Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

2019-11-11 115
Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Медицинский институт

Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

 

 

Методические указания

К практическим (Семинарским) занятиям

 

по дисциплине

 

ГИМНАСТИКА

 

СТРОЕВЫЕ И Общеразвивающие упражнения

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО ГИМНАСТИКЕ:

Подготовительная, основная и заключительная части занятия

Направление подготовки: 034300 «Физическая культура»

Квалификация выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная

ТУЛА 20 11 г.

Методические указания к практическим занятиям составлены доцентом Поповым Э.М. и обсуждены на заседании кафедры ФОТ факультета ФКСиТ

 

протокол № ___ от «17» октября 2011 г.

 

Зав. кафедрой                       Е.В. Белых

 

 

Методические указания к практическим занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры ФОТ факультета ФКСиТ

 

протокол № ___ от «___»____________ 20___ г.

 

 

Зав. кафедрой________________ Е.В. Белых

Строевые упражнения

 

Строевые упражнения входят в общую классификацию средств гимнастики. С помощью этих упражнений успешно воспитываются чувства правильной осанки, ритма и темпа движений, а также формируются навыки коллективных действий.

Повышенная требовательность при проведении строевых упражнений способствует воспитанию дисциплины и организованности занимающихся.

Организация занятий гимнастикой немыслима без строевых упражнений, позволяющих быстро и рационально размещать занимающихся в зале или на площадке.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:

1. Строевые приемы.

2. Построения и перестроения.

3. Передвижения.

4. Размыкания и смыкания.

 

Основные понятия для пользования строевыми упражнениями

            Интервал                               Дистанция

 

Правый фланг  Левый фланг Направляющий    Замыкающий

 

         Шеренга                                     Колонна

 

Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий.

Фланг – правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Интервал – расстояние по фронту между занимающимися в шеренге.

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину в колонне.

Направляющий – занимающийся, идущий в колонне первым.

Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутый строй – строй, в котором занимающееся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.

 

Строевые приемы

 

1. Внимание группа! В одну шеренгу «СТАНОВИСЬ!» По этой команде занимающиеся становятся в строй, принимая основную (строевую) стойку.

2. «РАВНЯЙСЬ!» По этой команде занимающиеся равняются направо.

3. «СМИРНО!» По этой команде принимается основная стойка.

4. «На середину – РАВНЯЙСЬ!», «Налево – РАВНЯЙСЬ!» По этим командам занимающиеся равняются в указанных направлениях.

5. «ОТСТАВИТЬ!» По этой команде принимается предшествующее ей положение.

6. «ВОЛЬНО!» По этой команде занимающиеся, не сходя с места, ослабляют одну ногу в колене и стоят свободно.

7. «Правой (левой) – ВОЛЬНО!» Занимающиеся отставляют правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяют тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.

8. «Напра – ВО!» Команда выполняется на правой пятке и левом носке, затем левая приставляется к правой.

Алгоритм: Поворот направо, делай – «Раз!» приставить левую к правой, делай – «Два!»

9. «Нале – ВО!» Команда выполняется на левой пятке и правом носке, затем правая приставляется к левой.

Алгоритм: Поворот налево, делай – «Раз!» приставить правую к левой, делай – «Два!»

10. «Кру – ГОМ!» Команда выполняется через левое плечо, на левой пятке и правом носке, затем правая приставляется к левой.

Алгоритм: Поворот налево кругом, делай – «Раз!» приставить правую к левой, делай – «Два!»

 

Общеразвивающие упражнения

 

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.

Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, ПТУ, на занятиях в вузах. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.

Применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

– владение большим количеством конкретных упражнений, умение показать, терминологически правильно назвать упражнение;

– знание характера каждого упражнения, его направленности;

– умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;

– умение обучать и проводить занятия ОРУ разными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);

– владение методами организации занятий ОРУ;

– умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся и решаемыми задачами.

 

Дозировка ОРУ

Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения исходных положений, количества упражнений, содержания упражнений, количества повторений, темпа.

В комплексе ОРУ может быть 8–20 упражнений. Как правило, каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз. Одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку.

 

 

Учебные задания для занятия по гимнастике

 

Учебное задание № 1: Начало занятия (подготовительная часть)

 

Преподаватель входит в спортивный зал за 5–10 минут до начала занятия и выполняет следующие действия:

1. Проверяет соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям;

2. Проверяет исправность креплений гимнастических снарядов, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;

3. С помощью занимающихся готовит площадку для проведения подгото-вительной части занятия (убирает лишние маты, скамейки, инвентарь и т.п.);

4. Назначает дежурного и отдает распоряжение:

5. «Дежурный! Постройте группу (поток)!»

Дежурный становится на место, где должен стоять направляющий и подает следующие команды:

Команды дежурного:

1. «Группа (поток)! В одну (две, три и т. д.) шеренгу – СТАНОВИСЬ!»

