Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-10-25 | 4558 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Пытаясь избежать ответственности, водитель нередко скрывается с места происшествия. В этих случаях важно найти следы, которые позволяют определить направление движения скрывшегося транспортного средства и организовать его поиск и задержание. Вполне достоверных следов этого рода нет, поэтому нельзя пренебрегать теми следами, которые могут хотя бы отчасти помочь решению данной задачи.
По следам транспортного средства можно определить направление его движения по таким признакам:
— переезд через лужу, грязь сопровождается интенсивным окрашиванием при выезде и убывании интенсивности в сторону движения;
— в песке, глине, снегу дно следа от выступающих участков протектора шин имеет форму зубьев, пологие стороны которых обращены в сторону движения;
— вдоль следов наблюдаются веерообразные отложения пыли,
Рис. 24. Признаки направления движения:
1 — следы брызг жидкости, через которую проехала автомашина; 2 — рельеф дна следа на мягком грунте; 3 — расположение пыли около следа; 4 — соотношение углов расхождения (а) и углов схождения (О) следов на повороте; 5 — направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости; 6 — капли жидкости, упавшие с транспортного средства; 7 — примятая трава; 8 — расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде; 9 — след торможения; 10 — расположение концов палки, сломанной при переезде
снега и острые углы направлены в сторону движения;
— при наезде колес на лежащие камешки и другие предметы они сдвигаются в сторону движения транспорта;
— лежащие поперек дороги ветки, прутья, палки при переезде через них ломаются и своими концами направлены в сторону движения;
|
— при движении по траве стебли растений вершинами будут наклонены в сторону движения транспорта;
— шина повышенной проходимости с рисунком типа елочки (при правильной установке) развернутым углом направлена в сторону движения;
— при поворотах следы передних колес располагаются дальше от центра и при окончании поворота, сливаясь со следами задних колес, образуют более острый угол, чем в начале поворота;
— достаточно верные признаки, указывающие направление движения, появляются в случаях, когда с движущейся машины на дорогу падают капли какой-либо жидкости (масла, бензина, воды). Упав на дорогу, капли получают форму, напоминающую знак восклицания. Своим острием (вытянутым концом) они направлены в сторону движения машины. Появление такого признака связано с той или иной неисправностью транспортного средства или перевозимого груза. Возникшие следы сохраняются непродолжительное время, поэтому медлить с поиском и фиксацией их не следует;
— след торможения в начале менее насыщен, чем в конце, т. к. мгновенно заблокировать колеса транспортного средства практически невозможно;
— очень редко тормоза срабатывают настолько эффективно, что максимально возможное замедление наступает сразу. Чаще всего сначала на дороге возникает след торможения (возможно, и с поперечным смещением), затем след шин при блокированных колесах, а потом след заноса. Изучение последовательности выявленных следов часто позволяет сделать правильные выводы относительно направления движения.
Следы колесных гужевых транспортных средств
Кроме следов автомототранспорта, на месте происшествия могут быть обнаружены следы животных, как результат использования преступником гужевого или вьючного транспорта. Внимание криминалистов к этому виду следов за последние годы заметно ослабло. О них пишут редко и мало, т. к. применение гужевого транспорта резко сократилось. Однако пренебрегать их следами еще рано.
|
Колеса гужевого транспорта бывают шинными (железными, пневматическими, резиновыми, сплошными и составными) и безшииными (деревянными и железными).
Железная шина обтягивает обод колеса, и концы чаще всего свариваются между собой. К колесу она прикрепляется либо гвоздями, либо при помощи болтов. Поверхность такой шины хорошо отпечатывается на грунтовой дороге, мягком снегу и т. д.
Пневматические шины встречаются редко, а следы, оставляемые ими, трудно отличить от следов автомобильных и мотоциклетных колес. Если внимательно осмотреть объемный след, оставленный таким колесом, то, в отличие от автомобильного, на боковой стенке следа отсутствует дугообразная полоска.
Сплошные резиновые шины ставят на легкие экипажи и их ширина не более 3,5 см. Составные резиновые шины ставятся на легкий гужевой транспорт (пролетки, дрожки). Встречаются они очень редко. Они состоят из резиновых кубиков, укрепленных на ободе, и в следе отображается вереница квадратиков.
Колеса без шин изготавливаются из дерева и железа. Деревянные используются на грунтовых дорогах для перевозки легких грузов в сельской местности. Железными колесами снабжаются сельскохозяйственные машины. В следе такого колеса отпечатываются шов в месте сварки, обод, концы спиц. Такие следы легко обнаруживаются на влажном грунте.
Перечисленные виды колес и шин имеются:
— на одноосном транспорте (двухколесном) — двуколка, беговые дрожки, шарабан, походная кухня и т. д.;
— на двухосном транспорте — повозки, фургоны, телеги и т. д. Тип гужевого транспорта определяется:
— по виду шин;
— количеству колес;
— по наружной длине окружности колеса. У повозок, телег, походных кухонь может наблюдаться «восьмерка колеса». Волнообразность такого следа повторяется через равные промежутки и дает возможность измерить длину окружности колеса. В иных случаях измерение производится аналогично следам автотранспортных средств;
— по ширине колеи и беговой дорожки. При измерении ширины колеи следует учитывать специфическую особенность. Колеса гужевого транспорта укрепляются на осях с большим допуском, что позволяет их свободно передвигать, и могут располагаться самым различным образом. Смещаются вдоль оси они и на ходу, что особенно часто наблюдается в повозках, подвергшихся значительной эксплуатации. Поэтому необходимо производить не одно, а несколько измерений ширины колеи в разных местах.
|
Признаки, позволяющие произвести индивидуальную идентификацию гужевого транспорта, имеют производственное происхождение (перекосы при посадке шины на обод; сварочные швы; расположение и форма гвоздей и болтов при креплении шины на ободе). Но они могут быть и эксплуатационными (порезы, снашивание шляпок гвоздей или болтов и т. п.).
