Ткани с полотняным переплетением — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ткани с полотняным переплетением

2019-09-26 186
Ткани с полотняным переплетением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полотняное переплетение 1/1 (рис. 11, а) — это простейший вид переплетения нитей в ткани. Полотняное переплетение характеризуется наименьшим количеством нитей утка и основы, соединенных в раппорте10. Для изготовления ткани с полотняным переплетением на горизонтальном ткацком станке с подножками достаточно двух ниченок, приводимых в движение подножками, подвешенными на коромыселке или блочках. На вертикальном ткацком станке с гирьками или двумя валиками или же примитивном горизонтальном ткацком станке без подножек достаточно одной петельковой полуниченки и доски, отделяющей четные нити от нечетных. Лишь в том случае, когда ткань полотняного переплетения имеет очень густую основу (например, шерстяная ткань Н-58/2830 с густотой основы 24 нити на 1 см), употребляются четыре ниченки, попарно привязанные к двум подножкам. Все ткани из растительного волокна, найденные в Новгороде, имеют полотняное переплетение.

Шерстяные ткани с полотняным переплетением представлены 86 экземплярами; два из них не имеют более точного определения. Все ткани можно разделить на четыре группы: а) обычные ткани с открытой гладкой поверхностью, не обнаруживающей следов сваливания или крашения; их корнчнево-бурая окраска появилась под действием почвенных кислот; б) ткани типа, сходного с предыдущим, но отличающиеся толстой «рисовой» фактурой, обусловленной употреблением сдвоенной и сильно скрученной пряжи; в) ткани с закрытой поверхностью, т.е. свалянные, нередко окрашенные в красный, коричневый или желто-зеленый цвет; г) ткани с той же окраской, что и в предыдущей группе, но не валяные, с открытой поверхностью.

Ниже мы приводим табл. 4, которая классифицирует ткани с полотняным переплетением по типам, сортам и характеру скручивания пряжи основы и утка.

Из таблицы видно, что обычные ткани и близкие к ним по типу рисовые в подавляющем большинстве изготовлены из шерсти четвертого и третьего сорта, в то время как все суконные ткани, а также крашеные неваляные ткани изготовлены в основном из шерсти третьего сорта.

Шерстяные ткани с полотняным переплетением имеют различные типы скручивания пряжи в основе и в утке. Надо отметить, что основа и уток в льняных тканях с полотняным переплетением всегда скручены одинаково — ZZ.

Таблица 4

Типы тканей

Сорт

   

IV

III

II

I

   
Обычные 12 8 14 11 1 2    
Рисовые   4 1    
Валяные 4 17 3    
Крашеные неваляные 5 1 1    
Типы скручиваний ZZ ZS ДР- ZZ ZS ДР- ZZ ZS др.    

 

Рис. 11. Ткацкие переплетения:

а— схема полотняного переплетения 1/1, б— крашеная ткань полотняного переплетения Н-57/4626, ярус 2; в — «обычная» ткань полотняного переплетения H-54/пл. 20, кв. 805; г — «обычная» ткань с «рисовой» фактурой Н-55/10116

Отношение тканей «обычной» группы (четвертый и третий сорта) с одинаковым направлением скручивания к тканям той же группы с разным направлением скручивания выражается количеством — 24 и 21. Нам кажется, что здесь можно установить закономерность, основывающуюся на взаимозависимости между самой примитивной группой тканей и простейшей комбинацией однонаправленных скручиваний. Иначе обстоит дело в группе свалянных и крашеных тканей. Эти изделия свидетельствуют о более высоком уровне развития ткацкого ремесла. Все они, за исключением одного, имеют различное направление скручивания основы и утка.

Отношение тканей «обычной» группы (четвертый и третий сорта) с одинаковым направлением скручивания к тканям той же группы с разным направлением скручивания выражается количеством — 24 и 21. Нам кажется, что здесь можно установить закономерность, основывающуюся на взаимозависимости между самой примитивной группой тканей и простейшей комбинацией однонаправленных скручиваний. Иначе обстоит дело в группе свалянных и крашеных тканей. Эти изделия свидетельствуют о более высоком уровне развития ткацкого ремесла. Все они, за исключением одного, имеют различное направление скручивания основы и утка.

 
Рис. 12. Ажурные ткани а— простая ажурная ткань Н-52/11044, пл. 15, кв. 349; б— узорчатая ажурная ткань Н-55/10189, пл. 13, кв. 968; в — реконструкция ажурной ткани из с. Доброселье

Только восемь тканей с полотняным переплетением представляют собой второй и первый сорт: Н-5 7/4676, ярус 9; Н-59/7, ярус 8; Н-57/14669, Н-58/2830 и Н-59/28, ярус 7; H-59/4S и Н-59/29, ярус 5; Н-57/14628, ярус 2.

