Установление направления движения автомобиля, торможения и остановок — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Установление направления движения автомобиля, торможения и остановок

2019-10-25 4267
Установление направления движения автомобиля, торможения и остановок 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Пытаясь избежать ответственности, водитель нередко скрыва­ется с места происшествия. В этих случаях важно найти следы, ко­торые позволяют определить направление движения скрывше­гося транспортного средства и организовать его поиск и задержа­ние. Вполне достоверных следов этого рода нет, поэтому нельзя пренебрегать теми следами, которые могут хотя бы отчасти по­мочь решению данной задачи.

По следам транспортного средства можно определить направ­ление его движения по таким признакам:

— переезд через лужу, грязь сопровождается интенсивным окрашиванием при выезде и убывании интенсивности в сторону движения;

— в песке, глине, снегу дно следа от выступающих участков протектора шин имеет форму зубьев, пологие стороны которых об­ращены в сторону движения;

— вдоль следов наблюдаются веерообразные отложения пыли,

 

Рис. 24. Признаки направления движения:

1 — следы брызг жидкости, через которую проехала автомашина; 2 — рельеф дна следа на мягком грунте; 3 — расположение пыли около следа; 4 — соотношение углов расхождения (а) и углов схожде­ния (О) следов на повороте; 5 — направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости; 6 — капли жидкости, упавшие с транспортного средства; 7 — примятая трава; 8 — рас­положение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде; 9 — след торможения; 10 — распо­ложение концов палки, сломанной при переезде

 

снега и острые углы направлены в сторону движения;

— при наезде колес на лежащие камешки и другие предметы они сдвигаются в сторону движения транспорта;

— лежащие поперек дороги ветки, прутья, палки при переезде через них ломаются и своими концами направлены в сторону дви­жения;

— при движении по траве стебли растений вершинами будут наклонены в сторону движения транспорта;

— шина повышенной проходимости с рисунком типа елочки (при правильной установке) развернутым углом направлена в сто­рону движения;

— при поворотах следы передних колес располагаются дальше от центра и при окончании поворота, сливаясь со следами задних колес, образуют более острый угол, чем в начале поворота;

— достаточно верные признаки, указывающие направление движения, появляются в случаях, когда с движущейся машины на дорогу падают капли какой-либо жидкости (масла, бензина, воды). Упав на дорогу, капли получают форму, напоминающую знак вос­клицания. Своим острием (вытянутым концом) они направлены в сторону движения машины. Появление такого признака связано с той или иной неисправностью транспортного средства или пере­возимого груза. Возникшие следы сохраняются непродолжитель­ное время, поэтому медлить с поиском и фиксацией их не следует;

— след торможения в начале менее насыщен, чем в конце, т. к. мгновенно заблокировать колеса транспортного средства практически невозможно;

— очень редко тормоза срабатывают настолько эффективно, что максимально возможное замедление наступает сразу. Чаще всего сначала на дороге возникает след торможения (возможно, и с поперечным смещением), затем след шин при блокированных колесах, а потом след заноса. Изучение последовательности выяв­ленных следов часто позволяет сделать правильные выводы отно­сительно направления движения.

 

Следы колесных гужевых транспортных средств

 

Кроме следов автомототранспорта, на месте происшествия мо­гут быть обнаружены следы животных, как результат использова­ния преступником гужевого или вьючного транспорта. Внимание криминалистов к этому виду следов за последние годы заметно ослабло. О них пишут редко и мало, т. к. применение гужевого транспорта резко сократилось. Однако пренебрегать их следами еще рано.

Колеса гужевого транспорта бывают шинными (железными, пневматическими, резиновыми, сплошными и составными) и безшииными (деревянными и железными).

Железная шина обтягивает обод колеса, и концы чаще всего свариваются между собой. К колесу она прикрепляется либо гвоз­дями, либо при помощи болтов. Поверхность такой шины хорошо отпечатывается на грунтовой дороге, мягком снегу и т. д.

