Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением

2019-12-21 157
Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более явление в мир человека также связано с промыслом Божиим. Поэтому каждый из нас имеет в мире определенное предназначение. И если бы все люди это предназначение исполняли, то у нас была бы совершенно иная жизнь, чем та, которую мы имеем сейчас. Наша жизнь представляет собой хаос из-за того, что каждый человек творит свою волю. Во всем остальном мире - мире планет, мире животных, микромире, мире атомов,- который подчиняется промыслу Божию, все пребывает в порядке и в гармонии, человеческое же общество находится в постоянной дисгармонии на разных уровнях: государства между собой ссорятся до драки, жены и мужья между собой ссорятся до драки, дети между собой ссорятся до драки - и так во всем людском организме.

Человек - самое высшее творение Божие, удивительное существо, а живет совершенно страшно, хуже коров, хуже крокодилов, хуже насекомых. Отчего так происходит? Оттого, что все насекомые существуют в рамках инстинкта, их жизнь строго регламентирована волей Божией, у них нет никакой свободы: как родился майским жуком, так и остался майским жуком, и всю жизнь прожил именно так, как заранее предопределил Господь. Каждый муравей знает, чт'о ему делать; каждая пчела знает, чт'о ей делать; каждый тигр и носорог знают, чт'о им делать, совершенно не задумываясь. А высшее творение Божие, человек, имеет свободу, он может так поступить, а может этак. И к сожалению, все время поступает этак, то есть не так, как угодно Богу. И из-за этого хаос, из-за этого склоки, драки, убийства, воровство друг у друга. Чего только нет в человеческом обществе, даже такие грехи, которые в животном мире просто немыслимы. Например, мать убивает собственных детей. Такого в животном мире не бывает, потому что иначе бы этот мир погиб. Но животный мир погибает только из-за уничтожения его людьми. Вот такой непорядок наблюдается.

Конечно, Господь видит этот непорядок, хотя многие безумцы говорят: как же Бог терпит такое? Во-первых, терпение Божие не сравнимо с нашим терпением. На то Он и Бог, что в Нем в избытке имеются все мыслимые добродетели. А терпение - это действительно добродетель, и она у Бога также в превосходной степени. Что же дает Ему возможность нас терпеть? Его любовь к нам. Господь всеми силами хочет нас спасти от того чудовищного состояния, в котором мы все пребываем. Если корова не идет в хлев, современный среднестатистический крестьянин берет хворостину, палку, а иногда и ногой в живот - и она идет туда, куда он ей указывает. Но Господь милосерд, Бог есть любовь, Он так поступать с нами не может, это противно Его существу. Господь может только призывать. И сегодня мы читали о том, как Господь начал нас призывать.

У евангелиста Марка сказано: "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия". Начало Евангелия - то есть на земле впервые зазвучала благая весть о том, каким образом каждый человек, живущий на земле, в Палестине ли, в Гренландии, где угодно, может выйти из своего чудовищного состояния. "Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Это из пророка Малахии. За много веков до пришествия в мир Христа Спасителя и Иоанна Предтечи он говорил о том, что придет избавление, придет Спаситель. И Господь специально послал пророка Иоанна, который от чрева матери был предназначен к тому, чтобы приготовить путь, пришествие Христа Спасителя, и называл себя "гласом вопиющего в пустыне".

Пустыня - это не только Заиорданская пустыня, где проповедовал Иоанн, это еще пустыня человеческого сердца. Когда в сердце человека нет Бога, оно пусто, и человек эту пустоту пытается заглушить либо какими-то сильно действующими средствами: алкоголем, наркотиками,- либо какими-то страстями, либо просто оглушительной музыкой, под которую он начинает дергаться. Всякая пустота стремится к тому, чтобы быть заполненной. Древние выражали эту мысль такой формулой: природа не терпит пустоты. И человеческая душа не может быть пустой, человеку все время хочется чем-то ее заполнить: либо чтением газет, либо журналов, либо хорошей литературой, либо плохой, либо кино. Все время ему скучно, тоскливо, и он ищет себе заменители: кто поесть любит, кто приготовить любит, кто любит в гости сходить, кто любит в гости к себе принять. Человек все время стремится к тому, чтобы ему жить было интересно. Вот Рембрандт всю жизнь одну Библию читал, а современному человеку скучно все время одно Евангелие читать, ему нужны еще какие-то побочные развлечения, а некоторые вообще и не в состоянии Евангелие прочесть, засыпают на первой странице. Отчего это? От пустоты, которая уже заполнена другим.

