В теории финансового права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

В теории финансового права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований.

2019-11-11 220
В теории финансового права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пруденциальный (камеральный) надзор - это вид регулярного надзора, реализующийся путем предоставления Банку России кредитными организациями документов регулируемой отчетности.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Пруденциальный надзор, так же как и любой другой вид банковского надзора, основывается на принципах законности, постоянности, беспристрастности проверяющих субъектов по отношению к поднадзорным, а также непосредственности, заключающейся в проведении надзорных действий только Банком России.

В случае нарушения пруденциальных норм Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить в кредитную организацию временную администрацию.

Ответственность за осуществление банковских операций без лицензии предусмотрена в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Согласно ст. 13 Закона осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую (ст. 169 ГК РФ), административную (ст. 14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 172 УК РФ).

Специальные санкции за нарушение банковского законодательства в отношении кредитных организаций определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, согласно ст. 74 этого Закона в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении выявленных нарушений или создания реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) этой статьей предусмотрены более жесткие меры воздействия. Помимо взыскания с кредитной организации штрафа в размере до одного процента размера оплаченного уставного капитала, но не более одного процента минимального размера уставного капитала Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации и осуществления реорганизации кредитной организации. Кроме того, за нарушение банковского законодательства Банк России может изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы; ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для принятия мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) до размера, обеспечивающего соблюдение ею нормативов.

Самая суровая санкция заключается в том, что Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, установленным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Согласно ст. 20 данного Закона такими основаниями являются установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией, неоднократное в течение одного года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладах) указанных лиц и по другим причинам. Процедура отзыва лицензии устанавливается подзаконными нормативными актами Банка России.

Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно ст. 32 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется Федеральной антимонопольной службой совместно с Банком России. В указанной сфере главным руководящим нормативно-правовым актом является Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". К примеру, конкретным видом нарушения антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг является злоупотребление кредитной организацией доминирующим положением. Доминирующее положение следует понимать как объем банковских услуг, предоставляемых кредитной организацией или несколькими организациями на рынке банковских услуг, что дает возможность оказывать существенное влияние на общие условия предоставления банковских услуг на данном рынке или затруднить доступ на рынок другим кредитным организациям. Доминирующее положение на рынке банковских услуг определяется федеральным антимонопольным органом по согласованию с Банком России. Кроме того, нарушениями антимонопольного законодательства являются достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке банковских услуг. В частности, это может выражаться в разделе рынка по территориальному принципу, по видам предоставляемых услуг, в ограничении доступа на рынок банковских услуг или в устранении с него других кредитных организаций, и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Гогин А.А. К вопросу об ответственности за нарушение банковского законодательства // Банковское право. 2005. N 3.

 

Развитие пруденциального надзора в Российской Федерации является одним из важнейших направлений развития всего финансового рынка, что отражено и в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства от 29 декабря 2008 г. N 2043-р // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 423.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте характеристику банковской системы России.

2. Правовое положение Банка России.

3. Виды банковских операций.

4. Порядок регистрации кредитных организаций.

5. Лицензирование банковской деятельности.

6. Перечислите надзорные функции Центрального банка.

7. На какой срок назначается Председатель ЦБ РФ?

8. Что такое банк и небанковская кредитная организация?

9. Перечислите банковские операции, осуществляемые кредитными организациями.

10. Контрольно-надзорные функции Центрального банка РФ.

 

Глава 21. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЦЕННЫХ БУМАГ

 

21.1. Структура и функции современного рынка

государственных (муниципальных) ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг (рынок капиталов, англ. capital market) - это составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг.

Существует несколько способов классификации рынков ценных бумаг:

- по характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный);

- по виду ценных бумаг (рынок облигаций, фондовый рынок);

- по форме организации (биржевые и внебиржевые).