Когда направляющий становится слева от дежурного, дежурный делает два шага вперед и, поворачиваясь налево, становится лицом к фронту в положение «Смирно». Группа выстраивается слева от направляющего по росту.

2. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!»

3. «По порядку – РАССЧИТАЙСЬ!»

Идет расчет. Последний в строю делает шаг вперед, громко называет номер по порядку и шагом назад (с левой) становится в строй.

Перед докладом о готовности к занятиям дежурный подает команду:

4. «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ)!» (равнение на то место, где находится преподаватель).

Кратчайшим путем, строевым шагом, не доходя 2–3 шага до преподавателя, дежурный останавливается, поворачивается лицом к преподавателю и рапортует:

5. «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует группа (поток) в количестве 38 человек, дежурный Иванов!»

Затем, кратчайшим путем пройдя на линию расположения преподавателя, поворачивается лицом к строю.

После приветствия преподавателя и ответа группы преподаватель дает команду: «ВОЛЬНО!»

Дежурный возвращается на свое место и дублирует команду преподавателя:

6. «ВОЛЬНО!» После чего становится на правый фланг строя.

Управление группой (потоком) переходит к преподавателю.

 

 

Учебное задание № 2: Упражнения в движении

Команды преподавателя:

1. «Внимание группа! РАВНЯЙСЬ! СМИРНО! Напра – ВО!»

2. «Налево в обход, шагом (пауза 2–3 секунды) МАРШ! Раз, два, три, четыре!»

Преподаватель постоянно ведет счет в процессе всего движения в обход и при выполнении упражнений в движении.

3. «Дистанция 1 (2, 3) шаг!»

4. «Показываю первое упражнение: И.п. – руки в стороны. На счет раз – руки вверх. На счет два – и. п. На счет три – руки вперед. На счет четыре – и. п.»

«И. п. – ПРИНЯТЬ! Упражнение начи (пауза 2-3 секунды) – НАЙ!»

Команда подается под левую ногу. Занимающиеся после этого делают шаг правой ногой и со следующим шагом левой начинают выполнение упражнения. Преподаватель ведет счет: «Раз, два, три, четыре!»

5. «Закончить упражнение!» или «Обычным шагом – МАРШ!»

6. «Следующее упражнение»: И.п... и т. д.

После завершения упражнений в движении шагом подается команда:

7. «Бегом – МАРШ!».

Для выполнения упражнений в движении бегом подаются команды:

8. «Руки на пояс – СТАВЬ! Высоко поднимая колени – МАРШ!»

9. «Обычным бегом – МАРШ!» и т. д.

10. «Шагом – МАРШ!»

Группа движется в обход шагом.

Учебное задание № 3: Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (выполняется во время движения «в обход»)

Команды:

1. «В колонну по два (по три, по четыре и т. д.) налево – (делается пауза до того момента, когда направляющий окажется ближе к концу короткой стороны зала или площадки), только тогда дается команда – МАРШ!»

После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие направляющие в двойках (тройках, четверках) подходят к тому месту, где сделал поворот первый направляющий и одновременно делают поворот налево (можно под команду своего замыкающего). После поворота второй шеренги дается указание об интервале и дистанции, с тем, чтобы потом не размыкать колонну специально.

2. «Интервал, дистанция два шага!»

Когда направляющие подойдут примерно на один метр до конца площадки подается команда:

3. «Направляющие – НА МЕСТЕ!»

4. Дождавшись, когда последняя шеренга выйдет на свое исходное положение, преподаватель дает команду:

5. «Группа – СТОЙ! Раз, два!». Кру – ГОМ!»

Эта команда подается для того, чтобы те, кто ниже ростом, находились со стороны показа упражнений преподавателем.

6. «В колоннах и по рядам – РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!»

7. «Полповорота нале – ВО!» (Для того, чтобы был лучший обзор группы).

8. «ВОЛЬНО!»

После этого преподаватель должен посмотреть правильно ли расположились занимающиеся для выполнения общеразвивающих упражнений на месте, нет ли предметов или инвентаря, который бы мешал им выполнять упражнения с полной амплитудой.

 

Учебное задание № 4: Общеразвивающие упражнения

Команды:

1. «Показываю первое упражнение: И.п. – о. с. На счет раз – правую назад на носок, руки вверх. На счет два – и. п. 3–4 – то же другой ногой».

2. «И. п. – ПРИНЯТЬ! Упражнение начи (пауза 2–3 секунды) – НАЙ! Раз, два, три, четыре» (преподаватель постоянно ведет счет). Обычно упражнение выполняется на 4 четверки. Перед последней четверкой рекомендуется произнеси «и!» раз, два, три – «СТОЙ!» (вместо 4 счета).

