Дубовской – лучший пейзажист своего времени? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Дубовской – лучший пейзажист своего времени?

2019-11-18 205
Дубовской – лучший пейзажист своего времени? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда группа, состоящая из четырнадцати художников, покинула стены Академии, выражая таким образом протест против правил проведения конкурса на большую золотую медаль, Дубовской был ещё ребёнком. Но в 1881 году он повторил этот «бунт», бросив это учебное заведение, несмотря на серьёзные достижения в обучении: за четыре года занятий Дубовской уже получил четыре малые серебряные медали за свои картины, мог претендовать на большую золотую медаль, как, впрочем, и на поездку в Италию по «пенсиону». Дальнейшие занятия живописью художник организовывал сам, учителем его стала сама природа.

На картине К. Костанди «У больного товарища» 1884 года изображён и Дубовской, он сидит на стуле. Сюжет взят из жизни – при смерти находился художник Козьма Кудрявцев, которого пришли поддержать друзья. Вскоре после того, как картина была завершена, Кудрявцев умер.

 

Тогда на свет появились те пейзажи, с которых началась, пожалуй, история успеха и признания Дубовского как выдающегося пейзажиста – «Перед грозой», «После дождя». Эти работы художник отправил на выставку Общества поощрения художников, получив за них премии.

В 1884 году Дубовской впервые принял участие в выставке передвижников, представив на суд зрителей, помимо прочих своих картин, «Зиму».

Эта работа не могла остаться незамеченной: свежесть красок, точность передачи света, то настроение, которое создавала картина у стоявших перед ней зрителей, приковывали к ней внимание и критиков, и художников, и коллекционеров. Павел Третьяков, выразив намерение купить «Зиму» для своей коллекции, заплатил за неё Дубовскому пятьсот рублей – против семидесяти пяти, заявленных первоначально художником в качестве цены за работу.

В работах Дубовского критики усматривали не только влияние сильнейших мастеров пейзажа того времени – Алексея Саврасова, Архипа Куинджи – но и собственное тонкое восприятие художником природы, способность чувствовать её связь с человеком, с его внутренними переживаниями.

Владимир Стасов, критик, очень высоко ценил творчество Дубовского.

Выставки передвижников станут для Дубовского главным способом общения с публикой, за свою жизнь он отправит на них сотни своих работ. Уже в восьмидесятых годах художник стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, и в дальнейшем непростая и противоречивая история этой организации будет тесно связана с именем Дубовского, который исповедовал её идеалы и принципы до самого конца жизни. Он стремился быть честным перед собой и искусством и служить народу – и это находило отклик в сердцах современников Дубовского, среди горячих поклонников его творчества был не только меценат Третьяков, но и многие художники, в первую очередь – Илья Репин.

На репинской даче под Петербургом Николай Дубовской проводил много времени за этюдами, работая на пленэре. Художника приглашал в свой дом в Кисловодске и один из руководителей Товарищества передвижников Николай Ярошенко. Дубовской много путешествовал, он побывал в разных уголках России и Европы, многократно посещал Италию, Грецию, Швейцарию и Францию, ездил в Турцию.

 

             «Ночь на южном берегу»                                        «Озеро Ладога»

 

Важной, знаковой его работой стала картина под названием «Притихло», написанная в 1890 году. Художник создал её по этюдам, которые написал у Белого моря. «Притихло» – это демонстрация одновременно величественного и тревожного великолепия природы, тишины, предшествующей разгулу надвигающейся стихии. Глядя на картину, трудно не испытывать чувство собственной незначительности, ничтожности перед лицом сил природы.

Эту работу сразу же на выставке приобрёл император Александр III, отправив её в Зимний дворец. Картина, таким образом, оказалась недоступна для широкой публики. Тогда Павел Третьяков заказал Дубовскому повторение, и вторая версия «Притихло» понравилась меценату даже больше, чем оригинальное произведение. Сейчас обе картины экспонируются соответственно в Русском музее в Санкт-Петербурге и в московской Третьяковской галерее.
Новые мотивы, появившиеся в картине «Притихло», стали основными и в последующих работах художника. Произведения Дубовского производили сильный эффект, несмотря на то, что их главным наполнением были тишина и даже пустота. «Тихий вечер», «На Волге», «Море. Парусники» – эти и другие картины написаны на простой сюжет, лаконичны, и всё же задерживают взгляд на продолжительное время и находят отклик в душе зрителя.

Это и были те самые «пейзажи настроения», произведения, что позже будут выделены в отдельное направление пейзажной живописи. Дубовской точно подметил это свойство природы, когда взор человека воспринимает в первую очередь то, что оказывается близко его душевному состоянию. Такими он и создавал свои пейзажи – они становились словно зеркалом, в котором каждый мог увидеть своё, сокровенное.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.