Классификация по характеру движения ценных бумаг:

- первичный рынок - рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг;

- вторичный рынок - место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Именно со вторичным рынком лучше всего знаком начинающий инвестор, поскольку биржи как раз относятся ко вторичному рынку;

- третий рынок охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи;

- четвертый рынок - это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами. Самые известные системы четвертого рынка - InstiNet, POSIT, Crossing Network. Институциональный инвестор - юридическое лицо, выступающее в роли держателя денежных средств (в виде взносов, паев) и осуществляющее их вложение в ценные бумаги, недвижимое имущество (в том числе права на недвижимое имущество) с целью извлечения прибыли. К институциональным инвесторам относятся инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые организации, кредитные союзы (банки). Институциональные инвесторы обеспечивают почти половину торговли на нью-йоркской фондовой бирже, торгуя, как правило, большими пакетами акций.

Правовое регулирование современного рынка ценных бумаг играет важную роль в праве.

Рынок, где осуществляется эмиссия и первичное размещение ценных бумаг, другими словами, продажа ценных бумаг эмитентом или его представителем первичному инвестору признается первичным рынком ценных бумаг.

После первичного размещения акции попадают на вторичный рынок.

Рынок, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных и как минимум один раз приобретенных ценных бумаг признается вторичным рынком ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся:

1) функция получения прибыли от операций на данном рынке;

2) ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение;

3) информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

4) регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести перераспределительную функцию и функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция означает:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

- финансирование дефицита государственного бюджета.

 

21.2. Понятие и виды государственных (муниципальных)

ценных бумаг

 

В соответствии со ст. 142 ГК РФ <1> ценной бумагой являются документы, удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление и передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

 

Также в ст. 142 ГК РФ даны виды ценных бумаг: акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги.

Согласно российскому законодательству выделяются следующие виды ценных бумаг.

Акцией является эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

Облигацией признается ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация предусматривает право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Облигации могут выпускаться как государством, органами местного самоуправления, так и частными юридическими лицами.

Вексель - ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить владельцу векселя (векселедержателю) определенную сумму в определенный срок. Вексель выполняет кредитную и расчетную функции; он применяется как средство платежа.

Векселя могут быть простыми и переводными.

Простой вексель представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или его приказу.

Переводной вексель представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю или его приказу.

Главное отличие переводного векселя от простого, представляющего собой, по сути, долговую расписку, состоит в том, что он предназначен для перевода ценностей из распоряжения одного лица в распоряжение другого. В переводном векселе участвуют не два, как в простом, а три лица: векселедатель (трассант), первый приобретатель или векселедержатель, получающий вместе с векселем право требовать платеж по нему, и плательщик (трассат), которому векселедержатель предлагает произвести платеж. Наименование того, кто должен платить (плательщик), указывается только в переводном векселе <1>, в простом векселе этот реквизит отсутствует. Векселедатель обязуется заплатить вексельную сумму, если плательщик не заплатит ее.

--------------------------------

<1> Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе".

 

Всякий переводной вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента.

Индоссамент - подпись на обратной стороне документа, удостоверяющая, что сторона гарантирует выполнение в срок определенных операций по данному документу <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей следующие права ее законного владельца: право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой имущества, указанного в договоре об ипотеке, без представления других доказательств существования этого обязательства; право залога на имущество, обремененное ипотекой.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ <1> "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 1 мая 2017 г.) инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого фонда (при прекращении паевого инвестиционного фонда).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562; 2017. N 18. Ст. 2661.

 

Чек - ценная бумага, выполненная на бланке установленной формы, содержащая приказ чекодателя плательщику уплатить названному в нем лицу или по его приказу - чекодателю - определенную денежную сумму <1>.

--------------------------------

<1> Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996. С. 49.

 

Виды чеков:

- именные чеки выписываются на определенное лицо;

- ордерные выписываются на имя физического или юридического лица, которое может передать чек другому лицу с помощью индоссамента;

- предъявительские выписываются на предъявителя, его передача осуществляется простым вручением.

Приватизационный чек - государственная ценная бумага ограниченного действия, выпущенная в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" <1> и предоставляющая право ее владельцам осуществить платеж за приобретаемое в процессе приватизации имущество (акции). Приватизационный чек был выпущен в бумажной форме номинальной стоимостью 10 000 руб. в ценах 1992 г. с целью обеспечения участия всех совершеннолетних граждан России в процессе приватизации. Срок действия приватизационного чека был установлен с 1 декабря 1992 г. по 31 декабря 1993 г., а затем продлен до 1 июля 1994 г. Приватизационные чеки были выданы населению через систему Сбербанка РФ с взиманием комиссионного сбора в размере 25 руб. в ценах 1992 г.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (в ред. от 14 октября 1992 г., с изм. от 10 января 1993 г.) (вместе с Положением о приватизационных чеках) // САПП РФ. 1992. Фактически утратил силу в связи с завершением чекового этапа приватизации.

