Место в системе окружающего мира, других учебных предметов. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Место в системе окружающего мира, других учебных предметов.

2019-11-11 150
Место в системе окружающего мира, других учебных предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Региональный краеведческий модуль «Белгородоведение в начальных классах» является составной частью курса окружающего мира предметной области «Обществознание и естествознание». Изучается с 1 по 4 класс по приоритетным в Белгородской области учебно-методическим комплексам (УМК) – «Школа России», «Начальная школа ХХI века», система Л.В. Занкова и «Перспективная начальная школа». Краеведческий модуль рассчитан на 15 – 16 часов, при этом с учетом конкретного УМК в каждом классе может быть проведено до 4 уроков, ориентировочно – один краеведческий урок в учебную четверть. Часть краеведческого материала может быть логично интегрирована в другие уроки рабочей программы по окружающему миру.

Учитывая междисциплинарный характер краеведения, региональный материал должен быть включен практически в уроки по другим предметам учебного плана начальной школы (литературное чтение, технология, изобразительное искусство).

Так как работа по региональной тематике тесно связана с жизнью конкретного региона, данная программа имеет выход на все направления внеурочной работы, определенные требованиями ФГОС НОО.

Учитывая значительный потенциал учебного предмета  окружающий мир в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в основу «Белгородоведения в начальных классах» положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Освоения краеведческого программного модуля

«Белгородоведение в начальных классах»

В результате освоения краеведческого модуля учебной программы к концу 4 класса обучающиеся научатся:

· Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Белгородского края;

· Рассказывать о символике Белгородской области;

· Описывать достопримечательности региона;

· Находить на карте Белгородскую область и ее административные центры;

· Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Белгородчины;

· Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

· Называть представителей животного и растительного мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;

· Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Белгородской области;

· Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;

· Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;

· Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области;

· Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;

· Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.

 

К концу 4 класса обучающиеся   получат возможность научиться:

· Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;

· Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;

· Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ;

· Собирать материал и составлять портфолио о родном крае.


Содержание краеведческого модуля по разделам и темам

Раздел «Человек и общество»

1. География Белгородской области. Родной регион - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона. Символы Белгородской области и муниципальных территорий.  День рождения Белгородской области - 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта.

2. История Белгородской области. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Святыни родного края.

3. Белгородская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода - 5 августа. Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения. Белгород и Старый Оскол – города воинской славы России.

4. Культура Белгородской области. Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.

5. Ими гордится Белгородская земля. Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты  - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.

6. Моя родословная. Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. История семьи в истории родного края.

Раздел «Человек и природа»

7. Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.

8. Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края (равнины, холмы, возвышенности, овраги).

9. Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.

10. Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.

11. Почва. Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей  сельского хозяйства на Белгородщине: полеводство, овощеводство, садоводство.. Агропромышленные холдинги.

12. Растительный мир лесостепной зоны. Краткая характеристика растений родного края (деревья, кустарники, травы). Грибы Белгородской области.

13. Животный мир лесостепной зоны. Ж ивотные(дикие и одомашненные) Белгородской области.

14. Единство живой  и неживой природы.Природные сообщества (лес, луг, водоем) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Использование человеком богатств природы.

15. Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Заповедники и заказники Белгородской области. Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки.  Региональная программа «Зеленая столица». Правила поведения в природе.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методические комплексы курса «окружающий мир» по приоритетным образовательным программам в Белгородской области: «Школа России», система Л.В. Занкова, «Начальная школа ХХI» века, «Перспективная начальная школа»: учебные и рабочие программы, учебники, рабочие тетради, методические руководства для учителя, электронные приложения, хрестоматии.

Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.

«Мой край – родная Белгородчина»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014.

Дневник ученика. – Белгород, 2013 – 2014.

Дневник юного путешественника. – Белгород, 2013.


Дополнительная литература для учителя

Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.

Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В.В. Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.

Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.

Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с.: ил.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Методическое пособие / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.

Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов / Составители: Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977. – 78 с.

Музей в образовательном пространстве школы и вуза: Учебное пособие /  Под общей ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2013. – С приложением на DVD.

Овчинников В.В., Гильман Л.Я. Белгород – город воинской славы. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007. – 380 с.: ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

Петин А.Н., Новых Л.Л., Петина В.И., Глазунов Е.Г. Экология Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. – 288 с.: ил.

Петин А.Н., Сластина Т.В. География Белгородской области. Методическое пособие для учителей географии. 8-9 классы. – Белгород: БелРИПКППС, 2005. – 82 с.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010.

Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. – Белгород: Белгородская областная типография, 2010. – 472 с.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Природа. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 1. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В. География Белгородской области. Население и хозяйство. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы в двух частях. Часть 2. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Природа. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Соловьев А.Б., Чугунова Н.В., Сазонова Н.В.География Белгородской области. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975. – 128 с.

Система контроля

Контрольные задания (вопросы, тесты) по модулю «Белгородоведение» включаются в текущие и итоговые контрольные работы учащихся. В завершении обучения в 4 классе проводится викторина или краеведческая олимпиада (по усмотрению учителя) внутри учащихся класса. Полученные учащимися предметные результаты учитываются при выставлении итоговой отметки школьнику за учебный год.

Материально-техническое оснащение  образовательного процесса

1) Натуральные живые пособия;

2) Гербарии, коллекции;

3) Изобразительные наглядные пособия;

4) Географические и исторические карты;

5) Предметы быта и культуры, исторические и современные;

6) Экскурсионное снаряжение;

7) Музейные экспонаты;

8) Компьютер, мультимедийный проектор;

9) Электронное приложение к урокам;

10) Литература по белгородоведению

 

Приложение 1.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.