Особенности структуры мотива и мотивации на разных этапах возрастного развития. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности структуры мотива и мотивации на разных этапах возрастного развития.

2019-12-21 355
Особенности структуры мотива и мотивации на разных этапах возрастного развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура каждого конкретного мотива выступает как основание действия, поступка человека, Е. П, Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока:
- потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;
- блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценку своих возможностей (т. е. своих знаний, умений, качеств), оценку своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;
- целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности.
В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие - вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новому взглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути, в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.

Мотивация на разных этапах возрастного развития. Наиболее значимые изменения происходят на границе дошкольного возраста, хотя нельзя не согласиться с тем, что «сказать, с какого возраста появляются мотивационные, то есть сознательные, действия, чрезвычайно трудно». В дошкольном детстве разработанные интересы приобретают относительную устойчивость и начинает складываться индивидуальная мотивационная сфера ребенка. Появляются такие новые мотивы, как соревновательные, познавательные, достижения успеха и другие В младшем школьном возрасте идет дальнейшее обогащение мотивационной сферы, возникают новые интересы, желания. На первый план выходят учебные и познавательные мотивы, что закономерно связано с освоением новой ведущей деятельности, характеризующей этот возрастной период, – учебной.Л. И. Божович отмечает, что у младших школьников преобладают «непосредственно-действующие мотивы»; определяются также мотивы «знаемые».Совершенно особое место занимает в этом возрасте мотивы учения. Отечественными психологами В.Г.Асеевым, А.Н. Леонтьевым были выделены положительные и отрицательные стороны мотивация учения младших школьников [10, 7]. В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта интересов, любознательность. Детей этого возраста интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят даже в программу школы.Любознательность является формой проявления умственной активности ребенка Вместе с тем имеются и отрицательные характеристики мотивации младших школьников. Прежде всего, это особенностей интересов детей данного возраста. Интересы являются не устойчивыми, малосознательными, недостаточно действительными.Данная работа посвящена выявлению наиболее эффективных средств повышения мотивации на среднем этапе обучения, что соответствует подростковому возрасту. Для этого необходимо подробно рассмотреть особенности данного этапа развития ребенка.Подростковый возраст характеризуется устойчивостью мотивов, наличием доминирующего интереса. Интерес не редко приобретает характер влечения. А.К. Маркова выделят положительные, благоприятные особенности мотивации в этом возрасте: общая активность подростка, стремление к самостоятельности, увеличение широты разнообразия интересов в сочетании их с избирательностью, дифференцированностью, возрастание определенности и устойчивости интересов и другие Негативная мотивация детерминируется такими причинами, как трудность во взаимоотношениях с другими людьми, отрицательное отношение к готовым знаниям, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностью использования их в будущем, избирательный интерес к каким-то одним предметам.

31. Возрастные изменения направленности личности В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманистическую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы общественной работы школьников с общественной направленностью могут существенно различаться от таковых у лиц, не имеющих такой направленности.Д. И. Фельдштейн выявил, что большинство подростков (55 %) характеризуются индивидуалистической акцентуацией. При этом пик индивидуалистической направленности приходится на средних подростков, а к старшему подростковому возрасту доля индивидуалистов несколько уменьшается; общество, другие люди интересуют их опосредованно, через самих себя. Девочек с гуманистической направленностью значительно больше, чем мальчиков, в то же время больше мальчиков с эгоистической направленностью личности. Д. И. Фельдштейн связывает эти различия с социальными ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола. От женщины общество ждет в большей степени дисциплинированности, исполнительности, чем самостоятельности и независимости, в большей степени способности сопереживать, принимать чужую точку зрения, чем отстаивать свою. Женщина в большей степени должна быть лояльна, терпима, уметь прощать и уступать, что в значительной мере соответствует гуманистической направленности личности. Роль мужчины предписывает мальчику более мужественное, активное, самостоятельное и агрессивное поведение, большую независимость суждений и поступков. Таким образом, его поведение более индивидуалистично.У младших подростков, по данным Д. И. Фельдштейна, самый высокий процент с индивидуалистической акцентуацией гуманистической направленности. Это, как считает автор, «остаточные» явления предыдущего возрастного периода: младшие школьники, как отмечают многие психологи, с готовностью откликаются на все виды совместной деятельности, с большим желанием помогают друг другу, ориентированы на интересы коллектива, хотя их коллективизм носит поверхностный характер и заключается в желании быть со всеми вместе. С депрессивной направленностью было 15 % младших подростков, а с суицидальной — 9 %.Среди средних подростков появляются лица, обладающие гуманистической направленностью с альтруистической акцентуацией (среди младших подростков таких вообще не было) и значительно снижается число лиц с депрессивной направленностью личности (до 4 %). Значительно увеличивается количество девочек с эгоистической направленностью (с 8 до 41 %) и уменьшается с индивидуалистической акцентуацией гуманистической направленности. Д. И. Фельдштейн связывает это с «обездоленностью» девочек в связи с упразднением в школах общественных организаций, в которых они занимали «руководящие посты» чаще, чем мальчики.Среди старших подростков (14–15 лет) число лиц с альтруистической акцентуацией гуманистической направленности возрастает (с 20 до 41 %). Уменьшается число подростков с эгоцентристской акцентуацией эгоистической направленности. В то же время увеличивается число девочек-подростков с суицидальной направленностью (до 17 %); мальчиков с такой направленностью не было.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.