Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-10-25 | 1221 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Документ 1.
«…Основными источниками должны быть хлебный экспорт, займы у населения, повышение цен на вино-водочные изделия при расширении их продаж, денежная эмиссия (рост объема денежной массы).»
Документ 2.
“Источники могут быть разными. Они могут заключаться в трате ресурсов, которые у нас были, в выпуске бумажных денег с риском инфляции и товарным голодом... в переобложении крестьянства. Но все это нездоровая база индустриализации... Все это не прочно... может угрожать разрывом с крестьянством. Товарищ Ленин указывал другие источники... Прежде всего, максимальное сокращение всех непроизводительных расходов, которые у нас огромны, и повышение производительности труда. Не эмиссия, не проедание запасов... не переобложение крестьянства, а качественное повышение производительности общенародного труда и решительная борьба с непроизводительными расходами - вот главные источники накопления.”
2.1. Представленные документы принадлежат Н.Бухарину и И.Сталину. Определите авторство.
2.2. Какие источники индустриализации предлагают авторы документов? В чём их принципиальная разница?
-
-
2.3. Какая идея оказалась принятой? Укажите, к каким двум последствиям во внутренней политике должна была привести победившая идея.
-
-
№ 3. Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода Гинзбурга.
«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку... Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек...
|
Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь...
Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей....И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты...
С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.
На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад...
Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением «завета отцов»».
3.1. Как называется процесс экономического развития, происходивший в первую пятилетку, участником которой был автор текста?, Кто был руководителем страны в эти годы?
3.2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх черт, особенностей описанного в тексте процесса в СССР.
-
-
3.3. Как С.З. Гинзбург определял причины недовольства части рабочих своим положением? Какие причины недовольства вы можете дополнительно привести? Укажите всего не менее трёх причин.
|
-
-
№ 4. Из резолюции XVIII съезда ВКП(б).
«1. В результате успешного выполнения второго пятилетнего плана... в СССР разрешена основная историческая задача второй пятилетки — окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Решена труднейшая задача социалистической революции: завершена коллективизация сельского хозяйства, колхозный строй окончательно окреп. В нашей стране «осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм»... 2. Главная и решающая хозяйственная задача второй пятилетки — завершение технической реконструкции народного хозяйства СССР — в основном выполнена.
Коренным образом обновился производственно-технический аппарат страны. Свыше 80 процентов всей продукции промышленности получено... с новых предприятий, построенных или целиком реконструированных за первую и вторую пятилетки; около 90 процентов всех действующих в сельском хозяйстве тракторов и комбайнов произведены советской промышленностью во второй пятилетке. Задания второй пятилетки в области промышленности и транспорта выполнены досрочно. Вторая пятилетка выполнена промышленностью к 1 апреля..., то есть в 4 года и 3 месяца, причём и во второй пятилетке особенно быстро росла тяжёлая промышленность-Успехи, достигнутые в области освоения новой техники, получили яркое выражение в стахановском движении. Развёртывание социалистического соревнования и его высшей формы — стахановского движения — привело к мощному подъему производительности труда в промышленности и в других отраслях народного хозяйства...»
4.1. Назовите хронологические рамки второй пятилетки. На основе знаний курса истории приведите не менее двух положительных последствий индустриализации в СССР.
4.2. На основе текста документа укажите не менее трёх социально-экономических достижений СССР в годы второй пятилетки.
-
-
4.3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух результатов развития стахановского движения в СССР.
-
-
-
10.16 Коллективизация сельского хозяйства
№1.
Какие позиции существовали в руководстве СССР по вопросу проведения коллективизации? Назовите две основные позиции.
|
1.1. Чья позиция победила и к каким результатам привела? Укажите не менее трех положений.
-
-
№ 2. Из Постановления Политбюро ЦКВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».
I.
«Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путём начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств... ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие мероприятия:
1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве...
2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.
3....принять в отношении кулаков следующие меры:
а) первая категория— контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;
б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР...;
в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.
4. Количество ликвидируемых по каждой из трёх категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3—5%. Настоящее указание (3—5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и, безусловно, предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА...
II.
|
... 1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение ближайших четырёх месяцев (февраль — май), исходя из приблизительного расчёта — направить в концлагеря 60 000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы —150 000 кулаков;...
4. Высылаемым и расселяемым кулакам, при конфискации у них имущества, должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, некоторые элементарные средства производства...»
