Критерии оценивания (за правильный ответ дается один балл) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Критерии оценивания (за правильный ответ дается один балл)

2019-11-11 251
Критерии оценивания (за правильный ответ дается один балл) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«2» - менее 15 баллов

«3» - 16-20 балла

«4» - 21-26 баллов

«5» - 27-30 балла

Итоговый контроль по дисциплине

 

Вопросы к зачету

 

 

1. Предмет и задачи курса «Теории и методике развития речи».

2. Естественнонаучная и психологическая основы методики развития речи.

3. Связь методики развития речи с другими науками.

4. Вклад К.Д.Ушинского в становление методики развития речи как науки.

5. Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи.

6. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.

7. Основные задачи и направления речевого развития детей.

8. Значение работ А.Н.Гвоздева, А.М.Леушиной, М.М.Кониной, Ф.А.Сохина, В.И.Логиновой и др. в становлении и развитии методики развития речи.

9. Развитие методики развития речи на современном этапе.

10. Методы и приёмы развития речи дошкольников.

11. Моделирование как метод развития речи детей.

12. Общение как важнейшее условие развития речи.

13. Понятие связной речи, её функций и форм.

14. Беседа как метод обучения диалогической речи.

15. Обучение рассказыванию на наглядной основе.

16. Методика обучения составлению рассказов по картине.

17. Приёмы обучению рассказыванию.

18. Виды занятий по обучению рассказыванию.

19. Обучение рассказыванию из опыта.

20. Творческое рассказывание. Виды творческих рассказов.

21. Понятие словарной работы. Её значение для речевого развития детей.

22. Специальные виды занятий по формированию словаря детей.

23. Методика обучения отгадыванию и придумыванию загадок.

24. Работа над смысловой стороной речи.

25. Дидактические игры, словарные упражнения, их использование для решения задач словарной работы.

26. Значение усвоения грамматического строя языка для речевого развития детей и подготовки их к школе.

27. Особенности усвоения детьми грамматического строя языка.

28. Типичные морфологические и синтаксические ошибки.

29. Словотворчество детей.

30. Роль специальных занятий, грамматических упражнений и дидактических игр. Методика их использования.

31. Понятие звуковой культуры речи. Её значение в развитии речевого общения, в развитии личности ребёнка.

32. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны слова.

33. Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звука и словопроизношения в разных возрастных группах.

34. Игры и игровые упражнения по развитию речи детей.

35. Влияние художественной литературы на всестороннее развитие ребёнка.

36. Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров.

37. Методика работы с книжной иллюстрацией.

38. Формы работы с книгой в детском саду.

39. Организация книжного уголка в условиях дошкольного учреждения.

40. Роль фольклора в воспитательно-образовательной работе детского сада.

41. Методика заучивания стихотворений.

42. Подготовка к обучению грамоте. Цель и задачи этой работы.

43. Содержание работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

44. Ознакомление дошкольников со словом, слоговым строением и ударением.

45. Ознакомление дошкольников с предложением и его словесным составом.

46. Характеристика учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников.

47. Особенности речи детей дошкольного возраста.

48. Особенности речи детей раннего возраста.

49. Диагностика речевого развития детей.

50. Планирование работы по методике развития речи в детском саду.

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Теория и методика развития речи детей»

1.   Вопросы развития речи детей в истории зарубежной педагогики.

2.   Развитие диалогической речи у детей (возраст по выбору).

3.   Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздева.

4.   Вопросы изучения детской речи в трудах Ф. А. Сохина.

5.   Словесное творчество дошкольников.

6.  Обучение детей 5-6 лет высказываниям типа рассуждений.

7. Овладение эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста.

8. Формирование морфологической стороны речи детей дошкольного возраста (на материале одной возрастной группы).

9. Формирование синтаксической стороны речи дошкольников (4, 5, 6, 7 год жизни, по выбору).

10. Обучение правильному звукопроизношению детей (4,5,6-го годов жизни, по выбору).

11. Развитие описательной речи у детей пятого года жизни.

12. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (игровой, трудовой, познавательной).

13.  Обогащение мотивации речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

14.  Театрализация литературных произведений старшими дошкольниками.

15. Особенности работы с детьми (возраст на выбор) над выразительностью речи.

16. Влияние сказки на исполнительское творчество детей.

17. Развитие образной речи средствами художественной литературы.

