Годы жизни: 5 апреля 1946 года — 11 июня 1961 года — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Годы жизни: 5 апреля 1946 года — 11 июня 1961 года

2019-11-18 118
Годы жизни: 5 апреля 1946 года — 11 июня 1961 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семья

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Он был четвертым, предпоследним, ребенком в семье. Его отец Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий был поляком, искренне верующим католиком, как писал впоследствии святитель Лука, он часто бывал в костеле, молился дома. И при этом не препятствовал тому, чтобы его русская жена воспитывала детей в православной вере. В своих воспоминаниях святитель Лука писал, что его мать Мария Дмитриевна Кудрина была очень набожной женщиной и много молилась.

Юность. Первый опыт врача хирурга

Через некоторое время семья переехала в Киев. Здесь, после окончания гимназии, Валентину пришлось выбирать, кем быть: художником или врачом. И к тому, и к другому поприщу у него были явные способности. После некоторых метаний – первый раз экзамены на медицинский факультет Киевского университета он провалил, собрался поступать в Академию художеств, но экзамена держать не стал, слушал некоторое время лекции на юридическом, брал частные уроки рисования – молодой человек решает, что живопись не принесет человечеству столько же пользы, сколько медицина.

В 1898 году он все-таки поступает на медицинский факультет. Юность, период поиска своего пути ознаменовался для Валентина Феликсовича еще и увлечением толстовством. Он отказался от бытовых удобств, ездил в деревню, чтобы косить вместе с мужиками сено, и всерьез намеревался перебраться в Ясную Поляну, под присмотр наставника. Правда, после прочтения трактата Толстого «В чем моя вера?», в учении разочаровался.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 г.

Студентом Валентин был очень хорошим. Он стремился овладеть знаниями с единственной целью: лечить простой народ. Выпускные экзамены были успешно пройдены, и студенты обсуждали свои дальнейшие планы. Все ожидали, что Валентин Феликсович будет устраивать карьеру в столице, но он удивил всех неожиданным признанием, что намерен быть простым, «мужицким» врачом. Позже он сам писал об этом:

Когда все мы получили дипломы, товарищи по курсу спросили меня, чем я намерен заняться. Когда я ответил, что намерен быть земским врачом, они с широко открытыми глазами сказали: «Как, Вы будете
земским врачом?! Ведь Вы ученый по призванию!» Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям.

Вскоре он начинает трудиться в госпитале Красного Креста хирургом. А в начале русско-японской войны вместе с госпиталем отправился к театру боевых действий и был назначен заведующим хирургическим отделением. Именно здесь будущий святитель столкнулся впервые с тем, что в тогдашней медицине отсутствовали представления о гнойных заболеваниях в хирургии, а так же крайне слабо были разработаны методы анестезии и обезболивания.

Полезные материалы

Здесь же, в Чите, Валентин впервые увидел Анну Ланскую, которая трудилась в госпитале хирургической сестрой. Это была очень добрая, кроткая, верующая девушка. Они обвенчались.

Земский врач Войно-Ясенецкий

Начинающий доктор и его супруга совершили многолетнее странствие по России. Симбирская, Курская,Черкасская, Саратовская, Владимирская губернии – всюду энергичный доктор занимался организацией больничных мест, профилактикой инфекционных болезней, организацией обучения для своих коллег, созданием профильных библиотек для них, и принимал больных, оперировал, оперировал… Он никогда не делал разницы между бедным и богатым пациентом, между мужиком и представителем привилегированного класса. Из-за этого у него иногда даже возникали сложности с представителями власти.

В этот период он начал работать над докторской диссертацией посвященной регионарной анестезии.