 

Коносамент - документ, содержащий условия договора морской перевозки грузов, выдаваемый морским перевозчиком отправителю в момент приема груза на судно и удостоверяющий принятие груза к перевозке морским путем. В перевозке грузов кроме коносамента используется морская накладная - документ, который подтверждает наличие договора перевозки груза морским путем и принятие или погрузку груза перевозчиком и по которому перевозчик обязуется доставить груз грузополучателю.

В отличие от морской накладной коносамент является товарораспорядительным документом. Это означает, что только лицо, указанное в коносаменте или обладающее коносаментом на предъявителя, вправе потребовать от перевозчика выдачи груза, обозначенного в коносаменте.

Кроме перечисленных выше видов ценных бумаг существуют ценные бумаги, относящиеся к производственной сфере, и распространены они за рубежом. К ним относятся:

Варрант - сертификат (удостоверение), дающий его владельцу право приобретать ценные бумаги по цене, предусмотренной контрактом, в течение определенного времени или бессрочно.

Опцион - контракт (соглашение), предусматривающий право лица, приобретшего опцион, в течение определенного срока купить по определенной цене определенное количество акций у лица, продавшего опцион (опцион вида "пут"), либо продать их ему (опцион вида "пут"). В отличие от варранта опцион дает право не только купить, но и продать ценные бумаги, причем определенное их количество.

Фьючерс - контракт (сделка), заключенный на бирже и представляющий куплю-продажу ценных бумаг по фиксированной в момент его заключения цене, с исполнением операции через определенный промежуток времени (к определенной дате). В отличие от опциона фьючерс представляет собой не право, а обязательство купли-продажи ценных бумаг.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (в ред. от 14 июня 2012 г.) <1>, государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

<2> Федеральный закон от 28 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.

 

Виды российских государственных ценных бумаг:

- облигации российского внутреннего выигрышного займа;

- облигации федерального займа с переменным купонным доходом;

- облигации федерального займа с постоянным купонным доходом;

- облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом;

- облигации государственного сберегательного займа РФ;

- государственные краткосрочные облигации (ГКО);

- облигации золотого займа;

- облигации государственного нерыночного займа РФ;

- валютные облигации Министерства финансов РФ;

- векселя Министерства финансов РФ;

- государственные жилищные сертификаты;

- восстанавливаемые ценные бумаги;

- золотые сертификаты.

Подробнее о некоторых видах государственных ценных бумаг.

Процедура присоединения будет включать рассмотрение общего обзора экономической политики Российской Федерации, а также ее политики в ряде других ключевых областей, которые не в полной мере или совсем не регулируются нормативно-правовой базой ОЭСР. Целью этого является координация политики России в указанных областях с политикой, проводимой странами - членами ОЭСР.

1.... Документы внутреннего функционирования Организации... должны быть приняты без оговорок <1>.

--------------------------------

<1> Дорожная карта присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР (принята на 1163-й сессии Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г.) // СПС "Гарант".

 

Аналогичная процедура предусматривалась и для процесса присоединения России к ВТО. В тот период было принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих такие элементы финансовой сферы, как инсайдерская информация, национальная платежная система, центральный контрагент, центральный депозитарий, кредитные рейтинговые агентства и др.

Отметим, что государства, вступая в международно-правовые отношения, ограничивают себя в осуществлении собственных суверенных прав. Так, например, вступив в 1944 г. в Международный валютный фонд, государства привязали свои валюты к доллару США и утратили право самостоятельно производить девальвацию/ревальвацию национальной валюты, выбирать режим валютного обменного курса и т.п. Хотя не все так однозначно, о чем свидетельствует практика рассмотрения международных экономических споров <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Martha R. The Financial Obligations in International Law. Oxford: Oxford University Press, 2015.