Пневматические шины встречаются редко, а следы, оставляе­мые ими, трудно отличить от следов автомобильных и мотоциклетных колес. Если внимательно осмотреть объемный след, оставлен­ный таким колесом, то, в отличие от автомобильного, на боковой стенке следа отсутствует дугообразная полоска.

Сплошные резиновые шины ставят на легкие экипажи и их ширина не более 3,5 см. Составные резиновые шины ставятся на легкий гужевой транспорт (пролетки, дрожки). Встречаются они очень редко. Они состоят из резиновых кубиков, укрепленных на ободе, и в следе отображается вереница квадратиков.

Колеса без шин изготавливаются из дерева и железа. Деревян­ные используются на грунтовых дорогах для перевозки легких грузов в сельской местности. Железными колесами снабжаются сельскохозяйственные машины. В следе такого колеса отпечатыва­ются шов в месте сварки, обод, концы спиц. Такие следы легко об­наруживаются на влажном грунте.

Перечисленные виды колес и шин имеются:

— на одноосном транспорте (двухколесном) — двуколка, бего­вые дрожки, шарабан, походная кухня и т. д.;

— на двухосном транспорте — повозки, фургоны, телеги и т. д. Тип гужевого транспорта определяется:

— по виду шин;

— количеству колес;

— по наружной длине окружности колеса. У повозок, телег, походных кухонь может наблюдаться «восьмерка колеса». Волнообразность такого следа повторяется через равные промежутки и дает возможность измерить длину окружности колеса. В иных случаях измерение производится аналогично следам автотранспор­тных средств;

— по ширине колеи и беговой дорожки. При измерении шири­ны колеи следует учитывать специфическую особенность. Колеса гужевого транспорта укрепляются на осях с большим допуском, что позволяет их свободно передвигать, и могут располагаться са­мым различным образом. Смещаются вдоль оси они и на ходу, что особенно часто наблюдается в повозках, подвергшихся значитель­ной эксплуатации. Поэтому необходимо производить не одно, а не­сколько измерений ширины колеи в разных местах.

Признаки, позволяющие произвести индивидуальную иденти­фикацию гужевого транспорта, имеют производственное проис­хождение (перекосы при посадке шины на обод; сварочные швы; расположение и форма гвоздей и болтов при креплении шины на ободе). Но они могут быть и эксплуатационными (порезы, снаши­вание шляпок гвоздей или болтов и т. п.).

Четкие объемные следы остаются на глине, мокром снегу, до­рожной пыли, а поверхностные — на асфальтовых и бетонных по­крытиях (если следы образуются из мелких и твердых частиц пы­ли). Динамические следы резиновых шин не отображают мелкого рельефа и для индивидуальной идентификации практически не­пригодны.

 

Следы животных

 

На месте происшествия следы животных встречаются в следу­ющих случаях:

— когда животные используются для перевозки тяжестей в ви­де гужевого и вьючного транспорта;

— когда они являются объектами преступного посягательства;

— когда животное сопровождает преступника.

Изучение следов животных на месте происшествия помогает восстановить картину преступления или его конкретные обстоя­тельства; получить информацию для розыска животного и иденти­фицировать его.

При расследовании дел чаще всего встречаются следы ног ло­шади (копыт и подков).

Копыто лошади состоит из роговой стенки, подошвы и стрелки. Роговая стенка имеет три слоя: наружный (тонкая, прозрачная оболочка, защищающая от неблагоприятных факторов), средний и внутренний. Роговая подошва — часть копыта, обращенная к земле, а роговая стрелка находится в задней части копыта и по форме напоминает треугольник (рис. 25).

 

Рис. 25. Схема следа неко-ванного копыта лошади: АБ — длина; ВГ — шири­на; ДЕ — расстояние меж­ду отпечатками передней части роговой стенки и стрелки

 

Рис. 26. Схема отпечатка под­ковы: АБ — длина следа; РТ — ширина следа; ДЕ и ЛК — размеры отпечатка пя­точного шипа; МН и ОП — размеры отпечатка переднего (зацепного) шипа; СВ — рас­стояние между отпечатками соседних гвоздей

 

В следах отпечатываются общие признаки (нижние края рого­вой стенки, поверхность роговой подошвы) и частные (признаки заболеваний копыта — деформация роговой стенки, трещины, над­ломы, выросты и иные дефекты; дефекты на роговой подошве ко­пыта).