Доктор Валентин Феликсович в операционной

Смерть супруги

В 1915 году в Санкт-Петербурге была напечатана монография «Регионарная анестезия», материалом для которой послужили наблюдения в госпитале и в больницах. В ней Валентин Феликсович излагал созданную им методику местной анестезии, основанную на том, что временно блокируется нерв, передающий сигнал боли от оперируемого органа. В 1916 году диссертация была защищена, и Войно-Ясенецкому была присвоена степень доктора медицинских наук. Рукопись была напечатана и моментально раскуплена. Свт. Лука так писал об этом в своей автобиографии «Я полюбил страдание..»:

За свою диссертацию я получил от Варшавского университета крупную премию имени Хойнацкого в девятьсот рублей золотом, предназначавшуюся «за лучшие сочинения, пролагающие новый путь в
медицине». Однако денег этих мне не пришлось получить, потому что книга была напечатана небольшим тиражом, только в семьсот пятьдесят экземпляров, и быстро распродана в книжных магазинах, куда я
неосторожно разослал их, и я не мог представить в Варшавский университет требуемого количества экземпляров.

Постоянные переезды, сложные условия, недостаток средств сказались на состоянии супруги доктора. Она заболела, и муж диагностировал у нее чахотку. К тому времени у них было уже четыре ребенка. Валентин Феликсович написал заявку о переводе в Ташкент. Он надеялся, что горячий и сухой воздух Средней Азии окажется благотворным для жены. В 1917 году семья перебралась в Ташкент.

В 1919 году здесь случился антибольшевистский бунт, который был разгромлен. за этим последовали аресты. В числе других был схвачен и Войно-Ясенецкий. В этот раз его быстро выпустили, однако, арест мужа тяжело сказался на здоровье Анны, она умирала.

Супруг неотлучно находился рядом с ней, в предсмертные часы вводил ей для облегчения мук морфий. А когда она умерла, сам читал над ее телом Псалтирь.

Принятие священнического сана

Уход из жизни любимой супруги стал толчком для нового этапа духовной жизни Валентина Феликсовича. До сих пор он был просто добрым, хорошим человеком, христианином. Теперь же стал активно принимать участие в жизни епархии, часто бывать в церкви. Коллеги обратили внимание на то, что перед началом операции доктор Войно-Ясенецкий теперь обязательно осеняет крестом себя, своих помощников и больного, независимо от того, христианин это или иноверец из местных жителей. Когда ему как-то указали, что перед ним татарин, он ответил: «Религии разные, Бог един!».

Утрата любимой женщины не сломила врача. Он, как и раньше, неустанно оперировал, читал лекции на медицинском факультете, где заведовал одной из кафедр.

Деятельное участие в епархиальной жизни не прошло мимо внимания священноначалия. Валентину Феликсовичу предложили стать священником. Это были времена жестокого гонения на религию, тем не менее, доктор не колеблясь, принял это предложение. Вначале его посвятили в чтеца, иподиакона, потом – в диакона. В день Сретения в 1921 году произошло рукоположение в иереи. С этого дня доктор приходил на занятия в университете и на работу в госпиталь в священнической одежде – в рясе и с крестом. В операционной он поместил икону Богородицы, а перед каждой операцией совершалась молитва.

Годы гонений

Первая ссылка

Все это происходило в период активной антицерковной пропаганды, которая велась правительством большевиков, не скрывавших своей цели – уничтожения церкви и религии и повсеместного насаждения атеизма. Одновременно с этим в церковной среде развивалось движение обновленчества, сторонники которого призывали к компромиссу с властью. Отец Валентин с первых дней своего пасторского служения вступил на борьбу и с обновленчеством, и с государственным атеизмом.

В 1921 году в столице Туркестана грянул революционный суд по делу «врачей-вредителей», которые, как говорили, не оказали помощь раненым красноармейцам, доставленным из Бухары. Поскольку раненых прибыло очень много, в первую очередь занялись самыми тяжелыми. А тех, у кого травмы были полегче, оставили до утра. Отец Валентин на этом процессе выступал в качестве эксперта. У него произошел любопытный диалог с государственным обвинителем Петерсом. Петерс спросил его: «Вот вы верите в Бога, а разве вы его видели?». На это отец Валентин ответил:

«Бога я действительно не видел. Но проводя хирургические операции на мозге, я не видел так же и ума, и совести».

Этот атеистический вопрос, как такой образованный человек может верить в Бога, преследовал святителя всю жизнь. А для самого святителя такого противоречия в мировоззрении не было. Как ученый человек он изучал тайны и загадки человеческого организма, постигая все более, какую премудрость и красоту заложил Бог в Свое творение.