 

Государство как субъект публичного международного права защищено суверенным иммунитетом. Государственный иммунитет действует в отношении органов государства, его должностных лиц, государственной собственности (включая финансы, денежные счета), помещений зарубежных государственных органов, имущества дипломатов и т.п.

Среди международных документов, регулирующих вопрос иммунитета государств и их собственности, следует прежде всего назвать Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности от 2 декабря 2004 г. (далее - Конвенция).

Статья 21 Конвенции содержит указание на особые категории собственности государства, которые, в частности, не рассматриваются как собственность, непосредственно используемая или предназначенная для использования государством в иных целях, чем государственные некоммерческие цели. В п. "c" ст. 19, в частности, говорится, что это:

а) собственность, включая любой банковский счет, используемая или предназначенная для использования при исполнении функций дипломатического представительства государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях;

б) собственность военного характера или используемая или предназначаемая для использования при исполнении военных функций;

в) собственность центрального банка или иного финансового органа государства.

В соответствии с п. "с" ст. 19 Конвенции никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой "было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда при условии, что принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство".

Многочисленные нарушения иммунитета российской государственной собственности, включая активы Банка России и финансовые счета дипломатических представительств России за рубежом, свидетельствуют о выборочном применении некоторыми государствами положений упомянутой Конвенции.

Также имеется Европейская конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972 г. (ETS N 74), которая, однако, не содержит указаний на особый статус иностранных центральных банков или финансовых властей.

Отметим, что иммунитеты различаются:

- судебный; государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;

- от предварительного обеспечения иска; имущество государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера в целях обеспечения иска (например, на имущество или на счета не может быть наложен арест и т.п.);

- от принудительного исполнения вынесенного судебного решения; государство, его имущество не может быть подвергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения.

Если государство вступает в гражданско-правовые отношения с частным иностранным лицом, такое соглашение называется диагональным, в котором, казалось бы, нарушается юридическое равенство сторон, поскольку одна из сторон - государство - защищена от претензий и исков иммунитетом, а частное лицо - нет.

Западная правовая теория и практика международных и иностранных судов и арбитражей опирается в ситуации с диагональными правоотношениями на доктрину "функционального иммунитета". Суть ее в том, что государство, вступая в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом при осуществлении суверенных функций, например при открытии посольством банковского счета в зарубежном банке, обладает указанными иммунитетами. Однако если государство заключает сделку, имеющую своим следствием получение прибыли, такая сделка квалифицируется не как исполняемая в рамках государственных публичных функций, а как коммерческая и иммунитетом не обеспечивается.

Государства реализуют свою компетенцию в финансовой сфере через соответствующие государственные органы, действия которых создают международные финансовые обязательства для государств <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно тема рассмотрена в статье автора "Принцип присвоения поведения государству в международном финансовом праве" // Финансовое право. 2017. N 6.

 

Объект и предмет международного финансового права. Возникающие в международной жизни финансовые отношения характеризуются целым рядом признаков, присущих всем видам этих отношений. Такими родовыми признаками признаются:

а) денежный характер этих отношений;

б) обязательное участие в них суверенных государств или созданных государствами международных организаций;

в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств.

Объектом регулирования МФП являются международные финансовые отношения:

- между государствами, международными организациями по поводу трансграничного движения финансовых ресурсов;

- между государствами по поводу внутренних правовых режимов;

- многосторонние отношения по поводу международной финансовой стабильности и др.

Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования посредством МФП, являются правоотношения, касающиеся:

- форм международных расчетов;

- диспропорции платежного баланса;

- соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

- предоставления кредитов и займов;

- условий погашения или реструктуризации государственного долга;

- условий оказания финансовой помощи;

- надзора за деятельностью коммерческих банков;

- общих подходов к борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем;

- изменения или унификации внутреннего финансового законодательства.

Предмет права в общем - это материальное или нематериальное благо либо поведение лица, по поводу которого возникает правоотношение.

Предметом регулирования нормами международного финансового права являются деньги (валюта) или международные валютные (денежные) обязательства, а также внешние действия государств в сфере финансов.

