Страницы школьной летописи 30-х годов. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Страницы школьной летописи 30-х годов.

2019-11-18 223
Страницы школьной летописи 30-х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не просто восстановить страницы школьной летописи далеких 30-годов прошлого века. Во-первых, нет уже в живых тех, о ком мы пишем, и, во-вторых, время неумолимо стирает все, что было, в памяти тех, кто повстречался во временном пространстве с первыми выпускниками школы и соприкасался с их судьбами. И лишь документальные свидетельства: письма, воспоминания, архивные материалы, фотографии, пожелтевшие от времени газетные публикации – остаются немыми очевидцами тех событий.

Дата, от которой исчисляет свое начало Тарногская школа, - это 1 октября 1919 года. Судя по этой дате в 2019 году наше образовательное учреждение будет отмечать свое столетие. Серьезный юбилей! И потому в рамках этого юбилея мы попытаемся восстановить школьные события обыкновенного и необыкновенного класса – выпускного, 10-го, год выпуска 1938. 

Среднее образование в Тарногской школе было введено в 1935 году. Первым директором средней школы был Воронцов Иван Васильевич, учитель истории. Тогда наши выпускники учились в 8 классе. К тому времени ребята подружились и поддерживали друг друга во всем. Хотя собрались в этом школьном коллективе дети из разных мест нашего района. Четыре человека из Ромашева, столько же из Шевдениц (деревни Алферовская, Юрьевская, Слуда, Демидовская), трое юношей из Верховья, один из Долговиц и лишь Ульяновский Авенир из Тарногского Городка. Работая над темой нашего исследования, в декабре 2012 – январе 2013 года мы обратились к родственникам выпускников 1938 года за информацией о последних годах бывших учеников школы. К сожалению, оказалось, что в живых уже нет никого, за исключением Поклонцева Н. А. (о нем данных мы еще не получили). Последним ушел из жизни Дружининский Николай Александрович, проживающий до момента смерти в городе Пушкино. Как сообщил его сын, Александр Николаевич, Николай Александрович скончался в марте 2012 года. В 2010 году (по словам Ольги Ивановны, дочери,) умер Тарханов Иван Ефимович в Санкт- Петербурге. Немного раньше ушел из жизни Вячеславов Федор Павлович в Калининграде (точной даты его смерти мы не знаем). В 2001 году не стало Чахутина Михаила Федоровича.

Несмотря на эти скорбные даты, выпускники 1938 года останутся для сегодняшних и последующих поколений юных тарножан такими же молодыми, как на той школьной фотографии. Тогда, в 30-е года, они были обыкновенными мальчишками и девчонками, и им очень хотелось учиться. По воспоминаниям выпускницы 1939 года, Елены Павловны Величутиной (Шабановой), это было голодное, но счастливое время. «Ни о каких столовых, буфетах мы не слышали, - рассказывает она при встрече в Вологде 8 января 2013 года,- да и денег не было: наши родители за свою работу получали не деньги, а трудодни. Положим несколько картошин да 5-6 пирожков из отрубей в рюкзак (это был продовольственный запас на неделю)– и пешком за 10 километров в школу. Общежития вначале не было. Жили на квартире то в Вахневе, то в Злобино, то на Николаевской Выставке. Утром хозяева садятся завтракать, а ты бежишь в школу голодная: пироги съедали быстро. Вот так мы и учились». А. М. Меньшикова, бывшая учительница Заборской школы, в своих воспоминаниях пишет о себе и своей подруге Нюре Решетниковой, выпускнице 1938 года: «Мы закончили 2 класса Ваймешевской начальной школы, и нас родители больше не отпустили учиться. Мы пряли, молотили и работали в колхозе 4 года, а потом узнали, что в Тарноге открылась средняя школа. Мы ушли и сказали, что закончили начальную школу. Соврали! Но это была святая ложь, нам так хотелось учиться! Общежития не было, ютились то в здании редакции, то милиции, то РОНО. Когда появилось общежитие – двухэтажное, на улице Пограничной, – стали жить там, хотя там не было ни воспитателя, ни технички. О питании и речи не могло быть… Картошку варили в котелках, которые сделали сами на уроках труда, в них кипятили и воду. О чае и сахаре тоже не знали. В комнате жили 12-15 человек, спали на топчанах, а потом появились деревянные кровати. Это казалось роскошью. Постельная принадлежность была своя. Она состояла из соломенного тюфяка, такой же подушки. А одеяло имели далеко не все. Мы даже не знали, что бывают простыни и пододеяльники. Но мы были веселы и рады тому, что учимся».