И в эту пустыню пришел проповедовать Иоанн Предтеча. Проповедь его заключалась, собственно, в одной главной идее: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". И хотя проповедовал он за Иорданом, но его голос звучит и сейчас. Любой, кто хочет прийти к Богу, может прийти только через принятие этого возгласа Иоанна: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Если человек говорит: я не верую, или говорит: я почти не верую, или: я плохо верую - это утверждение тождественно утверждению: я страшный грешник, я большой грешник, я жуткий грешник. Это абсолютно равнозначно, потому что не видеть Бога можно только в силу погруженности в грех.

Раньше люди веровали не потому, что они были глупые, или необразованные, или квантовой механики не знали. Современный человек тоже, как правило, не знает квантовой механики, и такой же простой, и так же неразвит, но почему-то в Бога не верит. Чем отличается современный простой человек от простого человека шестнадцатого века? Ничем. Набор знаний такой же скудный, даже хуже, потому что средний человек шестнадцатого века знал гораздо больше из того, что ему необходимо для жизни. Или сравним какого-нибудь профессора прошлого века и теперешнего. По большинству дисциплин профессор прошлого века будет гораздо более разносторонне развитым человеком, чем современный. Общее количество знаний человечества, безусловно, увеличилось, но на единицу, на одного человека оно уменьшилось. Значит, не знания, оказывается, удаляют от Бога, а грех. Это грех лишает человека видения Бога. Поэтому каждый из нас, если хочет узреть Бога, если хочет войти в Царствие Небесное, должен откликнуться на этот призыв: покайтеся! тогда узнаете Бога, тогда услышите ангельский глас, тогда войдете в Царствие Небесное.

Некоторые говорят: я не верую в Бога, потому что меня родители так воспитали. Нет, человек не верует не потому, что ему папа, мама или бабушка веру не внушили. Веру внушить нельзя. Сколько ни воспитывай, ни внедряй, из-под палки веровать не заставишь, это невозможно. Человек сам всегда выбирает, и это зависит только от чистоты его жизни: чем чище человек, тем больше в нем способность познать Бога, почувствовать Его, увидеть, как Господь руководит им в его жизни. Чем менее чист человек, чем он более грязен, порочен - тем меньше. Причем порок - это не обязательно убийство, воровство, блуд, наркомания. Пороки бывают гораздо хуже, чем блуд и наркомания,- например, гордость, тщеславие, зависть, превозношение, честолюбие. Хотя это вещи социально и менее опасны, но уводят человека от Бога гораздо дальше, чем какое-нибудь простое пьянство. Гордец перед Богом гораздо хуже, чем отпетый пьяница, хотя для общества пьяница вроде бы более вреден. Но конечно, и с гордецом общаться тоже крайне неприятно. Или человек тщеславный, который все время себя восхваляет, все время хочет подчеркнуть свои какие-то мнимые достоинства,- часто он нам противен и смешон, он нас раздражает, хотя сам этого и не видит. Всем тошно и противно, как он себя превозносит: вот я, вот я, я, я, я,- а почему же он этого не видит? Да потому, что грех ослепляет человека, от греха человек делается духовно слепым, и все ему представляется в искаженном свете, ему действительно начинает казаться, что он обладает массой достоинств. Все вокруг потешаются, пальцем показывают, а ему кажется, что им восхищаются, и лицемерные кивки он воспринимает как воздаяние чести.

И если мы хотим стать людьми полноценными, если мы хотим исправить свою жизнь по воле Божией, если мы хотим, чтобы в нашей жизни было хоть какое-то подобие элементарного порядка, гармонии и красоты, нам нужно вернуться к Богу. Это можно сделать только единственным путем. Наш путь к Богу очень извилист, но есть путь прямой. Как сделать прямыми стези Господни в наше сердце? Только покаянием. А для этого нужно обратиться к Богу из глубины души: Господи, Ты мне открой мои грехи. Потому что покаяться можно только в том, что видишь. Миллионы своих грехов мы просто не видим, ко многим настолько привыкли, что, если нам сказать, что это грех, мы даже удивимся: как грех? это же наша обычная жизнь!