В заключение надо отметить, что полотняное переплетение более характерно для производства самых простых тканей, а также сукон среднего качества. В небольшой группе тканей (5 экз.) основа и уток, или что-нибудь одно, изготовлены из сдвоенной пряжи. Если нити сичьно скручены, то такая ткань имеет ясно выраженный рисовый рисунок (Н-59/26, Н-55/10116, Н-59/37 и др.). Аналогичный эффект получался в том случае, когда нити основы не были сдвоены, но были сильно скручены при прядении (Н-55/10116, рис. 11, г).

Среди тканей с полотняным переплетением особенно интересными являются крашеные и свалянные ткани.

Среди тканей с полотняным переплетением, имеющих крытую, т.е. валяную поверхность, две ткани имеют боковые кромки с основой из цветных нитей. Ткань Н-59/29, ярус 8 представляет собой сукно четвертого сорта, кромка которого имеет девять белых нитей. Корггчневое сукно второго сорта Н-5 9/48, ярус 5 имеет в кромке шесть черных нитей. Эти два экземпляра с большой долей вероятности можно отнести к западноевропейскому импорту: крашеные нити в кромках тканей— типичное в этот период явление для продукции цехового производства западноевропейских городов. Количество и цвет нитей обозначали качество ткани, а иногда и место ее происхождения17.

Относительно небольшую группу образуют ткани с полотняным переплетением, имеющие окраску, но не валяные (рис. 11,6). Как показано в таблице 4, пять из них относятся к третьему, а две — к четвертому, второму и первому сортам. По-видимому, эти ткани того же происхождения, что и некрашеные сукна. На это указывают параметры их шерсти, ничем не отличающиеся от аналогичных данных для сукон.

Особую группу новгородских тканей образуют ажурные изделия (рис. 12, а, в), в основе которых лежит ткань с полотняным переплетением. Ажуры, т.е. небольшие сквозные глазки, ритмически повторяются по ширине и по длине; ритм их разнообразен, но не хаотичен. Ткани этого типа, встречающиеся повсюду в раскопках, относящихся к периоду раннего русского средневековья, наряду с тканями, выполненными в браной технике, представляют собой образцы самых высоких технических художественных достижений в русском ткачестве этого времени.

Уже давно эти ткани привлекают к себе внимание советских исследователей. В. К. Клейн18, говоря об ажурных тканях, отметил, что они могут служить примером специальной техники, при которой ажурные просветы выполняются в процессе тканья. Другой точки зрения придерживается М. Н. Левинсон-Нечаева19, которая считает, что «ажурные» ткани получаются в том случае, если при тканье наряду с шерстяной нитью вводится нить из растительного волокна. Аналогичной точки зрения придерживается А. Э. Зариня20, автор интересных работ по истории ткачества латгалов в эпоху раннего средневековья.

Мы полностью разделяем мнение М. Н. Левинсон-Нечаевой и А. Э. Зарини о том, что ажуры появились в тканях в результате разрушительного действия почвенных кислот, образующихся при гниении, на растительное волокно. Нити основы и утка такой ткани частично были шерстяными, частично — холщевыми, и когда растительное волокно распалось, образовалась ажурная шерстяная сетка, которая, будучи превратно истолкована, и послужила причиной для возникновения термина «ажурная» ткань. Необходимо упомянуть, что ткани такого типа, где часть нитей шерстяная, часть холщевая. изготовлялись в России вплоть до XIX и даже XX в.21

Приступая к разбору так называемых ажурных тканей, мы должны отметить, что не все они выполнены в одной технике, но с точки зрения технологии производства они делятся на две группы. Это различие отчетливо выступает и в расположении ажуров. Хотя обе группы ажурных тканей имеют в своей основе полотняное переплетение, в одной группе тканей ажуры располагаются просто и нити основы и утка проходят параллельно (рис. 12, а); в другой— просветы группируются по-разному, а нити основы и утка располагаются в ткани не параллельно, а в виде волн. Нередко в этих последних отчетливо виден узор или фрагмент какого-то рисунка (рис. 12, б).

Первая группа, простая по композиции, проста, по-видимому, и по выполнению. Простые ажурные расположения получаются в том случае, если при наборе основы в определенном ритме чередуются шерстяные и холщевые нити, а затем пробрасываются в зев, тоже в определенном ритме, шерстяные и холщевые нити утка, причем вся ткань выполняется в полотняном переплетении. Распад растительных волокон в результате многовекового пребывания ткани в земле и дает простую ажурную ткань.