Хотя учиться было нелегко: не хватало учебников, тетрадей, писали кто на чем. А. В. Решетникова (Шабанова) вспоминает в своем письме: «Мы занимались в двухэтажном здании школы, там было и волостное правление, поэтому на чердаке валялись пачки исписанных бумаг, но среди этой макулатуры можно было найти и чистые листы, на которых мы и писали со всем старанием и классные, и домашние работы. Ручки были перьевые, чернила делали сами из сажи, очень ценились карандаши». Нам очень повезло: мы можем держать в руках учебники, по которым учились наши первые выпускники, а также тетради с записями, выполненными правильным, каллиграфическим почерком. Эти тетради принадлежали Рыжковой Капе, одной из лучших учениц класса. По предложению А. А. Угрюмова, в классе проводились дни повышенной успеваемости по пятницам. В этот день никто не должен был получить ни одной посредственной оценки. Было трудно, но на помощь ребятам приходили сами учителя. К ним можно было обратиться в любое время. Проводились смотры тетрадей на чистоту записей в них и на грамотность.

По словам М. Ф. Чахутина, выпускника 1938 года, все в классе учились хорошо, в основном на «4» и «5», в классном журнале посредственные оценки встречались редко. Все 13 человек достойно сдали экзамены и получили документы об окончании школы, которые позволили каждому поступить в высшее учебное заведение. Просматривая, например, аттестат Чахутина М. Ф., мы констатируем, что из 14 школьных предметов результаты по 9 предметам оценены высшим баллом (оч. хорошо). В документах по окончании школы в то время ставились отметки и за дисциплинированность, и за участие в общественной работе (в данном документе - оч. хорошо). Нужно сказать, что, перелистывая Книгу приказов по школе, мы не нашли ни одного замечания ни одному ученику данного класса, в то время как объявление выговора, предупреждения учащимся других классов встречались постоянно: время было такое, строгое. В документе по истории школы мы читаем: «Немалое место в учебном плане занимали уроки сельского хозяйства и труда в мастерских. Ученики часто ходили в колхозы на практику: очищали зерно ручными валиками, составляли рационы кормления коров, работали на весеннем севе, осенью – на уборке урожая».

В общественной жизни школы все учащиеся первого выпускного класса показывали пример во всем. Чахутин Михаил Федорович на вечере встречи выпускников довоенных и военных лет рассказывал: «Класс наш был дружным, организованным, с педагогическим уклоном. В классе была взаимопомощь, сами выпускали классные и школьные стенгазеты, с концертами выезжали в сельскую местность. Все ученики нашего класса принимали участие в спортивных соревнованиях, военных играх (девочки были сандружинницами, а мальчики - участниками боев).

В старших классах все стали комсомольцами. В газете «Бригадир» от 27 ноября 1937 года в статье «Школьный комсомол 30-х годов» говорится следующее: «В комсомольской организации Тарногской средней школы состояли не только ученики, но и учителя. Дел хватало на всех, брались за них охотно, у комсомольцев не было привычки отлынивать от поручений. Да, правду сказать, и сделать это было невозможно, так как спрос тогда был оперативным и строгим: чуть заленился, так и с комсомольским билетом распрощаешься». Комсомольцы 10 класса, как и все остальные, включились в соревнования к Ленинским дням (апрель 1938 года). В апрельском номере газеты «Бригадир» были напечатаны их обязательства: «Мы обязуемся иметь следующие показатели: 1.Успеваемость – 100%. 2. Посещаемость – 100%.3. Не иметь ни одного случая нарушения труддисциплины и т. д. (Всего 6 пунктов)». Комсомольцы первого выпуска активно участвовали в многочисленных добровольных обществах: в обществе содействия авиации и химии – Осоавиахиме, в обществе «Долой неграмотность!» - ОДН, в обществе «Друг детей» - ОДД, в Международной организации помощи борцам революции – МОПР, в Союзе воинствующих безбожников – СВБ. Эту информацию мы также нашли в одном из номеров газеты «Бригадир». Возглавлял ячейку ВЛКСМ в те годы учитель биологии Кичигин Николай Александрович. В газете «За большевистские колхозы» (1937 год) в рубрике «Жизнь комсомола» корреспондент А. Михина пишет о том, как проходило отчетно-комсомольское собрание в Тарногской средней школе, а именно: «На собрание явились 22 члена ВЛКСМ из 23. Собрание прошло при широко развернутой критике и самокритике недостатков работы комитета и комсомольцев. Ранее в этом коллективе критика была редким явлением. Комсомольцы-учащиеся 10 класса Поклонцев Николай и Наволочный Анастасий подвергли критике преподавание такого предмета, как физика, учителем-комсомолкой Булатовой. Сухость преподавания и отсутствие наглядных пособий изучение интересного предмета превратилось в схоластическую зубрежку. «Китайская стена между комсомольцами-учащимися и комсомольцами-учителями была сломана. В общешкольный комитет комсомола были выбраны самые лучшие, среди них – ученик 10 класса Чахутин Миша».

