Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности

2019-11-11 190
Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовым финансированием), и выделением средств на конкретные научно-исследовательские и инновационные программы и проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ. Этот закон определил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики; место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного работника; закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы взаимодействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.

Защита прав субъектов инновационной деятельности предполагает наличие блока законодательных актовпо вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы. Должно быть ограничено действие антимонопольных механизмов в отношении доконкурентных стадий научно-производственного цикла, а также важнейших инновационных проектов. Механизмы санаций и процедуры банкротства для инновационных субъектов должны быть значительно смягчены.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инновации (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий). Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. ИП могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, электроэнергии, тепла и т. д.

Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствует прогнозирование науки и технологий на государственном уровне. Важное значение имеют как долгосрочные прогнозы, раскрывающие перспективный общественный заказ на принципиально новые технологии, их ожидаемые количественные параметры и качественные характеристики, так и среднесрочные тренды, горизонт которых примерно соответствует периоду сменяемости поколений техники.

Не следует упускать из виду меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д. Так, существенным стимулом инновационной активности ряда российских предприятий стало участие в конкурсах за учрежденные Правительством РФ премии в области качества. Свой вклад в распространение инновационной парадигмы хозяйствования должны вносить средства массовой информации.

Немаловажную роль играет государство в подготовке кадров, формировании социального слоя менеджеров по управлению инновационными проектами.

Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная программа стимулирования нововведений может позволить стране занять передовые позиции в мировом научно-техническом развитии.

Среди мер косвенного регулирования прежде всего подчеркнем налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесение различного рода инновационных затрат на издержки производства, себестоимость продукции. Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на прибыль.

Распространение нововведений стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции, когда от налога на добавленную стоимость освобождаются:

- НИОКР, выполненные за счет бюджета, а также средств РФФИ, РФТР и образуемых для этих целей внебюджетных фондов;

- НИОКР, выполняемые учреждениями образования на основе хоздоговоров; патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности (кроме посреднических); ввозимые на территорию РФ оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; товары и технологическое оборудование, ввозимые в РФ в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами для проведения совместных научных работ; обороты по реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская, полиграфическая деятельность по производству соответствующей продукции, услуги по ее транспортировке и перегрузке.

В мировой практике используются, наряду с перечисленными, следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность:

• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий;

• связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

• снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим ИП;

• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

• зачисление части прибыли ИП на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов. В мировой практике сложились две основные модели ускоренной амортизации: снижение срока переноса стоимости оборудования, а также установление повышенных норм амортизационных отчислений в первые годы его эксплуатации и пониженных – в последующие. В условиях высокой инфляции необходима также систематическая переоценка стоимости основных фондов, с тем, чтобы избежать обесценивания и потери стимулирующих функций амортизационных отчислений.

Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга. Под финансовым лизингом понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату.

Необходимо отметить, что все вышеуказанные меры стимулирования могут принести желаемый эффект лишь в том случае, если они органически включены в общий механизм государственного экономического регулирования. Мощным рычагом инновационной политики многих стран стала поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, обладающего достаточной гибкостью для продуцирования и распространения нововведений, а также формирующего благоприятную для инноваций конкурентную среду. Содействие малому и среднему бизнесу провозглашается одним из главных приоритетов государственного уровня, поскольку такого рода предприниматели зачастую не могут сами защитить свои экономические интересы. Государством создаются различные структуры, оказывающие ИП те или иные услуги. Для малого наукоемкого бизнеса особое значение имеет поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, а также информационное обеспечение, ибо средства на самостоятельное осуществление инновационного маркетинга, как правило, отсутствуют. При распределении государственных заказов и контрактов за малым бизнесом часто резервируется определенная доля финансирования. Весьма действенной мерой является государственное страхование рискового (венчурного) предпринимательства. Наибольшее распространение получило субсидирование государственными структурами венчурных фирм в обмен на часть акций, обеспечивающее участие государства в прибыли в случае успеха проекта.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.