Психологические и моральные факторы общения больного — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Психологические и моральные факторы общения больного

2019-11-11 115
Психологические и моральные факторы общения больного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из морально-психологических факторов, влияющих на эффект общения больных с врачом на пороге XXI века, существенное значение приобретают характер, темперамент, культура, способность к коммуникации общающихся.

В повседневной жизни, как и в клинической практике, мы часто отмечаем, что эффект коммуникации во многом зависит от темперамента общающихся. Взгляды на эту проблему в аспекте истории представляют большой интерес. Естественно, они претерпели глубокие изменения. Так, великий древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) выделял 4 типа людей: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) базисом тех же четырех темпераментов считал соответствующие свойства крови: кровь горячую, холодную, землянистую, водянистую.

На смену классификации Гиппократа, владевшей умами врачей более двух тысячелетий, пришли более современные, в которых используются достижения нейрофизиологических, психологических исследований.

Нейрофизиологический фундамент тем­перамента (сангвинического, холерического, флегматического, ме­ланхолического) определяется, по И.П. Павлову, процессами торможения и возбуждения в коре головного мозга, их длительностью, силой, сменяемостью.

ждения в коре головного мозга, их длительностью, силой, сменяемостью. Темперамент, по убеждению А. Рухманова, являясь биологически врожденным качеством человека, оказывает влияние на эмоции, на психические проявления личности, мышление, темп речи, ее ритмику, жестикуляцию, подвижность, манеру общения, но не влияет на интересы, ув­лечения, мотивацию деятельности, интеллект. Характеристики темпераментов представляю по А. Рухманову (1983).

1. САНГВИНИЧЕСКИЙ (сильный, уравновешенный, подвижный). Люди данного типа подвижные, горячие, веселые, дело­витые, отзывчивые, общительные, целеустремленные, настойчивые, гибкие, с очень продуктивной деятельностью (такие, как А.И.Герцен).

2. ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ (сильный, уравновешенный, медленный). Люди этого типа спокойные, хладнокровные, молчаливые, настойчивые, трудолюбивые, ровные, несколько медлительные (на­пример, И.А. Крылов, М.И. Кутузов).

3. ХОЛЕРИЧЕСКИЙ (сильный, неуравновешенный тип). Это люди несдержанные, пылкие, отличаются быстротой движений, живостью эмоций, себялюбивые, крикуны и драчуны, находчивы, ре­шительны, инициативны, по малейшему поводу они выдают эмоциональ­ную вспышку (А.В. Суворов, Петр Первый, А.С. Пушкин).

4.МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ (слабый, незначительно подвижный). Люди этого типа нерешительные, стеснительные, зас­тенчивые, мнительные, часто сомневающиеся, тревожные, боязливые, скрытные, необщительные, обидчивые (Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский).

А.Рухманов правомочно замечает, что положительными и отрицательными чертами характеризуется, как правило, каждый темперамент. Идеальных нет. При общении следует хорошо знать темпераменты общающихся (больного и врача), из­бирать оптимальный вариант коммуникации. При этом нужно учитывать и другие факторы личности (моральные, деловые и др.).

Карл Густав Юнг, знаменитый ученик Фрейда, рано рассорившийся со своим учителем, в своей небольшой книжке «Психологические типы» впервые заговорил об экстравертах и интровертах, что экстраверт - обращенный вовне, или, буквальнее, вывернутый наизнанку; интроверт – обращенный вовнутрь.

Пер­вые открытые, контактные, коммуникабельные, больше ориентированы на внешний мир. Вторые - необщительны, замкнуты, сосредоточены на своем внутреннем мире, избегающие эмоциональных связей с дру­гими людьми, даже близкими, родными, нередко вступающие в противоречия с ними. Интроверты таят, копят в себе свои горечи, радости, душевную и физическую боль. Промежуточный тип психологии называют амбивертами.

Значение интроверсии и экстраверсии достаточно велико, особенно, надо полагать, в процессе врачевания. Действительно, общительность - поистине величайший и счастливый дар, облегчающий деликатную и сложную миссию больного в процессе его лечения, в общении с медиками и больными.

А.Н. Орлов характер основных (по «статистическому тяготению») психологических и моральных реакций больных на болезнь классифицирует следующим образом.

1 ТИП: неадекватно пессимистический, астенический, демобилизирующий.