2.1. Укажите год принятия постановления. Назовите имя руководителя страны в это время. Какое историческое понятие характеризует процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период?
2.2. Как большевики называли процесс «ликвидации кулачества как класса»? Используя документ, назовите не менее двух неотложных мероприятий, которые должны были не допустить сопротивления крестьянского населения властям.
2.3. Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежащим раскулачиванию? Назовите не менее трёх из них.
-
-
№ 3 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В начале 1930-х годов советское руководство закупило за границей много тракторов (в частности, в США): кейсы, катерпиллеры, джондиры, фордзоны. Часть из них была передана колхозам, это должно было улучшить положение дел в коллективных хозяйствах.
3.1. Какими были результаты производства на деле в первые годы становления колхозов? Укажите не менее двух результатов.
-
-
3.2. Назовите не менее трех причин, по которым имеющаяся техника мало влияла на улучшение качества работы в колхозе начала 1930-х годов.
-
-
№4
Документ 1. Из ответов крестьян Славгородского уезда Омской губернии на анкету «Торгово-промышленной газеты» в 1926 г.:
«Урожай хлебов — средний. Однако имеются достаточные излишки пшеницы. Очень хорош урожай картофеля, и девать его некуда — кормим им скот... Хотелось бы приобрести скотинку, сделать новую пристройку, засеять больше хлеба. Нельзя... Уж очень-то у нас молодежь озорная и считает кулаками всех, кто успешно работает. Заведи себе три лошади — значит, ты «кулак»! Засей 20 десятин под хлеб — кулак. Построй себе новую избу — тоже кулак... А звания кулака мы все боимся.»
Документ 2. Из письма крестьянина Хоперского округа Нижневолжского края, ноябрь 1929 г.:
«Местными органами проводится система ударности и кампанейства. Вся работа по организации колхозов проходила под лозунгом «Кто больше?», «Кто не идет в колхоз, тот враг Советской власти!» Совокупность этих причин дает формально 60 процентов, а может быть, пока пишу письмо, и 70 процентов коллективизации.»
|
3.3. Почему «сплошная коллективизация» и «ликвидация кулачества как класса» — взаимосвязанные процессы?
-
4.2. Известно, что только с начала января до середины марта 1930 г. произошло более двух тысяч вооруженных выступлений крестьян. На основании документов объясните их причины.
№5
Государство скрывало трагедию голода — «голодомора» на Украине, на Дону, Кубани, в Поволжье, на Южном Урале, в Казахстане и Сибири, унесшего, по разным данным, от 3 до 15 млн. человек.
5.1 Определите причины народной беды.
-
-
5.2. Почему голодающим не была оказана помощь?
-
Документ 1. Из письма комсомольца Ткаченко секретарю ЦК КП(б)У С.В. Косиору, 18 июня 1932 г.:
«Люди страшно голодают. Я просто не понимаю, что при Советской власти могут умирать на работе от голода... В Киеве сколько угодно под углами сидят целыми семьями крестьяне — плачут, просят кусок хлеба, уже опухли с голода. И кто это? Колхозники, которые имеют сотни трудодней... И я не знаю, почему народ гибнет с голода... ЦК, наверное, не видит этого или не представляет...»
Документ 2. Из письма С.В. Короленко, дочери писателя В.Г. Короленко, Н.К. Крупской:
«Я пишу вам, надеясь, что вы поверите мне и, если сможете, захотите сделать что-нибудь для вымирающих детей Украины. До центров, вероятно, доходят смутные сведения о том, что делается здесь... и только мы, живущие здесь... не можем не испытывать ужас, видя вымирание и гибель целого народа… Я слышала, что людоедство официально зарегистрировано в 70 местах на Полтавщине... если вы поверите тому, что я написала, вам не покажется неправдоподобным это страшное извращение человеческой природы... Какой-то не старый рабочий сказал: «Вот к чему пришло. Да и то сказать, лучше детей убить. У меня их четверо, всегда голодны. Думаешь, думаешь, что делать...».
