Развивающие игры с песком для детей 2-3 лет — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Развивающие игры с песком для детей 2-3 лет

2019-10-25 1300
Развивающие игры с песком для детей 2-3 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развивающие игры с песком для детей 2-3 лет

На протяжении многих лет психологами, педиатрами, педагогами разрабатывалась система песочных познавательных, обучающих и проективных игр, которые помогают ребенку стать полноценной личностью. Рассмотрим несколько игр в песок для малышей 2-3 лет.

 

Пересыпаем песок

Малыша 2 -2,5 года можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. Малышу это обязательно понравится.

 

Куличики из песка

Делать пасочки из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

Отпечатки на песке

· Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.

· Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие.

· Для сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.

· Также можно предложить малышу сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.

 

Откапывание спрятанной в песке руки взрослого

Поиграть с малышом можно и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.

Игра «Поиски спрятанных сокровищ»

С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать признаки и свойства предметов, с помощью которых он отличается от других.

Ход игры:

В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.

1. Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.

2. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида.

Можно разнообразить игру, сказав детям, что нужно найти сокровища, зарытые в песке грозным капитаном пиратов Флинтом. В качестве сокровищ могут использоваться монеты (современные, оставшиеся с советских времен, привезенные из отпусков). Для старших ребят можно нарисовать карту и пометить крестиком место закопанных сокровищ, а затем вместе с ними смело отправляться на их поиски.

Как использовать игру в песок «Поиски спрятанных сокровищ» для обучения детей буквам, цифрам, геометрическим фигурам?

Чтобы игра превратилась в развивающую, можно закопать в песок буквы, цифры, различные геометрические фигуры. Также можно спросить у ребенка, какого цвета и размера эти предметы. Ребенок может узнать, что предметы могут быть как разными, так и одинаковыми по нескольким признакам – цвету, форме, величине и другим.

Игра «Найди пару»

1. Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.

2. По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке.

3. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.

4. Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. Игра помогает развивать мелкую моторику у детей.

 

Игра «Путешествие к звукам»

С помощью игры в песок можно помочь ребенку развить фонематический слух, то есть познакомить его с миром звуков, научить различать отдельные звуки или их сочетания в словах. Это и является краеугольным камнем в звукопроизношении и правописании.

В этой игре звук не является самой маленькой непонятной для ребенка единицей языка, а становится настоящим сказочным персонажем. Чтобы было понятно, как играть, рассмотрим игру «Путешествие в страну гласного звука «А»». Для того чтобы приступить непосредственно к игре взрослому нужно к ней тщательно подготовиться.

Подготовка к игре:

· Нужно приготовить фигурки фруктов, овощей, животных, деревьев в названиях, которых встречается гласный звук «А». Если таковых нет, то их можно сделать самостоятельно: перевести на бумагу, раскрасить и приклеить на картон, сделать из пластилина, соленого теста или других подручных материалов.

· На фигурки нужно прикрепить букву «А».

· Приготовленные фигурки нужно поставить около песочницы.

· Найти или сделать деревянную, пластиковую, наконец, картонную букву «А». И отправляться вместе с ребенком в увлекательное путешествие — в страну принцессы гласного звука «А».

Ход игры:

1. Для наглядности родитель вместе с ребенком может построить из песка замок и поместить туда приготовленную букву «А».

2. В этой стране есть синее-синее море, в котором плещутся малютки — а кулята. Из песка можно огородить море, в котором будут плескать фигурки акул (на них нужно приклеить или повесить изображение буквы «А»).

3. Также в этом царстве есть прекрасный сад, в котором растут а пельсины, а рбузы, а брикосы, а также обитают разные птицы – а ист, а льбатрос и красавец-попугай А ра. Из песка нужно построить стены и огородить сад, в котором и будут находиться вырезанные и приклеенные на картон деревья и ягоды, а также фигурки птиц (можно сделать самим, вырезать).

4. Чтобы ребенок мог вдоволь поиграть в этой стране, он должен назвать слова, в которых как раз слышится звук «А» в начале, середине и конце. Испытание это не из легких, ребенок может нуждаться в помощи. Если ребенок пока не может самостоятельно привести примеры, ему можно подсказать, но стараться поддерживать его интерес к игре.

Начать игру можно так. В сказочной стране жило много звуков – гласные и согласные (сразу вводиться понятие гласных и согласных звуков). К одному из них прекрасной принцессе гласному звуку «А» и отправимся в гости. У этой принцессы есть друзья и зовут их А лёна, А ртур, А рина и А нтон. В их именах звук «А» стоит в начале.