В нашей обычной жизни столько греха, что, конечно, за этой колючей сеткой Бога увидеть просто невозможно. Поэтому нам нужно обратиться к Богу, чтобы Он открыл нам наши грехи. И конечно, Господь обязательно откроет, и если мы начнем с ними бороться - а метод борьбы прост: надо от этих грехов воздерживаться и все время просить у Бога помощи, чтобы их победить,- тогда постепенно они начнут отступать, мы будем постепенно, шаг за шагом, миллиметр за миллиметром очищать пространство своей души от грязи... Представим себе грязное-грязное окно, сквозь которое ничего не видно. И вот возьмем тряпку и начнем с угла ли, с середины, это совершенно неважно, окно мыть. Сначала чистое пятнышко будет маленьким, потом все шире, шире, все чище, чище, пока мы не увидим сквозь него свет.

Вот это, собственно, и есть покаяние и очищение собственного сердца. Но для этого нужно труд приложить, а к этому труду не каждый способен, не каждый этого хочет, потому что он требует очень больших усилий. Если кто не верит, попробуйте как-нибудь с часу дня помолчать до восьми часов вечера, просто помолчать - и вы увидите, как это трудно. Или попробуйте три дня дома посидеть, никуда не выходя. Вы увидите, как это трудно. Хотя вроде тепло, сухо, а все равно куда-то несет, куда-то хочется. А как трудно удержаться и не купить совершенно ненужную вещь. Вот даже такой пустяк, уже не говоря о том, как трудно не осудить, как трудно не разозлиться, как трудно не накричать. Это же очень трудно, поэтому человек этого и не делает и все дальше и дальше идет по пути греха.

Господь создал человека, чтобы он из чистого младенца стал ангелом. А человек из чистого младенца не только ангелом не становится, но с годами превращается в настоящее чудовище, в грешника, который все вокруг только портит, уродует: и отношения свои с близкими, и свою семью, и то, что называется взаимоотношениями на работе,- просто драконом каким-то становится. И спасение от этого только во Христе. Господь для того на землю и пришел, чтобы нас спасти. И если мы хотим Евангелие, эту Книгу Жизни, усвоить, если мы хотим слова Господни понять, если мы хотим научиться их исполнять, то путь к этому лежит только через покаяние, только через то, чтобы промыть свои духовные очи. Тогда мы увидим Бога.

И когда мы Бога увидим, мы не сможем Его не полюбить, потому что Он - наш Отец. Каждый сын всегда любит отца, даже какой бы ни был отец плохой. Даже если мать постоянно внушает, что твой отец нас бросил, он алкоголик, но все равно сын любит отца. Это заложено очень глубоко. Так же и с религией. Сколько с ней ни борись, сколько ее ни уничтожай, вера все равно будет, потому что это в природе человека. Только если из человека сделать какой-то мертвый механизм или превратить его в полного дебила, он не будет чувствовать Бога. А так у любого спроси, есть ли Бог, и он ответит: что-то есть - потому что душа не чувствовать Бога не может. Но прийти к Богу, увидеть Его, потрогать Его, узнать, какой Он из себя, где Он живет, чего Он от нас хочет, что будет потом, после того, как мы умрем,- это совсем другое. И на эти вопросы надо же отвечать. Не все у телевизора сидеть, надо еще думать: зачем я живу, что я делаю, как я себя веду? какие у меня мысли в голове проносятся? хорошо ли это, а может, я делаю такое, что стыдно признаться не только кому-то, но и самому себе? А ведь Тот, Который "что-то есть", Он же это все знает, Он все чувствует, Он все видит.

И постепенно человеку начинает становиться стыдно, у него просыпается совесть. Кошке, собаке, корове не стыдно, потому что у них нет совести, у них нет бессмертной души. А человек - существо высшее, ему часто становится стыдно. Это есть очистительное начало покаяния, и надо его в своей душе, как драгоценный цветок, растить и лелеять. Оказывается, что стыдно жаловаться, стыдно "стучать", стыдно воровать, стыдно хамить, стыдно одному человеку одно говорить, а другому - другое. Стыдно, оказывается, обижать беззащитного и кланяться тому, от кого ты зависишь: здравствуйте - а сам в душе ненавидишь его, думаешь, как бы из него лишний червонец выбить. И постепенно начинается очистительный процесс, человек становится сначала человеком порядочным, потом возвращается к своей прежней чистоте, становится как младенец. Поэтому Господь говорит: будьте как дети. А потом процесс идет дальше, человек становится ангелом, становится существом удивительной душевной красоты, в нем раскрывается все то, что Богом заложено, а то, что привнесено из внешней жизни дьяволом, это постепенно уходит.