Документ 3. Из воспоминаний о событиях 1932—1933 гг.:
«Мы жили в Одессе, на улице Свердлова, 17. Осенью в городе появились первые голодающие. Они неслышно садились семьями вокруг теплых асфальтовых котлов позади их законных хозяев — беспризорников — и молча смотрели в огонь. Глаза у них были одинаковые — у стариков, женщин, трудных детей. Никто не плакал... Сидели неподвижно, обреченно, пока не валились здесь же на новую асфальтовую мостовую. Их место занимали другие... С середины зимы голодающих стало прибавляться, а к весне уже вся Украина бросилась к Черному морю. Теперь уже шли не семьями, а толпами, с черными высохшими лицами, и детей с ними уже не было. Они лежали в подъездах, парадных, на лестницах, прямо на улицах, и глаза у них были открыты.»
№6. Из постановления ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности», 1932г.
«Общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы, как враги народа... Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение... колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.»
6.1. Как вы думаете, почему закон от 7.08.1932 г. называли «законом о пяти колосках»?
-
6.2. Почему оно появилось именно в этот исторический период?
-
№7. Из Постановления Политбюро ЦКВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».
I. «Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путём начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств... ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие мероприятия:
1.Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве...
2.Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.
3....принять в отношении кулаков следующие меры:
а) первая категория— контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;
б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР...;
в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.
4. Количество ликвидируемых по каждой из трёх категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3—5%. Настоящее указание (3—5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и, безусловно, предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА...
II.... 1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение ближайших четырёх месяцев (февраль — май), исходя из приблизительного расчёта — направить в концлагеря 60 000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы —150 000 кулаков;...
4.Высылаемым и расселяемым кулакам, при конфискации у них имущества, должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, некоторые элементарные средства производства...»
7.1. Укажите год принятия постановления. Назовите имя руководителя страны в это время. Какое историческое понятие характеризует процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период?
7.2. Как большевики называли процесс «ликвидации кулачества как класса»? Используя документ, назовите не менее двух неотложных мероприятий, которые должны были не допустить сопротивления крестьянского населения властям.
7.3. Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежащим раскулачиванию? Назовите не менее трёх из них.
-
-
№ 8. Из очерка М.А. Шолохова «На правобережье Дона» (1931г.).
«В прошлом году в ряде колхозов волынили, по нескольку дней не выезжали на работу, а вспухшая, алчущая обсеменения земля сохла, одевалась черствой коркой и осенью жестоко мстила недородом за несвоевременный посев...
Из зерносовхоза с рассветом выезжаем в Нижне-Яблоновский сельсовет... Пожилой казак сдвигает на лоб малахай, горестно машет рукой.
— Какое уж там соревнование! Половина скотины лежит... Задание — и то не выполняем... Всю зиму езда чертячья, а корм — одна солома. Вымотали быков, а теперь его хоть по уши напхай зерном, всё одно — не потянет...
А в разгар сева, когда ясно обозначился прорыв в кормах... и отсутствие кормов поставило сев под прямую угрозу, в районе всполошились: «Поезжайте, возьмите корма»... А для этого надо было оторвать от работы в самое горячее время двадцать пар лучших быков и отправить их на три дня. Какую же брешь в работе образовывает такая, мягко выражаясь, непредусмотрительность!
Вёшенский район по всем показателям — не из последних в крае. Но второй большевистский сев служит суровым уроком и для районного руководства, и для колхоза...
Мы имеем предупреждение: в прошлом году в районе, несмотря на раннюю весну, сеяли пропашные до июня, и пропашные погибли. Посеяно в 1930 г. подсолнуха 5408 га, погибло — 2589 га; кукурузы посеяно 1254 га, погибло —1195 га; проса посеяли 6688 га, а погибло — 4446 га. С 1254 га кукурузы было собрано только около 50 центнеров...»
8.1. В очерке отражён один из моментов коллективизации сельского хозяйства в СССР. А как называется процесс создания в стране собственной современной промышленности, по времени совпадающий с преобразованиями на селе? Каким явлением сопровождалась политика коллективизации в отношении кулачества? В каком году началась коллективизация на Дону?
8.2. Опираясь на текст очерка, назовите не менее трёх основных недостатков в планировании и осуществлении работы в первых колхозах.
8.З. Чем можно объяснить гибель в 1930 г. 2/3 урожая подсолнечника, кукурузы и проса? Укажите не менее трёх причин.
№9.
«Коллективизация привела к подъему сельского хозяйства, его переходу на качественно новый, более высокий уровень развития, позволила решить ряд экономических проблем, стоявших перед страной».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
10.17 Политическая система СССР в 1930е гг.
№ 1. Из решения объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б).
