Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-11-11 | 89 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ПРЕДМЕТА
«Развитие речи»
Уровень образования - начальное общее
Срок реализации программы – 2 года
Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Сыктывкар
2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, программы формирования универсальных учебных действий.
Предмет «Развитие речи» входит в коррекционно-развивающую часть учебного плана.
Главной целью работы по развитию речи является формирование широкого арсенала языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности на основе специально организованной практики общения обучающихся с ТНР.
Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
|
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.
Тяжелые нарушения речи у обучающихся проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов и характеризуется несформированностью или недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой ее сторон и выраженных в различной степени тяжести. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются неверно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения или звукового сходства. Ученики стремятся изменять слова по родам,числам, падежам, лицам и временам, но ихпопытки словоизменения оказываютсячасто безуспешными. Многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми. При построении предложения ими грубо нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи, а затем и читаемого текста.
|
Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи происходит в процессе обучения очень медленно.
Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению.
На специальных уроках «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.
В учебном плане выделено по 2 часа учебного времени в коррекционно-развивающей области в 1 дополнительном и 2 классах.
1 дополнительный класс- 66 часов (2 часа в неделю);
1 класс – 66 часов (2 часа в неделю).
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
|
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результат ы освоения программы по «Развитию речи» оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания».
Основное содержание учебного предмета «Развитие речи»
Дополнительный класс (66 ч)
Работа над словом
Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения ориентировки детей в окружающей их обстановке, ознакомления с природным окружением, с некоторыми явлениями общественной жизни. Название предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Различение сходных предметов по существенным признакам, Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами "-ик", -"ек", «-к": столик, грибок, машинка); пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.п.), а также посредством предлогов В, НА, обозначающих местоположение, направление действия, перемещение; признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром). Личные и указательные местоимения (я, т ы, он, она, оно, этот, тот).
|
Работа над предложением
Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие.
Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и З-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои.
Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету, рисует дом).
Пространственные отношения, указывающие направление движения, перемещение предметов: существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос кудà? (п оложил в парту, на парту, под парту).
Местонахождение предметов: существительное в предложном падеже с предлогом В, НА и существительное в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос где?
Усвоение значений предлогов. Умение различать их между собой. Умение различать значения предлогов и правильно отвечать на вопросы где? и куда?
Принадлежность предмета: существительное в родительном падеже с предлогом У (у мамы, у Пети).
Отрицания: существительное в родительном падеже (нет книги). Орудия или средства действия: существительное в творительном падеже без предлога (рисует карандашом, вытирает тряпкой) Адресата действия: существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Пете).
Признаки действия наречие (Вова пишет красиво).
Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. Глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица, прошедшего времени. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? Что будет делать? со временем действия.
Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.
|
Связная речь
Понимание простейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всем учащимся, слов или фраз, необходимых в учебной или бытовой деятельности, типа: Покажите тетрадь. Достаньте учебник и т.д.
Различение побудительных и вопросительных обращений, типа: Возьми карандаш Взял карандаш?
Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с просьбой, вопросом.
Составление коротких диалогов по вопросам учителя с использованием изученных типов предложения. Понимание связного высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связного высказывания, состоящего из 2 - 3 предложений (с помощью учителя или коллективно).
Описание хорошо известных предметов и демонстрируемых действий по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 - 3 картины) и умения передать их содержание при помощи учителя.
Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.
Тематика для бесед
Наш класс, наша школа. Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, действия с ними. Правила поведения во время занятий и в свободное время.
Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя воспитателя. Речевой этикет (приветствие, обращение, прощание, просьба и т.д.). Знакомство со школою (экскурсия). Расположение классов и других помещений (спальни, столовой, раздевалки, спортивного зала и т.д.).
Режим дня. Правила личной гигиены. Названия частей тела, предметов ухода за телом.
Столовая. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания, некоторых блюд. Правила поведения за столом.
Спальня. Названия мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.
Осень. Характерные признаки осени (по мере их появления в данной местности): похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад, укорачивание светового дня, отлет птиц. Наблюдения за погодой.
Название, отличительные признаки, места произрастания некоторых (4-5) овощей, фруктов, ягод, наиболее распространенных в данной местности.
Домашние животные и их детеныши. Названия 3-4 животных и тех действий, которые они совершают. Уход за домашними животными.
Основные виды осенних работ на пришкольном участке, в саду, на огороде.
Экскурсий в лес, парк, в поле, на огород, в сад, на ферму.