Комсомольская организация школы гордилась тем, что два наиболее активных члена ее из первого выпуска были приняты в кандидаты партии еще до окончания десятого класса.

В памяти выпускников многое из школьной жизни осталось в памяти. Они вспоминают, например, в своих письмах, как впервые услышали музыку по радио: «Это было в День Конституции в 1936 году. В нашем классе повесили черный репродуктор, принесли наушники. Послушать радио пришли люди из Вахневы, песков, Злобино. Слышимость была плохая, все сидели затаив дыхание. Кто принес в школу приемник – теперь и не помню»,- пишет Рахиль Булатова, выпускница 1939 года. Выпускники вспоминают различные случаи, которые происходили на уроках, как однажды положили бабочку в журнал, и учительница вздрогнула от неожиданности, как одна девочка оторвала крылышки у майского жука, и учитель, Жуков В. Л. поставил ей двойку по биологии и т. д. Наверное, это были своего рода тоже уроки, уроки жизни.

Но время школьной юности, как отмечают первые выпускники, как у любого поколения – это самая счастливая пора в жизни человека. Это первые робкие взгляды, первые свидания, первая любовь… «В эти годы мы часто собирались на школьные вечера. Пели, танцевали, играли в разные игры и начинали влюбляться. И во всех случаях мы бережно относились друг к другу, уважали человечность, искренность».

В 10 классе выпуска 1938 года началась дружба и двух будущих семейных пар: Капы Рыжковой и Миши Чахутина; Лизы Силинской и Коли Дружининского. В статье «Стала классом вся страна» М. Ф. Чахутин пишет: «Мы с Николаем Александровичем Дружининским как бы тезки по судьбе: оба женились на школьных подругах, оба рано овдовели». Действительно, Рыжкова (Чахутина) Капитолина Александровна умерла очень рано, в 1956 году, а Силинская (Дружининская) Елизавета Дмитриевна – в 1962.

По словам Е. П. Шабановой (Величутиной), выпускники 1938 и 1939 годов, 

будучи еще старшеклассниками, хорошо общались друг с другом, дружили. Силинский Павел, например, был влюблен в Клаву Кичигину и постоянно провожал ее до общежития на улице Пограничной, а Коля Поклонцев, самый красивый юноша в классе, ухаживал за Тамарой Чащиной. Но продолжения эти первые чувства, к сожалению, не имели: Паша Силинский уже в 1939 году был убит на финской войне (об этом говорилось выше), а Коля Поклонцев должен был жениться на жене брата, которого убили в годы Великой Отечественной войны, и воспитать его сына (таковы были законы их частной жизни). А Тамара вышла замуж за своего одноклассника Илью Каратаева без любви.            

Но класс выпуска 1938 года был, действительно, дружным, и этот факт вся последующая жизнь подтвердила, а именно: встречи одноклассников, которые происходили неоднократно. 1978 год – встреча первого и сорок первого выпусков. К тому времени в живых из 13 осталось лишь 7 человек. Встреча происходила в родной Тарногской школе (газета «Ленинец» от 9 сентября 1978 года). 1984 год… Одноклассники встретились в городе Пушкине под Ленинградом. «Три радостных, незабываемых дня вместе. Мы снова как бы пережили все этапы своей жизни: радость и трудность учебы в школе, молодой азарт души и силы в предвоенные и особенно в огненные годы войны и высокое напряжение во весь послевоенный период»,- пишет в статье «Стала классом вся страна» Чахутин М. Ф.(газета «Ленинец» от 25 мая 1985 года). 1986 год, октябрь…Встреча выпускников довоенных и военных лет Тарног-ской средней школы. Это было большое событие для всего района. На сцену Дома культуры поднимались выпускники 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 годов. «Нельзя без волнения слушать воспоминания о школьных годах, особенно тех людей, кто прошел горнило войны, пережил трудности в тылу и до сих пор не утратил самых светлых воспоминаний о школе, одноклассниках, учителях, - пишет корреспондент газеты «Ленинец» В. В. Вячеславова в статье «Связь поколений». - Какое воспитательное значение имеет эта встреча! Нынешние школьники соприкоснулись с живой историей своего родного края, смогли заглянуть в прошлое, узнать, как учились, чем жили их сверстники 48 лет назад». Выступая на этом вечере, А. А. Угрюмов, преподававший русский язык и литературу первым выпускникам, сказал буквально следующее: «Мы можем гордиться нашими учениками. Многие из них связали свою судьбу с армией, стали подполковниками, полковниками, генералами, есть среди них майоры, капитаны. Мы помним друг друга, сюда нас привели память и дружба. Мне хочется, чтобы вы не забывали школу. Встречайтесь чаще. Малая родина прекрасна, любите свою Родину».

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.