Вопрос 1. Объект и предмет теории государства и права — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Вопрос 1. Объект и предмет теории государства и права

2019-11-18 158
Вопрос 1. Объект и предмет теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос2. Методология теории государства и права как науки

Методология теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении ТГП используются следующие методы:

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.

- Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

- Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

- Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

- Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

- Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.

- Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

- Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.

- Кибернетический метод - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

- Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

- Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

- Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

Кроме методов в рамках методологии выделяют принципы научного познания – основополагающие начала, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки, принципы:

- Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

- Принцип объективности означает стремление получения максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов сводится к минимуму.

- Принцип универсальности - ТГП изучает общие закономерности развития государства и права, без относительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформированные в рамках ТГП, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена любая реально существующая государственно-правовая система.

- Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, школ, концепций, возможно отстаивающих различные точки зрения.

Вопрос 9. Функции права

 — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

В юридической науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения, то можно сделать вывод, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

А) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

Б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

В) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

Г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

А) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

Б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

В) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

Г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

Вопрос 10. Соотношение права и морали.

 Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. Наряду с общими чертами между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:

1) мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство;

2) нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например, органов местного самоуправления).

Вопрос 33. Правовой закон.

 Правовой закон – властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный государством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы. Для современного общества понятие и концепция П. з. являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов и действий государственно-политических институтов, с одной стороны, и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан, с другой. Наиболее простая и абстрактная формула П. з. представлена дефиницией "Правовой закон есть закон, созданный и функционирующий по праву".

Закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

(Следует отметить, что слово «право» — исконно русское, обозначающее правду, праведность, истину, справедливость, правдивость, правоту. Термин «закон», скорее всего, внедрился с христианской религией.)

На данной точке зрения остановимся более подробно. С понятием правового закона и его отождествлением с нравом трудно не согласиться. Но в связи с этим возникают вопросы. Каков критерий правовых законов! Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя?

Пытаясь решить эту проблему или хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, исследователи нередко обращаются к различным моральным категориям - справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется как «нормативно закрепленная справедливость».

Однако данные моральные категории субъективны и не могут рассматриваться в качестве четкого критерия разграничения правовых и неправовых законов.

В качестве одного из критериев определения правового закона еще в конце XIX — начале XX в. в отечественной и зарубежной литературе предлагалась «общая воля», т. е воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные акты следовало причислять к разряду неправовых.

Данная постановка вопроса, несомненно, заслуживает одобрения и внимания. Вместе с тем она вызывает вопросы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное, обоснованность и эффективность использования критерия «общая воля». Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе «общая воля» или ее там пет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие «общую волю», а в других — не отражающие ее?

К этому следует добавить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна. Например, российские законы о приватизации, о налогах, о земле вызывают целый спектр разноречивых мнений в обществе.

Таким образом, абсолютные критерии определения правового закона найти трудно. Однако в демократическом государстве существует механизм признания закона в качестве правового или неправового. Он именуется конституционным контролем. Суть его состоит в том, что конституция любой страны должна воплощать общепринятые в этой стране представления о справедливости, равенстве, свободе. Таким образом, априорно признается, что конституция — это правовой закон. Л все другие законы могут быть проверены на соответствие конституции или, что то же самое, на соответствие праву. Если закон не соответствует конституции, то считается неправовым и отменяется.

Существует еще одно средство оценки правовой природы закона. Чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым. Это можно выяснить опросом общественного мнения, а в некоторых случаях и провести референдум.

При оценке правовой природы закона следует иметь в виду еще некоторые обстоятельства:

· на стадии подготовки и принятия закона его правовая или неправовая природа может только предполагаться. Выявляется же она в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей;

· один и тот же закон может быть правовым и неправовым на различных исторических этапах развития общества;

· оценка закона как правового и отношение к нему в значительной степени зависят от общей и правовой культуры общества. Каково само общество, таковы и его представления о праве и справедливости. С повышением уровня культуры изменяются и критерии, отделяющие правовой закон от неправового.

Признаки правового закона:

· Обладает высшей юридической силой

· Выражает и закрепляет объективированную в праве меру свободы людей и устанавливает меру должностного поведения (обязанности)

· Воплощает принцип формального равенства

· Содержит такие элементы права как нравственность, справедливость, гуманизм

· Является необходимой составной частью объективного складывающегося в обществе права

 

Вопрос 36. Нормативизм

Нормативизм -правовая доктрина, рассматривающая право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, как бы в "чистом виде" (отсюда Н. также называют "чистой теорией права").

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Идея закона, выраженная в разных формах – это центральное звено нормативиской теории.

Взяв за основу в своих рассуждениях нормативное содержание права, обеспеченное возможностью государственного принуждения, нормативисты видели в праве исключительно регулятивно-нормативную систему. Они «очищали» право от политического содержания, сводили основные теоретические построения к утверждениям о системности права, иерархии норм, вплоть до выявления основной нормы права, закрепленной в конституции.

Нормативисты всегда подвергались и подвергаются критике за якобы апологетику созданного государством позитивного (положительного, объективного) права, в котором не всегда присутствуют начала разума, морали и иных социальных ценностей.

