Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-12-21 | 145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса. Актуальность формирования ответственного родительства в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией модернизации общего образования, Законом «Об образовании в РФ», а также рядом других источников. Несмотря на это, реализация культурно-образовательного и воспитательного потенциала семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных сегодня.
Таким образом, современный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
|
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений, психологов и других специалистов. Для оказания помощи практическим работникам в организации взаимодействия с семьей, ориентированного на профессиональное становление родительской компетентности, авторским коллективом была разработана программа формирования ключевых компетенций родителей для различных категорий слушателей: обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, педагогических работников и собственно родителей.
Задачи становления ключевых компетенций родителей:
|
· в области информационной компетенции:
o содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик;
o способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях;
o конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей;
· в области мотивационной компетенции:
o способствовать становлению устойчивой потребности к реализации воспитательной функции; содействовать развитию интереса родителей как педагогов детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития;
o способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции;
· в области технологической компетенции:
o содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания;
o способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального);
o формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства;
· в области коммуникативной компетенции:
o способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге;
o формировать способы бесконфликтного взаимодействия;
o обогащать сферы межличностных отношений;
· в области рефлексивной компетенции:
o способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания;
o содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.
|
Таким образом, проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Решение данной проблемы основано на следующих принципах:
· первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
· достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
· практикоориентированности и адресность информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в конкретных условиях жизни);
· взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
· развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
· гуманизации отношений и общения;
· системности воспитательных воздействий на ребёнка;
· преемственности развивающих и воспитательных действий семьи и коллектива образовательного учреждения в формировании социокультурного опыта ребёнка.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала является механизмом формирования родительской компетенции, поскольку представляет собой:
ü систему, предоставляющую родителям ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
ü особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
ü процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:
|
ü научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации в процессе формирования личности ребёнка (подростка);
ü создание в регионе, в образовательнойорганизации системы психолого-педагогического образования родителей;
ü формирование основ семейного воспитания у обучающегося;
ü вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.
В предлагаемой программе на теоретико-методологическом уровне обоснована целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения. Данная программа соответствует современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывает реальные возможности современного образовательного учреждения, определяет формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.
Условия реализации программы обеспечиваются:
- правом выбора руководителем образовательной организации программы (ряда программ) и технологии социально-психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся в вопросах повышения воспитательного потенциала их семей;
- возможностью создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму социально-педагогической помощи и поддержки младших школьников из цели и задач программы формирования ответственного родительства, потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, класса;
- особенностями повышения воспитательного потенциала семей обучающихся, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинуклеарные семьи);
- возможностями педагогических работников по самостоятельной систематизации предлагаемого учебного материала для родителей;
- методиками проведения учебных занятий с родителями в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями.
Для реализации разработанной программы целесообразно применять следующие технологии формирования ответственного родительства:
- непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;
- привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии.
Вся совокупность учебного материала компонуется вокруг центральных проблем, связанных с закономерностями развития ребенка. Такое построение программы формирования ответственного родительства обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей, а также обеспечивает формирование у родителей навыков:
|
- психолого-педагогического взаимодействия с детьми;
- анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем;
- профилактики девиантного поведения у детей;
- создания единого воспитательного пространства «семья - образовательная организация - ребенок».
В основу программы по формированию родительской компетентности положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого обучающегося в активную разноплановую творческую деятельность. Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.
Реализация предлагаемой программы включает в себя ряд этапов. Во-первых, определение через диагностические процедуры потребности родителей в повышении воспитательного потенциала своей семьи и кадровых ресурсов образовательного учреждения для его организации, то есть реализовать на практике аналитико-диагностический этап. Особая роль при любой форме организации повышения родительской компетентности отводится диагностике, опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. В качестве исходной диагностики рекомендуется выявить уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой), уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко) и др. Выявленные в ходе таких исследований запросы современной семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога и др.), которые могут охватить всех учащихся класса и их родителей педагогической, социально-педагогической и психологической диагностикой, и, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с детско-родительской аудиторией.
Во-вторых, в рамках реализации проектировочного этапа определить цели и задачи программы (под ними понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям родителей), разработать ее содержания, подобрать соответствующие критерии успешной реализации программы родительского просвещения на практике. При реализации вариативной части программы, в процессе совместного обсуждения со специалистами, заявленные родителями темы распределяются между узкими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог и др.) и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.).
Опыт проведения занятий по программе показывает, что их эффективность достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, педагогов-психологов, медицинских работников, социальных педагогов и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в классе (группе), во взаимном обмене опытом семейного воспитания, проведение психолого-педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбор конкретных педагогических ситуаций и решение практических задач с родителями и их компетентным комментарием специалистов.
И, наконец, на рефлексивном этапе проводится совместная оценка полученных результатов реализации программы, внесение корректив в ее содержание. Подведение итогов проведенных занятий с использованием разнообразного диагностического инструментария позволяет определить ее результативность, актуальность содержания для родителей, а также собрать необходимый материал для следующих занятий. Результативность работы по становлению родительской компетентности отслеживается как по динамике показателей ее основных компетенций, так и по общим достижениям в личностном развитии детей, в установлении диалогового общения, в росте удельного веса и признании особого статуса семьи в решении воспитательных задач.
