Масштабность и восприятие объекта ДПИ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Масштабность и восприятие объекта ДПИ

2019-11-11 331
Масштабность и восприятие объекта ДПИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Масштаб является принципом дизайна, который тесно связан с пропорцией. В то время как пропорция - это соотношение между частями композиции, масштаб определяется соотношением размера одного объекта к другому или ко всему пространству.

Масштаб может быть механическим или визуальным.

Механический масштаб - расчет размера объекта в соответствии с обычной системой измерения. Например, в метрической системе, можно сказать, что стол имеет длину 190 сантиметров, ширину 90 сантиметров и высоту 74 сантиметра.

Визуальный масштаб - относительный размер объекта на фоне других, размещенных рядом, или пространства, которое его содержит.

Масштабность — соразмерность формы и ее элементов по отношению к че­ловеку, окружающему пространству и другим формам.

Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Представление о масштабности предметов складывалось в про­цессе повседневного пользования изделиями и предметами, окружающими че­ловека. Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

Антропометрические величины могут служить основой масштабной характе­ристики изделия, с которым человек вступает в непосредственный контакт. Доказательством этому служат исторически сложившиеся различные системы пропорциональной взаимосвязи размеров изделий, сооружений с размерами тела человека. Об этом свидетельствуют, например, названия используемых мер — фут, локоть, пядь и т. д. В архитектуре показателями масштаба выступают различные конструктивные элементы — кирпичи, бревна, дверные и оконные пе­реплеты, стенные панели современного дома и т. д._

У небольших изделий детали (указатели масштаба) выглядят относительно крупными, а у больших — мелкими, даже если при этом не меняются их факти­ческие размеры. Это одна из закономерностей масштабного строения формы. Так, поиск величины основного объема радиоприемника и неизменность размеров ручек управления, вызванная требованиями антропометрии, позволили найти верный масштаб радиоприборов большого и малого размеров.

Масштабность — наиболее сложное средство композиции. Все предметы и изделия, которые использует человек в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему.

Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя. Человеку свойственно стремление связывать все создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем "мериле" величин.

Большие организмы, так же как и малые, обладают своими, присущими им особенностями. На основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением.

Каковы конкретные признаки "масштабности" в природе? Для больших сформировавшихся организмов — это контрастные отношения частей тела (например, отношение величины головы к туловищу). Достаточно сравнить их соотношение у ребенка и у взрослого человека, щенка и собаки. У растений может быть различна по своей сложности сама "цепочка" отношений: у молодого дерева она проще (ствол — ветка — лист), в то время как у большого это ствол — сук — ветка — малая ветка — лист.

Все это, усвоенное еще в детстве, переносится нами на мир неодушевленных предметов: по ассоциации, чем острее сопоставления, тем больше величина фигуры. Окружность, например, не имеет нюансов кривизны и поэтому воспринимается меньшей, чем равновеликий овал. Фигура, у которой соотношение частей контрастнее, ассоциируется с большей величиной; там же где эти соотношения сближены,— с меньшей.

И наконец, масштаб невольно связывается в человеческом сознании с окружением. Один и тот же предмет может показаться громоздким или, напротив, ничтожным в зависимости от окружающего его пространства.

Прежде всего — выбором такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушающего соотношения предмета с человеком или с материальным окружением (предметами, архитектурой) и пространством.

Большое значение имеют так называемые мерители масштаба. Это детали, имеющие "жесткое" функциональное назначение и известную для нас величину. В архитектуре это высота лестничных перил, ступеней, сидений. В колесной машине — высота кабины, всегда рассчитанной на рост человека. Обусловленные размером рук, органы управления машиной также могут подсказать размеры целого и создать ощущение действительного масштаба. Присутствие этих "указателей масштаба" очень важно, оно может дать "ключ" к представлению о величине предмета.

Масштабность среды (интерьер, экстерьер) решается в принципе так же, как и масштабность предмета, и основана на соответствии между реальной величиной пространства и его композиционным решением.

Излишняя дробность или упрощение предмета искусства вопронимается негативно. Зритель опять не находит соответствия между своими представлениями и предложенной проектировщиками реальностью.

К масштабности, однако, не следует относиться как к догме. Преуменьшая или преувеличивая масштаб, проектировщик изменяет художественный облик предмета или среды. Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, хотя дверной проем имеет определенным масштаб, связанный с размерами стоящего человека, однако при решении входа в общественные здания обычный масштаб лучше нарушить, увеличить по сравнению с дверями в жилых зда­ниях. Этим подчеркивается общественное значение учреждения, клуба и т. д.

Масштабность решается многими средствами и часто влияет на создание художественного образа.

Наряду с пониманием масштабности как соразмерности форм окружающей среды с человеком существует толкование масштабности как средства композиции, средства решения идейно-образных задач. Есть такие понятия, как "крупный масштаб" и "мелкий масштаб". Для крупномасштабного сооружения характерен большой лаконизм форм, крупные членения, что придает ему впечатление монументальности.

Камерные, мелкомасштабные сооружения отличаются большим количеством членений, насыщены деталями. Благодаря этому они производят впечатление легкости и изящества. Таким образом, художник-проектант с помощью членений и детализации может придать композиции черты монументальности и силы или же. в зависимости от назначения и образного содержания, сделать ее легкой, камерной. Очень важно учитывать масштабность при проектировании выставок - как в специальных помещениях, так и в городе.

Масштабная выразительность предметов и сооружений зависит также от многих других особенностей зрительного восприятия. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам темные. Предмет, расположен­ный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется большим, чем предмет на большом поле или среди крупных предметов, при той же вели­чине. Обычная иллюзия зрения — переоценка величины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, члененная по верти­кали, кажется выше, чем нерасчлененная или расчлененная по горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделенного на две половины, выглядит круп­нее нижней и т. д.

Правильное решение вопросов масштабности в большой степени зависит от понимания свойств материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Придание чугунной детали (изготовленной литьем) формы, характерной для сварной детали, искажает се масштаб. Представления о масштабности, как бы ее нормы; постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, новые способы обработки старых материалов, меняется облик окружающих предметов и т. д.

Декоративные изделия из драгоценных, цветных, черных металлов и сплавов, выполненные методом чеканки, литья, художественного гнутья, ковки, с декоративной гравировкой, чернью, эмалями, инкрустацией, оксидировкой, травлением: скульптура малых размеров, изделия посудной группы, изделия для сервировки стола, самовары, столовые и чайные приборы, вазы, лоточки, подсвечники, светильники, декоративные тарелки, панно, наборы для ванной комнаты, книжные полки, настольные письменные приборы, наборы для камина и сауны.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.