Что же происходит потом? Человек становится князем, боярином, делается очень богатым, раз он стал таким хорошим? Что он получает за это? Он получает очень трудную жизнь, потому что тех, которые с удовольствием служат дьяволу и собственным похотям, миллиарды, а таких, которые идут на встречу с Богом, единицы. Поэтому их будут и ненавидеть, и ругать, и проклинать, и строить им всякие козни. Их жизнь превратится в страшную борьбу, и единственной отрадой в этой борьбе будет Бог, Который все понимает, Который все чувствует, Которому можно доверить тайну своего сердца, с Которым никогда не будешь одинок, Который дает удивительную силу, и радость, и спокойствие все перенести. Ну что наши скорби? Это все временное, мы странники на земле. Конечно, тяжело смотреть, как разрушается наша планета. Конечно, тяжело смотреть на то, как семьи, где должна царить любовь, превратились в какие-то тюремные камеры, где все друг друга ненавидят. Тяжело смотреть на детей, которые борются со своими родителями. Очень страшно и больно смотреть на матерей, которые во чреве убивают собственных детей. Да, это все страшно и тяжело, и не страдать от этого нельзя.

Вообще на земле не страдать нельзя. Но одно страдание бывает за собственные грехи, а другое - от сострадания. И в этом сострадании человек начинает уподобляться Самому Богу, он как бы разделяет боль Христову за весь мир, и эта боль очищает его еще больше. И так ступень за ступенью человек становится все лучше и чище и все больше приближается к Богу, и в нем начинает сиять все то драгоценное, что дал ему Бог. Вот к этому пути нас Господь и призывает, и все это очень просто понять, но очень трудно делать, потому что у нас все суета какая-то, отвлечение, и сатана не спит, он все время над нами трудится: то один соблазн, то другой, то третий - и так все нас опутывает и опутывает, пока мы, как муха, в паутинке не окажемся. Господь хочет, чтобы у нас, как у куколки, крылышки раскрылись, чтобы мы стали прекрасными бабочками, чтобы мы на небо взлетели, а у нас все личиночная жизнь. Личинка - это же червяк, и мы, как червяки, ползаем, извиваемся в каком-то совершенно неприличном состоянии. И чем скорее в нас произойдет это изменение, тем лучше. А путь к этому только через осознание своей греховной жизни и желание исправиться.

Поэтому последуем совету и призыву Иоанна Предтечи. Мы находимся сейчас в преддверии праздника Богоявления. Бог явился на земле, Бог явился людям, Бог начал Свою проповедь, Бог принес на землю благую весть: отныне каждый человек, независимо от пола, возраста и национальности, может, оказывается, из червяка превратиться в прекрасную бабочку, только для этого нужно потрудиться. Потому что если в бабочке все заранее предначертано, все находится в рамках биологического закона, то человек должен свою волю покорить воле Божией. И когда две эти воли совпадут, тогда процесс обновления в нас и совершится. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,

17 января 1988 года

 

Неделя 4-я Великого поста

Сегодняшнее Евангелие от Марка повествует нам о том, как Господь исцелил отрока, одержимого духом нечистым - "духом немым", как назван он евангелистом. Он был бесноватым, этот маленький мальчик, и время от времени, когда этот дух на него находил, его бросало то в жар, то в холод: то его озноб бил, то поднималась высокая температура, и он падал на землю, испускал пену, рычал, то есть был в совершенно ужасном состоянии. И отец мальчика попросил учеников Спасителя, чтобы они изгнали этого духа, но они не могли. И тогда он обратился к Самому Иисусу.