18. Использование небылиц и перевертышей в формировании творческих речевых умений дошкольников.

19. Устное народное творчество как средство развития детской речи (малые формы фольклора, сказки).

20. Педагогические условия повышения результативности обучения родной речи.

21. Особенности фонетической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.

22. Влияние педагогической системы Е. И. Тихеевой на современную методику речевого развития детей.

23. Вопросы развития речи детей в педагогической системе Марии Монтессори.

24. Вопросы развития речи детей в современной зарубежной педагогике.

25. Развитие инициативной речи у детей 3-4 лет.

26. Обучение пересказу литературных текстов.

27. Обучение детей отгадыванию и загадыванию загадок.

28. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей (возраст по выбору).

29. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи детей 5-6 года        жизни.

30.  Овладение фразеологическими оборотами речи детьми 5-6 года жизни.

31.  Развитие словаря в процессе ознакомления с окружающим миром.

32.  Особенности развития речи детей в семье.

33.  Диагностика  речевого развития в педагогической теории  

34. и практике       дошкольного воспитания.

35.  Речевая подготовка детей к школе.

36.  Актуальные проблемы использования наглядности на речевых занятиях в ДОУ.

37.  Специфика работы с одаренными детьми на речевых занятиях.

38.  Экскурсия и целевая прогулка как средство развития речи и развития интереса детей к окружающей среде.

39.  Сказка как средство ознакомления с историей народа (традициями, предметами быта).

40.  Приобщение детей 6 года жизни к культуре зарубежного народа

41. в процессе изучения его языка.

42.  Знакомство детей 5-6 лет с пословицами и поговорками.

43.  Формирование у детей интереса к русскому фольклору.

44.  Социально-психологические основы воспитания культуры общения мальчиков и девочек.

45.  Воспитание культуры общения у детей 5-6 лет.

46.  Влияние телевидения на речь дошкольников.

47.  Развитие творчества и речи детей 5-6 лет в процессе компьютерных игр.

48.  Воспитание интереса к миру природы средствами художественной литературы.

49.  Организация игр - драматизации в ДОУ.

50. Детский сад и начальная школа: проблема преемственности речевого развития детей.

51.  Стратегии индивидуализированного обучения старших дошкольников родному языку.

52.  Обучение дошкольников второму языку (иностранному).

53. Роль иллюстрации в понимании художественного образа литературного        произведения.

54.  Воспитание дошкольника средствами этноэтикета.

 

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

 

1. Игры и упражнения как средство развития памяти детей 5-6 лет.

2.  Дидактические игры как средство развития речи детей.

3.  Литературное образование старших дошкольников.

4.  Механизмы овладения словотворчеством.

5. Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников

6.  Народное искусство как средство развития речи детей (загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, сказки).

7.  Новые подходы к организации занятий по обучению грамоте с детьми подготовительной группы.

8. Ознакомление старших дошкольников с книжной иллюстрацией.

9. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с многозначными словами.

10. Обучение дошкольников составлению рассказов по игрушке.

11.  Организация театрализованных игр в детском саду.

12.  Оригами как средство развития мелкой моторики рук и развития речи.

13. Особенности звуковой стороны речи детей 5-6 лет.

14. Особенности понимания значения слов детьми 3-5 лет.

15.  Особенности развития словаря детей 2-3 лет.

16.  Особенности проявления словесного творчества в старшем дошкольном возрасте.

17.  Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

18.  Режимные моменты как средство обогащения лексического запаса детей 1 младшей группы.

19.  Роль семьи в формировании речи ребенка.

20. Художественная литература как средство нравственного воспитания детей.

 


ГЛОССАРИЙ

       Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление) — частичное приспособление артикуляции двух рядом стоящих звуков (обычно согласного к гласному или гласного к согласному).

Анамнез (греч. аnamnesis – воспоминание) — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествующих болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

Артикуляторные органы — органы, участвующие в реализации звукопроизношения: 1) дыхательные органы (легкие, бронхи, дыхательное горло), 2) гортань, обеспечивающая образование голоса, 3) надгортанные полости (глотка, рот, нос), 4) органы ротовой полости (губы, язык, твердое и мягкое небо, альвеолы).

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений, направленных на формирование звукопроизношения.

Артикуляция (лат. articulanio от articulo — членораздельно произношу) — движение произносительных органов во время речи.