Также у принцессы есть любимые родители п а п а -король и м а м а -королев а. В словах «мама» и «папа» звук «А» встречается в середине и конце слова.

Кроме того, во дворце также есть домашние животные: кошк а, собак а, морская свинк а, которых очень любит принцесса. В словах «собака», «кошка», «свинка» звук «А» находится в конце слова. Как только ребенок самостоятельно или с помощью родителей выполнит задание, он получит возможность посетить сказочную страну, в которой и живет принцесса «А», поиграть с самой принцессой, а также другими героями.

Советы родителям

Не стоит перегружать ребенка и знакомить его со всеми звуками сразу, внимание малышей довольно быстро рассеивается, и он может и вовсе потерять всякий интерес к игре и изучению дальнейших звуков. Следуя этому примеру, можно постепенно познакомить ребенка со всеми гласными и согласными звуками, каждый раз придумывая различные истории. А после, когда ребенок будет знать все звуки, можно знакомить и с графическим их обозначением – буквами.

Также при изучении того или иного материала следует опираться на индивидуальные способности ребенка. Кто-то быстро постигнет предложенный ему материал и будет ждать новых открытий, а с кем-то придется задержаться в той или иной сказочной стране.

Радужные баночки

Наверное, у каждой мамы остается много лишних и ненужных баночек от детского пюре, которые могут лежать на кухне в шкафу даже несколько лет. Таким баночкам всегда найдется применение для детского творчества. Например, из них можно сделать подсвечники с помощью клея и соли. А можно, используя такие баночки, песок и мелки сделать украшения для комнаты. Для его изготовления понадобятся следующие материалы:

· мелкий просеянный песок лучше белый, но если такого нет, можно использовать и желтый;

· цветные мелки для рисунков на асфальте или художественная пастель;

· баночка от детского пюре.

Ход работы:

1. На белый лист нужно насыпать просеянный песок и цветным мелком растереть его.

2. После этого нужно пересыпать цветной песок в приготовленную баночку.

3. Далее нужно взять чистый лист и вновь повторить эту процедуру уже с мелками другого цвета. И так продолжать до тех пор, пока баночка не заполнится. После заполнения, закрыть баночку крышкой. И поделка готова.

4. Пересыпать каждый слой песка следует очень аккуратно, чтобы они не смешались и не превратились в песок непонятного цвета.

 

Игра «Как напоить песочек?»

Привить любовь малыша к опытам можно с помощью простой игры, используя при этом самые простые материалы – песок и воду. Ребенок должен увидеть, что одним из свойств песка является его умение впитывать воду. Показать ему это можно на наглядном примере. Для этого ребенок должен собрать из сухого песка горку и сделать в ней ямку. Именно в эту ямку потихоньку он и будет вливать воду из лейки с тонким носиком. Сначала малыш увидит, что ямка по мере вливания песка будет становиться все глубже, получится небольшое озеро, наполненное водой. Но постепенно это озеро будет мельчать, так как вода будет впитываться песком и исчезнет, а песок из сухого превратиться в мокрый.

 

Игра «Поварята»

Все дети любят лепить из песка, но в летнюю жару песок часто высыхает и становится рассыпчатым, из него невозможно что-то лепить. Можно показать малышу, что если набрать в формочку такой песок, то не получится сделать из него фигурку. Поэтому, выходя на улицу в жаркую погоду, можно брать с собой бутылочку с водой, чтобы поливать песок и делать его пригодным для лепки. Так как дети любят играть в ролевые игры, то можно поиграть с ними в настоящих поваров, которые работают в большом ресторане и которым нужно приготовить много разных блюд для настоящего праздника. Приглашенными гостями могут быть куклы, машинки, фигурки лего и другие различные игрушки. Для игры понадобятся лопатки, ведра, разные формочки и игрушечная посуда (тарелки, чашки, ложки и чайник). С помощью разных формочек малыши могут напечь огромное количество «десертов», украсить их листиками, палочками, цветами и даже сухим песком – сахарной пудрой. Останется только расставить чашки и налить из чайника чай, и гости могут угощаться.

Игра «Домашний огород»

Из кинетического песка можно сделать настоящий домашний огород. Сформировать из песка забор огорода, сделать грядки и посадить в них различные фрукты и овощи. Для игры можно использовать игрушечные овощи и фрукты, а можно сделать их самих из пустой коробки из-под яиц и раскрасить их гуашью или акрилом. Как только «овощи» и «фрукты» будут высажены, нужно будет сделать еще несколько табличек из картона, написать на них название овощей и воткнуть их в песок рядом с грядками. Поливать посадки можно только понарошку, так как кинетический песок нельзя мочить. Потом урожай можно собрать. Так ребенок познакомится с различными навыками огородника, узнает, какие бывают овощи и фрукты, рассмотрит их цвета и формы, а также сосчитает урожай. И все это будет в увлекательной и интересной форме.