В новгородских материалах ткани с простым расположением ажуров представлены 11 экземплярами, начиная с 18 яруса (H-58/кв. 811) и кончая 3 ярусом (Н-57/4682). В семи случаях эти ткани представляют собой четвертый сорт, в четырех — третий сорт. Определение плотности нитей, учитывая ажурный характер ткани, может быть только приблизительным. Во всех тканях (кроме двух) основа и уток скручены в одну сторону. Из двух остальных одна ткань имеет скручивание для основы и утка, в другой тип скручивания установить не удалось.

Но главный интерес представляет не эта группа простых ажурных тканей, а та группа, где выступает ажурный рисунок. Техника переплетения узорчатых ажурных тканей гораздо сложнее. Между этими тканями и простыми ажурными изделиями, о которых мы говорили раньше, сходство чисто внешнее, хотя в основе их также лежит полотняное переплетение. Рисунок в узорчатых ажурных тканях появляется в результате дифференциации плоскостей, которые могут иметь форму мелкой ажурной сетки или же могут быть целиком выполнены в технике полотняного переплетения. Это позволяет думать, что для изготовления их применялись не те простейшие способы, о которых мы говорили выше, а более сложная техника.

Так как новгородские узорные ажурные ткани сохранились лишь в виде небольших фрагментов, мы не можем реконструировать их рисунка (Н-55/10189, ярус 14, Н-55/10133, ярус 12, Н-55/10199, ярус 5, последний мы лишь предположительно относим к узорным ажурным тканям).

Эти ткани привлекают к себе особое внимание также и потому, что среди археологических находок они стоят особняком и не встречаются нигде, кроме центральных районов Руси. Они выполнены в той же технике, которую мы можем наблюдать в хорошо сохранившемся фрагменте, найденном при раскопках близ Доброселья (Московская обл.)22.

Навивание основы этой ткани протекало следующим образом: четыре шерстяные нити, четыре холщевые нити, хn раппортов в частях рисунка, разделяющихся между собой группами, состоящими из 18 шерстяных нитей. Уток располагается в следующем порядке: три шерстяные нити, три холщевые нити, хn раппортов в частях рисунка, разделяющихся между собой 15 шерстяными нитями утка. Таким образом, получалась крупная квадратная клетка, которая могла быть заполнена мелкими клеточками, получавшимися переплетением нескольких пасм шерстяных и холщевых нитей утка и основы.

В этих фрагментах ткани, которые сейчас имеют ажурную структуру, обе системы нитей (шерстяные и холщевые) образовывали односложное полотняное переплетение. После распада растительного волокна появились ажурные просветы. В фрагментах «сплошных», выполненных шерстяными утком и основой, холщевые нитки не употреблялись.

Таким образом, русская ажурная ткань, двойная с рисунком, отличается от современной двуосновной ткани тем, что плоскости рисунка выполнены одинарной тканью (плоскости фона были двойными) и основа их набирается различно. В археологических тканях этого типа набор основы 4: 4, а утка 3: 3, тогда как двойные ткани XIX и XX вв. имеют набор основы 2: 2, утка 1: 1. В остальном же русские ткани эпохи раннего средневековья изготовлялись тем же способом, что и современные народные ткани.

Если мы сопоставим три вида тканей, т.е. простые ажурные, русские двойные ткани эпохи раннего средневековья и современные русские народные ткани, известные по этнографическим исследованиям, то мы заметим интересное явление. Перед нами — цикл развития определенной группы тканей: от одинарной «ажурной» ткани к двойной «ажурной» ткани раннего средневековья и от нее к современной русской двуосновной ткани. Первым этапом этого развития была, по всей вероятности, простая одинарная ажурная ткань. Правда, эта ткань имела одинарную структуру, но одинаковое сочетание основы и утка (основа 4: 4, уток 3: 3) при полотняном переплетении свидетельствует о том, что эта техника и техника двойных ажурных тканей имеют общее происхождение. Вытягивание в процессе тканья шерстяных или холщевых составных частей основы на правую сторону ткани и переплетение ее соответствующим утком было исходным пунктом для возникновения двойных русских тканей.

Русские двойные ткани, известные нам по раскопкам в Новгороде и в Средней России, были для того времени изделиями, свидетельствующими о высоком уровне технического и художественного мастерства. Об этом говорит широкое распространение этих тканей на Руси в эпоху средневековья, а также использование разнообразных рисунков.