Ассимиляция (от лат. assimilato — уподобление) — уподобление звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания; причиной этого является артикуляционная связанность соседних звуков.

Ассонанс (франц. assonance от лат. assono — откликаюсь) — одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к т.н. звуковым повторам и заключающаяся в симметричном повторении однородных гласных звуков.

Аффриката (от лат. affrico — тру, притираю) — сложный согласный звук, произносимый единой артикуляцией, включающей в себя три фазы: смычку, выдержку смычки и щель (переход от выдержки к щели происходит быстро и плавно).

Аудирование — действие, которое направлено на опознание звукового образа слова.

Безударные гласные — гласные звуки в предударных и заударных слогах, произносящиеся с разной степенью редукции.

Высота тона (звука) — качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук; чем меньше колебаний приходится на единицу времени, тем ниже звук.

Голос — звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.

Дикция (от лат. dictio— произнесение)— произношение, манера выговаривать слова.

Динамические упражнения — это упражнения, при применении которых артикуляторная, двигательная, мышечная и моторная функции субъекта используются многократно в определенном временном интервале.

Диссимиляция (от лат. dissimilis— несходный)— расподобление двух или более звуков, находящихся в пределах одного слова.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звуки речи — комплексы артикуляционных движений и их определенный эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц речи.

Звуковые законы — регулярно осуществляющиеся в современном состоянии или в истории языка звуковые (фонетические) изменения.

Звуковой анализ слова (в контексте программных требований для ДОУ) — создание графической модели слова, отражающей количество звуков в слове в соответствии с их признаками (гласный, твердый согласный, мягкий согласный).

Звуковая цепочка — создание в устной речи модели словесного ряда по определенному принципу (каждое последующее слово ряда начинается со звука, на который оканчивается предыдущее слово).

Звукоподражательные слова — слова являющиеся подражанием звукам живой и неживой природы; в отличие от междометий они не выражают эмоций, а представляют собою условное воспроизведение фонетическими средствами данного языка разного рода звучаний.

Интонация (от лат. intonare — громко произносить) — ритмико-ме- лодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются: 1) мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе; 2) ритм речи; 3) интенсивность речи; 4) темп речи; 5) тембр речи; 6) фразовое и логическое ударения.

Консонантизм (от лат. consonans— согласный звук)— система согласных фонем какого-либо языка или диалекта на данном этапе его развития.

Логопедическая ритмика — коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Мелодика речи — совокупность тональных средств характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Нормы литературные — принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения.

Орфоэпия (от греч. orthoepeia — правильная речь) — совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.

Палатализация (от лат. palatum — небо) — смягчение согласных в определенных фонетических положениях.

Пальчиковый игротренинг — система игровых упражнений, формирующих и развивающих мышечные и моторные функции кисти руки и тактильные ощущения.

Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Патогенез (греч. patos — страдание + греч. genesis — происхождение, развитие)— 1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней; 2) механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или явления.

Пауза (лат. pausa от греч. pausis — прекращение) — временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции.

Просодия (греч. prosodia— припев, ударение)— общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость и т. д.

Развитие речи — педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

Редукция (от лат. reductio— возвращение, отодвигание назад)— изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью.

Речевой поток — звуковая линейная последовательность высказываний, членящаяся на интонационно неделимые единицы (синтагмы), которые состоят из связанных по смыслу синтаксических элементов.

Ритмика (греч. rhitmikos — равномерный, соразмерный) — 1) учение о ритме; 2) ритмическая организация речи; 3) система физических упражнений под музыку для развития чувства ритма.

Ритм речи — чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов.

Слог — минимальная единица речевого потока, такая последовательность артикуляционных движений, которая образуется единым импульсом мускульного напряжения.

Сонорные согласные — согласные, при произнесении которых воздух свободно проходит, несмотря на возникающие в полости рта преграды. Сонорные согласные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума.

Статические упражнения — это упражнения, при применении которых артикуляторная, двигательная, мышечная и моторная функции субъекта используются однократно в течение определенного временного интервала.

Тембр речи — звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки.

Темп речи — скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками.

Ударение — выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта— синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

Флексоры — мышцы-сгибатели, двигательная функция которых

Фонема (от греч. phonema — звук) — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый при линейном членении речи.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.