Основные идеи нормативистской теории права:

ü право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах;

ü нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;

ü нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

ü само право и его реализация обеспечивается в необходимых случаях принудительной силой государства;

ü от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

До стоинства нормативистской теории права:

· фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на общеобязательность права, его связь с государством;

· обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;

· обеспечивает формальную определенность права, четко обозначает права и обязанности субъектов;

· верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

· нормативность, органически связанная с формальной определенностью права, существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

· признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки нормативистской теории права:

· увлеченность формальной стороной права, что влечет за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

· преувеличение роли государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

 

Понятие правоотношений.

 Понятие правоотношений (или правовых отношений) означает тот вид общественных отношений, которые регулируютсяправовыми нормами.

Правоотношения – это основной элемент всех отраслей права, которые, в свою очередь, являются основным элементом системы права (наравне с нормами права и институтами права).

Люди постоянно вступают в различные виды отношений, некоторые из которых подвергаются юридическому воздействию, так как подлежат правовому регулированию. Именно такие социальные отношения и переходят в категорию правовых отношений.

 

Говоря о правоотношениях, необходимо упомянуть о таком понятии, как юридический факт. Юридический факт – это какое-либо жизненное обстоятельство, основа возникновения правоотношений. Существует два вида юридических фактов:

События. Ситуации, возникающие независимо от воли человека (например, стихийное бедствие), сам факт которого подразумевает какие-либо юридические действия (социальная помощь пострадавшим).

Действия. Ситуации, возникающие по воле человека и имеющие ту или иную юридическую характеристику:

Правомерные действия – юридические акты (заключение брака, исковое заявление) и юридические поступки(изобретения, создание произведений литературы или искусства и т.д.);

Неправомерные действия – это правонарушения, подразумевающие неблагоприятные юридические последствия.

 

К признакам правоотношения можно отнести следующие:

1. Правоотношение - это отношение общественное, то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.

2. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения (а также изменения и прекращения), а следовательно - одной из важнейших предпосылок существования правоотношений (наряду с субъектами права и юридическими фактами).

3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов.

4. В целом правоотношениям свойственно такое качество, как определенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве), так и односторонней (правоотношение собственности).

5. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, они связаны с государственной волей, выраженной в праве; во-вторых - с индивидуальной волей, поскольку правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников (психологический механизм действия права). Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.

6. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и охраняются.

С учетом названных качеств правоотношение можно определить как охраняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, участники которого связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Содержание правоотношений

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Субъективные права и юридические обязанности — это как бы две стороны одной медали: они взаимонаправлены, корреспондируют друг другу, не могут существовать друг без друга.

Субъективное право — это мера возможного или дозволенного поведения.

В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного: материальный, духовный, семейный, политический или иной. Именно в этом состоит для управомоченного ценность субъективного права. Дозволенное поведение хотя и зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания, но имеет рамки. Поэтому мы для его характеристики и употребляем слово «мера». Гражданин получает заработную плату в строго установленном размере, он может одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке, может по-лучить бесплатное высшее образование только один раз и др.

Юридическая обязанность — это мера необходимого или должного поведения.

Обязанность логически соответствует субъективному праву, на него направлена и осуществляется в интересах управомоченного (индивида, организации, государства в целом). Получается, что в правоотношении именно управомоченный является центральной фигурой. Без соответствующей обязанности субъективное право превратилось бы в фикцию. Обязанность определяется как должное поведение потому, что от выполнения ее нельзя отказаться, тогда как субъективным правом можно и не воспользоваться. Если гражданин, например, вступил в брак, то он не может настаивать, чтобы супруг выбрал его фамилию, поскольку обязан не препятствовать этому выбору.

Поступив на работу, работник не может решать, выполнять ли ему конкретную работу или нет, поскольку это теперь является его обязанностью. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными рамками. Требовать исполнения обязанности сверх установленной меры — произвол, беззаконие. Работник обязан выполнять работу, но не любую, а обусловленную при поступлении на работу, и не 24 часа в сутки, а не более 8 часов, если ему установлен нормальный рабочий день. Покупатель при купле-продаже обязан оплатить товар в обусловленном размере. Преступник обязан отбыть конкретный срок наказания. За нарушение юридических обязанностей наступает юридическая ответственность.

76.СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ — физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений. Субъект правоотношения — это его участник, сторона, т.е. Индивиды и организации, которые могут выступать участниками правоотношений, быть носителями прав и обязанностей. Поскольку под действие права так или иначе подпадают все те, кто потенциально обладает абстрактными правами и обязанностями, может выступать участником правоотношений. Взаимодействующие в правоотношении стороны именуются управомоченными и правообязанными. Очень часто каждый из участников правоотношений выступает одновременно управомоченной и обязанной стороной. Это характерно, к примеру, для гражданско-правовых договоров — купли-продажи, подряда, перевозки и др. При этом состав участников гражданского правоотношения может изменяться в силу правопреемства.Независимо от отраслевой принадлежности в праве выделяют две группы субъектов: 1) индивиды (физические лица) — граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и 2) организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и др.). Особой разновидностью организаций являются юридические лица.