Игра «Самая высока башня»

У кинетического песка есть несколько особенностей. Строения из него очень прочные, но как только давление наверху превышает допустимый вес, они могут моментально рухнуть. Эти свойства можно использовать для игры. Если играют несколько детей, можно им предложить конкурс – чья башня будет выше. Выиграет тот, чья башня будет выше и крепче. Строить башню можно любой формы. В ходе такой игры ребенок познакомится с такими понятиями как высокий — низкий.

Инструменты и материалы

Песок рождает множество ощущений: он шершавый и послушный, текучий и пересыпающийся. Горячий сверху, прохладный внутри. Мокрый или сухой, мелкий и с камушками. Как часто взрослые, наблюдая за малышами в песочнице, говорят: «Возьми совок – испачкаешь руки!» А ведь так важно потрогать, прочувствовать этот материал именно руками, пальчиками. Попробуйте ощутить, как сухой песок сыплется между ладошками! Это целая гамма переживаний, которая нужна ребенку.

Возня в песке позволяет снять лишнее напряжение, обогащает тактильный опыт. Песок массирует ручки и ножки малыша, поэтому, если на улице тепло и вы уверены в чистоте песка, то ребенка можно пустить на него босиком. Дети любят играть в песке руками, и как известно, это активно развивает мозг малышей, активизирует связи между полушариями. Для игр требуется координация движений рук и глаза, соотнесение того, что делают руки и что происходит в окружающем пространстве, с тем, что видит кроха. Развивается глазомер: надо оценить, сколько нужно песка для той или иной формочки. А присутствие машинок, фигурок позволяет про-играть разные ситуации, целые действия, развивая воображение и фантазию.

Для игр подходит и сухой, и влажный песок. На даче для песочницы можно огородить специальное место. Огораживать хорошо остатками бруса, бревен или использовать старую детскую ванночку. Можно приобрести готовую песочницу – пластмассовую или деревянную.

Необходимо понаблюдать, где и когда в течение дня бывает солнце, и подобрать место недалеко от деревьев или соорудить навес, чтобы песочница находилась в тени.

В городе для игр подойдут песочницы на детских площадках. Поищите такую площадку и потрогайте песок – насколько он подходит вам. Бывает песок крупный, тяжелый – похожий на крошку от кирпичей. Он не годится для детских игр. Обойдя площадки, вы обязательно найдете подходящую песочницу.

Loaded: 0%

Progress: 0%

0:00

Fullscreen

00:00

БОЛЬШЕ О ГОРЛЕ

Совков можно приобрести несколько: они легко теряются. Кроме того, инструмент нужен и для мамы. Ведра бывают разных размеров; можно выбрать маленькое – с его помощью легко сделать небольшие куличи. Или наоборот, большое, чтобы в него помещались все формочки. При выборе формочек следует обратить внимание на наличие тоненьких частей: носиков, хвостиков, хобота слона и т.п. Если у яблока предполагается тонкая веточка, чаще всего кулич остается без веточки: песок застрянет в таких деталях. Для начала оптимальными будут формочки в виде кексов, крупных рыб, фруктов. Кроме стандартного набора из совка и ведра, могут быть интересны мельницы-вертушки, лейки, ситечки, пластмассовые простые машинки, особенно грузовички. Для всего этого удобно иметь какую-нибудь сетку, мешок. Удобны сетчатые мешки, потому что песок будет сыпаться буквально отовсюду. В течение сезона все это необходимо регулярно мыть, так как застывшие комки песка мешают делать куличики.

Игры для детей до 1 года

Если малыш уже уверенно сидит, можно начинать знакомить его с песочными играми. Но в этом возрасте все хочется попробовать на вкус, поэтому родителям нужно быть внимательными и отвлекать кроху от попытки поесть песок. Кроме того, ребенок еще не умеет играть самостоятельно – мама, находясь рядом, поможет ему осваивать это увлекательное занятие. Так как малыш пока не может сидеть на корточках, ему нужна подстилка – плед, клеенка на текстильной основе, пенка.

ВНИМАНИЕ! Знакомить с песочницей малышей до 1 года можно только на своем дачном участке, где вы уверены в чистоте песка, так как такая песочница недоступна для собак и кошек.

Основная цель игр в этом возрасте – знакомство с новыми ощущениями и развитие тактильной чувствительности.