Наш город (село). Название города (села), где живут дети, где находится школа. Различие между городом и селом. Знание основных достопримечательностей города (села) (наличие исторических памятников, памятников архитектуры, музеев и проч.). Отдельные сведения об истории города (села). Знание о наличии вблизи школы культурно-просветительских учреждений (театра, кинотеатра, клуба, библиотеки, стадиона и т.п.), их назначение; близлежащие промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают.
Транспорт. Автобус, машина легковая, грузовая, трамвай, троллейбус, метро. Названия основных профессий, связанных с транспортом: водитель (шофер), милиционер. Правила поведения в транспорте.
Улица. Правила, перехода через улицу, правила поведения на улице.
Зима. Характерные признаки зимы (по мере их появления в данной местности): дальнейшее похолодание, мороз, снежный покров, замерзание водоемов. Внешний вид растений зимой. Наблюдение за погодой.
Названия и отличительные признаки зимней одежды и обуви. Зимние развлечения детей. Зимние виды спорта. Труд людей зимой в городе и на селе.
Праздник елки. Название и описание 2-3 елочных игрушек (по форме, размеру, цвету, материалу, из которого они сделаны).
Зимующие птицы ближайшего окружения (воробей, ворона, голубь синица и т.п.), их названия; подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
Наш дом, моя семья. Состав семьи. Члены семьи, их имена, профессии. Употребление ласкательных имен членов семьи. Домашний труд взрослых, выполнение поручений детьми.
Игрушки. Название 3-4 игрушек, их назначение, описание некоторых игр.
Комнатные растения. Названия 3-4 комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями.
Праздник мамы. Изготовление простейших подарков для мамы, бабушки, сестры.
Весна. Характерные признаки весны (по мере их появления в данной местности): потепление, таяние снега, пробуждение почек и появление листьев на деревьях, зеленой травы, первых цветов, прилет птиц, удлинение светового дня. Наблюдение за природой.
Перелетные птицы. Название 3-4 перелетных птиц (ласточка, грач, скворец и т.д.). Строительство гнезд. Изготовление скворечников и дуплянок. Дикие животные и их детеныши. Названия и отличительные особенности 3-4 диких животных (заяц, лиса, медведь, волк и др.). Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадка растений, вскапывание грядок, клумб, посев семян овощей и цветов, укрывание их от заморозков. Труд людей весной в городе.
Названия 2-3 весенних цветов. Их сравнение по цвету, форме, размерам.
Экскурсии для наблюдений за весенними изменениями в природе, в зоопарк или лесничество.
Родная страна. Моя Родная страна – Россия. Столица России – Москва. Флаг России. Герб России. Гимн России. Эмблема родного города.
Здравствуй, лето! Характерные признаки лета: потепление, жара, полное распускание листьев, прогревание водоемов, большой световой день, грозы.
Летние цветы (2-3 названия). Их отличительные признаки. Насекомые (2-3 названия). Действия, которые они производят (летают, ползают, прыгают, жужжат и т.д.).
Летние развлечения детей (купание, загорание, сбор ягод, грибов и т.д.). Охрана окружающей среды.
ЯЗЫКОВЫЕ
Умение различать на слух и в самостоятельной речи грамматические формы слова.
Знание названий окружающих предметов, их качеств, повседневных действий. Умение их употреблять в составе собственного высказывания.
Умение образовывать новые слова суффиксальным способом (изученные формы).
Умение выражать пространственные отношения предметов с помощью изученных предложно-падежных конструкций.
Практическое осознание взаимосвязи между морфемами в составе слова и изменением смысла слова.
Умение осознанно грамматически правильно строить предложения из 3-4-х слов.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение вслушиваться в обращенную речь, понимать инструкции и небольшие связные высказывания.
Умение корригировать свою деятельность в соответствии с указаниями педагога или замечаниями соучеников.
Умение точно отвечать на вопросы (простая форма).
Умение обратиться к взрослому или ребенку с просьбой или вопросом для удовлетворения своих потребностей.
Класс
(99 часов)
Работа над словом
Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова - названия предметов, действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов.Один предмет в разных ситуациях (щетка - зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать - цифры, одежду, учебные вещи).
Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами "-ик", "-ек", "-к", "-чек", "-очк", "-ечк", "-ищ») слов, обозначающих детенышей животных (существительные с суффиксом "-онок", "-енок"); лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксом "-ист", "-щик", "-чик",
"-ниц"(а), "-тель", "-арь"); движение, признаки предмета по цвету, форме, величине, вкусу, весу, температурным свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый - мягкий), признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня).
Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых понятий.
Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложения.
Работа над предложением.
Понимание и употребление побудительных предложений, повествовательных нераспространенных и распространенных, состоящих из 3-5 членов, предложений. Составление предложений по моделям. Выделение предмета и действия в предложении, а также признака предмета.
Различение вопросов кто? И что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросов что делает? и что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени.
Образование формы множественного числа существительных (с окончанием "-ы/и/", "-а/я/" и глаголов настоящего и прошедшего времени).
Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.
Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложении родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.
Составление и употребление в речи предложений (трех-пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол). Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту).
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного.
Пространственные отношения в значении направления и места действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД (поставил на стол, в стол, под стол; положил в книгу, на книгу, под книгу); в предложном падеже с предлогами В, НА (лежит в ящике, на ящике); в творительном падеже с предлогами ПОД, НАД, ЗА (спрятался под кустом, за кустом); в родительном падеже с предлогами ИЗ, С, ОТ, ОКОЛО в значении моста, откуда совершается действие (вышел из дома, сошел с поезда, отъехал от магазина, стоит возле киоска); в дательном падеже с предлогом К в значении лица или места, к которому направлено действие (подошел к товарищу), в творительном падеже с предлогом С в значении совместности или сопровождения (идет с мамой); в дательном падеже в значении адресата.
Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом У и без предлога в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов. Распространение словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какие? какое? Согласование прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа.
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени).
Сочетание местоимений с глаголами 2-го и 1-го лица. Сочетание числительного с существительным. Количественные отношения и признаки предмета по счету.
Связная речь
Понимание вопросов, выработка умений кратно и полно отвечать на них, используя побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.
Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания текста, сказки по иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, иди последующих.
Пересказ знакомой сказки или рассказа без пропусков, повторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений (4-6), объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Описание пред мета по цвету, размеру, назначению.
Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.
Понимание, что такое текст, выделение его особенностей - целостности и связности.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок.
Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу.
Тематика для бесед
Наш класс, наша школа. Названия и назначения предметов, находящихся в классе. Названия личных учебных вещей. Отличительные признаки 2-3 предметов, учебных принадлежностей (назначение, форма, цвет, величина).
Правила поведения в классе и в школе. Речевой этикет: основные формы обращения.
Расположение школы и ее оформление. Двор школы и его оборудование. Экскурсия на пришкольный участок. Расположение классов, учебных кабинетов и различных помещений. Название и назначение помещений (классов, спален, игровых, учительской, спортивного зала, актового зала и т.д.). Уметь объяснить дорогу в тот или иной кабинет. Вычерчивание простого плана класса, этажа. Оборудование школы: мебель, учебные принадлежности, игрушки и настольные игры, учебные пособия, их название и назначение (по 2-3 предмета). Обобщающие понятия: мебель, учебные принадлежности, игрушки.
Профессии работников школы: учитель, воспитатель, врач, медсестра, повар, уборщица, директор и др.
Самообслуживание детей: поддержание чистоты и порядка - обязанность детей и взрослых. Способы разрешения споров и конфликтов (ролевые игры: как разрешить спор между ребенком и ребенком, что делать, если ребенок не согласен со взрослым, как можно выяснить непонятное и пр.).
Расписание уроков. Названия предметов, основные виды учебной деятельности школьников. Названия дней недели, месяцев.
Режим дня в школе (школе-интернате). Название и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода. Элементарные правила личной гигиены.
Столовая. Посуда и столовые приборы. Правила поведения за столом. Продукты питания, их хранение. Названия блюд. Обобщающие понятия: посуда чайная, столовая, кухонная; продукты.
Спальня. Название и назначение спальных принадлежностей, белья, мебели. Предметы одежды, название их частей (рукав, воротник, манжета и т.д.), сезонной обуви. Уход за одеждой и обувью. Обобщающие понятия: постельное белье, одежда, обувь.
Игровая. Название и отличительные признаки 4-5 игрушек. Название отдельных частей предмета (машина: кабина, кузов, колесо, фары).
Описание предметов по цвету, размеру, форме, функции, состоянию.
Комнатные растения. Названия 2-3 растений (из тех, что есть в классе или в спальне), части растений (листья, корни, цветки, стебель) правила ухода за ними. Животные живого уголка (или пришкольного хозяйства).