Четкие объемные следы остаются на глине, мокром снегу, дорожной пыли, а поверхностные — на асфальтовых и бетонных покрытиях (если следы образуются из мелких и твердых частиц пыли). Динамические следы резиновых шин не отображают мелкого рельефа и для индивидуальной идентификации практически непригодны.
Следы животных
На месте происшествия следы животных встречаются в следующих случаях:
— когда животные используются для перевозки тяжестей в виде гужевого и вьючного транспорта;
— когда они являются объектами преступного посягательства;
— когда животное сопровождает преступника.
Изучение следов животных на месте происшествия помогает восстановить картину преступления или его конкретные обстоятельства; получить информацию для розыска животного и идентифицировать его.
При расследовании дел чаще всего встречаются следы ног лошади (копыт и подков).
Копыто лошади состоит из роговой стенки, подошвы и стрелки. Роговая стенка имеет три слоя: наружный (тонкая, прозрачная оболочка, защищающая от неблагоприятных факторов), средний и внутренний. Роговая подошва — часть копыта, обращенная к земле, а роговая стрелка находится в задней части копыта и по форме напоминает треугольник (рис. 25).
Рис. 25. Схема следа неко-ванного копыта лошади: АБ — длина; ВГ — ширина; ДЕ — расстояние между отпечатками передней части роговой стенки и стрелки
Рис. 26. Схема отпечатка подковы: АБ — длина следа; РТ — ширина следа; ДЕ и ЛК — размеры отпечатка пяточного шипа; МН и ОП — размеры отпечатка переднего (зацепного) шипа; СВ — расстояние между отпечатками соседних гвоздей
|
В следах отпечатываются общие признаки (нижние края роговой стенки, поверхность роговой подошвы) и частные (признаки заболеваний копыта — деформация роговой стенки, трещины, надломы, выросты и иные дефекты; дефекты на роговой подошве копыта).
Копыта относительно эластичны, и поэтому в следе отпечатываются расплывчато, не имея четко очерченных границ. Копыта быстро изменяются по мере роста и стирания, что осложняет идентификацию. Если лошадь становится рабочей, то износ опережает процесс восстановления копыт. Поэтому в целях предохранения копыт и усиления устойчивости ног рабочих лошадей принято подковывать.
С точки зрения возможности индивидуальной идентификации следы подков более ценны.
В подкове различают верхнюю (прилегающую к копыту) и нижнюю (к земле) поверхности; две ветки — внутреннюю (обращенную к парной ноге) и наружную (противоположную); бухтовку — скос на внутренних сторонах подковы; дорожку ребра — в виде канавки на нижней поверхности; гвоздевые отверстия (от 6 до 8); отворот (зацепной шип) — в виде оттянутой полукруглой пластины в наружном крае подковы; пяточные шипы (рис. 26). Общие признаки подковы: форма, размер и т. п. Частные появляются в процессе изготовления подковы, в момент ковки, в результате эксплуатации (отколовшиеся кусочки, выбоины, увеличение гвоздевых отверстий и выпадение гвоздей, дефекты на головках гвоздей, дефекты шипов и пр.).
В следе копыта измеряются длина и ширина в самом широком месте; расстояние между отпечатками стрелки и передней частью роговой стенки. В следе подковы измеряются: длина и ширина подковы; длина и ширина следов шипов; расстояние между ветвями пяточной части; расстояние между следами шляпок гвоздей. Изучая особенности дорожки следов лошади, можно получить ориентировочные сведения о физических качествах животного (возрасте, величине), об особенностях «походки» и быстроте передвижения. Различают четыре вида аллюра: шаг — медленный аллюр, при котором лошадь опирается не меньше чем на три ноги, а при ускоренном шаге на две ноги; рысь — лошадь опирается на землю двумя ногами по одной диагонали; иноходь — лошадь опирается двумя ногами, но не по диагонали, а параллельно (правые ноги — передняя и задняя и левые — передняя и задняя); галоп — сначала опускается одна, а затем вторая задняя нога и одновременно с ней передняя нога (противоположная задней по диагонали). Быстрота передвижения при шаге составляет 3,5—4,5 км в час, а при ускоренном шаге — до 6—7 км.; при рыси и иноходи — 9—12 км; при галопе — 15—20 км.
Следы саней (лыж)
В зимнее время транспортными средствами служат сани (аэросани), лыжи. Их. следы относятся к динамическим и возникают в процессе скольжения. Полозья могут быть деревянными или железными. Деревянные полозья часто покрывают железными полосами.
|
Установленных нормативов ширины полозьев и расстояний
77 между ними не существует. В конкретной местности часто придерживаются своеобразного «стандарта» в изготовлении саней, особенно при единичном их источнике происхождения (кустарная мастерская, фабрика). Как и в колесном транспорте, о виде саней можно судить на основе исследования беговых дорожек и колеи. Необходимые для этого данные дает измерение их ширины, но нужно иметь в виду, что в результате скольжения след расширяется (раскатывается). Об этом могут свидетельствовать соскобы снега в сторону. На сухом рассыпчатом снегу плохо остаются следы, а мягкий влажный снег хорошо отображает микрорельеф полозьев. На обледеневшей поверхности можно обнаружить только следы от сильно выступающих элементов.
Индивидуальная идентификация по следам саней (лыж) возможна лишь в редких случаях — при наличии существенных дефектов и благоприятных условиях следообразования.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!