Ажурные ткани до сих пор неизвестны в Прибалтике (за исключением Восточной Пруссии). Они отсутствуют также в известной коллекции тканей из нукшинских курганов23. Ничего аналогичного не было отмечено в литовско-латышских раскопках, которые вела X. Цахак-Голубовичева24. Такие ткани не были обнаружены в курганах Ленинградской области и при раскопках в Старой Ладоге. Чтобы осветить этот вопрос полнее, надо указать также, что ажурные ткани, изготовленные из шерстяной пряжи, были найдены при раскопках некоторых памятников, относящихся к эпохе раннего средневековья, на территории Латвийской ССР. Это тоже ажурные ткани, но в основу их положена другая система переплетения, а также другая композиция клеток. В отличие от ажурных тканей Новгорода, в основе этих тканей лежит не полотняное, а саржевое переплетение25. Надо отметить, что в Новгороде и центральных районах Руси ажурных тканей с саржевым переплетением не обнаружено.

Ткань с просветами, датируемая ранним средневековьем, была найдена также на территории Готланда. Но ажурные просветы расположены в ней нерегулярно и совершенно иначе, чем в тех тканях, о которых мы говорили выше. Эта ткань выткана из конопляной пряжи26, а ажурные просветы, по-видимому, появились благодаря тому, что в ткань включались шерстяные волокна. Археологи и этнографы отмечают такой способ и для других территорий. Ажурные ткани русского типа не известны по раскопкам Скандинавии и Польши.

 
Рис. 13. Полосатые ткани а — схема переплетения полосатой ткани (репс 2/2 + полотняное переплетение 1/1); б — полосатая ткань Н-52/18, пл. кв. 132(2/2+ 1/1); в— схема полосатых поясовН-55/10141, ярус 14(2/2+ 1/1)

Таким образом, ажурные ткани являлись изделиями оригинальной русской техники и на их основе были созданы позднее двойные русские ткани, известные современной этнографии. Кроме того, мы имеем, по-видимому, основания предполагать, что к этой группе тканей генетически.восходят так называемые двуосновные ковры, отмеченные в этнографических материалах XVIII—XX вв. Мазурского поозерья северной части Белостоцкой области в Польше и в Гродненской области в Белоруссии27.

Итак, русские ажурные ткани — это не только замечательная страница русского местного ткачества эпохи раннего средневековья, не имеющая в своем роде прецедента в это время во всей Европе, но и пример замечательной традиции, длившейся восемь столетий.

Далее мы переходим к рассмотрению следующей группы тканей, в основе которых также лежит полотняное переплетение. Это полосатые ткани Н-55/10141, ярус 14; Н-57/4652, ярус 11; H-58/пл. 18 и Н-52/11005, ярус 10, в которых расположение полосок, идущих вдоль утка, образуется переменой фактуры ткани (рис. 13, а, б): полоски ткани с полотняным переплетением чередуются с полосками ткани, имеющей репсовое переплетение 2/2 с утковым покрытием. С переменой вида переплетения меняется и частота утка. В репсовых полосках он бывает вдвое чаще, чем в полотняных полосках (в репсовой полосе 22 нити утка на 1 см, в полотняной— 8 нитей на 1см— Н-55/10141). Как правило, основа и уток этих тканей имеют разное скручивание. Переплетение их показывает, что здесь должны были употребляться четыре ниченки, причем обе пары, помимо независимого хода ниченок в каждой паре, имели обоюдный общий ход обеих пар. Первая возможность использовалась для изготовления полотняного переплетения, вторая — для репсового.

Среди тканей этого типа имеются такие полосатые ткани, в которых дополнительно еще меняется цвет полосок (Н-55/10141). В такой ткани полоски с полотняным переплетением имеют желто-зеленый уток, а репсовые полоски — красный или коричневый с красным. Эти ткани пучковые по композиции. На широком фоне полотняного переплетения (около 5,5 см) появляется пучок трех красных полос шириной около 1 см (с репсовым переплетением), разделяющихся.между собой двумя желто-зелеными полотняными полосками шириной 0,5 см (рис. 13, в). В Новгороде найдено пять экземпляров таких полосатых тканей. В других раскопках на русской территории такие ткани не обнаружены.

 
Рис. 14. Ткань с переплетением «панама» Н-55/10207, ярус 13

Характер используемого для них сырья позволяет думать, что эти продукты импортированы на Русь вероятно из тех же центров, что и ткани суконные валяные. Нужно отметить, что производство полосатых сукон было распространено в крупных центрах фландрского суконного производства.

Полосатые ткани часто встречаются на раскопках в Гданьске, Ополе и Вроцлаве, датируемых ранним средневековьем, но они выполнены всегда в какой-то одной технике, или полотняной или саржевой 1/2. Один такой экземпляр найден в Новгороде — Н-5 2/11018, ярус 11.

Надо упомянуть единичный в новгородском материале случай — ткань с переплетением «панама» 2/3 (Н-55/10207, рис. 14).

В заключение мы приводим табл. 5 распределения по ярусам тканей с полотняным переплетением.

Таблица 5

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.