Осень. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдения за погодой, описание погоды, фиксация наблюдений в классном календаре (тепло, холодно, пасмурно, солнечно, сухо, дождливо, снег, облачно). Названия осенних месяцев.
Наблюдения за явлениями природы. Осень ранняя, золотая, поздняя (изменение окраски листьев, начало и конец листопада).
Различения и называние 3-4 видов деревьев и 3 видов кустарников, растущих в данной местности. Называние их частей.
Деревья, кустарники и цветковые растения на пришкольном участке в парке, лесу. Охрана окружающей природы.
Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке. Название наиболее распространенных овощей и фруктов. Описание их по вкусу, запаху, форме, размеру. Способ их приготовления. Садовые ягоды. Сбор урожая в саду и на огороде.
На рынке, в магазине "Овощи-фрукты" (ролевые игры).
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в данной местности домашних животных и птиц. Особенности внешнего вида домашних животных и птиц, части тела животных. Отличительные признаки: величина, окраска. Образ жизни: метообитания, питание, польза, приносимая человеку. Уход за домашними животными. Профессии, связанные с уходом за животными.
Детеныши домашних животных и птиц, их названия, отличительные особенности. Обобщающие понятия: домашние животные.
Экскурсии в парк, лес, в поле, сад, на огород, на ферму, т.д.
Наш город (село). Название города (села), в котором учатся дети и в котором находится школа. Главная улица (площадь) города (села). Культурно-просветительные учреждения и их назначение. Памятники, парки, спортивные сооружения, театры, кинотеатры, клубы и проч. Отличительные признаки города и села.
Магазины, их назначение. Профессии и труд людей, работающих в магазине. Речевой этикет.
Улица. Название улицы, где находится школа. Название элементов улицы (дороги): тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток. Дорожные знаки. Правила перехода улицы. Умение найти дорогу по словесному описанию, самостоятельно описать дорогу до дома. Ориентация на элементарном плане улиц иди макете города.
Транспорт. Название и назначение основных видов транспорта. Части машин. Машины, облегчающие труд людей (трактор, бульдозер, подъемный кран и т.д.). Некоторые профессии людей, занятых на транспорте.
Правила поведения в транспорте. Речевой этикет. Правила поведения на улице, обход транспорта. Обобщающие понятия: транспорт.
Зима. Сезонные изменения в природе. Морозы, снегопад, снежный покров, замерзание водоемов, преобладание пасмурной погоды, продолжительность дня и ночи. Названия зимних месяцев. Ведение календаря природы и погоды.
Зимний лес. Хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой. Дикие животные (характерные для данной местности). Жизнь диких животных зимой. Как дикие животные готовятся к зиме. Зимой на реке (озере)
Зимняя одежда и обувь. Материал, из которого они изготовлены. Обобщающее понятия: одежда, обувь.
Зимние развлечения детей. Название 3-4 зимних спортивных игр или видов спорта.
Птицы зимой. Названия 4-5 зимующих птиц (воробей, галка, ворона, синица, голубь и т.д.). Их отличительные признаки. Названия отдельных частей тела птицы. Наблюдение за жизнью птиц зимой. Почему птиц надо подкармливать? Изготовление кормушек, подкормка птиц.
Труд по поддержанию людьми порядка на улицах города. Зимой в селе.
Экскурсия для наблюдения за состоянием природы зимой, к местам обитания и кормления птиц, в зоопарк (лесничество).
Праздник елки. Название и описание нескольких елочных игрушек.
Моя семья. Наш дом. Знание ребенка о себе: имя, полное имя, отчество, фамилия, возраст, день рождения. Домашний адрес, телефон.
Состав семьи. Родственные отношения в семье. Любовь и уважение в семье - основа благополучия человека. Речевой этикет дома. Участие ребенка в домашних делах.
Правила поведения в гостях и дома (ролевые игры).
Мамин праздник. Мама - самый близкий и родной человек. Заботливое отношение к членам семьи, уважение домашнего труда.
Увлечения членов семьи, их профессии.
Весна. Сезонные изменения в природе. Потепление, появление проталин, таяние снега и льда, ледоход, набухание почек, распускание листьев на деревьях, появление травы, цветение растений, Названия весенних месяцев. Ведение дневников природы и погоды.
Наблюдение за ветками деревьев (тополя, бузины), поставленных в классе ранней весной. Выгонка лука, проращивание бобовых или гороха.