Приступая к показу следующего упражнения, преподаватель произносит:

«Исходное положение и т. д., опуская слова «Показываю следующее упражнение…».

 

Учебное задание № 5: Обратное перестроение

Команды:

1. «В колоннах и по рядам – РАВНЯЙСЬ! СМИРНО! Полповорота нале – ВО!»

Строй нужно повернуть таким образом, чтобы направляющие в своих колоннах были первыми.

2. «В колонну по одному налево (направо) в обход шагом – МАРШ!»

Когда направляющий приблизится к месту первоначального построения (примерно за 1,5 метра) подается команда:

1. «Направляющий – на месте!»

2. «Группа – СТОЙ! Раз, два!»

3. «Нале – ВО! Раз, два!» Группа разбивается на отделения (женские и мужские).

4. «В колонны по отделениям – СТАНОВИСЬ!»

Отделения строятся по росту. Направляющие отделений становятся на одной линии по фронту лицом к преподавателю.

1. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!»

2. «ВОЛЬНО!».

Назначается гимнастический снаряд, на котором будут продолжены занятия по отделениям.

 

Учебное задание № 6: Разведение отделений по местам занятий

Команды:

1. «Отделения! РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!»

2. «К указанным местам занятий, шагом – МАРШ!»

Направляющие подводят свои отделения кратчайшим путем к местам занятий так, чтобы оказаться правым боком к скамейке или стене.

1. «Направляющие на месте!»

2. «Отделения – СТОЙ! Раз, два!»

3. «Нале – ВО! Раз, два!»

4. «Товарищи преподаватели! Отдать распоряжения приготовить снаряды!».

Преподаватели распределяют среди занимающихся обязанности по подготовке мест занятий: установке гимнастических снарядов, укладыванию матов и пр. После этого приступают к проведению основной части занятия.

 

Учебное задание № 7: Действия и команды ведущего преподавателя в процессе проведения основной части занятия

На каждом занятии берется от одного до шести снарядов в мужских отделениях и от одного до четырех – в женских.

Ведущий преподаватель в процессе занятия постоянно следит за временем. За 1‑2 минуты до окончания времени, отведенного на один снаряд, он подает команду:

1. «Заканчивать упражнения!»

Занимающиеся в отделениях продолжают выполнять задания.

Ориентируясь по своему отделению, ведущий преподаватель подает команду:

1. «Последний на снаряде!».

Как только последний в его отделении закончит выполнение задания преподаватель  подает команду:

1. «Закончить упражнения!»

2. «Отделения ‑ ВСТАТЬ!»

По этой команде все отделения заканчивают выполнение заданий, независимо от того, все ли в отделении выполнили последнее задание своего преподавателя и выполняют следующие команды ведущего преподавателя:

1. «Отделения! ВСТАТЬ! РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!»

2. «Напра – ВО!».

3. «К следующему виду занятий, шагом – МАРШ!»

Направляющие подводят свои отделения кратчайшим путем к местам занятий так, чтобы оказаться правым боком к скамейке или стене.

1. «Направляющие на месте!»

2. «Отделения – СТОЙ! Раз, два!»

3. «Нале – ВО!»

4. «Товарищи преподаватели! Продолжить занятие!»

После каждого вида занятия цикл команд повторяется. После окончания последнего вида ведущий преподаватель подает команды:

1. «Закончить упражнения!»

2. «Отделения ‑ ВСТАТЬ!»

3. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!»

Товарищи преподаватели! Отдать распоряжения убрать снаряды!».

После уборки снарядов подается общая команда:

1. «Группа (поток)! В одну шеренгу – СТАНОВИСЬ!»

2. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО!»

 

Учебное задание № 8: Действия и команды ведущего преподавателя в процессе проведения заключительной части занятия

 

Команды: «Внимание группа! Напра – ВО! Налево в обход шагом – МАРШ!»

Проводятся успокаивающие упражнения с целью быстрейшего восстановления организма занимающихся.

После проведения упражнений в движении подается команда:

1. «Направляющий на месте! Группа – СТОЙ! (раз, два) Нале – ВО! Вольно!».

Преподаватель подводит итоги занятия, высказывая свое отношение ко всему, что было на занятии (дисциплина, активность, ожидаемый и фактический результаты занятия). При этом желательно дать ученикам задание для самостоятельной работы.

После этого подается команда:

1. «Внимание группа! Смирно!»

2. «До свиданья товарищи студенты!»

Занимающиеся отвечают:

3. «До свиданья!»

Преподаватель подает команду:

4. «Напра – ВО! На выход шагом – МАРШ!»

Занимающиеся строем, дисциплинированно покидают зал. Занятие окончено.

 

 

Тираж 100 экз. Заказ 1261  

Отпечатано с оригинал-макета заказчика в издательстве ТулГУ

300600, г. Тула, просп. Ленина, 95

Медицинский институт

Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

 

 

Методические указания


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.