Как только Иисус услышал о том, что бес мучает мальчика, Он возмутился духом и сказал: "О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" - потому что Ему невыносимо было слышать, что дух нечистый мучает человека. "И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену". Это Господь Иисус Христос, исполненный благодати Божией, произвел такое возмущение в духе нечистом. И в Евангелии очень часто мы видим: когда приближался Господь, духи нечистые начинали волноваться. Они даже восклицали: зачем Ты, Иисус, пришел мучить нас? Потому что благодать Божия мучает духа тьмы.

"И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста".

Вот такое Евангелие. И поскольку читают его в воскресенье, значит, оно для нас очень важно. В Евангелии все важно, но есть места, которые имеют особенное значение. И Святая Церковь эти особые места предлагает нам для чтения воскресного, потому что в этот день вся Церковь собирается для того, чтобы послушать вот это самое важное.

На что же надо нам здесь обратить внимание? Ну, во-первых, на поведение отца, который обратился сначала не к Спасителю, а к Его ученикам. Нет чтобы сразу протолкаться ко Христу и у Него просить - а он по смирению своему счел себя недостойным идти прямо к Учителю: лучше к ученикам сперва, что зря беспокоить, может быть, и они помогут? И только когда апостолы не помогли, тогда уж он дерзнул обратиться к Самому Господу Иисусу. Это говорит о его такой смиренной душе.

Все мы попадали в какие-то тяжелые ситуации, как и отец этого мальчика. Конечно, не у всех дети бесноватые в такой степени, чтобы прямо пена изо рта шла, но так или иначе наши дети подвержены духам нечистым. И не обязательно дети. Может быть, и люди, которых мы любим или в жизни которых каким-то образом участвуем. Или просто мы встречаемся с тем, что человек страдает, а мы не можем ему помочь - ничего у нас не получается, и мы даже и не знаем, как к этому подступиться. Очень часто так бывает. Кажется, руку дал бы на отсечение - но ничего сделать не можешь. И особенно трагично, когда это связано с нашими детьми. Вот видишь: твой любимый сын, или дочь, или внук, или племянник заблудился, делает совершенно не то, что нужно, а прямо наоборот. И хоть ему говори, хоть не говори, есть даже такое выражение: хоть кол на голове теши. Ты его хоть наказывай, хоть не наказывай, хоть в угол ставь, хоть конфеты дари - как об стену горох, ничего не помогает, и мы в отчаянии, потому что видим, что человек идет не той дорогой.

Вот Тарас Бульба когда узнал, что сын его Андрий пошел не той дорогой, то настолько возмутился, что его застрелил. Сказал: "Я тебя породил, я тебя и убью" - потому что не мог видеть, как родной сын стал предателем. Он решил так: боль об утрате сына мне перенести легче, чем боль от того, что он предатель. Настолько это трагично для родителей, настолько им больно, когда дети делают не то, что нужно. Но дети, к сожалению, этого не понимают, как не понимали мы сами, когда были маленькими и мучили своих родителей и издевались над ними.

Господь спросил отца: давно это с мальчиком? Он говорит: с детства. Спрашивается, чем ребенок успел прегрешить, что в него вселился дух нечистый? Этот вопрос Господь задал не случайно. То, что с мальчиком произошло, произошло по вине его родителей. Дети часто страдают по вине родителей - и те, глядя на своих детей и терзаясь от их злостного поведения, или от их несчастий, или их болезней, получают кару за то, что они некогда согрешили. В чем согрешили родители этого мальчика, в Евангелии не открыто, но Господь недаром заострил этот момент, чтобы и нам понять: отец страдал не зря, это было для него очень нужно. И мы видим, как в результате этого страдания, сопереживания своему сыну он приобрел замечательные качества души - смирение и кротость.

Отец обратился к Иисусу с последней надеждой: спаси. И Господь от всей души этого хотел. Он сказал: "Род неверный!.. доколе буду терпеть вас". Господь же видел, что отрок не имеет вины, и поэтому захотел изгнать из него духа нечистого, тем более что и отец его во многом преуспел: и смирения достиг, и терпения, и кротости. Поэтому Спаситель решил ему помочь и говорит: у тебя вера есть, ну хоть какая-нибудь, хоть чуть-чуть? И тут произошло нечто странное. Отец со слезами воскликнул: "Верую, Господи! помоги моему неверию". То есть он от всей души хотел веровать, но веры этой, он видел, недостаточно, и он обратился с молитвой к Богу, чтоб Господь веру его увеличил. И Господь, по его молитве, тут же дал ему веру и тут же, по этой вере, исцелил отрока.