Содержание программы представлено по блокам, отражающим:
ü разные периоды возрастного (ранний, дошкольный возраст, подростковый и др.) и личностного развития в условиях семейного воспитания,
ü разные направления становления личности (речевая, познавательная, социальная, экологическая, художественно-эстетическая и др.) в семье и образовательной организации,
ü воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.),
ü технологии реализации воспитательного потенциала семьи.
Структурно каждый блок представлен:
· содержанием, отражающим разные сферы социальной, физической, художественно-эстетической, экологической, гностической культуры, доступной восприятию и освоению родителями в процессе становления их ключевых и сопутствующих компетенции;
· литературой для педагогических работников, раскрывающей основные задачи, методы и формы становления родительской компетентности;
· литературой и сайтами для родителей, обогащающими их информационное поле по разным проблемам воспитания ребенка в семье, способствующими становлению технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций;
· методическими рекомендациями для специалистов по организации занятий с родителями;
· заданиями для детско-родительского взаимодействия;
· психолого-педагогическими ситуациями для родителей;
· практико-ориентированными или тренинговыми упражнениями для родителей;
· материалом для контроля и самоконтроля (тесты, вопросы, задания).
Программный материал реализуется в течение года. Формы реализации могут быть различны: родительский клуб, гостиная, консультативно-тренинговая, консультативная и др.
Режим реализации: 1-2 занятия в месяц; одно занятие – теоретическое (консультация, беседа, беседа с элементами консультации, вопросно-ответная форма и т.д.); одно занятие – практическое (практикум, анализ ситуаций, решение педагогических задач, моделирование игровых ситуаций, рефлексия собственной деятельности, работа с литературой, игровыми пособиями и т.д.).
В работе с педагогическими кадрами ключевыми моментами являются изучение нормативно-правовых основ взаимодействия образовательной организации с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения и овладение содержанием психолого-педагогической диагностики семьи и обучающихся. На этом этапе важно учитывать границы профессиональной компетентности воспитателя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, что обеспечивает необходимость профессиональной интеграции и создает основу для четкого разграничения полномочий специалистов группы поддержки.
Специалистам образовательного учреждения, работая с родителями, рекомендуется соблюдаться принципы организации и проведения социально-педагогического тренинга (добровольность участия, компетентность ведущего и т.д.), а также должны учитываться социальный опыт родителей.
Целесообразно отметить условия, направленные на повышение результативности реализации данной программы:
- индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку: по мере выявления детей из дисфункциональных семей: составляется индивидуальная программа социально-педагогической поддержки с учетом возможностей кадрового потенциала образовательного учреждения и участия родителей и обучающегося; индивидуальная программа постоянно контролируется и должна быть открытой для дальнейшей коррекции;
- «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи: значимость социальных контактов детей в реальной жизни; совместная общепринятая деятельность (в том числе и игровая) способствует успешной социализации;
- вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых, оказывающие положительное воздействие на формирование у общества положительного социального отношения к семье и на протекание процесса социализации детей.
Таким образом, организация работы образовательной организации с семьей предполагает:
- паспортизацию семей и детей группы «социального риска»;
- составление характеристик данной категории семей;
- организацию углубленной диагностики (педагогической, социально-педагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей, воспитывающихся в ней;
- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи, формирование ответственного родительства через разработку программ формирования ответственного родительства для каждой категории детей, построенных с учетом результатов диагностики, особенностей социума;
- организацию совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей;
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей;
- оказание практической поддержки родителям в повышении их психолого-педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства;
- активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации детско-родительских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений;
- профессиональная интеграция специалистов образовательного учреждения в организации социально-психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями, а также в реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации.
Специалисты образовательного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог и другие), родители и обучающиеся являются непосредственными субъектами реализации программы, а родители, кроме того, одним из заказчиков образовательных услуг.
Следовательно, интеграция специалистов образовательного учреждения и семьи в процессе повышения психолого-педагогической компетентности семьи заключается в:
- классификации проблем семьи и образовательной организации в процессе реализации программы;
- оценке состояния социальной ситуации развития ребенка и системы социальных связей, в которых он находится;
- во владении экспресс-методиками для диагностики и психолого-педагогической, социально-педагогической коррекции семейных отношений.
Результаты реализации программы во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий, тщательно подобран диагностический инструментарий
Первое занятие с родителями школьников организуется в форме социально-педагогического практикума по диагностике родителей в потребности психолого-педагогических знаний, по результатам которого определяются ключевые темы работы педагогического коллектива с семьями в конкретном классе.
Заключительное занятие по программе рекомендуется провести в форме «круглого стола», которое проходит под знаком дальнейшего совершенствования содержания и форм организации реализации Программы. Одной из задач «круглого стола» может являться обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов Программы и итогов работы школы за истекший период.
Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для них время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки.
Таким образом, реализуя предлагаемую программу, специалисты образовательного учреждения смогут создать условия для повышения у родителей компетентности в вопросах воспитания.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!