«Шахтинское дело привело к раскрытию контрреволюционной вредительской организации в Донбассе. Это дело приобрело явно общесоюзное значение, так как вскрыло новые формы и новые методы борьбы буржуазной контрреволюции против пролетарского государства, против социалистической индустриализации.
Политическое значение этого дела подчеркивается тем, что вредительская организация в Донбассе, созданная бывшими шахтовладельцами и группой особо привилегированных в прошлом специалистов, была связана с бывшими русскими и иностранными собственниками, а также с иностранной военной разведкой и, помимо других задач, ставила своей целью срыв обороны Советского Союза и прямую подготовку к интервенции и к войне с СССР.
Обнаружение контрреволюционного заговора в Донбассе, как и ряд других фактов экономического вредительства, саботажа и пр., свидетельствует о том, какие исключительные трудности приходится преодолевать пролетариату в деле строительства социализма. Если, несмотря на это, Советское государство быстро шло по пути хозяйственного восстановления и роста, то это является новым доказательством исключительных преимуществ и огромных внутренних сил советской системы, в частности советской промышленности, и ярко подчеркивает широчайшие возможности дальнейшего хозяйственного и культурного подъема СССР под руководством рабочего класса...
Вместе с тем обнаруженный заговор вскрывает вопиющие недостатки и ошибки в нашей хозяйственной работе и в самой системе хозяйственного управления, притупление коммунистической бдительности и революционного чутья наших работников в отношении классовых врагов, неудовлетворительность работы по вовлечению рабочих масс в дело руководства производством, отрыв руководящих органов массовых организаций, профессиональных и партийных, от повседневных нужд и запросов рабочих и явную слабость партийного руководства хозяйственным строительством».
1.1. Кто находился в период проведения означенного объединённого пленума во главе государства? С началом каких событий связан этот документ?
1.2. Используя знания по истории, назовите не менее двух других политических процессов, происходивших в стране в тот период.
-
-
1.3. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите не менее двух причин подобных дел.
-
-
1.4. Приведите не менее трёх последствий этих событий.
-
-
№ 2. Из статьи С.А. Кислицына.
«...От сталинской партбюрократии отслоился ряд немногочисленных групп большевиков — технократов, попытавшихся встать на путь борьбы с режимом и предложить свои варианты развития страны. Лидеры групп С.И. Сырцов, В.В. Ломинадзе... М.Н. Рютин предложили умеренные темпы преобразований и либерализацию политической системы страны, соединив в своих платформах идеи Л.Д. Троцкого и Н.И. Бухарина. Но сложившийся отрыв элиты от народа не позволил этим её представителям обратиться к массам, возглавить их недовольство...
Своеобразный инфантилизм революционеров-интеллектуалов явился следствием их социально-психологического перерождения. Оппозиционно-интеллигентская часть большевистской элиты была сломлена, но Сталин её по-прежнему опасался, так как элита была единственной силой, способной при определенных обстоятельствах посягнуть на режим личной власти [Сталина]. Это подтвердила выявившаяся на XVII съезде ВКП(б) «фронда» [оппозиция] секретарей обкомов, пытавшаяся обсудить вопрос о смещении Сталина. Развернувшаяся после убийства С.М. Кирова сталинская чистка по ликвидации «пятой колонны» в среде «партийных бояр» закономерно привела к физическому уничтожению большевистской старой гвардии.
Большая часть партийной элиты не только не могла адекватно отреагировать на террор, но и в ряде случаев стала на позиции его оправдания... Пренебрежение общечеловеческими ценностями, борьба за власть, привилегии и отрыв от народа, амбициозность, увлечение утопическими проектами и фетишизирование партии — всё это обусловило разновременность и неэффективность выступлений представителей большевистской элиты против сталинизма».
2.1. О каком периоде в истории СССР идёт речь в статье? Назовите, опираясь на текст, два основных оппозиционных И.В. Сталину направления среди партийной элиты описываемого времени. В чём заключались особенности их взглядов?
2.2. Назовите цель репрессий, организованных И.В. Сталиным против авторитетных партийных и государственных деятелей. Приведите примеры фактов и явлений, связанных с этим процессом в армии.
2.3. Укажите не менее пяти причин, которые, как считает С.А. Кислицын, привели к уничтожению внутрипартийной оппозиции Сталину.
№ 3. Из исторического источника.
«Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными...
Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях...
Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путём прямых выборов.
Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами организациями молодежи, культурными обществами».