То есть то, что Господь задумал Своим промыслом, то и исполнилось: за грехи свои человек был наказан болезнью сына, и эту болезнь он переносил без ропота, с терпением и достиг смирения - значит, наказание ему пошло на пользу. "Наказание" - это ведь значит "учение". "Наказывать" в переводе на русский язык означает "учить", то есть болезнь сына научила его. Для чего Господь пришел на землю? Чтобы нас спасти, чтобы всем людям даровать веру. И мы видим: отец достиг веры. Значит, наказание уже не нужно, он уже всему, чему нужно, научился, поэтому отрок может быть исцелен - и вот он исцелен.

Отец возопил к Богу, помолился ото всей души - и Господь пришел на помощь. Так же надо поступать и нам, когда мы попадаем в безвыходные обстоятельства. Есть такое выражение: плетью обуха не перешибешь. Бывает ситуация, когда мы не можем ничего изменить, это не в наших силах. Что нам тогда делать, к чему прибегать? Нужно прибегать к молитве. Из Евангелия мы знаем, что если человек имеет веру малую, как зерно горчичное, и если он с этой малой верой скажет горе: подвигнись и ввергнись в море - то гора эта пойдет и в море упадет. Но у нас нет и такой веры. Поэтому когда мы в чем-то нуждаемся, или хотим изменить как-то обстоятельства своей жизни, или помочь другому человеку, или свое дитя поставить на путь истинный, а оно на этот путь истинный вставать никак не хочет, то мы можем только вопить к Богу, чтобы Бог укрепил в нас веру в то, что Он знает все, что происходит вокруг нас, и Он видит это, и Он хочет нас всех исцелить и исправить, только ждет от нас веры и молитвы.

Поэтому будем стараться молиться долго, молиться с величайшим терпением, учиться глубочайшему смирению для того, чтобы наша молитва была услышана. Ведь если наше прошение не исполняется, то это не потому, что Господь не хочет его исполнить. Молитва наша бывает без плода, потому что в ней еще нет достаточной веры и смирения. А когда вера и смирение будут у нас в нужной степени, именно в той, какой хочет от нас Господь, тогда молитва наша и будет исполнена, только тогда. Этому как раз и учит сегодняшнее Евангелие. Но не только этому.

Когда ученики спросили у Него: Господи, а почему же мы не могли его исцелить? - Господь сказал: род сей изгоняется только молитвой и постом. И этот ответ Его относится ко всем нам, потому что каждый из нас в свою меру тоже бесноватый, у каждого бесы душу его посещают: бес сомнения, например, бес уныния, отчаяния, обжорства, лукавства, блуда, злобы, жадности,- когда мы заглянем в свою душу, там много всяких бесов. И если этого отрока бес пытался то в огонь, то в воду бросить, чтобы его погубить, то бесы, которые воюют в нас, для того, чтобы нашу душу тоже погубить, внушают нам всякие мысли. И мы часто вместо того, чтобы бороться с этими бесами, им поддаемся, потому что мысли, которые они нам внушают, мы считаем нашими собственными. Поэтому каждый из нас тоже нуждается в освобождении ото всего бесовского. И вот Господь нам дает прекрасный ответ: род сей изгоняется молитвой и постом.

Возьмем в пример какого-нибудь беса - допустим, раздражения. Каждый из нас в той или иной степени этим бесом одержим, и Господь хочет, чтобы мы от него избавились. Как же Он нам в этом помогает? Обязательно к каждому человеку, который одержим бесом раздражения, приставляется некто, кто его постоянно раздражает, и этот некто будет все время рядом с ним - таков промысл Божий. Нам хочется избавиться от этого человека, нам хочется, чтобы он пропал, ушел, заболел, чтобы больше его не видеть. Но если он уйдет, то мы от беса никогда не избавимся, потому что, стоит раздражителю исчезнуть, как бес утихнет. Поэтому Господь так устраивает, что раздражитель всегда рядом с нами. И Господь ждет, когда же наконец мы поймем, что наше раздражение нужно не на этого человека или это обстоятельство изливать, которое нас раздражает, а, наоборот, на себя.