77.ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ — материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей гражданских организаций, и по поводу которых субъекты права вступают в правовые отношения, осуществляют свои субъективные права и обязанности. Объект — это то, по поводу чего складываются правоотношения или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности, обязанности участников правоотношений. Люди вступают в правоотношения для того, чтобы удовлетворять свои интересы. Отсюда объектом правоотношения выступают разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять интересы управомоченного лица.

В качестве объектов правоотношений могут выступать:

1) вещи (материальные блага), в т.ч. Деньги, и ценные бумаги, иное имущество, а также и неимущественные права

2) нематериальные блага — жизнь и здоровье; достоинство личности, честь и доброе имя, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места жительства, право на имя и др.;

3) результаты творческой деятельности — произведения литературы, искусства, научные разработки, изобретения

4) действия субъектов. В гражданском праве действия в качестве объекта выступают в обязательственных отношениях, поведение, действия характеризуют объекты процессуальных отношений. Разновидностью действий являются услуги. Услуги могут выражаться в сугубо юридических актах поведения обязанного лица, могут воплощаться в материальных предметах — ремонт радиоаппаратуры и т.д.

5) ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, векселя, чеки, бездокументарные ценные бумаги, аттестат, диплом, удостоверение и др.).

6) субъективное право или право на благо (право наследования, право собственности, материальное обеспечение)

78.Юриди́ческий фа́кт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения[1].

Юридические факты, как правило, возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правового характера необходимо для их регулирования и упорядочивания.

Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.

Некоторые юридические факты (например, акты гражданского состояния) подлежат обязательной государственной регистрации.

Выделяют юридические факты:

-правообразующие

-правоизменяющие

-правопрекращающие

-правоподтверждающие (обоснованные факты)

-правовосстанавливающие

-правопрепятствующие

ФАКТИЧЕСКИЕ СОСТАВЫ (ЮРИДИЧЕСКИЕ).Совокупность юридических фактов называют юридическим составом и каждый юридический факт, входящий в юридический состав, имеет самостоятельное значение. Юридические составы подразделяются на простые и сложные. Простые — это те юридические составы, юридические факты которых могут быть в любой последовательности. В сложных юридических составах осуществление юридических фактов происходит в особой последовательности. Примером сложного юридического состава может послужить — договор, заключённый на основе административного акта. Для возникновения и существования данного юридического состава необходимы эти два элемента, причём административный акт, в обязательном порядке предшествует заключению договора. Большое развитие этот вид состава получил в СССР, при планово-административной системе. Другим примером является комбинация аукциона и договора, заключённого на основе результата проведённого аукциона.

79.Применение права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуациям и индивидуально определенным лицам.Необходимость в применении норм права может быть обусловлена различными обстоятельствами, возникающими в общественной жизни. Прежде всего правоприменительная деятельность неизбежна в случае совершения правонарушения, поскольку необходимо определить меру наказания виновному. Актом применения права в данном случае является приговор суда, постановление начальника милиции, приказ директора предприятия и т.п.

Кроме того, необходимость в применении права возникает и в случае неисполнения кем-либо своих обязанностей в добровольном порядке. Так, если родитель не исполняет обязанности по содержанию детей, с него приказом или решением суда могут быть взысканы алименты.

Наряду с этим правоприменение востребовано в тех ситуациях, когда оно способствует более полной реализации принадлежащих физическим и юридическим лицам прав. Решением суда можно истребовать имущество из незаконного владения, определить место жительства ребенка у одного из родителей, провести пересчет долей в наследственном имуществе и т.п.

СТАДИИ применения права:

-Первая стадия правоприменительной деятельности - установление фактических обстоятельств дела, которые образуют основу применения права.

-Вторая стадия правоприменительной деятельности - выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

-Третья стадия правоприменительной деятельности- принятие и вынесение решения. Она завершает процесс применения права. Субъект правоприменения проверяет, полно ли исследованы обстоятельства дела, достаточна ли их совокупность для принятия законного, достоверного решения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

80.Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА:

- Простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

- Сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права.

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

- использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, т.е. В осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;

- исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. В обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

- соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, т.е. Обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.

Вопрос 1. Объект и предмет теории государства и права

Объектом теории государства и права являются два общественных феномена - государство и право. Объект теории государства и права двуединен. С одной стороны, государство не может существовать без права, поскольку в нормах права закрепляются права и обязанности подданных или граждан, принципы создания и функционирования органов государственной власти, основы организации политической, экономической и духовной сфер жизни общества. С другой стороны нормы права не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений без правотворческой деятельности государства, придающий нормам права характер государственно-властного предписания и опирающейся на возможность государственного принуждения. Итак, объект науки- это некая абстрактная целостность, изучаемая многими науками.

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства к права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

–общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

-юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

–общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значимые дня прогрессивного преобразования общественной жизни.

1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.

Теория государс


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.