3.1. Назовите документ. Укажите год, когда он был принят.
3.2. Опираясь на конкретную статью, докажите, что документ фактически ликвидировал в государстве то. что принято называть диктатурой пролетариата. Аргументируйте свой ответ
-
-
3.3. Опираясь на текст и знание курса истории, докажите, что данные статьи отвечают всем требованиям к демократическим выборам. В обоснование ответа приведите не менее трёх характерных признаков демократических выборов, которые были закреплены в документе.
-
-
10.18 Культурное пространство советского общества в 1903е гг.
№1. Назовите не менее двух целей «культурной революции» 1930-х гг. в СССР.
1.1 Укажите не менее трех ее результатов.
–
–
-
№ 2. Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930г.).
«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски... в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране...
И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР...»
2.1. Назовите фамилию писателя — автора письма, а также не менее двух его произведений, в которых содержалась сатира на общество 1920 - 1930-х гг.
2.2. Отметьте на основании источника и вашего знания курса истории, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объясните, почему она сложилась таким образом. Назовите в общей сложности не менее трёх положений.
-
-
2.3. Почему писатель, говоря о некоторых своих произведениях, проводит параллель с романом «Война и мир»? Приведите не менее двух объяснений.
-
-
№ 3. Из постановления Политбюро ЦК ВКП(б).
«...ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.
Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было ещё значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были ещё слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства...
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьёзный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству и готовых его поддержать.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства...»
3.1. Когда было принято это постановление? Укажите годы с точностью до десятилетия. В каком году было воплощено в жизнь решение, сформулированное в пункте 2 постановления? С каким событием оно было связано?
3.2. Какие причины принятия настоящего постановления в нем указаны? Назовите не менее трёх причин.
-
-
-
3.3. В чём состоят изменения, вводимые постановлением? Укажите не менее двух изменений.
-
-
3.4. Какие особенности развития советской культуры в этот период, известные вам из курса истории, нашли отражение в постановлении? Приведите не менее двух особенностей.
№4.
Искусство и литература в СССР в 1930-е гг. создавали подчас далекую от реальности, но весьма привлекательную картину всенародного энтузиазма и счастливой жизни «строителей социализма», иные взгляды на существовавшую действительность считались недопустимыми.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
10.19 СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.
№1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1939 г. во внешней политике СССР произошли серьезные изменения, были пересмотрены многие принципы, лежавшие в ее основе в предшествующие годы.
1.1 Какие принципиальные установки определяли внешнюю политику СССР в 1933—1938 гг.? Укажите не менее трех положений.
-
-
-
1.2 Какие факты свидетельствовали о переменах во внешнеполитическом курсе СССР в 1939-1940 гг.? Приведите не менее трех фактов.
-
-
-
№2.
Документ 1. Из секретного дополнительного Протокола от 23 августа 1939г.
«...Северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами».
Выступление «малых государств» Европы на стороне Германии против СССР было неизбежным следствием соотношения сил на международной арене в тот период времени, у этих государств не было возможности избежать участия в военном конфликте из-за антисоветской политики правительств этих стран.
Документ 1.
«…Основными источниками должны быть хлебный экспорт, займы у населения, повышение цен на вино-водочные изделия при расширении их продаж, денежная эмиссия (рост объема денежной массы).»
Документ 2.
“Источники могут быть разными. Они могут заключаться в трате ресурсов, которые у нас были, в выпуске бумажных денег с риском инфляции и товарным голодом... в переобложении крестьянства. Но все это нездоровая база индустриализации... Все это не прочно... может угрожать разрывом с крестьянством. Товарищ Ленин указывал другие источники... Прежде всего, максимальное сокращение всех непроизводительных расходов, которые у нас огромны, и повышение производительности труда. Не эмиссия, не проедание запасов... не переобложение крестьянства, а качественное повышение производительности общенародного труда и решительная борьба с непроизводительными расходами - вот главные источники накопления.”
2.1. Представленные документы принадлежат Н.Бухарину и И.Сталину. Определите авторство.
2.2. Какие источники индустриализации предлагают авторы документов? В чём их принципиальная разница?
-
-
2.3. Какая идея оказалась принятой? Укажите, к каким двум последствиям во внутренней политике должна была привести победившая идея.
-
-
№ 3. Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода Гинзбурга.
«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку... Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек...
Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь...
Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей....И вся их «техника» состояла из телег-грабар
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!