Деньги или денежные обязательства являются основным предметом финансово-правовых отношений. В международной практике широко известна формула из решения Международного суда по делу Russian Indemnities (Russia/Turkey) (1912): "Любая ответственность вне зависимости от своей природы в конечном итоге измеряется в деньгах и трансформируется в обязанность заплатить; все заканчивается или может закончиться денежным долгом" <1>.

--------------------------------

<1> Affaire de l'indemnite russe (Russie/Turquie), 11 November 1912, XI UNRIAA, 421 at 440. English translation // http://www.pca-cpa.org/upload/files/Russian%20Award%20edited%20_final_.pdf; решение суда // https://pcacases.com/web/sendAttach/643 (дата обращения: 16.04.2017).

 

Внутренний правовой режим как предмет международного финансового права - это совокупность национальных финансово-правовых норм и институтов, на которые осуществляется внешнее воздействие для приведения их в соответствие с международными стандартами и лучшей практикой.

Например, поскольку надлежащий внутренний финансовый (банковский) надзор является залогом стабильности финансовой системы государства, то, значит, его надлежащее регулирование обеспечит такую стабильность. А поскольку западные финансовые системы считаются наиболее надежными, то экспорт западного "надежного" финансово-правового регулирования является тем механизмом, который повысит стабильность конкретной финансовой системы, стало быть, стабильность финансовых систем других государств и глобальной финансовой системы.

В международных финансовых отношениях одними из главных препятствий в установлении и развитии сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств могут стать внутреннее право, национальные правовые режимы. Эти режимы закрепляют:

- степень открытости национальных финансовых систем;

- правовой статус банков, бирж, элементов финансовой инфраструктуры и других финансовых институтов;

- правовой статус национальной и иностранных валют, иных финансовых инструментов;

- качество финансового надзора и т.д.

Задачи международного финансового права - создать международно-правовой режим свободного трансграничного движения финансовых ресурсов и услуг, условия для сопряжения национальных финансовых систем, в том числе путем сближения или унификации внутренних правовых режимов.

Такое сближение достигается в целом принятием многосторонних международных актов, в результате чего происходит согласование воли государств по принятию одинаковых норм регулирования тех или иных сфер.

Возможен также иной вариант: группой государств разрабатывается комплекс норм, которые эти государства обязуются внедрить в свои режимы внутреннего финансово-правового регулирования, как это происходит в настоящее время в рамках Группы двадцати. В силу экономического доминирования этой группы стран они могут различными методами мотивировать другие страны к восприятию (рецепции) этих норм. Такими нормами являются международные финансовые стандарты, разрабатываемые группой международных финансовых регуляторов и призванные обеспечить стабильность финансовых систем и одинаковые подходы в сфере внутреннего финансового регулирования государств всего мира.

 

24.2. Взаимодействие международного финансового права

и финансового права России

 

Международное финансовое право тесно связано с внутренним финансовым правом России и является источником для разработки правил национального финансового регулирования. В зарубежной правовой доктрине существуют взгляды, что финансовое право в широком смысле включает и поглощает международное финансовое право.

Национальная финансовая система российского государства тесно связана с финансовыми системами других стран и мировой финансовой системой:

- через бюджет: это внешние заимствования государства и иностранные долги государству, размещение суверенных фондов, государственные закупки за рубежом, курс национальной валюты, внешнеэкономическая деятельность государственных компаний, борьба с отмыванием денег;

- через налоги: налогообложение нерезидентов от коммерческой деятельности внутри страны, налогообложение резидентов от коммерческой деятельности за рубежом;

- через инвестиции: режим иностранных финансовых вложений (регулирование допуска иностранных компаний к приобретению местных активов (например, такой допуск для госкомпаний, суверенных фондов ограничен); виды активов, доступ к которым ограничен для иностранцев (активы, связанные с обороной, инфраструктурные, банковские, финансовые компании и пр.)); это также приток и отток иностранных портфельных и прямых инвестиций;

- через биржи, платежные и расчетные системы;

- через правовое регулирование: нормы МФП превращаются в нормы внутреннего финансового права и наоборот.

Эта связь усматривается и в деятельности российских компаний, которые обязаны соблюдать многие международные правила:

- банки - правила Базельских соглашений по капиталу (с 2008 г. - изучение), юридические лица - М


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.