Копыта относительно эластичны, и поэтому в следе отпечатываются расплывчато, не имея четко очерченных границ. Копыта быстро изменяются по мере роста и стирания, что осложняет иден­тификацию. Если лошадь становится рабочей, то износ опережает процесс восстановления копыт. Поэтому в целях предохранения копыт и усиления устойчивости ног рабочих лошадей принято под­ковывать.

С точки зрения возможности индивидуальной идентификации следы подков более ценны.

В подкове различают верхнюю (прилегающую к копыту) и нижнюю (к земле) поверхности; две ветки — внутреннюю (обра­щенную к парной ноге) и наружную (противоположную); бухтовку — скос на внутренних сторонах подковы; дорожку ребра — в виде канавки на нижней поверхности; гвоздевые отверстия (от 6 до 8); отворот (зацепной шип) — в виде оттянутой полукруглой пластины в наружном крае подковы; пяточные шипы (рис. 26). Общие признаки подковы: форма, размер и т. п. Частные появ­ляются в процессе изготовления подковы, в момент ковки, в ре­зультате эксплуатации (отколовшиеся кусочки, выбоины, увеличе­ние гвоздевых отверстий и выпадение гвоздей, дефекты на голов­ках гвоздей, дефекты шипов и пр.).

В следе копыта измеряются длина и ширина в самом широком месте; расстояние между отпечатками стрелки и передней частью роговой стенки. В следе подковы измеряются: длина и ширина подковы; длина и ширина следов шипов; расстояние между ветвя­ми пяточной части; расстояние между следами шляпок гвоздей. Изучая особенности дорожки следов лошади, можно получить ориентировочные сведения о физических качествах животного (возрасте, величине), об особенностях «походки» и быстроте пере­движения. Различают четыре вида аллюра: шаг — медленный ал­люр, при котором лошадь опирается не меньше чем на три ноги, а при ускоренном шаге на две ноги; рысь — лошадь опирается на землю двумя ногами по одной диагонали; иноходь — лошадь опи­рается двумя ногами, но не по диагонали, а параллельно (правые ноги — передняя и задняя и левые — передняя и задняя); галоп — сначала опускается одна, а затем вторая задняя нога и одновре­менно с ней передняя нога (противоположная задней по диагона­ли). Быстрота передвижения при шаге составляет 3,5—4,5 км в час, а при ускоренном шаге — до 6—7 км.; при рыси и инохо­ди — 9—12 км; при галопе — 15—20 км.

 

Следы саней (лыж)

В зимнее время транспортными средствами служат сани (аэро­сани), лыжи. Их. следы относятся к динамическим и возникают в процессе скольжения. Полозья могут быть деревянными или же­лезными. Деревянные полозья часто покрывают железными поло­сами.

Установленных нормативов ширины  полозьев и расстояний

77 между ними не существует. В конкретной местности часто придер­живаются своеобразного «стандарта» в изготовлении саней, осо­бенно при единичном их источнике происхождения (кустарная ма­стерская, фабрика). Как и в колесном транспорте, о виде саней можно судить на основе исследования беговых дорожек и колеи. Необходимые для этого данные дает измерение их ширины, но нужно иметь в виду, что в результате скольжения след расширя­ется (раскатывается). Об этом могут свидетельствовать соскобы снега в сторону. На сухом рассыпчатом снегу плохо остаются сле­ды, а мягкий влажный снег хорошо отображает микрорельеф по­лозьев. На обледеневшей поверхности можно обнаружить только следы от сильно выступающих элементов.

Индивидуальная идентификация по следам саней (лыж) воз­можна лишь в редких случаях — при наличии существенных де­фектов и благоприятных условиях следообразования.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.