Вопрос 68. Понятие, принципы и цели систематизации законодательства. Учет нормативных правовых актов. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос 68. Понятие, принципы и цели систематизации законодательства. Учет нормативных правовых актов.

2019-11-18 955
Вопрос 68. Понятие, принципы и цели систематизации законодательства. Учет нормативных правовых актов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упорядочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, её отраслях и подотраслях.

Систематизация законодательства должна основываться на следующих общетеоретических принципах. 1) законности; 2) научности; 3) всеохватности; 4) единовременности; 5) нормативности; 6) системности (поэтапности); 7) профессионализма.

 

· Принцип законности означает строгое и неуклонное следование в процессе систематизации Конституции Российской Федерации, федеральным законам. Официальная систематизация не может быть свободна от правовой регламентации, она не может противоречить действующим принципам и нормам права.

К сожалению, в настоящее время состояние нормативноправового регулирования систематизации законодательства в Российской Федерации и ее субъектах характеризуется отсутствием общей концепции института систематизации и стихийностью правотворчества в этой сфере.

· Принцип научности предполагает, во-первых, четкое планирование, подчинение процесса систематизации определенному плану, решение вопросов о направлениях и способах систематизации, выделении среди них основных, главных; во-вторых, использование в процессе систематизации знаний социально-экономической, политической и иной обстановки в стране; в-третьих, использование опыта правотворчества и систематизации законодательства.

· Принцип всеохватности заключается в том, что систематизацией должна быть охвачена вся совокупность норм права и каждая имеющаяся норма права должна занять свое место в нормативном правовом акте, а нормативный правовой акт, в свою очередь, должен занять четко определенное положение среди других нормативных правовых актов.

· Принцип единовременности процесса систематизации предполагает последующее включение в систему правовых актов вновь созданных нормативных правовых актов.

Задачи систематизации должны решаться уже на стадии подготовки проектов правовых актов. В этот период должно быть определено место разрабатываемого проекта правового акта в системе законодательства, подготовлены и внесены вместе с проектом перечни нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу или изменению в связи с принятием нового правового акта. Единовременность процесса систематизации состоит в том, чтобы весь обновленный систематизированный массив правовых актов заработал одновременно.

· Принцип нормативности предполагает, что предложения о признании утратившими силу полностью или частично выявленных в процессе систематизации правовых актов, противоречащих действующему законодательству; фактически утративших свое значение, но формально не отмененных; потерявших свое значение в связи с признанием утратившими силу либо отменой основных правовых актов, необходимо вносить в установленном порядке. Это, в свою очередь, означает, что принятие (издание) таких правовых актов может осуществляться только управомоченными субъектами права по основаниям, предусмотренным законодательством, с соблюдением установленной процедуры подготовки и принятия правовых актов.

· Принцип системности (поэтапности) означает, что процесс систематизации законодательства, происходящий в рамках определенной системы (схемы), неизбежно разбивается на ряд этапов, различных по своим задачам, объему и протяженности по времени:

1) инвентаризацию и учет созданного нормативного массива;

2) ревизию законодательства;

3) разрешение вопроса о критериях отбора нормативного материала, в зависимости от целей систематизации; регистрацию отобранного нормативного материала в хронологической последовательности;

4) дифференциацию материала, т. е. освобождение от правовых актов временного значения и однократного действия; правовых актов о признании утратившими силу ранее принятых (изданных) правовых актов, если в них не устанавливается новых норм; правовых актов с определенными в них сроками действия, истекшими и не продленными; правовых актов, формально не отмененных, но фактически полностью утративших силу по различным основаниям; правовых актов персонального характера и др.;

5) внешнюю обработку нормативного материала, т. е. исключение из текста нормативного правового акта вводных и заключительных частей, не содержащих нормативных положений, и других положений, не имеющих нормативного характера; статей (пунктов) о признании нормативных правовых актов или отдельных их положений утратившими силу; статей (пунктов) временного, однократного действия и т. п.;

6) выявление противоречий, дублирования, пробелов и разработку в целях их устранения актов систематизации законодательства;

7) составление собраний (сводов) законодательства;

8) издание и поддержание в действующем состоянии собраний (сводов) законодательства.

· Принцип профессионализма проявляется в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех этапах систематизации законодательства. Это должны быть профессионалы своего дела, обладающие специальными знаниями, широкой эрудицией, опытом правотворческой деятельности и систематизации законодательства. Квалификация и профессионализм специалистов, осуществляющих систематизацию, должны обеспечиваться государственной системой подготовки и усовершенствования кадров в сфере юриспруденции, научно-методическим обеспечением данного вида деятельности

Цели:

1. Создание стройной системы НПА, удобной для использования,

2. Устранение устаревших и неэффективных норм права,

3. Разрешение юридических коллизий,

4. Ликвидация пробелов и

5. Обновление законодательства.

Целью систематизации является не только упорядочение имеющихся норм права, но и их обновление. В результате систематизации устраняются противоречия между нормами права, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, другие систематизированные правовые акты, собрания законодательства.

Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Следует различать две разновидности учета правовых актов:

· официальный. Официальный учет ведут юридические службы государственных органов. Всероссийский учет законодательства (как федерального, так и субъектов РФ) ведется Государственно- правовым управлением Президента РФ, где создан эталонный банк данных всех нормативных актах РФ — Федеральный регистр. Суды высших инстанций, Прокуратура РФ ведут учет актов, ими принимаемых. Та же работа проводится органами субъектов РФ;

· неофициальный. Различным организациям и частным лицам всеобъемлющий учет не под силу, поэтому они «подгоняют» его объем под свои нужды. Однако учет своих корпоративных актов проводится ими в полном объеме.

Способы учета могут быть различными. Перечислим их:

ü картотеки — самый простой способ учета. Информация, занесенная на карточки, призвана облегчить получение знаний об актах, обеспечить их прямой отбор и возможность возвращения актов обратно, а также новое их извлечение. Карточки расположены в определенном порядке. На них указывается орган, издавший акт, его наименование, дата принятия и т. п.;

ü сброшюрованные папки. Этот способ применим при очень небольшом объеме правовых актов (скорее, для домашнего пользования, причем не юристами). В данном случае акты располагаются в определенном порядке в особых папках;

ü журналы. В них всего лишь фиксируются реквизиты правовых актов по разработанной схеме;

ü информационно-поисковые системы по праву.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.