Как же происходит исцеление? Нужно непрестанно просить Бога о том, чтобы Господь избавил от раздражения, чтобы Он помог потерпеть, чтобы Он помог смириться, чтобы Он помог увидеть и доброе в этом человеке, а те линии его характера, его души, которые нас раздражают, чтобы они для нас не были так терзательны. Об этом нужно постоянно молиться Богу, молиться долго. А второе, что требуется,- это воздержание, то есть пост. Нам нужно постоянно воздерживаться. Что бы этот человек ни выделывал, как бы он себя ни вел, надо стараться изо всех сил, какие у нас только есть, на провокацию эту не поддаваться, потому что бес хочет, чтобы мы свое раздражение вылили - и тогда он от нас отступает.

Ведь избавиться от страдания можно двумя способами. Вот, например, меня мучает жажда. Как я могу избавиться от этого? Выпил воды - и сразу страдание прошло. А могу и усилием воли преодолеть эту жажду. Но если я выпью стакан воды, то через некоторое время опять захочу пить. А если я усилием воли преодолею жажду, то я пить не захочу, я отсеку это желание. Так же и с раздражением. Вот меня какой-то человек раздражает и все-таки вывел из себя: я его стукнул, или накричал на него, или если он для меня опасен, то я не стал ему ничего в глаза говорить, а когда он вышел за дверь, я про него сказал, что он такой-сякой, что он надоел, то есть излил пусть не на него, но еще на кого-то свое раздражение - и мне стало легче. Это называется зло сорвать. Каждый знает: срываешь зло - и сразу легче. Но вот он опять вошел - и опять раздражение. То есть облегчение бывает на секунду только, а потом мучаешься опять, и опять, и опять. И так день, два, месяц, год, десять лет. Спрашивается: не надоело ли? Если надоело, тогда надо это преодолевать. Нужно молиться за этого человека, нужно терпеть его, нужно изо всех сил стараться не раздражаться и не выливать свое раздражение ни на него, ни на кого другого. Тогда пройдет не пять, не десять лет, а год или полтора, и раздражение уйдет. Хотя этот путь более трудный, но более спасительный и эффективный. Вот чему учит нас сегодняшнее евангельское чтение.

А в конце этого Евангелия мы вдруг слышим: "Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись". Спрашивается, почему в рассказ об исцелении отрока входят слова о том, что Христу должно пострадать? Этим самым евангелист Марк и Святая Церковь напоминают нам, что жизнь духовная - это не курорт, а это есть сплошное страдание, потому что нужно постоянно себя перемалывать, постоянно себя переделывать, постоянно делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. И это очень трудно и требует мужественной и твердой души. Поэтому Господь так и устроил премудро, что слова о Его крестном страдании завершают это Евангелие.

Так что если мы хотим избавиться от духов нечистых и если мы хотим, чтобы от этих духов избавились наши дети, наши внуки, наши племянники, наши мужья, наши жены и вообще все люди, которые нас окружают, то нам нужно настраиваться на то, чтобы учиться молиться и смиряться, нужно настраиваться на очень долгую внутреннюю борьбу с собой и на очень долгое терпение, потому что только через долготерпение в человеке возникает смирение. А уж когда возникает смирение, тогда возникает в нем истинная молитва. И если молитва эта будет сопряжена с истинной верой, то действительно гора сдвинется.

Но гору-то сдвинуть относительно легко, гораздо сложнее сдвинуть человека. Каждый из нас по опыту знает, что перемыть полы в доме намного легче, чем прочитать правило ко святому причащению, хотя вроде стоишь, читаешь, ничего не делаешь. Гораздо легче что-нибудь делать руками, чем своим сердцем. Поэтому гору сдвинуть с места на место - это ерунда, это не составляет большого труда. Гораздо труднее передвинуть человека с пути плотского на путь духовный. Но и это возможно, и эти чудеса будет совершать Господь по нашей молитве и по нашей вере.

Поэтому нужно молиться Богу постоянно и долго, чтобы Господь нашу веру укрепил, укрепил и веру в промысл Божий, укрепил и терпение, научил нас смирению, чтобы наша молитва не осталась без плода и мы могли бы и сами от духов нечистых избавиться, и помочь близким нашим. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,

20 марта 1988 года

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.