Обвиняемых во вредительстве медиков удалось спасти от расстрела.

Вскоре в Туркестане было создано высшее церковное управление, которое вынуждало всех священнослужителей перейти в обновленческое движение. В это тяжелый период именно отец Валентин сплотил вокруг себя противников раскола церкви.

В 1923 году состоялся монашеский постриг под именем Лука. Это имя взято не случайно: апостол Лука согласно традиции, исцелял людей и был живописцем. Вскоре отец Лука был назначен архиереем, и встал во главе Туркестанской епархии. Не прошло месяца после этого события, как епископ Лука был арестован. Его и священников, арестованных вместе с ним, обвиняли в саботировании распоряжений местной власти, агитации и возбуждении бунтов и т.п. Сидя в тюрьме, епископ Лука завершил первую часть «Очерков гнойной хирургии», который до нашего времени остается основополагающим пособием в этой области медицины.

Согласно приговору епископа выслали в Нарымский край. Когда он уезжал из Ташкента, прихожане ложились на рельсы, чтобы не дать поезду уехать, и только вмешательство самого ссыльного священника заставило людей подняться.

В начале 1924 года владыка Лука прибыл в Енисейск, на место своей ссылки. Здесь он начал прием пациентов. Богослужения он проводил у себя в доме, чтобы не входить в обновленческие храмы. За период первой ссылки владыке несколько раз меняли пункт пребывания. Из Енисейска он был переведен в деревню Хая, затем – в Туруханск, после – в заполярную деревню Плахино.

И всюду он продолжал исполнять свой архиерейский и врачебный долг: боролся с обновленчеством, и его проповеди имели живой отклик у паствы, и лечил больных. В Туруханской больнице он был единственным врачом, и местная власть вынуждена была смотреть сквозь пальцы на то, что он молится перед началом операций, и дает благословение своим пациентам.

Тем временем в медицинских журналах России и за рубежом выходят статьи доктора Войно-Ясенецкого.

В 1925 году ссылка была прекращена, и владыка смог вернуться в Туркестан.

Вторая ссылка

По возвращении владыку не взяли на работу ни в госпиталь, ни на кафедру медицинского факультета. Он занялся частной практикой: лечил больных, которых приводили ему его добровольные помощники.

В 1929 году против епископа Луки было возбуждено фантастическое дело. Его обвинили в соучастии в убийстве доктора Михайловского. Бедный доктор никак не желал примириться с уходом из жизни своего сына. Он занимался экспериментами по оживлению мертвой материи. В результате «исследований» он повредился в уме и покончил с собой.

Его супруга бросилась к епископу Луке, умоляя дать свидетельство о том, что ее муж лишился рассудка. Иначе его бы не смогли отпеть и похоронить как христианина. Владыка дал свидетельство. ОГПУ возбудил дело об убийстве. Якобы жена Михайловского, подстрекаемая епископом Лукой, убила мужа, чтобы помешать опытам, которые посрамят религию.

Тем временем, была одобрена рукопись «Очерков гнойной хирургии», которую доктор Войно-Ясенецкий направил в медицинское издательство. Последние доработки рукописи профессор завершил там же, где и начал: в тюрьме.

По приговору арестант направился на Север: в город Котлас, а затем – в Архангельск. Здесь он так же принимал и лечил больных.

Ссылка продлилась до 1933 года. Тогда же были опубликованы, «Очерки гнойной хирургии», которые приобрели известность у врачей во всем мире.

Интересный факт

Труд «Очерки гнойной хирургии» стал неоценимым вкладом в развитие медицины и до сих пор является учебным пособием в медицинских вузах.

Владыка приехал в Ташкент, вновь начал вести прием больных, оперировать. Этому не помешала даже болезнь, которая завершилась слепотой на один глаз.

Третья ссылка

Вновь владыка Лука был арестован в 1937 году. Он обвинялся в недовольстве советской властью, пораженческих взглядах, а так же во вредительстве – убийстве пациентов, и в работе на вражескую разведку. Вынуждая его сознаться, следователи применили к владыке изощренную пытку: допрос методом «конвейера». Следователи сменяли один другого, а подследственному не давали возможности сомкнуть глаз ни на минуту.

