Правила разработки и утверждения стандартов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Правила разработки и утверждения стандартов

2019-10-25 158
Правила разработки и утверждения стандартов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальным органом по стандартизации (Федеральным агентством по техническому регулированию) разрабатывается и утверждается программа разработки национальных стандартов.

Разработчиком национальных стандартов может быть любое лицо

Технический комитет Федерального агентства организует техническую экспертизу проекта национального стандарта и по результатам экспертизы готовит предложение об утверждении (отклонении) проекта

Национальный орган по стандартизации принимает решение об утверждении (отклонении) национального стандарта.

Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно (включая порядок разработки этих стандартов).

Стандартизация и качество

Качество продукции – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Требование установлено, если оно четко определено и зафиксировано документально (обычно при заключении контрактов.

Предполагаемые требования – требования, которые должны быть четко определены на основе общепринятой практики, деятельности самой организации, взаимодействия с потребителями и другими заинтересованными сторонами.

Характеристика – отличительное свойство объекта (продукции, персонала, процесса, организации в целом.

Простая характеристика – свойство объекта, которое не может быть подразделено на совокупность менее сложных свойств (например, длина, ширина, высота объекта правильной формы – простые характеристики).

Сложная характеристика – свойство объекта, которое может быть подразделено на два или более других менее сложных характеристик (например, характеристика объема включает два свойства – высоту и площадь, либо три простых свойства – длину, ширину и высоту.

    Собственная характеристика – характеристика присущая объекту, его объективное свойство.

    Присвоенная характеристика – субъективное свойство объекта, (например, цена продукции, владелец продукции, лейбл и т.д.)

    Характеристика качества – характеристика, присущая объекту, вытекающая из требования к нему.

    Присвоенные характеристики продукции, процесса или системы не являются характеристиками качества этой продукции, процесса или системы.

    Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке (т.е. по отношению к конкретному рынку или конкретной группе потребителей).

 


Рис.3. Место качества среди факторов конкурентоспособности продукции

 Показатели качества

    Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Таблица 1

Классификация показателей качества промышленной продукции

Признак классификации показателей Группа показателей качества продукции
По количеству характеризуемых свойств Единичные Комплексные Интегральные
По характеризуемым свойствам Назначения Надежности Экономичности Эргономичности Эстетичности Технологичности Стандартизации и унификации Патентно-правовые Экологичности Безопасности Транспортабельности
По способу выражения В натуральных единицах (кг, мм, баллы и др.) В стоимостном выражении
По этапам определения значений показателей Прогнозные Проектные Производственные Эксплуатационные

Показатели качества услуг можно классифицировать на:

имеющие непосредственное количественное выражение (время ожидания и предоставления услуги; характеристики оборудования, инструмента, материалов и т.п.; надежность оказания услуги; точность исполнения; полнота; уровень автоматизации и механизации; безопасность; полнота оказания услуги и т.п.);

количественное, выражение которых опосредованно, например, через бальную систему оценок (вежливость, доступность персонала, чуткость, компетентность, доверие персоналу, уровень профессионального мастерства, искренность и т.п.).

 

Показатели качества услуг так же, как показатели качества продукции, следует подразделить на ряд групп.

Применительно к конкретным видам услуг номенклатура групп и состав их показателей качества может быть иным или может быть дополнительно расширен в зависимости от целей использования и особенностей услуг.

 

Квалиметрия – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством.

 

 

Рис.4. Методы определения численных значений показателей качества продукции

Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значение этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Градация – класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение.

    Технический уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, отражающих только техническое совершенство оцениваемой продукции по сравнению с лучшим мировым аналогом.

Российская Академия проблем качества сформулировала концеп­туальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значи­мость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «ка­чество».

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью катего­рии качества. Так, например, качество в философском смысле пред­ставляет собой «непосредственную характеристику непосредствен­ного бытия», в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».

Большинство трактовок было обобщено Международной органи­зацией по стандартизации «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые по­ требности».

Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т. е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация пе­речисленного выше.

Общие требования потребителей к объекту (средству удовлетворения потребностей):

· Функциональность;

· Экономичность;

· Безопасность;

· Эстетичность;

· Удобство.

То есть каждая потребность выражается рядом требований, ко­торые

участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению и, следовательно, очерчивают границу качества объекта.

Требования к качеству можно определить как выражение опреде­ленных потребностей или их перевод в набор количественно или ка­чественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.

При проведении технических оценок термин «качество» применя­ется в следующих ситуациях:

• при сравнении объектов с целью выявления степени превосход­ства («относительное качество»);

• при количественной статистической оценке (уровень качества);

• при проведении точной технической оценки (мера качества).
В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется

термином «продукция».

Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или
какой-либо деятельности. Она может быть как материальной (изде­лия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного ха­рактера называют работами (например, установка и наладка обору­дования).    

На каждом этапе развития общественного производства существуют специфические требования к качеству продукции. На ранних стадиях становления промышленности основными требованиями к качеству являлись точность и прочность. Масштабы производства позволяли проводить проверку каждого изделия.

По мере развития промышленного производства продукция стано­вилась все более сложной, т. е. число ее характеристик (а следователь­но, и требований к качеству) постоянно росло. Встал вопрос проверки не отдельных свойств изделия, а его функциональной способности в целом. Таким образом, начала складываться система контроля каче­ства продукции, суть которой заключалась в обнаружении дефектной продукции и изъятии ее из производственного процесса.

Рост степени насыщения рынка товарами и услугами, усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, под которой понимается способность продукции соответствовать:

1)в определенный период времени сложившимся или предполага­емым требованиям рынка;

2) быть успешно реализованной при наличии предложения других аналогичных товаров.

Для победы в конкурентной борьбе констатирующей системы конт­роля качества было явно недостаточно. Возникла необходимость в выявлении и анализе причин дефектов, а также разработке меропри­ятий по предотвращению брака в будущем. После осознания суще­ствования процесса «создания качества»  сложилась новая концепция — управления качеством. В рамках этой концепции, по­явившейся на свет в начале 1960-х гг., внимание уделялось каждому этапу создания продукта, а не сосредоточивалось лишь на общем ре­зультате производственной деятельности.

В новой концепции контроль продолжает играть весьма существен­ную роль, но он рассматривается в одном ряду с такими процессами, как Анализ, планирование и прогнозирование качества. Главной целью системы, образованной этими процессами, является обеспечение и со­вершенствование качества в течение всего процесса создания продук­ции как средства удовлетворения конкретных потребностей.

Обеспечение качества — планируемые и систематически выпол­няемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. Существуют две разновидности обес­печения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность в должном качестве продукции у ру­ководства организации-товаропроизводителя, внешнее — у потреби­телей.

Проблемы управления качеством породили задачи количествен­ной оценки качества, необходимые для объективного выбора и при­нятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т. д. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях ЖЦП.

При оценке качества используются следующие термины:

градация качества — категория, или разряд, присвоенные объек­там

одинакового функционального назначения, но с различны­
ми требованиями к качеству;

уровень качества (относительная характеристика, являющаяся ре­зультатом

сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей) — при количественной статистической оценке;

мера качества — при выполнении точных технических оценок;

относительное качество — при сравнении объектов.
Требования к качеству — выражение определенных потребностей

или их перевод в набор количественно или качественно установлен­ных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.

Показатели качества — количественно или качественно установлен­ные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможности оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение. Основные разно­видности показателей качества приведены в табл. 2. Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Например, долговечность сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрический размер) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).

Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.

Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности,долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). Показатели технологичности связаны с совершенством конструк­тивно-технологических решений продукции, обусловливающих вы­сокую производительность труда при изготовлении, ремонте и тех­ническом обслуживании.

Таблица 2

Основные типы показателей качества

№ п.п. Признак классификации Типы показателей
1. Отношение к свойствам продукции 1.1. Назначения 1.2. Надежности 1.3. Технологичности  1.4. Эргономические 1.5. Эстетические 1.6. Стандартизации 1.7. Патентно-правовые 1.8. Экономические
2. Количество отражаемых свойств 2.1. Единичные 2.2. Комплексные 2.3. Интегральные
3. Метод определения 3.1. Инструментальные 3.2. Расчетные 3.3. Статистические 3.4. Органолептические        3.5. Экспертные 3.6. Социологические 3.7. Комбинированные
4. Стадия определения 4.1. Проектные 4.2. Производственные 4.3. Эксплуатационные  4.4. Прогнозируемые
5. Размерность отражаемых величин 5.1. Абсолютные 5.2. Приведенные 5.3. Безразмерные
6. Значимость при оценке качества 6.1. Основные  6.2. Дополнительные

 

Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности,долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). Показатели технологичности связаны с совершенством конструк­тивно-технологических решений продукции, обусловливающих вы­сокую производительность труда при изготовлении, ремонте и тех­ническом обслуживании.

Эргономические показатели характеризуют приспособленность про­дукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологи­ческим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек - изделие - окружающая среда».

Эстетические показатели связаны со способностью изделия к вы­ражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свой­ства гармоничности, оригинальности, информационной выразительно­сти, рациональности формы и т. п.).

Показатели стандартизации характеризуют соответствие продук­ции стандартам.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изго­товление и эксплуатацию продукции.

Теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изучаются наукой, называемой квалиметрией.

Тема 3. Качество как соответствие образцам и требованиям потребителей


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.