Пересыпания

Мама сыплет малышу сухой песок на ручки, на ножки. Можно взять горсть песка с солнечного места – он теплый – и горсть с тенистого – он прохладный. Контрастные ощущения позволяют почувствовать разницу температур, развивают тактильные ощущения крохи. При этом желательно проговаривать все свои действия, например: «Вот песочек золотой, он бежит прохладною (теплою) рекой».

Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.

Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
(С. Маршак)

Если засыпать песком ножку малыша, а потом раскопать – это щекотно и доставляет массу удовольствия и маме, и ребенку.

Различные пересыпания из одной емкости в другую увлекают детвору и весьма важны для развития. Малыши развивают глазомер, учатся соотносить количество песка и размер емкости. Можно предложить ребенку воронку и пластиковую бутылку: засыпаем песок через воронку внутрь, а потом высыпаем тонкой струйкой.

Особой популярностью у некоторых детишек пользуется процесс просеивания песка через сито. В сите остаются камушки и веточки, а мелкий песочек оказывается в ведре. Он на ощупь более нежный, и многие дети чувствуют эту разницу.

Следы на песке

Для этой игры нужен влажный песок. Оптимально, если его подготовить с вечера: для этого достаточно полить песок из лейки с ситечком и накрыть пленкой на ночь. К утру получится прекрасно увлажненный, но не слишком мокрый песок. К сожалению, в городской песочнице это сделать не получится. В городе можно использовать бутылку с водой. На небольшом участке песочницы немного поливаем песок, тщательно перемешиваем совком. Влажный песок можно найти и на дне песочницы. Нужно аккуратно отодвинуть в сторону сухой песок, и под ним обычно есть влажный. Разравниваем его и печатаем ладошки. Можно и босыми ножками сделать отпечатки. Следы могут оставлять формочки, игрушки, машинки.

Дорожки

Сначала рисуем пальчиком дорожки. А потом по этим дорожкам ходим – ручками, ножками. Можно пробовать провести по дорожкам игрушки, изображая, как будет идти мишка косолапый, а как киска побежит.

Большие ноги идут по дороге:
Топ! Топ! Топ! Топ!
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Игры для детей 1–2 лет

В этом возрасте игры усложняются. Ребенок лучше различает нюансы ощущений. Цель занятий с песком – продолжать обогащать тактильный опыт, развивать мелкую моторику, речь, воображение, мышление, координацию движений.

Мельница

Для этой игры хороши различные мельницы-вертушки. Малыш засыпает наверх песок и наблюдает, как колесико крутится под его воздействием. Этот процесс буквально завораживает детей: они готовы сыпать и сыпать песок, только бы колесико не останавливалось. Малыш наглядно видит результат своих действий: насыпал – завертелось.

Дуйте, дуйте, ветры, в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!

Горки из песка

Из влажного песка строим горку. Затем с помощью совочка или руками делаем канавку от вершины вниз. И вот когда дорожка готова – устраиваем запуск маленьких мячиков. Ребенок вновь видит результат своих действий: кладет мячик наверх, а он катится вниз.

Волшебные картинки

Для этой игры нужен плоский поднос.
На его дно кладем картинку, сверху насыпаем небольшой слой сухого песка. Малыш пальчиком убирает песок и находит сюрприз – картинку.

Тортики

В этом возрасте малыш еще сам не может слепить куличик, но с помощью мамы он может его украсить. Мама выстраивает куличики, можно многоярусные – когда поверх кулича из ведра аккуратно надстраивается кулич из формочки. Теперь с помощью листочков, цветочков, камешков «тортик» украшается. Можно устроить кукольный праздник и угостить все игрушки кусочком такого пирога.

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!
(С. Чертков)

Родители часто сталкиваются с тем, что малыш не строит куличи, а ломает их. Это естественный этап в развитии ребенка. Таким образом крохе удается почувствовать, что он может воздействовать на те или иные предметы. Со временем дети с удовольствием начинают и сами увлеченно делать куличики из песка.

Игры для детей 2–3 лет

Основная цель игр в этом возрасте – развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.

Прятки

Вариант 1. Развиваем память
Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну из игрушек закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее и ищем вместе. Если ребенок легко справляется с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще по одной.
Вариант 2. Развиваем память и воображение
Малыш закрывает глаза, а мама пря-
чет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.
Вариант 3. Изучаем форму предметов
Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.

Горки

В этой игре ребенок знакомится с понятиями «высокий» и «низкий».

С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки-тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться –кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.

Ямки

В этой игре мы знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке мама может дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.