Весна в лесу. Дикие животные весной. Названия 3-4 детенышей диких животных.
Различение классификационных групп: дикие и домашние животные.
Птицы весной. 3-4 названия перелетных птиц (грач, скворец, жаворонок и т.д.), их отличительные признаки, внешний вид, образ жизни. Обобщающие понятия: зимующие и перелетные птицы. Гнездование птиц. Польза, приносимая птицами. Охрана птиц и гнездовий.
Растения пришкольного участка, их названия. Выявление внешних отличительных признаков на основе сравнения между собой 2-3х деревьев, 2х видов кустарников. Названия и условия произрастания 3-4х травянистых растений.
Труд людей весной в саду, на огороде, начало полевых работ. Сельскохозяйственные машины (трактор, сеялка, борона и др.). Профессии людей, связанных с полеводством (тракторист, агроном).
Весенняя уборка улиц городов. Участие детей в работе на пришкольном участке.
Родная страна. Моя Родная страна – Россия. Столица России – Москва. Флаг России. Герб России. Гимн России. Эмблема родного города. Санкт-Петербург – культурная столица России. Достопримечательности родного города.
Здравствуй, лето! Сезонные изменения в природе. Наступление жарких дней (летний зной), прогревание водоемов, полное распускание листьев, увеличение светового дня, разнотравье. Названия летних месяцев. Охрана природы.
Лес летом. Названия 4-5 летних цветов, их описание (по форме, размеру, цвету). Название составных частей цветка (корень, стебелек, листья, лепестки).
Названия 3-4 насекомых, характерных для данной местности (бабочка, пчела, гусеница, комар и др.). Польза и вред, приносимые насекомыми.
Летом на реке. Названия 2-3х рыб, характерных для данной местности (сом, щука, карась и др.). Части тела рыб (плавники, хвост, жабры).
Обобщающие понятия: насекомые, рыбы.
Труд людей летом.
Развлечения детей летом.
ЯЗЫКОВЫЕ
Знание и употребление видовых и родовых понятий (пройденных в течении года).
Умение образовывать по аналогии существительные при помощи суффиксов, определенных программой.
Умение составить 3-5-словное предложение по модели.
Умение в самостоятельной речи согласовывать подлежащее со сказуемым в роде, числе, лице; согласовывать существительное с притяжательным местоимением.
Умение практического употребления в самостоятельной речи падежных форм имен существительных единственного числа.
Навык правильного употребления простых предложно-падежных конструкций при осознанном конструировании высказывания.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Понимание и употребление высказываний, выражающих просьбу, поручение, приказание.
Понимание обращенных вопросов и умение отвечать па них кратко или полно.
Умение самостоятельно сформулировать вопрос бытового содержания.
Умение целенаправленно слушать небольшой текст.
Умение последовательно пересказать содержание знакомого текста (с помощью учителя, с опорой на иллюстрацию, серию картинок и т.д.).
Умение составить небольшой рассказ повествовательного характера с помощью учителя (с опорой па серию картинок, по аналогии, по собственным впечатлениям).
Тематическое планирование
1 дополнительный класс (66 часов)
Название раздела | Количество часов |
Наш класс. Наша школа | 16 ч. |
Осень | 11 ч. |
Наш город. Наше село. | 7 ч. |
Зима. | 8 ч. |
Моя семья. Наш дом. | 7 ч. |
Весна. | 6 ч. |
Родная страна. | 4 ч. |
Лето. | 6 ч. |
Обобщение. | 1 ч. |
№ | Кол-во часов | Тема | Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||
1-16 | 16 | Наш класс. Наша школа | Название предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие. | Умение выслушивать вопрос и отвечать полными ответами.умение строить элементарный диалог на заданную тему. Умение строить простой описательный рассказ по образцу и заданной теме. Уточнение пространственных представлений:наверху, внизу, впереди, сзади. Составление простых распространенных предложений по схеме, образцу Понимание фактологии простых описательных и повествовательных текстов, ответы на вопросы Усвоение правил поведения и общения. | ||
1 | 1 | Здравствуй, школа | ||||
2 | 1 | Давайте знакомиться | ||||
3 | 1 | Учебные предметы | ||||
4 | 1 | Цвет, форма, величина | ||||
5 | 1 | В школе | ||||
6 | 1 | Пришкольный участок | ||||
7 | 1 | Оборудование школы | ||||
8 | 1 | Работники школы | ||||
9 | 1 | Дни недели. Расписание уроков |
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!