Священника, которому к тому времени было уже 60 лет, с подорванным здоровьем, заставляли часами стоять, обливали холодной водой. У него начались галлюцинации, сознание мутилось. Это длилось 13 суток. Подследственный объявил голодовку и упорно отрицал свою вину. Начался новый виток истязаний. И, наконец, мучители добились своего: дойдя до полного изнеможения и утратив возможность контролировать себя, подследственный подписал признание в участии в антисоветском заговоре.

Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год

Дело велось два года. Приговор был доведен до сведения осужденного в начале 1940 года: его ссылали в Сибирь под Красноярск. Здесь он продолжил свою врачебную деятельность в районной больнице. Когда на СССР напала гитлеровская Германия, Войно-Ясенецкий немедленно обратился к Калинину с телеграммой, в которой указывал на то, что как практикующий врач с огромным опытом, он мог бы быть полезен армии:

Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука.

Епископа назначили главным хирургом одного из эвакогоспиталей. Раненые поступали ежедневно, работы было очень много. Владыка иногда оперировал по четыре раза в день.

В 1942 году он получил сан архиепископа, и поручение управлять Красноярской епархией.

Награды, всеобщее признание Архиепископа Луки

Как известно, в период войны отношение Советского государства к церкви стало более терпимым. Людям была нужна духовная опора, и понимая это, правительство позволяло открыть храмы. В 1943 году в селе Николаевка открылась небольшая церковь, где архиепископ смог, наконец, служить.

До 1944 года он жил в Красноярске, много оперировал и совершал богослужения. Среди населения владыка пользовался большим уважением. Как отмечали его современники, ни в одном эвакогоспитале не было такого высокого процента выздоровевших и вернувшихся в строй бойцов. Когда владыка входил в какое-либо помещение, где было много народа, все вставали, независимо от того, были это верующие или неверующие люди, военные или гражданские.

В 1943 году он, с позволения властей, ездил в столицу для участия в Поместном Соборе. Владыка был избран членом Священного Синода. Правда, от этой чести владыке пришлось отказаться через некоторое время. Дорога из Красноярска занимала тогда несколько недель, и это не могло не сказаться на работе в госпитале. Тем не менее, владыка оставался активным участником общественной, церковной жизни страны. Его статьи, посвященные теме борьбы с фашизмом и защите родной земли, публиковались в «Журнале Московской Патриархии».

Вскоре здоровье архиепископа ухудшилось настолько, что он вынужден был просить о переводе его в европейскую часть России. Местные власти всячески старались удержать его в Красноярске, предоставили хорошую квартира, и даже возможность знакомиться с новейшей медицинской литературой.

В 1944 году госпиталь был переведен в Тамбов. Вместе с ним выехал на европейскую территорию России и архиепископ Лука. Не прерывая трудов в госпитале, он принял руководство Тамбовской кафедрой. Архиепископ Лука много проповедовал, его проповеди записывались и распространялись среди населения. Его усилиями в епархии было открыто более двух десятков приходов.

Возобновление церковной жизни потребовало новых священнослужителей, и он рукополагал прихожан в иереи, а так же разработал чин покаяния для обновленческих священников, пожелавших вернуться в лоно Московского Патриархата. Кроме того, владыка возродил архиерейский хор. Среди важнейших заслуг архиепископа Луки в это время – сбор средств для танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. Верующие собрали для этой цели более 250000 рублей.

В этот период владыка Лука был удостоен наград:

· 1945 г. — главная награда архиерея – право ношения на клобуке бриллиантового креста за проповедническую и общественную деятельность;

· 1945 г. медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»;

· 1946 г. профессор Войно-Ясенецкий стал лауреатом Сталинской премии первой степени за разработку новейших хирургических методов лечения.

Интересный факт

Святитель Лука стал единственным священником, который был удостоен этой награды. Премия составляла 200 тысяч рублей, и больше половины этой суммы свт. Лука отдал на нужды детей, оставшихся без родителей.

Диплом лауреата сталинской премии


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.