Куличи

Пожалуй, это самая известная и самая любимая игра в песочнице. Если песок влажный – можно начинать делать куличики. Придется не один раз показывать и рассказывать, что куличик из влажного песка будет держать форму, а из сухого – сразу рассыплется. Мамой будет построен не один куличик, прежде чем малыш сможет повторить действия – насыпать, утрамбовать, перевернуть, постучать и снять. Все это требует определенной ловкости и ко-ординации движений. Но тут же ребенок учится запоминать последовательность действий для достижения результата. Необходимо не только выполнить все, но еще и найти ровное место, чтобы кулич не рассыпался. Мамина поддержка и вера в успех помогут крохе преодолевать трудности.

Мама может «испечь» куличик и вместе с малышом украсить его палочками, камушками, веточками. Можно разыгрывать целые действия по изготовлению торта на день рождения куклы или постройке башни замка. Можно составлять целые композиции из куличей разной формы и высоты.
Игра в куличики будет веселее, если сопровождать ее стишком:

Мы не в жаркой печи
Испечем куличи,
Нам нужна не мука –
Только горстка песка.
Сыпь в ведерко песок
Да прихлопни разок.
Хороши куличи,
Хоть и не из печи.
Так и просит роток:
– Отломи мне кусок.
(Е. Стеквашова)

«Замки из песка»
Когда освоен процесс выпечки песочных куличей, можно переходить к строительству замков. На первом этапе помогут готовые формы – в виде башен, фрагментов стен. Можно и из обычных куличей выстроить крепостную стену, если их укладывать в ряд. Куличи из больших ведер могут быть башнями. А если сверху большого кулича аккуратно поставить маленький – получится башня с украшением.
На берегу водоема можно строить зам-ки и другим способом. Для этого зачерпываем песок с водой у самой кромки воды и выливаем на подготовленное место. Следующую порцию воды с песком аккуратно льем туда же. Вода из песка уходит быстро, и постепенно вырастает горка причудли-вой формы. Лить нужно аккуратно, чтобы вода не размывала сооружение. Можно добиться того, что самый кончик горки будет остроконечным. И конечно, без родительской помощи в таком сложном деле, как строительство крепости или замка, малышам не обойтись.

Машинки

В песке очень интересно играть различными машинками. Лучше всего для этого подойдут средние и крупные машинки из пластмассы: в мелких застрянет песок и перестанут крутиться колеса.

С помощью машинок песок можно пе-ревозить с места на место. Для них можно строить дороги, прокапывая их совком. Пригодятся и грабли из песочного набора: ими прокладываются трассы по всей песочнице. Если вырыть ямку и накрыть дощечкой – получится мост. Строительство тоннелей и транспортных развязок увлека-ет не только детей, но и взрослых.

Аппликация из песка

Это занятие потребует стола – на улице или дома. Песок необходимо просеять и просушить. Еще для работы нужны карандаш, картон и клей.

Карандашом рисуем простой рисунок, потом клеем «закрашиваем» его, и малыш посыпает изображение песком. Когда клей подсохнет, остатки песка стряхиваем и получаем картину. Такая работа смотрится на картоне темных тонов – черного, коричневого или синего цвета.

Любая игра с песком развивает крупную и мелкую моторику, обогащает тактильный опыт ребенка. Малыш познает свойства этого материала, развиваются его творческие способности и фантазия. Игры с песком позволяют снять напряжение, улучшить настроение. Играя вместе в песочнице, можно расширить круг друзей и знакомых: так малыши получают первый опыт отношений со сверстниками. Все это положительно влияет на развитие ребенка.

План 1. Значение игр с песком для развития детей дошкольного возраста 2. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста 3. Дидактический центр «Песок и вода» 4. Игры с песком. 1. Значение игр с песком для развития детей дошкольного возраста Игры с песком для детей в самом раннем возрасте являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка. По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста ребенка начинать знакомить его с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук. Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой. Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М.Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством длоя развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние. 2 Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка. Игры с песком - это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге. Таким образом, игры с песком позволяют: -Стабилизировать психоэмоциональное состояние -Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику -Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности -Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию -Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор -Разнообразить способы сотрудничества. 3 2. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Условия работы с детьми 1. Согласие и желание ребенка. 2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. 4 Оборудование «педагогической песочницы» 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. 2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой. 3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): • лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; • разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать); • набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»); • различные здания и постройки; • бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Правила поведения в песочнице v Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. v Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. v После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места. v После игры в песке надо помыть ручки. Домашнее задание Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей. 5 3. Дидактический центр «Песок и вода» Центр «Песок и вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фарт


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.