе социальной.

Например: если господин прогоняет слугу, он должен уплатить ему полную плату; наследник хозяйства, вступая в наследство, обязан в первую очередь выплатить слугам и работникам заработанные ими; человеку, по ошибке снявшему урожай с чужого участка, полагая, что эта земля его или его господина, но не присвоившему этот урожай, следует уплатить за работу; не следует изгонять из имения родившихся в нем людей; нельзя наказывать слабоумных и умалишенных, подвергать беременную женщину смертной казни или увечащим наказаниям или, если она овдовела, удалять ее из хозяйства (имения) мужа до рождения ребенка; обвиняемый (ответчик), не знающий немецкого языка, имеет право на то, чтобы его обвиняли на его родном языке, а в противном случае может отказаться от участия в процессе; сын не отвечает за преступления, совершенные отцом; применение ордалий (испытаний водой, раскаленным железом и т. п.) ограничивается случаями, в которых другого пути к решению дела не имеется; отказ от прежнего излишнего формализма в процессе; ограничение произвола крупных феодалов по отношению к мелким и всех феодалов по отношению к крестьянам и иному «неблагородному» населению и др.

Золотая булла»

С конца XI в. в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена "Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV.

Законодательный акт Священной Римской империи, принятый имперским рейхстагом в 1356 году; самый известный из документов, называвшихся «Золотая булла». Разработана канцелярией Карла IV Люксембурга, утверждена на имперских собраниях в Нюрнберге (янв. 1356) и Меце (дек. 1356). Назв. получила в 15 в. по золотой печати, скреплявшей оригинал. З. б. устанавливала независимый от папы Римского порядок избрания герм. королей коллегией из 7 курфюрстов (архиепископами Майнца, Трира и Кёльна, королём Чехии, Рейнским пфальцграфом, герцогом Саксонии и маркграфом Бранденбурга) и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому. Кроме того, булла запрещала разделение территорий курфюршеств. Она установила также ранги и обязанности курфюрстов, неделимость их титулов и земель, закрепила за ними права на высший суд, разработку недр, чеканку монеты, взимание таможенной пошлины.

Текст документа, составленный <


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.