Больные вопреки всякому смыслу (contra rationem), без всякой логической на то мотивации или при малейшем основании гипертрофированно, искаженно, утрированно оценивают состояние    своего здоровья. Диагноз и прогноз болезни оценивают как плохие или трагические. Панически преувеличивают опасность исследований, лечебных манипуляций, операций. Склонны к суицидным действиям. У больных превалируют алогичные чувства злой тоски, бесконечного уныния, грусти, страха, мучительное чувство безысходности, разрушается воля, подавляется энергия и рефлекс жизни. Если они глубокие и продолжительные, то приводят к нервно-психическому истощению, при этом поражается не только интеллектуальная, эмоциональная, но и соматическая сфера. Больные часто не только вялые, с выраженной депрессией, но и с оттенком злобной раздражительности, упрямства. О их глухоте к наставлениям врача и добрым советам родных хорошо сказал Сенека: «Нет более глухих, чем те, которые не хотят слушать». Нередко они демонстрируют предубежденное недоверие к врачу и близким, навязчиво внося коррективы в план диагностики, лечения, реабилитации, могут испытывать мучительное одиночество, «хоть вся родня собьется с ног».

II ТИП: неадекватно оптимистический, астенический, демобилизующий.

Больной или отрицает факт болезни, аб­солютно очевидный, или частично признает наличие болезни, но недооценивает ее тя­жесть и последствия. При этом преуменьше­ние реальной опасности болезни сочетается с благодушием, приподнятым настроением, бравадой, беспечностью. Нередко отрицательно относится к углубленному исследованию, лечению, нарушает режим, склонен к аффек­тивным, эйфорическим реакциям.

У больных этого типа может наблюдаться речевое и двигательное оживление со снижением критики состояния здоровья. Неадекватно оптимистическое отношение к болезни воспринимается иногда врачами глубоко ошибочно за хладнокровие, мужество больного. Очевидно, что анализируемый тип морально-психичес­кой реакции на недуг относится к категории демобилизирующих защитные силы.

III ТИП РЕАКЦИИ: адекватно-позитивный, стенический, мобилизующий.

Больные логично, мудро, мужественно оценивают свое состояние, реальную опас­ность болезни, операции, рационально, позитивно относятся к лечению, лечебно-диагностическим и реабилитационным рекомендациям, воздействиям. Их девиз «Действуй и надейся». Больные активно, рассудительно, обоснованно борются за здоровье, за жизнь, проявляя, как правило, безграничное доверие к врачу, ко всему медперсоналу. Как правило, больные - лич­ности сильные, уравновешенные, гармоничные, активного типа реагирования, с хоро­шей психологической защитой.

Таким образом, успех лечения больных во многом зависит от морально-психического типа их реакции на болезнь. Условно можно выделить 3 основных типа: а) неадекватно-пессимистический, астенический, демобилизующий; б) неадекватно-оптимистический, астенический, демобилизующий; в) адекватно-позитивный, стенический, мобилизующий. На сущность морально-психологической реакции могут оказывать влияние характер, темперамент, психологический тип общения, острота, стадия, тяжесть течения болезни, этап лечения и другие факторы.

Становится очевидным, что эти факторы во многом определяют успех лечения, в связи с чем и больные, и врачи мудро и энергично должны оптимально их эксплуатировать.

Домашнее задание:

1. Выучить материал лекции и семинарского занятия №3 «Особенности общения среднего медицинского работника и пациента при различных заболеваниях», ответить на контрольные вопросы.

2. Повторить материал лекции №4 «Профессиональная тайна».

3. Подготовить одну из предложенных тем мультимедийную презентацию: «Профессиональная тайна. Права пациентов», «Виды профессиональной тайны», «Врачебные ошибки».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Вопросы для самоподготовки

1. Какова роль пациента в лечении?

2. Каковы причины возникновения страха у больных?

3. Какие факторы могут ослабить страх?

4. Назовите основные типы темперамента по А. Рухманову.

5. Расскажите об интравертированности и экстравентированности.

6. Расскажите об основных психологических типах реакции больных по А.Н. Орлову.

7. Как вы определите понятия «мужество больных», «инстинкт жизни»?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тестовые задания

1. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет)

2) психической и физической полноценностью

3) расовой и национальной принадлежностью

4) финансовой состоятельностью

5) уникальностью и неповторимостью личности

2. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания не относятся факторы:

1) возникновение и применение в практическом здравоохранении новых

биомедицинских технологий

2) демократизация общественных отношений

3) ценностно-мировоззренческий плюрализм

4) международная деятельность Совета Европы

5) экспериментальный характер современного медицинского знания

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.